Дела возникающие из публичных правоотношений возбуждаются

Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, производится по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными подразделом III ГПК РФ и другими федеральными законами.

К делам данной категории применяется большинство правил искового производства: правила оформления заявления и его подачи, возбуждения дела в суде, его подготовка к судебному разбирательству, нормы о судебных расходах и пр.

Между тем, по делам, возникающим из публичных правоотношений, невозможно заключить мировое соглашение, поскольку оно противоречит правовой природе дел данной категории. Не применяются при рассмотрении этих дел и правила заочного производства.

По общему правилу, установленному ГПК, суд принимает решение по заявленным требованиям, однако суд не связан этими требованиями и может выйти за их пределы, что связано с обеспечением судебного контроля над правомерностью действий субъектов власти.

Право суда признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа власти или местного самоуправления — еще одна особенность рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.

Возбуждение дел, возникающих из публичных правоотношений, происходит на основании заявления, оформленного по правилам статей 131,132 ГПК. Стороны в заявлении именуются заявителем и заинтересованным лицом.

В заявлении, кроме других обязательных требований, необходимо указать, какие конкретно решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы заявителя нарушены этими решениями.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов к заявлению должен быть приложен текст опубликованного нормативного акта.

Обращение заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Статья 247 ГПК устанавливает еще одно дополнительное требование для оставления заявления без движения — наличие спора о праве. Если, например, совместно с требованиями действий должностного лица незаконными, заявлены требования о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного такими действиями, оба требования подлежат рассмотрению в рамках искового производства.

По делам, возникающим из публичных правоотношений, для отказа в принятии заявления достаточно тождественности предмета требований. Совпадения оснований заявленных требований и тождественности сторон в таких случаях не обязательно.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности действий лежит на органе, принявшем нормативно — правовой акт, органах и лицах, чьи действия (бездействия) обжалуются.

Между тем, заявитель не освобождается от обязанности доказывания определенных обстоятельств: факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого нормативного акта или в результате совершения оспариваемых действий.

Есть еще одна особенность рассмотрения дел данной категории. В гражданском процессе обязанность собирания и представления доказательств по общему правилу возложена на лиц, которые участвуют в деле. По собственной инициативе суд не собирает доказательства.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд вправе истребовать доказательства по собственной инициативе. Предоставление суду такого права вызвано необходимостью осуществления контроля над законностью деятельности субъектов, наделенных властными полномочиями.

Суд вправе истребовать доказательства не только у должностных лиц, привлеченных к участию в деле, но и у тех должностных лиц, которые к участию в деле не привлечены.

В случае невыполнения требования суда о предоставлении доказательств по неуважительным причинам, на виновных лиц может быть наложен штраф. Кроме того, могут последовать и другие неблагоприятные последствия.

Так, в силу статьи 68 ГПК, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не предоставляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Для того, чтобы один и тот же нормативный правовой акт не мог оспариваться в суде неограниченное количество раз по заявлениям различных лиц в статье 250 ГПК установлен запрет на его повторное обжалование не только лицами, участвовавшими в деле, но и всеми иными лицами.

Тема 21. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Институт судебного контроля за законностью актов, решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, предусмотревший процессуальные особенности по этой категории дел, уравнивая процессуальные права заявителей и носителей публично-властных полномочий, является одним из основных условий справедливого судебного разбирательства.

Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов, за законностью действий и бездействий должностных лиц, применяющих нормы права по отношению к гражданам и организациям, за соблюдением избирательных прав субъектов избирательного процесса при проведении выборов, референдумов и т.п., способен быть соответствующим эффективным средством защиты.[43]

ГПК РФ приводит перечень категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, который является открытым:

— о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (гл. 24 ГПК РФ); — об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ);

— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (гл. 26 ГПК РФ);

— о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством РФ в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в РФ, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;

— об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Нормы, объединённые главой 23 ГПК, содержат общие положения, характеризующие данный вид судопроизводства в целом. Именно эти нормы позволяют отличать производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, от иных производств. Чаще всего такая необходимость появляется при разграничении производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и искового производства.

Основное отличие между ними заключается в том, что в исковом производстве рассматриваются гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В этом случае, в полной мере действует принцип диспозитивности и состязательности.

Для разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, характер этих правоотношений имеет огромное значение. В этих правоотношениях органы государственной власти или органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие обладают властными полномочиями и принимают те или иные решения, порождающие права или обязанности для физических лиц и организаций.

О самостоятельности каждой из сторон в своих действиях речь не идет.

Так, если орган государственной власти субъекта РФ выступает в качестве ответчика по делу о возмещении ущерба, то это будет исковое производство.

В том случае, когда в суде оспаривается решение, действие (бездействие) или нормативный правовой акт данного органа государственной власти субъекта, производство является возникшим из публичных правоотношений. Названные виды производств различаются и по предмету исследования. По делам, возникающим из публичных правоотношений, проверяется законность актов или действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В исковом же производстве исследуется право гражданское (право собственности, обязательство сторон, исполнение госконтрактов и т.п.). [44]

Подсудность (родовая) дел, возникающих из публичных правоотношений, определена ст. ст. 24, 26, 27, ч. 4 ст. 251 и ч. 2 ст. 254, ст. 259 ГПК РФ, из которых следует, что мировые судьи дела данной категории не рассматривают, а в районный суд подаются заявления, не указанные в ст. ст. 26 и 27 ГПК РФ.

Территориальная подсудность определяется в зависимости от характера дела, возникшего из публичных правоотношений. Заявления о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части подаются по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт (ч. 4 ст. 251 ГПК РФ). Заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих могут быть поданы по месту нахождения этих органов, должностных лиц, служащих или по месту жительства заявителя (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Подсудность заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме зависит от того, решение (уклонение от принятия решения) какой избирательной комиссии обжалуется.

В случае нарушения правил подсудности заявление возвращается заявителю.

Полномочия судов общей юрисдикции, в том числе и военных, по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений, определены ст. 245 ГПК РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ О военных судах Российской Федерации»[45]. Обеспечивая право на судебную защиту, данные нормы предоставляют возможность обратиться с заявлениями непосредственно гражданам и организациям РФ, чьи права нарушены, а также их представителям в объеме полномочий, выраженных в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Согласно ст. 398 ГПК РФ, правом на подачу заявлений обладают также иностранные граждане или лица без гражданства и иностранные юридические лица. Так, в п. 7 совместного Постановления от 1 июля 1996 г. N 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ), заявления указанных лиц о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления должны приниматься судами и рассматриваться в общем порядке.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностные лица могут обращаться с подобными заявлениями в интересах неопределенного круга лиц. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, законодательный орган субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также прокурор (военный прокурор).

В защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ с заявлениями могут обращаться кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные объединения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их представители, наблюдатели.

Каждый из названных субъектов может обратиться в суд при определенных условиях в зависимости от характера правового интереса, статуса и компетенции. Так, гражданин может это сделать только при нарушении непосредственно его субъективных прав. Правомочия на подобные обращения организаций определяются их уставами, а право на обращение в суд с заявлением в пользу нечленов организации должно быть специально оговорено.

Наибольший объем полномочий на обращение в суд с заявлением, вытекающим из публичных правоотношений, принадлежит прокурору.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.[46]

Это важно знать:  Служба в армии входит в трудовой стаж для начисления пенсии?

Дела, возникающих из публичных правоотношений рассматриваются в сроки, установленные для соответствующей категории дел. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а также при рассмотрении заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении установлены сокращенные сроки рассмотрения.

В судах первой инстанции дела, возникающие из публичных правоотношений, обычно разрешаются судьей единолично. Однако возможно и коллегиальное рассмотрение в составе трех профессиональных судей, если федеральный закон предусматривает такой порядок. В настоящее время такой состав суда предусматривается, в частности, ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[47].

По некоторым категориям дел, возникающих из публичных правоотношений, заявление должно быть подано в пределах установленного срока. Так, для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих он равен трем месяцам со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. По делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ срок подачи заявления зависит от того, о чем в заявлениях идет речь (ст. 260 ГПК РФ, ст. 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Заявления о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части подаются независимо от срока, прошедшего со дня издания актов.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, возбуждаются по заявлениям заинтересованных лиц. Данные заявления должны отвечать общим требованиям ст. ст. 131 и 132 ГПК, в частности, в заявлении должно быть точно указано, какие решения, действия (бездействие) нарушают права и свободы и на основании какого закона они должны быть признаны незаконными или недействующими. Заявление оплачивается государственной пошлиной. Размер государственной пошлины может быть уменьшен с учетом имущественного положения заявителя, либо ее уплата может быть отсрочена (рассрочена). Полное освобождение от уплаты государственной пошлины не предусмотрено.

Если при подаче заявления требования закона не были соблюдены, то заявление может быть оставлено без движения по правилам ст. 136 ГПК. Это может быть также сделано, когда будет установлено, что имеет место спор о праве с разъяснением заявителю необходимости оформления искового заявления с соблюдением требований ст. ст. 131 и 132 Кодекса. В частности, в порядке искового производства по правилам ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ должен обсуждаться вопрос о возмещении вреда государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов.[48]

Согласно ст. 248 ГПК в принятии заявления должно быть отказано тогда, когда имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете. В соответствии со ст. 250 ГПК с такими заявлениями не вправе обращаться не только заявители по первому делу, но и иные лица, не принимавшие участия в рассмотрении дела. При этом доводы заявителей правового значения не имеют. Они могут быть разными, однако их объединяет то, что они направлены на один предмет. В этой связи вопрос о предмете исследования является значимым и должен анализироваться по каждому заявлению. Предмет судебного исследования будет тем же, если все основные его характеристики совпадают, например, обжалуются те же действия (бездействие) должностного лица, или ставится вопрос о признании недействующим того же нормативного правового акта, той же правовой нормы или той же ее части. Если полного совпадения нет, то в части, выходящей за пределы предмета исследования по первому делу, второе заявление может быть принято к рассмотрению. В том случае, когда в рассмотренном деле исследовались одни правовые нормы, а в дальнейшем были приняты другие и в заявлении об этом идет речь, предмет рассмотрения будет другим.

По основаниям, установленным ст. 135 ГПК, возможен возврат заявления. При этом необходимо иметь в виду, что нормы, регулирующие производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, не предусматривают досудебного порядка урегулирования споров, т.е. обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Поэтому вопрос о том, располагал ли заявитель иными средствами защиты и воспользовался ли ими, не должен судом выясняться и заявление не может быть возвращено по этому основанию.[49]

Отличительной характеристикой дел, возникающих из публичных правоотношений, является невозможность предъявления встречных требований и принятия мер по обеспечению заявления, в частности, путем запрещения совершать какие-либо действия или приостановление действия нормативного правового акта. Исключение составляют дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, когда возможно приостановление их исполнения до вступления в законную силу решения суда.

Другим отличием дел данной категории от искового производства является отсутствие третьих лиц, как заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, так и не заявляющих таких требований. В то же время в процесс могут вступать заинтересованные лица. Таковыми, например, могут быть признаны органы юстиции, зарегистрировавшие нормативный правовой акт, являющийся предметом обжалования. Данные лица, участвующие в деле, имеют все процессуальные права и несут все процессуальные обязанности.

Подготовка дел данной категории к судебному разбирательству имеет свои особенности. Так, согласно ч. 1 ст. 249 ГПК , обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лица, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Поэтому при проведении подготовки дела к судебному разбирательству, определяя, какие обстоятельства имеют значение для дела, суд обязывает указанные выше органы и лица представить соответствующие доказательства. При вступлении в процесс заинтересованных лиц на них также может быть возложена обязанность представлять доказательства.[50]

Должностные лица, не исполняющие требования суда о представлении доказательств, могут быть подвергнуты штрафу. Представляя доказательства по своей инициативе, сторона — заинтересованное лицо обязана указать, какие обстоятельства подтверждают каждое из них. Поскольку данная норма возлагает бремя доказывания на орган публичной власти или должностных лиц, то, соответственно, заявитель освобождается от представления таких доказательств. Вместе с тем он должен привести доводы в обоснование правомерности обращения в суд с таким заявлением, т.е. доказать факт нарушения своих прав. Если такие доводы отсутствуют, то на основании ст. 136 ГПК заявление должно быть оставлено без движения и предложено в разумные сроки устранить имеющиеся недостатки. В случаях, когда факт нарушения субъективных прав заявителя не подтверждается, то в принятии заявления должно быть отказано на основании ч. 1 ст. 134 ГПК.

При подготовке дела, возникшего из публичных правоотношений, возможно проведение предварительного судебного заседания при необходимости процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определения достаточности доказательств по делу, исследования фактов пропуска сроков исковой давности.[51]

При отсутствии в судебном заседании представителей органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностных лиц разбирательство откладывается по правилам ст. ст. 167 и 169 ГПК. Согласно ч. 4 ст. 246 ГПК суд может признать явку указанных лиц обязательной, а в случае их неявки возможно наложение штрафа в размере до одной тысячи рублей.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

Главным отличием дел, возникающих из публичных правоотношений, является то, что суд в ходе рассмотрения дела занимает более активную позицию, чем при исковом производстве, и в большей степени помогает заявителю для обеспечения процессуального равноправия сторон. По делам данной категории суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и должен всесторонне исследовать конкретную правовую ситуацию. Если, к примеру, заявитель ссылается на несоответствие нормативного правового акта вышестоящему нормативно-правовому акту, суд, в случае необходимости, может по своей инициативе истребовать сведения о процедуре его принятия и, установив ее нарушение, по этому основанию признать нормативный правовой акт недействующим.[52]

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не вправе вторгаться в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Если совершение тех или иных действий, принятие актов законом не урегулированы, то суд не вправе обсуждать эти вопросы с точки зрения целесообразности и своих представлений о том, как следовало бы поступить.

По делам данной категории не предусмотрено заключение мирового соглашения.

Судебное решение по делам данной категории должно отвечать общим требованиям, закрепленным в гл. 16 ГПК РФ.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел, возникающих из публичных правоотношений:

  1. по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  2. по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  3. по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
  4. иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Производство по данным категориям дел проводится по правилам, предусмотренным для искового производства.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяется правило заочного решения, что обусловлено распределением обязанности по доказыванию и статусом сторон.

Сторонами по делам, возникшим из публичных правоотношений, являются заявитель и заинтересованное лицо.

Заявителем признается лицо, чье право нарушено или оспаривается посредством вынесения нормативного акта, решением, действиями или бездействием должностного лица, государственных и муниципальных служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Заинтересованным лицом признается лицо, которое привлекается судом в качестве так называемого ответчика.

Заинтересованным лицом являются должностное лицо, государственный или муниципальный служащий органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые и приняли нормативный акт, решение, совершили действие или же бездействие, чем было нарушено право заявителя.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку на судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Это важно знать:  Комиссия банка за обслуживание счета является законной. Решение суда

В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ст. 247 ГПК РФ).

Основанием для рассмотрения дела, возникающего из публичных правоотношений, является заявление заявителя, к которому предъявляются требования, предусмотренные для искового заявления (ст. 131, 132 ГПК РФ).

В заявлении также должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Стоит отметить, что основанием для отказа в принятии искового заявления может быть несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора между сторонами.

В делах, возникающих из публичных правоотношений, не требуется обращения заявителя в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, и оно не является обязательным условием для подачи заявления в суд.

Особенностью производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, является отсутствие спора о праве.

Если же при подаче заявления в суд будет установлено, что имеется спор о праве, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ.

Основанием для отказа в принятии заявления (а если заявление было принято, то для прекращения производства по делу, возникшему из публичных правоотношений) является решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 249 ГПК РФ).

Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.

Судебное решение, вынесенное по делам, возникшим из публичных правоотношений, вступает в законную силу после истечения срока на обжалование (10 дней).

Однако имеется одна особенность при вступлении судебного решения в законную силу.

Одно из свойств вступившего в законную силу судебного решения — обязательность — действует по-иному.

Как правило, судебное решение, вступившее в законную силу, становится обязательным для круга лиц, участвующих в производстве по делам, возникшим из публичных правоотношений.

Судебное решение после вступления в законную силу становится обязательным для категории граждан, на которых распространяются нормативный акт, решение должностного лица, государственного или муниципального служащего органов государственной власти, местного самоуправления.

Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Основанием для возбуждения производства по делам о признании недействующими нормативных актов полностью или в части является заявление.

Правом на подачу заявления обладают (ст. 251 ГПК РФ):

  1. гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и сво боды, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами;
  2. прокурор в пределах своей компетенции с заявлением о признании нормативного акта противоречащего закону в части или полностью;
  3. Президент РФ;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательный (представительный) орган субъекта РФ;
  6. высшее должностное лицо субъекта РФ;
  7. орган местного самоуправления;
  8. глава муниципального образования, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена их компетентность.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Согласно ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ разрешает:

1) дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления и другие категории дел. К заявлению об оспаривании нормативного акта приобщается копия оспариваемого нормативного акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного акта не приостанавливает действие нормативного акта, который оспаривается.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение 1 месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора.

В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращения производства по делу.

Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда не обязательно (ст. 252 ГПК РФ).

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа го сударственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица (ст. 253 ГПК РФ).

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Юридические лица также имеют право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

На практике многие служащие правоохранительных органов, имеющие доступ к секретной информации, государственной тайне, обращаются в суд за разрешением на выезд за пределы РФ.

Так возникают конфликтные ситуации на местах.

ГПК РФ предусмотрена норма, которая гласит, что данное заявление подлежит оставлению без удовлетворения.

Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет категории решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, которые могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства (ст. 255 ГПК РФ).

К таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

  1. нарушены права и свободы гражданина;
  2. созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
  3. на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

В гражданском процессуальном праве имеют место сроки давности, и, как правило, они регулируются положениями ГК РФ.

Общий срок давности составляет 3 года.

Гражданский кодекс РФ в ст. 208 предусматривает требования, на которые общий срок давности не устанавливается вообще или в пределах иного времени.

В ч. 1 ст. 197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком исковой давности. Для обращения в суд с заявлением о возбуждении производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ГПК РФ устанавливает специальные сроки исковой давности.

Часть 1 ст. 256 ГПК РФ указывает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

При этом в суде он должен доказать, что данное решение, действие (бездействие) не было ему известно ранее.

Однако пропуск трехмесячного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Гражданским процессуальным кодексом РФ также установлены специальные сроки рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия), которые составляют 5 дней.

В течение 5 дней суд с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривает заявление по существу и выносит решение.

Если же суд признает заявление гражданина или юридического лица обоснованным, то принимает решение, которым обязует соответствующий орган или лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина, юридического лица или препятствие к осуществлению прав и свобод.

В течение 3 дней со дня вступления в законную силу судебного решения суд направляет свое решение для исполнения, которое должно быть исполнено в течение 3 месяцев с извещением об исполнении судебного решения суда, гражданина, юридического лица, чье право было нарушено или созданы препятствия для реализации своих прав и свобод.

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Правом на обращение в суд с заявлением по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ обладают:

  1. избиратели;
  2. участники референдума;
  3. кандидаты и их доверенные лица;
  4. избирательные объединения и их доверенные лица;
  5. политические партии и их региональные объединения;
  6. иные общественные объединения;
  7. инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители;
  8. иные группы участников референдума и их уполномоченные представители;
  9. наблюдатели;
  10. прокурор;
  11. Центральная избирательная комиссия РФ;
  12. избирательные комиссии субъектов РФ;
  13. избирательные комиссии муниципальных образований;
  14. окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии;
  15. соответствующие комиссии референдума.

Всех участников производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ можно разделить согласно юридическому интересу, по поводу которого участники и обращаются в суд.

Участники данного вида производства, начиная от избирателя и заканчивая прокурором, обращаются в суд с заявлением, если считают, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ.

Участники, начиная с центральной комиссии и заканчивая комиссиями референдума, обращаются в суд с заявлением, если считают, что имеется нарушение законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандида том, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

Это важно знать:  Пошаговая инструкция открытия обособленного подразделения в 2020 году

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирателем признается гражданин РФ, который обладает активным избирательным правом.

В конституционном праве разграничивают активное и пассивное избирательное право.

Активным правом обладает гражданин, который избирает, пассивным правом обладает гражданин, которого избирают.

Активным избирательным правом обладает гражданин, местожительство которого расположено в пределах избирательного округа.

Пребывание гражданина РФ вне его местожительства во время проведения в округе, в котором расположено данное местожительство, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления.

Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, местожительство которого расположено за пределами избирательного округа.

Гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, — быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин РФ, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или со держащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

В связи с правовой природой избирательных прав и прав на участие в референдуме гражданина РФ ГПК РФ устанавливает сроки обращения и рассмотрения заявлений (ст. 260 ГПК РФ):

  1. заявление в суд может быть подано в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме;
  2. заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения;
  3. заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за 8 дней до дня голосования;
  4. после опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение 1 года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 5 дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно.

В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи.

Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение 3 дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшест вующего дню голосования, а в день голосования — немедленно.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд.

Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за 3 дня до дня голосования.

Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд.

В процессе рассмотрения и разрешения дела по существу не могут быть применены в качестве мер по обеспечению иска:

  1. наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;
  2. запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Что касается обжалования судебных решений, вынесенных по данным категориям дел, то кассационная жалоба на решение суда или частная жалоба на определение суда могут быть поданы в течение 5 дней со дня принятия судом решения или определения (ст. 261 ГПК РФ).

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений

Публичные правоотношения – это правоотношения, возникающие при деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных органов.

В нашей стране в настоящее время идет реформа государственного управления. Федеральная власть передала в ведение органов местного самоуправления большое количество вопросов, ранее относившихся к компетенции государственных структур. Ни для кого не секрет, что уровень подготовки специалистов органов местного самоуправления довольно низок. В результате должностные лица государственных органов допускают грубейшие нарушения законодательства, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов граждан. Законодательством предусмотрен специальный порядок рассмотрения данной категории дел.

Дела, вытекающие из публичных правоотношений, рассматриваются судами в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Закон устанавливает исчерпывающий перечень дел, вытекающих из публичных правоотношений, который перечислен в ст. 245 ГПК РФ:

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В ряде случаев в федеральных законах, устанавливающих порядок обжалования спорных правоотношений, прямо указано, в каком порядке происходит обжалование. Данная категория дел имеет свои особенности.

Статья 246 ГПК РФ закон предусматривает специальный порядок:

1. Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в данной главе, разделах 24–26 ГПК РФ и другими федеральными законами (см. ниже).

2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

3. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

4. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Поясним, на основании чего суд приступает к рассмотрению дела, возникшего из публичных правоотношений.

Статья 247 ГПК РФ устанавливает следующий порядок обращения в суд:

1. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.

В заявлении должно быть указано: какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

2. Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. 3. В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК РФ (см. выше). В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление. Статья 248 ГПК РФ устанавливает, что отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений, допускается, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Требование закона вполне объяснимо, так как суд ранее уже вынес решение по данному спору, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда. В этом случае нет никакой необходимости в повторном рассмотрении дела.

Для данной категории дел закон устанавливает специальные правила доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности.

Статья 249 ГПК РФ устанавливает следующий порядок распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений:

1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). 2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Как видно из содержания данной статьи закон возлагает обязанность доказывания на ответчика. В этом и состоит принципиальное отличие от искового производства, где обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в суд.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Статья написана по материалам сайтов: ub-s.ru, studopedia.ru, be5.biz, www.finexg.ru.

»

Предыдущая
ДругоеБыт - Part 4
Следующая
ДругоеЗайм студентам на карту без отказа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector