Для какой цели открывается исполнительно производство

В ст. 2 Закона об исполнительном производстве Задачи исполнительного производства» предусмотрено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам РФ.

Нетрудно заметить, что в ст. 2 Закона об исполнительном производстве, несмотря на ее наименование, объединены как цели, так и задачи исполнительного производства.

Целями являются:

— защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;

— обеспечение исполнения обязательств по международным договорам РФ.

Задача исполнительного производства — правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение иных документов.

Норма ст. 2 Закона об исполнительном производстве терминологически весьма схожа с аналогичной нормой ст. 2 ГПК РФ. В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и иных субъектов. В данном случае наблюдается не только терминологическое, но и смысловое, идеологическое сходство соответствующих норм. Налицо ситуация, когда задачи исполнительного производства в части исполнения судебных актов являются органичным продолжением задач гражданского судопроизводства, причем как задачи гражданского судопроизводства, так и задачи исполнительного производства направлены на реализацию единой общей цели, определенной ст. 2 ГПК РФ и ст. 2 Закона об исполнительном производстве, — защита нарушенных праву свобод и законных интересов граждан и организаций, публичных субъектов. Вспомним также процитированную в гл. 1 позицию ЕСПЧ о гарантиях обеспечения исполнения судебного акта как неотъемлемой части права на судебную защиту в целом [1] . Такого же мнения придерживается и Конституционный Суд [2] .

Несмотря на то, что из указанного нельзя сделать однозначный вывод о несамостоятельности исполнительного производства по отношению к гражданскому судопроизводству и отсутствии особого юридического режима исполнительного производства, отметим безусловное единство целей правового регулирования в гражданском судопроизводстве и исполнительном производстве.

Задачи исполнительного производства могут быть раскрыты посредством уже неоднократно упомянутой ст. 12 Закона об исполнительном производстве, которые устанавливают перечень документов, подлежащих принудительному исполнению в исполнительном производстве. Виды исполнительных документов в ст. 12 весьма неоднородны как по своей юридической силе, так и по органам, от которых они исходят, по отраслевой характеристике юридических обязанностей, ими установленных. Так, например, в соответствии с Законом об исполнительном производстве подлежат исполнению и исполнительные листы, выдаваемые судами, и нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, и акты органов по делам об административных правонарушениях, и постановления судебных приставов-исполнителей и т.д.

В гл. 1 мы пришли к выводу о том, что многие отношения, регулируемые законодательством об исполнительном производстве, возникают и существуют не только в сфере исполнительного производства, но и вне ее. Исполнительное производство для таких отношений — лишь одна из многих стадий реализации. Следовательно, и задачи регулирования соответствующих отношений проистекают из тех юридических режимов (отраслей регулирования), в которых возникают соответствующие правоотношения. Очевидно, что цели и задачи исполнительного производства, обозначенные в ст. 2 Закона об исполнительном производстве, обеспечивают исполнение, прежде всего судебных решений по гражданским делам в пользу частного лица — взыскателя (истца в гражданском процессе). Именно поэтому мы зафиксировали сходство целей регулирования в ГПК РФ и Законе об исполнительном производстве. Но разве такие же задачи стоят перед исполнительным производством при исполнении, например, постановления о наложении административного штрафа за нарушение правил дорожного движения? Очевидно, что нет. В данном случае реализуются совершенно иные задачи, предусмотренные ст. 1.2 КоАП РФ, — защита общественного порядка и общественной безопасности, предупреждение административных правонарушений. Свои специфические задачи регулирования установлены и уголовным, и гражданским, и налоговым, и семейным законодательством, и законодательством о нотариате и нотариальной деятельности.

Передача законодателем для исполнения в юридический режим исполнительного производства различных видов правовых актов (исполнительных документов) лишило единства, заявленные в законе цели и задачи исполнительного производства.

Наиболее показательно в этом смысле дополнение Федеральным законом от 05.05.2014 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» ст. 2 Закона об исполнительном производстве указанием на исполнение в рамках исполнительного производства международных обязательств РФ. Возможно ли посредством одного закона, устанавливающего единый юридический режим, одновременно и защищать права и законные интересы частных лиц, и обеспечивать выполнение международных публичных обязательств государства? Объективно, нет. Таким образом, юридический режим исполнительного производства в современных условиях весьма неоднороден, имеет комплексный характер, соответственно нет необходимости включать все цели правового регулирования в ст. 2 Закона об исполнительном производстве, поскольку тогда бы законодателю пришлось «собрать» их из всех отраслевых нормативных правовых актов, что не имеет никакого смысла. Однако все же у исполнительного производства есть единая специфическая задача, которая отличает его от иных видов деятельности органов публичной власти и должностных лиц. И задача эта — правильное и своевременное принудительное исполнение исполнительных документов для обеспечения реализации целей тех отраслей правового регулирования, на основании норм которых они выданы.

Таким образом, целей у исполнительного производства может быть много, как минимум по числу отраслей правового регулирования, в соответствии с нормами которых выдаются исполнительные документы, указанные в ст. 12 Закона об исполнительном производстве, однако все эти цели достигаются в исполнительном производстве посредством выполнения единственной задачи, указанной выше.

  • [1] См.: Постановление ЕСПЧ от 07.05.2002 по делу «Бурдов (Burdov) против России
  • [2] См., например: Постановления КС РФ от 14.05.2012 № 11-11 «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф. X. Гумеровой и Ю. А. Шику нова»: от 09.07.2013 № 18- П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1, 5 и 6 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е. В. Крылова»

Особенности ведения сводного исполнительного производства и его значение для практики

Опыт показывает, что некоторые юристы имеют туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный, и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам. Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некоего нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство»; «разъединить (отсоединить) исполнительное производство от сводного исполнительного производства» и т.п.

На самом деле сводное исполнительное производство — это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены, приостановлены при наличии законных оснований и т.п.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства в случае их окончания или прекращения.

Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству взыскатель отзывает исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается, и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.

Сложней ситуация, когда оспариваются действия, и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства. Но такие ситуации редко встречаются на практике. Если же оспаривается что-то, касающееся конкретного исполнительного производства (например, законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.

В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия. Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается). Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 закона «Об исполнительном производстве».

В каких случаях исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство

Исполнительные производства могут объединяться в сводное исполнительное производство по должнику или взыскателю (статья 34 закона «Об исполнительном производстве»).

То есть, если имеется несколько исполнительных производств по взысканию с одного должника в пользу нескольких разных взыскателей, то данные исполнительные производства подлежат объединению в сводное исполнительное производство (такому производству присваивается индекс – СД).

Если же имеются несколько исполнительных производств в отношении разных должников в пользу одного взыскателя, то данные исполнительные производства также объединяются в сводное (такому производству присваивается индекс — СВ). Объединению по взыскателю чаще всего на практике может производиться при взыскании солидарного долга с заемщика, поручителей, залогодателя и т.п. в пользу одного взыскателя (кредитора). Здесь объединение исполнительных производств в сводное помогает эффективно контролировать взысканную сумму с солидарных должников, чтобы не допустить превышения общей взысканной суммы с солидарных должников в пользу взыскателя.

В сводное исполнительное производство объединяются исполнительные производства только имущественного характера (часть 1 статьи 34 закона «Об исполнительном производстве»). Таким образом, исполнительное производство, обязывающее должника совершить определенные действия (например, ремонт) или воздержаться от их совершения (например, не препятствовать в пользовании имуществом), к сводному исполнительному производству не присоединяются.

Процессуально в сводное исполнительное производство объединяет исполнительные производства судебный пристав-исполнитель своим постановлением. Если исполнительные производства находятся в разных территориальных отделах одного субъекта РФ, то место ведения определяет главный судебный пристав субъекта путем вынесения постановления. На практике, это будет тот отдел, где предстоит совершить большую часть исполнительных действий (обращение взыскания на имущество и т.п.). Если исполнительные производства находятся в разных субъектах РФ, то место их ведения определяет главный судебный пристав РФ.

Для чего объединяют в сводное исполнительное производство

Объединение производится в следующих целях:

  1. Процессуальная экономия;
  2. Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга по всем исполнительным производствам в отношении одного должника или в пользу одного взыскателя с нескольких должников;
  3. Распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований (статья 111 закона «Об исполнительном производстве»).
Это важно знать:  Права гаишников при остановке

Рассмотрим каждую цель в отдельности.

Процессуальная экономия

В случае объединения исполнительных производств в сводное нет необходимости в описательной части процессуальных документов (актов, постановлений и т.д.) перечислять все исполнительные производства и суммы взыскания по каждому исполнительному производству. В каждом процессуальном документе делается ссылка – по сводному исполнительному производству № 12525/45/-СД.

Иными словами, суть сводного исполнительного производства заключается в том, что при взыскании с одного должника в пользу нескольких взыскателей судебный пристав производит действия не по каждому исполнительному производству в отдельности, а по сводному исполнительному производству в целом.

Возможность обращения взыскания на имущество на общую сумму долга

В случае объединения в сводное исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель может (и обязан) наложить арест на имущество должника на общую сумму долга по сводному исполнительному производству и обратить впоследствии взыскание. Аналогично постановление об обращении взыскания на денежные средства на счетах должника выносится на всю сумму долга по сводному исполнительному производству.

Распределение взысканных сумм между взыскателями разной очередности удовлетворения требований

Сводные исполнительные производства не очень любят профессиональных взыскателей (коллекторов), так как активно помогают судебному приставу-исполнителю в розыске и аресте имущества должника, и получается, что они работают фактически на всех взыскателей. На практике встречаются случаи отказа взыскателю ознакомиться со всеми материалами сводного исполнительного производства. При этом судебные приставы ссылаются на конфиденциальность данных по другим исполнительным производствам, где взыскатель не является стороной исполнительного производства.

Вопрос является весьма спорным, так как в соответствии со статьей 50 закона «Об исполнительном производстве» только сторона имеет право знакомиться с материалами конкретного исполнительного производства. О сводном исполнительном производстве закон ничего не говорит.

Представляется, что взыскателю безоговорочно должен быть представлен доступ ко всем документам сводного исполнительного производства, которые затрагивают его права и законные интересы. Например, это акт описи и ареста имущества по сводному исполнительному производству, отчеты об оценке арестованного имущества и т.п. Что касается персональных данных физических лиц взыскателей, то в представлении такой информации взыскателю по сводному исполнительному производству может быть отказано, так как данная информация никак не затрагивает его права и законные интересы.

Несколько иного мнения придерживается судебная практика, из которой следует, что взыскатель может знакомиться с материалами всего сводного исполнительного производства без каких-либо ограничений.

Общей проблемой в службе судебных приставов является ведение в отношении одного и того же должника исполнительных производств разными судебными приставами-исполнителями. Исполнительные производства не объединяются в сводное исполнительное производство по объективным и субъективным причинам.

Например, должник ранее проживал по одному адресу, впоследствии переехал. Как результат, исполнительные производства находятся на исполнении в разных отделах судебных приставов. Кроме того, исполнительное производство может быть возбуждено и месту нахождения имущества должника (часть 1 статьи 33 закона «Об исполнительном производстве»). Здесь активно могут воздействовать на ситуацию взыскатели, направляя главному судебному приставу ходатайства об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство. Однако это не всегда выгодно взыскателю (подробней см. выше).

Еще одним важным аспектом сводного исполнительного производства является определение правил подведомственности рассмотрения жалоб на должностных лиц службы судебных приставов.

В Постановлении Пленума ВС РФ №50 разрешен вопрос о подведомственности рассмотрения споров, возникающих при исполнении сводных исполнительных производств. В том случае если в сводном исполнительном производстве имеются исполнительные документы, выданные как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами, то споры, затрагивающие все сводное исполнительное производство, рассматриваются в суде общей юрисдикции вне зависимости от того, каким судом выдан исполнительный документ (п. 4 Постановления).

Так, например, жалоба на арест имущества должника по сводному исполнительному производству в пользу всех взыскателей будет рассматриваться в суде общей юрисдикции. Но в то же время вопрос правопреемства по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, будет рассматриваться арбитражным судом (ст. 48 АПК РФ).

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что сводное исполнительное производство — это условное производство, которое объединяет самостоятельные исполнительные производства по должнику и (или) взыскателю. Целями ведения сводного исполнительного производства является процессуальная экономия и контроль за распределением взысканных денежных средств в пользу всех взыскателей.

Исполнительное производство

Добиться принудительного исполнения требований решения суда поможет исполнительное производство. Само существование процедуры направлено именно на то, чтобы выигравшая сторона имела способ добиться реального исполнения решения суда. А не на бумаге. Государство создало аппарат должностных лиц, в чьи полномочия включено право осуществлять исполнительные действия и давать обязательные указания.

Исполнительное производство имеет свои основания, принципы и стадии. Регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 228-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как возбуждается исполнительное производство

Основанием для исполнительного производства, то есть принудительного исполнения, станет один из следующих документов (исполнительный документ):

  • исполнительный лист, который получает сторона, выигравшая дело. После вступления решения в силу;
  • вступивший в законную силу судебный приказ;
  • соглашение об уплате алиментов или его копия, удостоверенные нотариально в соответствии с законодательством РФ;
  • выданные комиссиями по трудовым спорам в соответствии с ТК РФ удостоверения;
  • акты о взыскании сумм обязательных платежей с индивидуального предпринимателя, выданные Пенсионным фондом РФ или Фондом социального страхования РФ;
  • акты иных органов власти, осуществляющих контрольные функции, когда такие требования самим должником не исполнены и на расчетных или иных счетах должника денежных средств для списания недостаточно (обязательно должны быть приложены справки банковских или иных кредитных организаций);
  • вступившие в силу постановления судов и органов государственной власти о привлечении к административной ответственности;
  • иные судебные и несудебные акты, в т.ч. постановления судебного пристава, определения суда об обеспечении иска.

К исполнительным документам закон предъявляет определенные требования, установленные ст. 13 Закона. Заинтересованное лицо может предъявить их к исполнению только в течение определенного периода. Для судебных актов – в течение 3 лет с даты вступления в силу, удостоверения комиссии по трудовым спорам – 3 месяцев и т.п.

Органы исполнительного производства

Заинтересованной стороной исполнительного производства является взыскатель. И только он может начать исполнительное производство. Ни суд, ни третье лицо (кроме представителя при наличии в доверенности такого права). Именно взыскатель направляет в уполномоченную организацию – Федеральную службу судебных приставов – соответствующий исполнительный документ. И не только сам документ, но и отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.

Именно на должностных лиц ФССП РФ возложены функции принудительного исполнения. Требования таких должностных лиц обязательны для всех государственных и негосударственных органов, организаций и физических лиц. Полномочия судебных приставов регламентированы специальным законом «О судебных приставах».

Есть случаи, когда взыскателю для исполнения вышеуказанных документов необязательно обращаться к приставам. Он может сам обратиться с исполнительным документом к одной из следующих организаций:

  • банк (иная кредитная организация). Требование должно основываться на взыскании с должника в пользу взыскателя денежных средств или об их аресте. Одновременно с исполнительным листом в банк предоставляется информация о взыскателе (установочные и паспортные данные с указанием регистрации по месту жительства и фактическом проживании, ИНН), о должнике (наименование, ОГРН, ИНН, место госрегистрации и юридический адрес), реквизиты банковского счета взыскателя, куда надлежит перечислить денежные средства;
  • участник рынка инвестиций, который ведет самостоятельно реестр ценных бумаг, или держатель реестра таких бумаг. Требование должно быть обусловлено необходимостью списания ценных бумаг на счет взыскателя. Сведения о взыскателе и должнике указываются в обязательном порядке;
  • работодатель, иная организация, которая выплачивает должнику пенсию, стипендию, любые иные периодические платежи. При этом в пользу взыскателя может взыскиваться самостоятельно сумма, не превышающая 25 000 руб., также взыскатель предоставляет сведения о себе и должнике, а также реквизиты своего счета.

Стадии исполнительного производства

Исполнительное производство состоит из 3 стадий:

  1. Возбуждение исполнительного производства. Инициируется оно направлением самим взыскателем. Он определяет, в какое именно подразделение направить документы. Исходя из места совершения исполнительных действий, т.е. местожительства должника или нахождения его имущества. Если они ему вдруг неизвестны, достаточно обратиться на имя главного судебного пристава (начальник службы в субъекте РФ). В течение 3 дней с даты поступления указанных документов судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, копия которого направляется должнику. Должник имеет право в течение 5 дней с даты получения такой копии добровольно удовлетворить требования взыскателя.
  2. Принудительное исполнение акта, осуществление исполнительных действий. Стороны исполнительного производства обладают правами и обязанностями при реализации судебным приставом своих полномочий, в т.ч. подать жалобу на действия судебного пристава-исполнителя.
  3. Завершение исполнительного производства. Оканчивается оно в идеале фактическим исполнением должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа. Есть и негативные для взыскателя способы прекращения исполнительного производства: возвращение исполнительного листа (ст. 46 Закона), ликвидация должника или признание его банкротом и т.п.

Таким образом, только в рамках исполнительного производства должностные лица могут совершать действия, которые будут способствовать принудительному исполнению судебных решений.

Статья 19. Основания для открытия исполнительного производства

Глава 3. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 17. Исполнительные документы за решениями, которые подлежат принудительному выполнению государственной исполнительной службой

1. Принудительное выполнение решений осуществляется государственной исполнительной службой на основании исполнительных документов, определенных данным Законом.

2. В соответствии с данным Законом подлежат выполнению государственной исполнительной службой такие исполнительные документы:

1) исполнительные письма, которые кажутся судами, и приказы хозяйственных судов, в том числе на основании решений третейского суда и решений Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате;

2) постановления, постановления судов в гражданских, хозяйственных, административных, криминальных делах и делах о административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;

3) судебные приказы;

4) исполнительные надписи нотариусов;

5) удостоверение комиссий по трудовым спорам, которые выдаются на основании соответствующих решений таких комиссий;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела о административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;

7) постановления государственного исполнителя о взыскании исполнительного сбора, расходов, связанных с организацией и проведением исполнительных действий и наложением штрафа;

8) решение других органов государственной власти, если их выполнение по закону положено на государственную исполнительную службу;

9) решение Европейского суда по правам человека с учетом особенностей, предусмотренных Законом Украины «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека».

Статья 18. Требования к исполнительному документу

1. В исполнительном документе отмечаются:

1) название и дата выдачи документа, наименования органа, фамилия и инициалы должностного лица, что его выдали;

Это важно знать:  Время открытия наследства это

2) дата принятия и номер решения, согласно которому выдан документ;

наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, собственное имя и отчество) (для физических лиц) взыскателя и должника, их местонахождение (для юридических лиц) или местожительство или пребывания (для физических лиц), идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности взыскателя и должника (для юридических лиц), индивидуальный идентификационный номер взыскателя и должника (для физических лиц — налогоплательщиков) или номер и серия паспорта взыскателя и должника для физических лиц — граждан Украины, которые из-за своих религиозных или других убеждений отказались от принятия идентификационного номера, официально сообщили о этом соответствующие органы государственной власти и имеют отметку в паспорте гражданина Украины, а также другие данные, если они известны суду или другому органу, который выдал исполнительный документ, которые идентифицируют взыскателя и должника или могут способствовать принудительному выполнению, в частности, дата рождения должника и его место работы (для физических лиц), местонахождения имущества должника, счета взыскателя и должника и тому подобное;

(пункт 3 части первой статьи 18 с изменениями, внесенными
по закону Украины от 04.07.2012 г. N 5037-VI)

4) резолютивная часть решения;

5) дата набирания законной (юридической) силы решениям;

6) срок предъявления исполнительного документа к выполнению.

2. В случае, если решение принято в интересах нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если надлежит передать имущество, которое находится в нескольких местах, в исполнительном документе отмечаются один должник и один взыскатель, а также определяется, в какой части необходимо выполнить такое решение, или отмечается, что обязанность или право взыскания является солидарной.

3. Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом с указанием ее фамилии и инициалов и скреплен печатью. Связывание исполнительного документа гербовой печатью является обязательным в случае, если орган (должностное лицо), который выдал исполнительный документ, за законом обязанный иметь печать с изображением Государственного Герба Украины.

4. Законом могут быть установлены также другие дополнительные требования к исполнительным документам.

Статья 19. Основания для открытия исполнительного производства

1. Государственный исполнитель открывает исполнительное производство на основании исполнительного документа, отмеченного в статье 17 данного Закона:

1) по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном выполнении решения;

2) по заявлению прокурора в случаях представительства интересов гражданина или государства в суде;

3) в случае, если исполнительное письмо поступило от суда на основании постановления о предоставлении разрешению на принудительное выполнение решения иностранного суда в порядке, установленном законом;

4) в других предусмотренных законом случаях.

2. В заявлении о открытии исполнительного производства взыскатель вправе отметить сведения, которые идентифицируют должника или могут способствовать принудительному выполнению решения (счет должника, место работы или получения им других доходов, местонахождения его имущества и тому подобное), а также пути получения им средств, взысканных из должника.

3. В заявлении о открытии исполнительного производства относительно выполнения решения о имущественном взыскании взыскатель имеет право просить государственного исполнителя наложить арест на имущество и средства должника и объявить запрещение на его отчуждение.

4. В время предъявления исполнительного документа или его дубликата к выполнению вместе с ним подаются:

1) в случае выполнения решения о конфискации имущества осужденного по приговору суда — копия описания имущества и копия приговора. В случае отсутствия по делу описания имущества осужденного посылается справка о том, что описание имущества не проводилось;

2) в случае выполнения решения о конфискации имущества за постановлением суда — копия протокола исключения имущества, которое подлежит конфискации, или справка о отсутствии такого имущества;

3) в судебных делах, за которыми применены мероприятия обеспечения исковых требований — копии документов, которые подтверждают выполнение постановления суда о обеспечении иска, в случае, если такие мероприятия применялись судом.

3. Стадии исполнительного производства

Процедура реализации исполнительного документа имеет строго определенную организационную структуру, закрепленную в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» и состоит из нескольких, последовательно сменяющих одна другую, стадий.

1) возбуждение исполнительного производства; 2)

принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе; 3)

приостановление исполнительного производства; 4)

прекращение исполнительного производства; 5)

окончание исполнительного производства.

Рассмотрим, как законодательство регламентирует действия судебных приставов-исполнителей на этих стадиях.

1. Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства является самостоятельной стадией процесса исполнения. Совокупность действий, составляющих данную стадию, обладает всеми признаками, характерными для стадии исполнительного производства. Данные действия, по мнению Д.Я Малешина, представляют собой систему процессуальных действий, обладают самостоятельной задачей, имеют качественное своеобразие содержания и обособлены во времени202.

Движение дела в данной стадии заключается в последовательной смене выдачи исполнительного документа, предъявления его в службу судебных приставов, вынесения судебным приставом постановления о возбуждении, а также в совершении некоторых других действий.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом.

После получения заявления и исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то постановление о возбуждении производства должно быть вынесено в течение суток с момента поступления исполнительного документа.

В постановлении о возбуждении производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных законом. Срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требовании устанавливается в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных Федеральным законом203:

— для осуществления взыскания расходов за осуществление исполнительных действий;

— для взыскания исполнительного сбора;

— для взыскания штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем;

— в случае поручения исполнения отдельных исполнительных действий на другой территории другому судебному приставу-исполнителю.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Исполнительное производство возбуждается и исполнительные действия совершаются:

— если должником является физическое лицо — по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества;

— если должником является юридическое лицо — по месту его нахождения или месту нахождения его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства204

Если взыскатель устранит обстоятельства, послужившие основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, то может повторно обратиться к судебному приставу-исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

2. Принудительное исполнение действий, указанных в исполнительном документе.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

По истечению срока, отведенного законодательством должнику на добровольное исполнение, судебный пристав-исполнитель приступает к принудительному исполнению исполнительного листа или иных документов, послуживших основанием для возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю;

5) наложение ареста на имущество должника, находящегося у должника или у третьих лиц, во исполнения судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке предусмотренных федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» содержит административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок применения каждой из названных мер принудительного исполнения.

Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебными приставами-исполнителями по его месту жительства, месту пребывания или месту нахождения имущества.

Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются по ее юридическому адресу, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.

При необходимости совершения отдельных исполнительных действий или применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, он вправе поручить соответствующему приставу совершить исполнительные действия или принять меры принудительного исполнения. Такое поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Получив данное поручение, судебный пристав-исполнитель по новому месту исполнения возбуждает исполнительное производство с соблюдением требований закона. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено205.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель дает поручение соответствующему судебному приставу-исполнителю или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», в частности, ч. 11 ст. 33 предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать исполнительные действия по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, на территории, на которую не распространяются его функции, по согласованию206, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

Это важно знать:  Госпошлина на свидетельство о расторжении брака

Главный судебный пристав РФ или главный судебный пристав субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать его из одного подразделения в другое подразделение судебных приставов, о чем извещаются взыскатель, должник, суд или иной орган, выдавший исполнительный документ.

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если федеральным законом или исполнительным документом установлен конкретный срок исполнения, то требования должны быть исполнены в этот срок.

Постановление судебного пристава-исполнителя о поручении проведения отдельных исполнительных действий другому подразделению должно быть исполнено в течение 15 дней.

Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов. Это же требование закона распространяется на исполнение исполнительных документов, в которых предусмотрено немедленное исполнение.

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» установил время, которое не включается в рассмотренные сроки совершения исполнительных действий207.

Истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Исполнительное производство в соответствии с законом может быть приостановлено судом, судебным приставом-исполнителем или другим компетентным органом, вынесшим исполнительный документ.

Суд может приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях:

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, не которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора;

4) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях ;

6) нахождения должника в длительной служебной командировке;

7) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действия судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

8) обращение взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой органа с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

9) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, регламентирующим правовые основания для судебного пристава-исполнителя на приостановление производства.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в следующих случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом, другим компетентным органом правоотношение допускает правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника – организации процедуры банкротства;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительного сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительного сбора;

7) направление судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Кроме того, исполнительное производство может быть полностью или частично приостановлено судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках;

2) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

3) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия в другое подразделение судебных приставов.

Главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступлении жалобы на постановление, действия или бездействия подчиненных им судебных приставов-исполнителей.

Исполнительное производство приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, после чего оно возобновляется.

4. Прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство может быть прекращено судом или судебным приставом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом в следующих случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения;

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Кроме того, судебный пристав-исполнитель может прекратить исполнительное производство в следующих случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

Необходимо отметить, что согласно постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»208 лица, требования которых исключены по их заявлению из реестра требований кредиторов, при последующем прекращении производства по делу о банкротстве должника не вправе повторно обратиться за принудительным исполнением соответствующего судебного акта.

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ209.

Приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются.

О приостановлении или прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок сообщает путем направления копии постановления сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

После вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. Указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен произвести соответствующие отметки, возвращаются в суд или другой орган, выдавший этот документ.

Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается в предусмотренных ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскателю случаях.

В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в пунктах 2-6, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законом.

5. Окончание исполнительного производства.

Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в соответствии с правовыми основаниями, предусмотренными в законе, в следующих случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения исполнительного документа по основаниям, указанным в статье 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) направления исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию, за исключением исполнительных документов:

— о признании права собственности;

— компенсации морального вреда;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

— о применении последствий недействительности сделок

— о взыскании задолженности по текущим платежам.

7) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением вышеперечисленных исполнительных документов, указанных в п.6;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении независимо от фактического исполнения этого акта.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. Отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения выезда из Российской Федерации и прав должника на имущество. Копии постановления об окончании производства не позднее следующего дня после вынесения направляются:

— взыскателю и должнику;

— в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

— в банк, иную кредитную организацию или орган, исполнявших требования по установлению ограничений в отношении должника или его имущества;

— в организацию или орган, осуществлявших розыск должника, его имущества или ребенка.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, www.law.ru, iskiplus.ru, megalektsii.ru, uchebnik.online.

»

Предыдущая
ДругоеБыт - Part 4
Следующая
ДругоеЗайм студентам на карту без отказа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector