Дома системы социального обслуживания населения — временное жилье для нуждающихся

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальных социально-бытовых услугах.

По определению, данному в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ), социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание предусматривается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровью в постоянном уходе и наблюдении. Это стационарные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей.

B этих учреждениях оборудуются помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, посильной трудовой деятельности и пр.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначены не только для проживания социально незащищенных лиц, но и для предоставления им медицинских и социальнобытовых услуг. Такие жилые помещения находятся в ведении органов системы социальной защиты населения и предназначены для:

• детей, оставшихся без попечения родителей;

• детей-инвалидов, нуждающихся в медицинской помощи, и других.

B соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети- инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Согласно ст. 12 указанного Закона граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:

• обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

• уход, а также первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

• сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а если в жилых помещениях остались проживать члены их семей — в течение всего времени пребывания в этом учреждении; в случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.

Однако на данном этапе развития законодательства имеются противоречия между нормами ст. 99 и ст. 107 ЖК РФ, устанавливающими основания предоставления специализированных жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения.

Часть 1 ст. 99 Жилищного кодекса РФ содержит лишь одно исключение из оснований предоставления специализированных жилых помещений по договору найма: жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Названный вид жилых помещений предоставляется по договорам безвозмездного пользования.

Однако Жилищным кодексом РФ предусмотрен вид специализированных жилых помещений — жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, пользование которыми не может регулироваться договором найма ввиду невозможности его исполнения потенциальными нанимателями — гражданами, постоянно или временно проживающими в стационарных (полустационарных) учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, переселяясь (по состоянию здоровья или при наличии показаний социального характера) в стационарные (полустационарные) учреждения социального обслуживания, получают комплекс услуг по жизнеобеспечению, которые возможно и целесообразно организовать только при постоянном (или продолжительном) проживании в домах системы социального обслуживания населения.

Данное обстоятельство диктует особый подход к предоставлению названных жилых помещений.

Из положений ст. 99 ЖК РФ вытекает, что гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг, следует заключать договор найма специализированных жилых помещений.

B случае заключения договора найма жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, предусмотренного

ч. 1 ст. 99, ч. 5 и 6 ст. 100 ЖК РФ, положения о правах и обязанностях членов семьи нанимателя жилого помещения (с учетом ст. 69 ЖК РФ) вступают в противоречие с основами правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ, в частности с нормами ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», определяющей, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, выявляется необходимость гармонизации норм ч. 3 и 4 ст. 67, ст. 69, ч. 5 и 6 ст. 100 Жилищного кодекса РФ, а также ст. 1 и 5 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Современная материально-техническая база учреждений социального обслуживания предусматривает возможность предоставления гражданам для проживания койко-места (неизолированной части комнаты), в то время как согласно ст. 15 и 16 Жилищного кодекса РФ место в комнате (неизолированное жилое помещение) не является объектом жилищных прав, не может быть предметом отдельно заключаемого договора найма специализированного жилого помещения.

При этом в соответствии со ст. 107 ЖК РФ федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ устанавливаются порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями, что предполагает разработку соответствующего нормативного правового акта и применения его в практике социального обслуживания.

Вопросы использования специализированного жилищного фонда затрагивают функционирование более 1460 действующих стационарных учреждений социального обслуживания, в которых развернуты более 272 тыс. коек, а также учреждения (отделения) полустационарного типа, в которых постоянно или временно проживают граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Жилые помещения из фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральном порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Постановлениями Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» и от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» предусматриваются формирование фонда для вынужденных переселенцев и беженцев и его использование. Вынужденный переселенец имеет право:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации;

• проживать в установленном порядке у родственников или иных лиц при условии их согласия независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) предоставляют вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и о возможности трудоустройства в этих населенных пунктах;

2) включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

3) оказывают вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

4) предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) содействуют вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) предоставляют в первоочередном порядке одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе, место в учреждении социальной защиты населения.

Фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения), предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (далее — фонд жилья для временного поселения, жилые помещения для временного поселения).

Это важно знать:  Территориальная зона земельного участка. Как изменить?

Формирование фонда жилья для временного поселения осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений (зданий). Решение о приобретении, строительстве или об аренде жилья для временного поселения вынужденных переселенцев принимается Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ на основе предложений ее территориальных органов, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование фонда жилья для временного поселения осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы, а также средств, поступающих из других законных источников.

Жилые помещения для временного поселения, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.

Жилые помещения для временного поселения подлежат учету в реестре федерального имущества, который ведется Министерством имущественных отношений РФ, его территориальными органами и соответствующими органами по управлению государственным имуществом субъектов РФ, которым передана часть полномочий Министерства имущественных отношений РФ в соответствии с действующим законодательством.

Государственный технический учет и техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляются в установленном порядке организациями технической инвентаризации по месту расположения жилых помещений.

Фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, представляет собой совокупность жилых помещений, включая жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения, предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных беженцами, и членов их семей в течение срока признания их беженцами (далее — жилые помещения, фонд жилья).

Формирование фонда жилья осуществляется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами.

Формирование фонда жилья осуществляется путем приобретения, строительства или аренды жилых помещений.

Решение о приобретении, строительстве или аренде жилых помещений принимается Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основе предложений его территориальных органов (далее — территориальные органы по вопросам миграции), согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование деятельности по формированию фонда жилья осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федеральной миграционной программы, а также средств, поступающих из других законных источников.

Жилые помещения из фонда жилья, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа по вопросам миграции.

Построенные (приобретенные) дома для временного поселения лиц, признанных беженцами, подлежат учету в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации, его территориальными органами и органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации передана часть полномочий указанного министерства.

1. Что относится к помещениям специализированного жилищного фонда?

2. Каковы основания предоставления специализированных жилых помещений?

3. Охарактеризуйте договор найма специализированного жилого помещения: понятие, основания расторжения и прекращения.

4. Что такое служебное жилое помещение?

5. Каковы основания, порядок предоставления и пользования служебными помещениями?

6. Каковы понятие, виды и порядок пользования жилыми помещениями в общежитии?

7. Каков порядок выселения из специализированных жилых помещений?

8. Каким категориям лиц предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания?

9. Какие права имеют граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания?

10. Каковы особенности предоставления жилых помещений вынужденным переселенцам и лицам, признанным беженцами?

Дома системы социального обслуживания населения

Дома системы социального обслуживания населения являются одной из разновидностей жилых помещений специализированного жилого фонда, принадлежащего государству или муниципалитету. Порядок действий с такими помещениями регулируется законодательством (ЖК РФ, ст.19, 93).

Обычно специализированный жилфонд отличается следующим:

  • предназначается для временного проживания;
  • не передаётся в наём, аренду и т.п.;
  • не подлежит отчуждению.

Система социального обслуживания населения организована для оказания помощи и поддержки людям в трудной жизненной ситуации, отдельным группам граждан, нуждающихся в помощи т.п.

Социальные службы оказывают целый комплекс мероприятий разного характера (ФЗ № 195, 160), в том числе решаются и жилищные вопросы

В частности используются дома системы социального обслуживания населения – специальное жильё, где для проживающих граждан специально организованы службы медицинского, социального, бытового обслуживания, культурный досуг.

В том же доме оборудованы специальные помещения для размещения этих служб, отдыха, посильного труда и т.п. В таких домах люди могут не только жить, но и вовремя получать необходимую медицинскую помощь, социальную поддержку и др.

В соответствии с законодательством (ФЗ № 122, ст.20), к таким домам относятся стационарные или полустационарные учреждения соц. обслуживания населения (например, интернаты для инвалидов или престарелых, психоневрологические интернаты и т.п.).

Социальные дома относятся к государственной собственности и на них распространяются все правила пользования жильём из специализированного жилфонда. С жителями, проживающими в таких домах, заключаются договоры социального найма.

Кому предоставляются жилые помещения в домах системы социального обслуживания

Как правило, стационарные учреждения социального обслуживания предназначены для проживания людей, которые не способны обслуживать себя самостоятельно, и им необходимы по состоянию здоровья постоянное наблюдение и уход, они нуждаются в специальной организации жилищных условий, социальной защите (ст.96 ЖК РФ).

В домах системы социального обслуживания жильё может предоставляться следующим гражданам:

  • одиноким пожилым людям;
  • одиноким супружеским парам (женщины после 55 лет, мужчины после 60);
  • пожилым людям, дети которых не могут ухаживать за родителями (нетрудоспособны или живут отдалённо);
  • людям, которые нуждаются в обеспечении своих жизненных потребностей;
  • инвалидам с умственными отклонениями;
  • детям-инвалидам;
  • одиноким вынужденным переселенцам (престарелым или инвалидам), которые нуждаются в постоянном уходе.

Переселяясь в такие специальные дома по состоянию здоровья или показаниям социального характера, граждане имеют право на:

  • обеспечение соответствующих санитарно-гигиенических условий проживания и жизнедеятельности;
  • медицинскую помощь и уход;
  • организацию отдыха и досуга;
  • проведение реабилитационных мероприятий;
  • сохранение за ними жилья, которое они до переезда занимали по договору найма или аренды.

Хотите расплатиться за квартиру при помощи аккредитива? Проконсультируйтесь у сотрудника банка. Полезная информация по этому вопросу здесь.

Есть очень выгодный способ получить квартиру в собственность. Читайте об этом по http://zakonometr.ru/nedvizhimost/pokupka/pozhiznennaja-renta.html ссылке.

Порядок предоставления жилья в домах системы социального обслуживания

Существует определённый порядок, по которому предоставляют жильё в домах системы соц. обслуживания. Он регулируется федеральным законодательством (ФЗ № 122) и законами субъектов РФ. Конечно, к домам такого типа относятся и статьи ЖК РФ, которые регулируют ситуации с жильём из специализированного жилого фонда в общем (ст. 107, 99 и др.).

Чтобы гражданину, нуждающемуся в особых жилищных условиях и уходе, предоставили жильё в доме от системы социального обслуживания, необходимо собрать следующие документы (сейчас их можно предоставить в Многофункциональные центры):

  • заявление о необходимости предоставления такого жилья;
  • документ (копию), удостоверяющий личность одинокого гражданина или супружеских пар;
  • документы, свидетельствующие о наличии другой недвижимости, закреплённой за заявителем: справка о регистрации (форма 9),
  • характеристика помещения (форма 7);
  • документы, на основании которых граждане владеют и пользуются имеющимся помещением;
  • медицинские заключения.

В каждом регионе список может быть расширен и условия выделения жилья могут дополняться местными постановлениями и законами

Как правило, вопрос о предоставлении заявителю жилья рассматривается на районной комиссии, которая изучает все предоставленные документы и выносит решение. Информация о решении сообщается заявителю. При положительном решении с заявителем заключается договор о найме жилого помещения в доме системы соц. обслуживания.

В дома такого типа люди подходящей категории помещаются либо с их согласия (по заявлению), либо по заявлению законных представителей лиц младше 14 лет и недееспособных. Без их согласия они могут быть помещены в социальный дом в соответствии с судебным решением по представлению органов соцзащиты.

Отказать пожилым или инвалидам в оказании социальных услуг могут по решению органа соцзащиты и врачебно-консультационной комиссии

О сохранении предоставленного ранее жилья

По закону в течение полугода с того момента, как пожилой человек или инвалид поселился в доме системы социального обслуживания, за ним всё равно сохраняется право на то жильё в государственном, муниципальном, общественном фонде, которое он занимал до переселения по договору аренды или найма (ст. 12 ФЗ № 122).

А если жильё занимают члены его семьи, то оно за ним сохраняется, пока он пребывает в стационаре.

Если же пожилой гражданин или инвалид отказывается от услуг стационара, то жильё ему возвращают, а если то помещение, которое он занимал раньше, уже не может быть возвращено, то его должны обеспечить новым жильём вне очереди.

О временном жилье, которое предоставляет государство

Квартиру продают за долги, в доме проводят капитальный ремонт (реконструкцию), жилище смыло паводком или снесло ураганом — причин, по которым люди могут внезапно лишиться своего единственного жилья, огромное количество. Для своих граждан у нашего государства имеется некий запас свободных квартир для временного проживания, именуемый «жилыми помещениями маневренного фонда». Именно так они названы в статье 95 ЖК РФ.

Это важно знать:  Госпошлина на водительское удостоверение и загранпаспорт может вырасти в 1,5 раза

Иллюстрация: Евгения Ремизова

Что такое маневренный фонд?

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (инвалидов, детей-сирот и т.д.).

Для создания специализированного фонда государство (в лице федеральных или региональных властей) резервирует определенное количество квартир/домов/комнат в общежитиях, из которых часть выделяется под маневренный фонд – строгое целевое назначение. На него, в свою очередь, могут претендовать лишь несколько категорий граждан в определённых случаях:

  • если ваше жилище, снимаемое по договору социального найма, подлежит реконструкции или капитальному ремонту (если жилье приватизированное, а дом разрушается, то граждане встают на учёт как «нуждающиеся в жилище»);
  • если вы потеряли жилище в результате чрезвычайной ситуации;
  • если ваша квартира была куплена в кредит, но вы не в состоянии обслуживать долг. Тогда банк продает квартиру, и, если она была единственным жилищем, то на время продажи вам может быть предоставлено жилище из маневренного фонда;
  • иные категории граждан, к которым часто относят беженцев и вынужденных переселенцев, у которых нет другого жилья. Их переселение описывается в рамках законов РФ «О вынужденных переселенцах» и ФЗ «О беженцах» (их фонд формируется за счет федерального бюджета).

Жильё маневренного фонда предоставляется в порядке очерёдности

Также учтите, что во многих регионах маневренного фонда нет в принципе, потому что в бюджете недостаточно свободных средств. В таких случаях вас, скорее всего, только поставят в очередь на получение временного жилья.

Решение о предоставлении временного жилья принимают региональные власти и заключают соответствующий договор, который по своим условиям очень похож на договор социального найма и может быть продлён в случае необходимости. Одними из обязательных условий договора являются соответствие помещений санитарным нормам для постоянного проживания (минимум 6м 2 на человека – нормы общежития) и взятие государством всех расходов по переезду на временную квартиру и обратно.

Отметим также, что в силу п. 2 статьи 99 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда (равно как и остальные «специализированные» дома/квартиры) предоставляются гражданам, у которых нет жилища, именно в соответствующем населенном пункте, и должны быть благоустроенными применительно к проживанию в конкретной географической зоне. То есть переселенцу из Краснодара нельзя выделить дом в сибирском городке только потому, что там как раз имеется свободное жильё площадью более 6 м 2 на человека. Жильё должно быть предоставлено именно в Краснодаре.

На какой срок заключается договор?

Маневренный фонд потому и временный, что предоставляется на определенный срок, который у каждой категории переселенцев индивидуальный:

  • при переселении из-за капитального ремонта или реконструкции дома срок проживания устанавливает до завершения работ;
  • при потере жилья в случае чрезвычайной ситуации срок, как правило, устанавливается до предоставления государственного или муниципального жилья в рамках социального найма;
  • в случае с кредитом – до завершения расчетов с гражданами после продажи их прошлого жилища.

По окончанию срока договора жильцы должны освободить помещение в течение месяца и сдать его по акту в целости и сохранности. Стороны всегда могут разорвать договор заранее по обоюдному согласию, или муниципалитет имеет право выселить временного жильца в случае грубого нарушения правил договора (не платит за квартиру более 6 месяцев, громит помещение, нарушает права соседей или использует помещение не по назначению).

Что можно делать с предоставленным жилищем?

К сожалению, в законе не указан сам механизм получения такого временного жилья, а также сроков, за которые оно должно быть предоставлено – только текст договора и понимание, что нужно проявить инициативу и самостоятельно обратиться в администрацию населенного пункта. Получается, если на жильё есть очередь, а свободных квартир нет, то людям придётся какое-то время выкручиваться самостоятельно. Более того, решение о предоставлении жилого помещения принимается специальной комиссией, которую нужно ещё назначить, собрать и дать им время ознакомиться со всеми материалами, а там могут и отказать. К тому же,бывали случаи, когда вместо временного фонда нуждающимся предоставляли комнаты в гостиницах.

Тоже про то же

Эксперт в сфере недвижимости говорит голосами собственников и объясняет, почему приведённые аргументы не работают

Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи.

Порядок выделения жилья в домах системы соцобслуживания

Жилищный кодекс России определяет, что категории населения, которые являются социально незащищенными, могут рассчитывать на предоставление жилого помещения в домах системы соцобслуживания по контрактам найма.

Статья 99 пункт 1 ЖК России определяет, что такое жилое помещение выделяется при условии подписания договора найма. Методические рекомендации по порядку деятельности государственных и муниципальных структур соцобслуживания населения, которые утверждены Постановлением Министерства труда РФ, в пункте 17 ссылаются на то, что должен быть заключен контракт на оказание соцуслуг. Он является обязательным условием для предоставления жилища в домах системы соцобслуживания.

Опыт показывает, что зачастую подписывается контракт смешанного типа, согласно которому человек получает соцобслуживание и жилое помещение в свое пользование.

Однако специалисты сходятся во мнение, что взаимоотношения по использованию жилища должны быть оформлены самостоятельными контрактами на наем специализированного жилья, а не контрактом о соцобслуживании. Такие два контракта несомненно взаимосвязаны, но несмотря на это, являются автономными документами. Контракт найма – необходимое условие для подписания контракта об оказании соцпомощи, потому что проживание особы в доме, который принадлежит к системе соцобслуживания населения, является основанием для оказания человеку услуг, как медицинских, так и социально-бытовых.

Условия предоставления жилья

Статья 96 Жилищного кодекса России определяет, что нанимателем такого жилья может выступать особа, которая испытывает потребность в специальной соцзащите, включая предоставление медуслуг и услуг социально-бытового характера. Конкретизировать эту норму помогут другие законодательные документы:

  • ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяет, что к категории нанимателей принадлежат лица преклонного возраста: женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, а также люди с инвалидностью, которые не могут обойтись без посторонней помощи, поскольку частично или полностью утратили возможность удовлетворять личные нужды в связи с ограниченной возможностью к самообслуживанию и передвижению.
    То есть, чтобы человек был отнесен к этой категории, нужно два условия: чтобы лицо достигло определенной возрастной границы или было признано инвалидом по процедуре, установленной законом, кроме этого особа должна испытывать потребность в предоставлении определенных услуг.
  • Типовое положение о доме для престарелых и инвалидов пункт 19 данной статьи определяет, что в качестве нанимателя может выступать инвалид и участник ВОВ, члены семейств военнослужащих, которые погибли, а также инвалидов и участников войны, которые умерли.
    Согласно этому же документу в пункте 18 определено, что к нанимателям детского дома-интерната принадлежат дети 4-18 лет, которые имеют отклонения умственного или физического развития.
  • Положение о психоневрологическом интернате определяет, что к нанимателям могут относиться престарелые люди и люди с инвалидностью, которые страдают от психических расстройств и испытывают потребность в уходе и поддержке.

Таким образом, статья 96 ЖК согласно действующему законодательству может быть дополнена списком особ, которые могут выступать нанимателями, а именно:

  • граждане преклонного возраста и лица с инвалидностью, включая тех, кто страдает от расстройств психического характера;
  • пожилые люди и люди с ограниченными возможностями, которые имеют судимость или многократно привлекались к административной ответственности за то, что нарушали общественный порядок, бродяжничали или попрошайничали, направляемые из структур ОВД;
  • несовершеннолетние лица, которые имеют патологии физического или умственного развития.

Наличие жилья у нанимателя

Право на жилое помещение в доме соцобслуживания не имеет связи с вопросом наличия у лица другого жилья. ФЗ 122 в статье 12 определяет, что пожилые люди и люди с ограниченными возможностями имеют право сохранять за собой жилые помещения, в которых они проживали по контракту найма или аренды. В то же время ст. 99 пункт 2 ЖК ссылается на то, что специализированное жилище могут получить особы, которые не обеспечены жилищем в определенном населенном пункте.

Тот же Федеральный закон №122 предполагает, что жилые помещения, которые занимали наниматели в зданиях различных жилищных фондов (государственного, общественного или муниципального), сохраняются за ними на протяжении полугода со времени поступления в учреждение соцобслуживания. Если же в таких помещениях проживают члены семейства нанимателя, то право на такое жилище сохраняется за ним на протяжении всего пребывания в таком учреждении.

Если пожилой человек или лицо с инвалидностью отказывается от услуг, получаемых в стационарном учреждении, они вправе претендовать на предоставление жилого помещения вне очереди, если не могут заселиться на ранее занимаемую площадь.

Помимо этого, наниматели могут выполнять свои обязательства по договорам соцнайма. В первую очередь это связано с тем, что при получении постоянного дохода, которым является пенсия или пособие, они имеют право на заключение контракта с банковским учреждением для направления доли этого дохода на плату за жилое помещение и коммуналку.

Это важно знать:  Знак Движение прямо 4.1.1 в ПДД 2020: что запрещает, штраф

Статья 100 пункт 1 ЖК определяет, что согласно контракту найма специализированного жилья наймодатель обязан передать нанимателю такое помещение для возможности временного проживания. А это значит, что жилье в доме, принадлежащем к системе соцобслуживания населения, предоставляется на время, а не бессрочно, а потому наниматель будет отсутствовать по месту своего проживания по договору найма временно.

Это и является причиной, по которой договор не может быть расторгнут, если на это нет воли гражданина. То есть наниматель по контракту найма жилья в доме системы соцобслуживания в том случае, если такой контракт заключается на длительный срок, может решить, что его постоянным местом жительства является именно дом системы соцобслуживания, в связи с чем расторгнуть контракт социального найма. Для этого следует подать соответствующее заявление, но возможно это лишь при условии, что в предыдущем жилище не проживают члены семейства нанимателя.

Виды жилья системы соцобслуживания граждан

Статья 96 Жилищного кодекса определяет, что помещения, которые находятся в домах системы соцобслуживания, предназначены для проживания особ, которые согласно нормам законодательства относятся к гражданам, нуждающимся в специализированной соцзащите, что предполагает предоставление социально-бытовых и медицинских услуг. Подобное жилье, которое включает интернаты для людей с ограниченными возможностями, ветеранов, престарелых одиноких людей и т.д., необходимо для лиц, которые являются самыми социально незащищенными. Их создают и предоставляют органы соцзащиты и здравоохранения.

Для реализации Закона о психиатрической помощи N 3185–1 в вопросе, касающемся предоставления тех видов психиатрической помощи, которые гарантированны государством, было утверждено Положение про общежития для лиц, которые страдают психическими расстройствами и утратили соцсвязи. Это Положение, утвержденное Правительством РФ, распространяется на жилые помещения, которые не являются общежитиями в юридическом понимании этого термина, учитывая тот факт, что выделяются они не в связи с работой или учебой, как указано в статье 94 ЖК России.

Такое жилье предоставляется для бытового устройства лиц, которые имеют ограниченную трудоспособность, страдают расстройствами психического характера и утратили свои социальные связи. Поэтому в этом случае понятие «общежитие» применяется условно, то есть не несет никакой юридической нагрузки.

Положение определяет, что в подобные дома могут быть направлены лица, которые прошли специальное медицинское освидетельствование в следующих случаях:

  • особа прошла стационарное лечение, но не может быть выписана домой, поскольку ее социальные связи утрачены;
  • человек нуждается в изоляции, поскольку среда в месте его постоянного проживания не является благоприятной для его физического и психического состояния;
  • человек испытывает сложности социальной адаптации, который утратил близких родственников при условии, что он не имеет социальной поддержки от других лиц.

Такие специализированные жилые дома организовываются органами охраны здоровья при структурах, которые оказывают психиатрическую помощь, при предприятиях лечебно-производственного назначения и прочих госструктурах, которые используют труд людей, страдающих от психических расстройств.

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания подобного назначения предполагает помимо создания условий для проживания людей организацию их трехразового питания. Человек, который работает, должен вносить установленную плату за предоставление ему данных услуг. Особы, которые проживают в таком общежитии, могут при получении согласия администрации самостоятельно приобретать продукты питания и готовить для себя еду. В учреждении люди находятся под постоянным врачебным наблюдением и в случае необходимости получают медицинскую помощь.

Федеральный закон про соцобслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ определяет, что муниципальный фонд жилья социспользования для данных категорий особ состоит из жилых домов и помещений, включая специализированные дома, которые предназначены для временного или постоянного проживания и соцобслуживания этих граждан.

При этом законом предусмотрено, что архитектурные свойства строения, планировка и обустройство специализированных помещений и домов в целом должны отвечать возрастным и физиологическим особенностям лиц преклонного возраста и людей с ограниченными возможностями.

Условия предоставления подобного жилья ограничиваются несколькими обязательными пунктами. Претендовать на него могу граждане, которые являются одинокими, а также граждане, имеющие родственников, в случае если последние по объективным причинам не в состоянии обеспечить для них необходимый уход и поддержку. При этом важно, чтобы человек сохранил способность к самообслуживанию, а кроме этого условия его проживания не соответствовали требованиям российского жилищного законодательства.

Законодательство запрещает распоряжаться предоставленным жилищем: приватизировать его, обменивать, сдавать в поднаем или аренду. Также не допускается делить занимаемую площадь, заселять на нее других людей, а также вселять временных жильцов без предоставления на то разрешения органами местного самоуправления.

Люди с ограниченными возможностями могут проживать в стационарных структурах социального обслуживания, такое право закреплено Федеральным законом «О соцзащите инвалидов в РФ». Условием прекращения использования жилья, которое находится в специализированных домах, является устранение причин, в результате которых оно было предоставлено (предоставление или покупка иного жилища, переезд к родственникам для постоянного проживания с ними и т.д.).

§ 5 Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения

Пользование жилыми помещениями в домах системы социального обслуживания населения

В соответствии со ст. 96 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. Такие жилые помещения, включая дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых, гостиницы-приюты и т. п., необходимы для граждан, наименее социально защищенных. Они создаются и предоставляются органами социальной защиты и (или) здравоохранения (федеральными, региональными или муниципальными).

В целях реализации Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части обеспечения гарантированных государством видов психиатрической помощи Правительство РФ Постановлением от 25 мая 1994 г. N 522 утвердило Положение об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи[175].

Строго говоря, жилые помещения, на которые распространяется данное Положение, не являются общежитиями, поскольку предоставляются не в связи с учебой или работой, как это указано в ст. 94 ЖК РФ. Данные жилые помещения предоставляются с целью бытового устройства ограниченно трудоспособных лиц, страдающих психическими расстройствами и утратившими социальные связи. Представляется, что понятие «общежитие» здесь применяется условно, не в юридическом смысле, а скорее в качестве наименования.

В соответствии с указанным Положением в такие дома направляются прошедшие специальную врачебную комиссию лица:

— прошедшие стационарное лечение при невозможности их выписки домой в связи с утратой социальных связей;

— нуждающиеся в изоляции от неблагоприятной среды в месте их проживания;

— с постоянными сложностями социальной адаптации, утратившие близких родственников, при отсутствии социальной поддержки со стороны других лиц.

Названные специализированные дома организуются органами здравоохранения при учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь, при лечебно-производственных предприятиях и других государственных предприятиях, использующих труд лиц, страдающих психическими расстройствами. При этом для лиц, проживающих в общежитии, организуется трехразовое питание. Работающие лица оплачивают стоимость проживания и питания. Все проживающие в общежитии имеют право по согласованию с администрацией общежития на самостоятельное приобретение продуктов и приготовление пищи. В общежитии осуществляется врачебное наблюдение и оказывается необходимая медицинская помощь проживающим в нем лицам.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[176] муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. При этом предусматривается, что архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

Указанное жилье предоставляется одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства. Закон прямо запрещает какое-либо распоряжение предоставленным жильем: приватизацию, обмен, поднаем или аренду. Кроме того, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, заселение других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

Возможность инвалидов проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрена и в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[177].

Использование жилых помещений, находящихся в специализированных домах, прекращается в связи с устранением причин, по которым были предоставлены эти помещения (предоставление или приобретение другого жилого помещения, переезд на постоянное место жительства к родственникам и др.).

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, zakonometr.ru, knowrealty.ru, advokat-malov.ru, law.wikireading.ru.

»

Предыдущая
ДругоеБыт - Part 4
Следующая
ДругоеЗайм студентам на карту без отказа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector