Единый расчетный центр коммунальных платежей — основные функции

Введите ваш e-mail:

Содержание

Информационные расчётные центры ЖКХ (ИРЦ) вне закона.

В системе ЖКХ страны, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, для сбора коммунальных платежей, но деятельность этих центров в большинстве случаев не законна.

Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Во многих муниципальных образованиях нашей страны в системе Жилищно-коммунального хозяйства, были созданы Расчетно-кассовые (РКЦ), Информационно-расчетные (ИРЦ), Информационно-аналитические (ИАЦ), Вычислительные и иные подобные центры, на которые были возложены функции по сбору платежей за коммунальное обслуживание населения, предъявление претензий по неоплате этих платежей, а также, взыскание этих платежей в судебном порядке.

Как правило, эти центры создавались на основании постановлений органов местного самоуправления в форме муниципальных унитарных предприятий (МУП).

Далее по тексту условно будем называть их МУП ИРЦ.

Законно ли создание подобных центров и их деятельность по сбору коммунальных платежей, предъявлению претензий и взысканию с населения в судебном порядке задолженности за коммунальные услуги?

На этот вопрос кратко можно ответить так:

Муниципальные чиновники вправе создавать муниципальные предприятия (МУП) типа Информационно-расчётных и иных центров, на основании соответствующих распорядительных актов, как правило, постановлений. Вправе утверждать уставы этих МУП ИРЦ с перечнем их полномочий в соответствии с действующим законодательством РФ.

Но, при определенных обстоятельствах, эти Информационно-расчётные и иные центры в форме МУПов, в соответствии с действующим законодательством, не вправе осуществлять некоторые виды деятельности.

Например: МУП ИРЦ не вправе по поручению любой организации, выполняющей функции управления многоквартирным жильём, без согласия Нанимателей или Собственников жилья выставлять квитанции на оплату услуг ЖКХ, а тем более, предъявлять Нанимателям или Собственникам жилья финансовые претензии и в судебном порядке взыскивать задолженность за услуги ЖКХ.

Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ какие-либо обязательства в рамках гражданско-правовых отношений могут возникнуть лишь из договора, вследствие причинения вреда или из иных оснований, указанных в ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре найма (социального найма) жилого помещения, обязательство по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-нанимателей по отношению к наймодателю (исполнителю), вытекает из соответствующих положений п.3 ст.682 ГК РФ. Право же наймодателя, как соответствующего кредитора, требовать от нанимателей-должников надлежащего исполнения этого обязательства закреплено в п.1 ст.307 ГК РФ.

В отношениях, основанных на договоре управления жилого помещения (ст.162 ЖК РФ), обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг со стороны потребителей-собственников по отношению к управляющей организации (исполнителю), вытекает из положения п.7 ст.165 ЖК РФ. Право же управляющей организации (исполнителя), как соответствующего кредитора, требовать от собственников-должников надлежащего исполнения этого обязательства также, закреплено в п. 1 ст. 307 ГК РФ.

Переход прав кредитора к другому лицу должен и может осуществляться лишь в порядке, установленном главой 24 ГК РФ. Так, согласно п.1 ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

Законные основания, изложенные в ст.387 ГК РФ, к рассматриваемым отношениям не применимы в принципе. Уступка требования, связанная с передачей соответствующих прав, принадлежащих первоначальному кредитору, новому лицу (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) Исходя из специфики и постоянного длящегося характера правоотношений между наймодателем и нанимателями жилья по договору найма, управляющей организацией и собственником по договору управления возможна только в том случае, если на то будет согласие должника (п.2 ст.388 ГК РФ).

Это принципиальное положение в данных правоотношениях.

В указанных гражданско-правовых отношениях личность кредитора – Управляющей организации или Наймодателя (ООО, МУП ДЕЗа, МУЖРП, ЖКУ) и прочих исполнителей коммунальных услуг, для каждого Собственника или Нанимателя жилого помещения имеет существенное значение, чему есть очевидное правовое обоснование.

В соответствии с п.2 ст.676 ГК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг жителям, проживающим в муниципальном жилищном фонде, возложена исключительно на наймодателя.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде, находящемся у них в собственности, возложена исключительно на управляющую организацию.

Именно управляющая организация или наймодатель являются исполнителем коммунальных услуг по Закону РФ «О защите прав потребителей» и следовательно субъектом соответствующей ответственности, предусмотренной потребительским законодательством, а не информационно-расчётные, расчетно-кассовый и прочие центры, с которыми у граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, вообще отсутствуют какие-либо договорные отношения, порождающие взаимные права и обязанности.

Согласно ч.4 ст.15 ФЗ РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции ФЗ от 06.05.03 N 52-ФЗ) установление основ ценообразования в сфере ЖКХ и ежегодных федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждение правил содержания, ремонта жилья и оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, стандартов качества содержания, ремонта жилья и объема оказания коммунальных услуг, методик перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг при оказании услуг в объеме меньше установленного и (или) ненадлежащего качества является исключительной компетенцией Правительства РФ.

В этой связи Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 не предусматривают создание каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров.

В соответствии с п.4 указанных правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником или нанимателем жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормотворчество органов местного самоуправления по созданию каких-либо расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров может осуществляться только в пределах компетенции этих органов, не должно противоречить положениям вышеуказанного законодательства Российской Федерации, а деятельность этих муниципальных организаций (МУП ИРЦ, РКЦ и пр.) не должна ущемлять права граждан-потребителей.

В противном случае, деятельность муниципальных чиновников, которая нарушает и/или ущемляет права граждан в области вышеуказанных правоотношений, можно расценивать как обычное мошенничество этих чиновников.

Расчеты через РКЦ: плюсы и минусы

Организации, управляющие многоквартирными домами, производящие расчеты с гражданами за жилищно-коммунальные услуги, вправе осуществлять собственными силами функции, связанные с начислением платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, их перерасчетами, предъявлением гражданам платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а вправе привлечь на договорной основе специализированную организацию, к которой в сфере жилищно-коммунального хозяйства относятся расчетные центры (именуемые также расчетно-кассовыми центрами, едиными расчетно-кассовыми центрами, информационно-расчетными центрами и т.п.).

Следует учитывать, что управляющая организация и объединение собственников свободны в принятии решения о необходимости привлечения расчетного центра к выполнению деятельности, связанной с обработкой платежей граждан, поскольку денежные средства потребителей, вносимые в оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников жилых и нежилых помещений в жилых зданиях, услуг отопления, газо-, водоснабжения, услуг водоотведения и других коммунальных услуг, являются доходами управляющих организаций, доходами или целевыми поступлениями в объединения собственников. Такие доходы и поступления в денежном выражении составляют в соответствии с п.2 ст. 130 ГК РФ движимое имущество организаций их получающих.

В соответствии с п.1 ст. 420 ГК РФ «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».
Статья 421 ГК РФ предусматривает, что юридические лица свободны в заключении договора. Это вытекает их п. 1 ст. 421 ГК РФ, где установлено: «Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».

Если организация, предоставляющая гражданам жилищно-коммунальные услуги, считает целесообразным организовать деятельность, связанную с начислениями платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, с привлечением деятельности расчетным центром, необходимо заключение соответствующего договора.

О договоре, заключаемом с расчетным центром

Основными составляющими деятельности расчетного центра, связанной с обработкой платежей граждан, могут быть:

  • Ведение лицевых счетов
  • Начисление платы за управление, содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги
  • Изготовление и доставка потребителям документов, являющихся основаниями для внесения ими платы за жилищно-коммунальные услуги
  • Прием граждан по вопросам расчетов платы за жилищно-коммунальные услуги
  • Проведение перерасчетов, корректировки платы
  • Учет расчетов по произведенным платежам и задолженности
  • Ведение учета граждан по их категориям в части оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в части льготной категории граждан, пользующихся правом на предоставление субсидий
  • Ведение делопроизводства по расчетам с гражданами за жилищно-коммунальные услуги, хранение первичных учетных документов по расчетам
  • Подготовку информации по расчетам с гражданами по каждому виду услуг и предоставление ее организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги

Характер перечисленных функций, связанных с обработкой платежей граждан, свидетельствует о возможности их передачи организациями, управляющими многоквартирными домами (Заказчиками), расчетному центру (Исполнителю) в соответствии с договором возмездного оказания услуг.

Предметом такого договора могут быть обязательства Исполнителя (по заданию Заказчика за определенную договором плату) оказывать услуги по ведению аналитического учета операций по расчетам за жилищно-коммунальные услуги и по работе с гражданами-потребителями жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с расчетами за жилищно-коммунальные услуги.

Выполнение расчетным центром указанных обязательств связано с объемом обрабатываемой документации и показателей для организации, заключившей договор с расчетным центром не связано с суммой обрабатываемых платежей. Поэтому стоимость услуг расчетного центра по ведению аналитического учета платежей граждан для организаций может определяться в твердой сумме в зависимости от количества обрабатываемых документов и их видов, а так же осуществляемых для организации других функций, а не в процентах от суммы начисляемых платежей граждан.

Это важно знать:  Льготы по коммунальным платежам - кому полагаются, инвалидам 3 группы, простым пенсионерам

Необходимо добавить, что стоимость услуг расчетного центра не подлежит регулированию и определяется в соответствии с договорной ценой, устанавливаемой по соглашению сторон каждого заключаемого расчетным центром договора. В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в редакции от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» формирование документированной систематизированной информации в денежном выражении об имуществе организации, ее обязательствах и их движении отнесено к сфере бухгалтерского учета.

Характер и объем передаваемых расчетному центру обязательств по обработке платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, а также необходимость соблюдения требований Закона о бухгалтерском учете, свидетельствуют о необходимости детального отражения в договоре, заключаемом с расчетным центром, всех основных условий, касающихся порядка взаимодействия сторон такого договора, а также порядка выполнения каждой из таких сторон обязательств, направленных на достижение цели договора.

Исходя из этого, в договоре могут быть отражены существенные условия, приведенные ниже, влияющие на объем обязательств как Заказчика услуг расчетного центра (управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК), так и Исполнителя (самого расчетного центра).

Функции, выполняемые расчетно-кассовым центром (РКЦ)

Статьи по теме

Подробнее разобраться в теме РКЦ вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Например, согласно Концепции реформы ЖКХ г. Тюмени, утвержденной решением Тюменской городской думы № 214 от 26.02.1998 г., РКЦ сосредотачивает все средства, предназначенные для оплаты производимых ЖКУ, поступающие от пользователей и направляет их пропорционально объему оказываемых услуг каждой из подрядных организаций. РКЦ объединяет в себе функции сбора, расчета и обработки денежных средств за оплату жилья и коммунальных услуг и функции начисления и правильного оформления всех льгот и субсидий.

На основании системного толкования действующего законодательства, а также опыта регионов, к функциям РКЦ можно отнести:

1. Расчет платежей за ЖКУ:

  • оформление счетов-квитанций на оплату ЖКУ;
  • перерасчет платежей за ЖКУ: при изменении тарифов, при временном отсутствии потребителя, при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня, при введении льгот или их отмене, изменении размера субсидий, ошибок при расчете плат и др.;
  • формирование отчетных данных по итогам месяца и обновление баз данных для следующих периодов;
  • подготовка и печать необходимой выходной документации.

2. Прием платежей от потребителей за ЖКУ:

  • определение сумм, необходимых для оплаты ЖКУ;
  • прием и получение денежных средств наличными в кассах РКЦ с соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники;
  • оформление платежных документов;
  • выдача сдачи плательщику;
  • заключение договоров с платежными субагентами, кредитными организациями, организациями связи, на прием денежных средств от потребителей ЖКУ.

3. Учет платежей за ЖКУ:

  • осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, необходимых для расчетных операций за предоставленные ЖКУ;
  • автоматизированная обработка информации, контроль за правильностью заполнения и наличия всех необходимых данных в документах;
  • ввод полученной информации в базу данных;
  • осуществление оперативного учета оплаты за ЖКУ;
  • последующий контроль за своевременной оплатой ЖКУ с применением штрафных санкций;
  • выдача справок, восстановление утерянных квитанций;
  • подготовка отчетности и составление аналитических документов;
  • учет расчетов с поставщиками ЖКУ, поиск, сортировка и выборка данных, необходимых для расчетных операций за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование отчетности и аналитики.

4. Информационное и методическое обеспечение:

  • ведение баз данных по лицевым счетам потребителей ЖКУ;
  • сопровождение программных средств.

Что такое ЕИРЦ, и как это работает

Эффективная работа коммунальных предприятий, а также оплата за их услуги является одной из приоритетных программ на государственном и региональном уровнях. С целью улучшения и повышения уровня оплаты, в большинстве регионов были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры). О том, что же это такое и о принципе их работы будет рассказано ниже.

Деятельность ЕИРЦ

Единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности

Как известно коммунальные услуги предоставляются различными предприятиями, и они выдают платежные документы с реквизитами, на которые граждане должны производить оплату. С целью улучшения сервисов платежей, а также возможность гражданам производить платежи на один счет и были созданы ЕИРЦ (единые информационные расчетные центры).

Согласно данной программе единые информационные расчетные центры — это субъекты хозяйственной деятельности, которые не предоставляют никаких коммунальных услуг. Они просто принимают платежи от населения, и полученные средства переводят на счета коммунальных предприятий, оставляя себе определенный процент (плату).

Для осуществления такой деятельности руководители ЕИРЦ обязаны заключать договора на принятие платежей со всеми предприятиями, оказывающими коммунальные услуги.
С начала деятельности первых ЕИРЦ появилось много споров насчет их функциональности и продуктивности. Некоторые специалисты считают, что данные учреждения не приносят эффективности, а наоборот увеличивают финансовую нагрузку на кошельки потребителей коммунальных услуг.

Вызвано это тем, что стоимость за некоторые услуги фиксированная (например, свет, газ). Поэтому те, кто их предоставляют, не могут работать в минус, а с учетом того, что ЕИРЦ забирают от 2 до 5% от суммы платежа, предприятия должны увеличивать стоимость коммунальных услуг. Другие специалисты (разработчики концепции ЕИРЦ) наоборот говорят, что гражданам выгодней платить таким образом.

Нужно запомнить, что все ЕИРЦ создаются региональными и муниципальными властями, которые и являются их учредителями. При этом действующее законодательство обязывает все коммунальные предприятия заключать соглашения с этими субъектами хозяйственной деятельности на принятие ими платежей.

Принцип работы ЕИРЦ

ЕИРЦ, работа которых удовлетворяет население, создали персональные электронные кабинеты плательщиков

Теперь перейдем к рассмотрению принципа работы ЕИРЦ. Его можно расписать в следующих этапах:

  1. После создания (регистрации) данный субъект должен сделать программное свое обеспечение, получить лицензию на работу с денежными платежами, и заключить договоры с предприятиями и учреждениями которые оказывают коммунальные услуги.
  2. После заключения договоров и оформления всех разрешительных документов, субъекты, предоставляющие коммунальные услуги должны передать в ЕИРЦ все базы электронных данных, по которым происходят начисления (лицевые счета, другие данные помогающие идентифицировать плательщика, а также установить какую сумму он должен оплатить за текущий месяц).
  3. Далее сотрудники ЕИРЦ имея все базы данных, начинают формировать единый платежный документ (квитанцию) где имеется перечень всех коммунальных услуг, количество их потребления (показания счетчиков), а также фиксированная ежемесячная или абонентская плата (например, услуги управляющих компаний).
  4. Сформированные квитанции отправляются гражданам, плательщикам.
  5. Граждане, получив их, приходят в ЕИРЦ и в их кассах производят оплату.
  6. Получив средства, бухгалтерия ЕИРЦ аккумулирует их на своих счетах, а затем, забирая свою комиссию, переводит на счета поставщиков коммунальных услуг.

В принципе работа этих субъектов хозяйственной деятельности ничем не отличается от принятия платежей банками, другими финансовыми учреждениями. Но главное отличие состоит в том, что гражданин, который является плательщиком коммунальных услуг, получает единый платежный документ, и может одним действием (оплатой) заплатить за все сразу.

Интересно знать, что некоторые ЕИРЦ, работа которых удовлетворяет население, создали персональные электронные кабинеты плательщиков коммунальных услуг. Благодаря им человеку нужно зайти в интернет, создать свой персональный кабинет, куда и будет поступать вся информация по коммунальным платежам, задолженности.

Прикрепив к этому кабинету свою банковскую карту, человек сможет производить оплату за ЖКХ не выходя из дома, то есть введя данные своей банковской карты и сумму, которую надо снять и перечислить в ЕИРЦ.

Как формируются квитанции на оплату

Самый большой ажиотаж у плательщиков коммунальных услуг, которые стали получать их платежные документы, вызвали начисления, которые в некоторых регионах были завышены в несколько раз. Люди сразу стали разбираться, в чем проблема, и как оказалось, вина в этом была предприятий, которые предоставляли коммунальные услуги, так как в большинстве случаев они неправильно давали информацию. Поэтому вопрос формирования квитанций требует отдельного рассмотрения.

Как было указано выше ЕИРЦ это посредники между плательщиками за коммунальные услуги, и теми, кто их предоставляет. То есть учет о потребленном количестве ведется именно последними. Некоторые предприятия, у которых есть базы данных, лицевые счета не вовремя предоставляют информацию, поэтому в некоторых случаях, сотрудники ЕИРЦ, дабы не оказаться в ситуации, когда им заплатят меньше, чем необходимо выставляют большую сумму.

Поэтому граждане должны знать, что содержит в себе квитанция на оплату ЖКХ от ЕИРЦ:

  • наименование потребленной коммунальной услуги, с показаниями прибора учета (если он есть);
  • название юридического лица, которое предоставляет такую коммунальную услугу, его место нахождения (юридический адрес);
  • сумма обязательного платежа, которую нужно заплатить за текущие 30 календарных дней по каждой коммунальной услуге отдельно (по информации предприятия, которое предоставило коммунальную услугу);
  • остаток задолженности, если такова образовалась за предыдущее время;
  • платежные реквизиты ЕИРЦ, куда будут платиться средства;
  • адрес места нахождения центра по предоставлению таких услуг (ЕИРЦ).

Практика показывает, что такие квитанции весьма громоздкие, некоторые с трудом вмещаются на стандартных листах формата А – 4. Если ЕИРЦ предоставляет услугу по электронной оплате коммунальных услуг, тогда плательщику нужно зайти в свой личный кабинет, получить электронную платежку и оплатить ее банковской картой.

Нужно запомнить, что, несмотря на некоторые угрозы со стороны работников ЕИРЦ, что только они имеют право собирать коммунальные платежи, это не соответствует действительности. Согласно законодательству ЕИРЦ предоставляет услуги, от которых граждане могут самостоятельно отказаться и платить непосредственно через банк или другое финансовое учреждение.

Единые информационные центры (ЕИРЦ) созданы для того чтобы плательщики коммунальных услуг, могли оплачивать их в одном центре и с минимальными финансовыми затратами.

Рост задолженности за коммунальные услуги:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Это важно знать:  Плата за капитальный ремонт дома пенсионерами старше 80 лет: что говорит закон? Все ли дожны платить, и как получить льготы и компенсации по оплате капремонта после 80 лет?

Единые информационные расчетные центры как инфраструктурное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства

Материал из CustisWiki

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России, похоже, не только сдвинулась с места, но и набирает обороты. С одной стороны, благоприятные внешнеэкономические цены на сырьевые энергоносители и рост платежеспособности граждан обеспечивают отрасли рекордные финансовые потоки. С другой стороны, активно формируется нормативная база, определяющая правила ведения бизнеса в области сбыта ресурсов и управления жилищным фондом.

В условиях облегченного (по сравнению с другими капиталоемкими отраслями хозяйства) входа на формирующийся рынок товаров и услуг, обеспечивающих работу ЖКХ, возросла конкуренция между игроками, особенно агрессивная на рынке платежных услуг. К счастью, сегодня в России уже никто не верит, что рынок сам по себе все отрегулирует, поэтому муниципальные органы власти пытаются активно влиять на ситуацию в ЖКХ. Для этого надо знать, все ли в порядке с расчетами и платежами за жилищные и коммунальные услуги на территории муниципалитета. Естественно, что у муниципальных властей возникает вопрос о законности и эффективности работы единых информационных расчетных (или расчетно-кассовых) центров (далее для краткости будем называть их ЕИРЦ).

В отличие от чисто платежных систем основные функции ЕИРЦ составляют полный биллинговый цикл:

  • ведение баз данных, необходимых для выставления счетов на оплату;
  • обработка показаний приборов учета (счетчиков);
  • начисления по тарифам и показаниям счетчиков с учетом скидок, недопоставок, перерасчетов;
  • печать и доставка единых платежных документов (ЕПД);
  • взаимодействие с платежными системами;
  • дспетчеризация и распределение платежей;
  • подготовка отчетов по начислениям и сборам;
  • претензионная работа с плательщиками.

Надо сказать, что расчет квартплаты специалистами вычислительных центров существовал еще с советских времен. Так, например, в городе Туле гордятся тем, что областной «ИВЦ ЖКХ» создан в 1988 г. на базе Кустовой машинно-счетной станции, а первые шаги механизации учета в жилищно-коммунальном хозяйстве Тульской области были сделаны в далеком 1967 г. на основе счетно-клавишной техники. В массовом порядке центры по расчету оплаты за жилищно-коммунальные услуги стали создаваться в форме муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений с 2000 г. в соответствии с Постановлением правительства РФ от 3 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». В связи с этим аргументы сторонников использования ЕИРЦ основаны на опыте многолетней работы (самые существенные из них приведены в таблице). В зависимости от того, какие проблемы в муниципалитете наиболее злободневны на момент принятия решения о схеме организации работы с оплатой за ЖКУ, любой из перечисленных доводов может стать решающим.

Более подробно выгоды и преимущества для всех заинтересованных сторон описаны в статье Андрея Борейко [2] .

Аргументы противников централизованного биллинга на первый взгляд не менее весомы, хотя иногда имеют эмоциональный характер. Неоднократно приходилось слышать следующие возражения:

  • На Западе так не работают!
  • Монополизация данных о плательщиках и расчетах в муниципальном образовании — повод для обращения в антимонопольный комитет.
  • Еще один посредник между плательщиком и поставщиком — тормоз на пути платежей, место для возможных махинаций с финансами.
  • Доступ поставщиков к данным абонентов, переданным в ЕИРЦ, ограничен, что мешает их нормальной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Плательщика без его согласия ограничивают в выборе — когда, кому и за какие услуги платить.
  • Стоимость ЕПД слишком высока, это способствует повышению тарифов поставщиков.
  • Сбор платежей в пунктах ЕИРЦ противоречит законодательству.

Попробуем оценить эти положения.

Содержание

На Западе так не работают

Иногда противники ЕИРЦ высказываются так: «На Западе муниципалитету вообще нет никакого дела до отношений населения с поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими жилищным фондом». На это можно ответить русской пословицей: «Что немцу здорово, то русскому смерть». Я употребляю здесь слово «немец» не в узком национальном смысле, а в смысле народа с другой ментальностью и с другим опытом жизни в рыночных условиях. Пока переход населения на прямые договорные отношения с поставщиками коммунальных услуг — дело не близкого будущего, в том числе и по чисто техническим причинам. Даже на договор с управляющей компанией идут далеко не все жильцы, справедливо полагая, что договорный процесс предполагает состязательность и равноправие сторон, а проштампованные под копирку ультиматумы жильцам от назначенной управляющей компанией прежней дирекции единого заказчика — это атрибуты совсем не рыночной экономики.

Сейчас у нас есть работающий механизм ЕИРЦ, созданный трудом многих людей, между прочим, в соответствии с рекомендациями федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы. В городах, где есть ЕИРЦ, систематизированы и согласованы данные абонентских баз разных поставщиков, работа по начислению и сбору платежей упорядочена. Актуальные данные ЕИРЦ поступают в распоряжение муниципальных властей. Это означает, что муниципальные власти всегда владеют достоверной информацией о состоянии дел в городе, о работе поставщиков услуг, об авариях и отклонениях качества услуг, например о несоответствии санитарным нормам и т.д., и могут предпринимать адекватные положению дел усилия. Уже через несколько месяцев после начала работы ЕИРЦ процент сбора от ежемесячного начисления заметно растет, порой превышая 100%, что означает реальное сокращение объемов и сроков задолженностей граждан. Конечно, заметный успех достигнут там, где проводилась дополнительная работа по стимулированию оплаты, например, проводились разъяснения расчетов в муниципальных СМИ, печаталась информация о задолженности на текущих квитанциях, выпускались специальные долговые квитанции во время летнего спада уровня платежей и в декабре, приуроченные к годовым премиям, разыгрывались призы по номерам лицевых счетов добросовестных плательщиков и т.д..

В статье Анны Шиховой [3] высказано мнение: «Практически во всех городах, где реформа идет более-менее успешно, это обеспечивается активной позицией местных властей». Да, сейчас биллинг в ЖКХ — это социально ориентированный бизнес. Со всеми жалобами и требованиями о наведении порядка в отрасли население обращается к властям. Может ли власть выполнять свои социальные функции, если оставить ей обязательства перед населением и отключить ее от информации? Как, например, не имея достоверной информации, обеспечить возмещение поставщикам выпадающих доходов из-за льгот, предоставленных в виде скидки в счетах на оплату? Да и формы статистического наблюдения 22-ЖКХ и 26-ЖКХ пока никто не отменил. Когда вышестоящие власти перестанут возлагать на муниципалитеты ответственность за работу поставщиков ресурсов и управляющих компаний, вот тогда и будем думать, попрощаться ли с ЕИРЦ, а если решим прощаться, то как и чем его безболезненно заменить. Причем желательно в такой нетрадиционной для России последовательности: сначала думать, потом создавать адекватную замену, а уже потом прощаться.

Монополизация данных о плательщиках и расчетах в муниципальном образовании

Такая монополизация не минус, а плюс. Замените слово «монополизация» на слово «централизация» и получите единую базу данных (БД) о населении, услугах и расчетах, соответственно, и все плюсы для населения и муниципальных властей, которые были перечислены в таблице. В случае, когда используемая БД создается на средства муниципалитета или региона, владельцем ее является муниципалитет. Муниципалитет в городе, кстати, тоже один, способ контроля за его работой известен — общественные объединения граждан. Услуги ЕИРЦ на конкурентной основе могут предоставлять и несколько организаций. Например, в Астрахани в момент создания ЕИРЦ коммерческие поставщики тепла и электроэнергии имели альтернативный расчетный центр. Сейчас в результате реорганизации РАО ЕЭС повсеместно появились энергосбытовые организации, которые могут составить реальную конкуренцию ЕИРЦ за предоставление биллинговых услуг. Бизнес ЕИРЦ, безусловно, становится более выгодным при включении в единый платежный документ услуг большого количества поставщиков, но это выгодно и поставщикам, потому что дает возможность ЕИРЦ развиваться. В результате после возврата начальных инвестиционных затрат все ЕИРЦ, с работой которых мы знакомы, расширяют спектр услуг поставщикам и управляющим компаниям, что фактически приводит к снижению платы за стандартный пакет расчетных услуг. Например, после вступление в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации Саратовский ЕРКЦ заказал доработку используемой системы расчетов по оплате за ЖКУ — расчет пени, при этом цена услуг для поставщиков не изменилась (она установлена решением городской думы). О выгодах муниципальных властей и населения мы уже сказали.

Посредник между плательщиком и поставщиком — тормоз на пути платежей, место для возможных махинаций с финансами

Пугающий аргумент, но только для граждан, не знакомых с платежными услугами. В чем суть вопроса? Раньше, когда оплата производилась по абонентским книжкам или квитанциям поставщика, платеж по каждой такой квитанции инкассировался в банк на внутрибанковский счет, а затем в сроки, определенные договором с поставщиком, перечислялся на расчетный счет поставщика услуги. Из банка бумажные извещения и сведения о принятых платежах поступали непосредственно поставщику. Теперь согласно Жилищному кодексу Российской Федерации платежи и за жилищные, и за коммунальные услуги поступают на расчетный счет управляющей компании, которая должна посчитать, сколько какому поставщику причитается, и оплатить услуги своих контрагентов — поставщиков ресурсов, работ, услуг, перечислением со своего расчетного счета на расчетные счета контрагентов.

В случае оплаты по единому платежному документу порядок работы с ним следующий:

  • платежи инкассируются в банк на расчетный счет ЕИРЦ. Чаще всего это второй расчетный счет, все операции по которому связаны только с прохождением платежей населения, то есть выделены из остальной финансово-хозяйственной деятельности ЕИРЦ;
  • электронные реестры платежей и извещения (если они есть) из всех пунктов оплаты, будь то банки, отделения почтовой службы, платежные терминалы, в ЕИРЦ сортируются по расчетным пунктам, где выполнялись начисления;
  • в расчетном пункте по реестрам платежей для каждой управляющей компании определяется сумма сбора за день;
  • на сумму сбора за день оформляется платежное поручение по перечислению денег каждой управляющей компании;
  • по суммам начислений для каждого лицевого счета рассчитывается оплата, приходящаяся поставщикам услуг, представленным в единой квитанции; расчетные данные (сколько какому поставщику причитается денег из суммы сбора за день) отправляются в каждую управляющую компанию.
Это важно знать:  Общедомовые приборы учета: кто должен устанавливать, оплачивать

Такую обработку информации о платежах могут делать и банки или операторы платежных систем, получающие информацию о начислениях из ЕИРЦ. В любом случае длительность операции по сверке электронных реестров с извещениями и обработки реестров платежей примерно 1 день. Остальное время прохождения платежей (не важно, по ЕПД или по абонентской книжке) определяется регламентом операций в банке, в который инкассированы платежи, и политикой банка. Ускорить прохождение платежей по ЕПД можно, открыв, например, всем управляющим компаниям и поставщикам расчетные счета именно в том банке, в который инкассируют деньги сборщики. ЕИРЦ, использующие современные биллинговые системы, готовы предоставлять управляющим компаниям и поставщикам ресурсов доступ к ежедневным данным по сборам в форме, ограниченной только уровнем их технологической оснащенности, например, ограниченной наличием каналов связи, электронной почты. В тех городах, где это делается (например в городах Саратове, Астрахани, Жуковском Московской области, Курчатов Курской области), мифы о задержке или нецелевом использовании платежей населения давно развеяны.

Ограничение доступа поставщика к данным абонентов мешает их нормальной финансово-хозяйственной деятельности

Это возражение тесно связано с предыдущим. Вообще, указанная проблема существует только в головах сторонников решительной вестернизации ЖКХ, а на практике легко решается на основе заключения двусторонних договоров. Поскольку ЕИРЦ заинтересован в биллинговом эффекте (увеличении числа услуг в составе единого платежного документа), поставщик всегда может потребовать и, как правило, требует и получает набор особых отчетов, других сервисов. Во многих городах, использующих промышленное программное обеспечение, поставщики и управляющие компании получают доступ к базе данных ЕИРЦ в части своих начислений, платежей, сальдо абонентов, реестрам должников по своим услугам. Из практики также известно, что при заключении договора на расчетное обслуживание стороны всегда оговаривают условия возврата абонентской базы (выверенной, актуальной на дату расторжения договора) на случай разрыва отношений.

Единый платежный документ — ограничение выбора плательщика, когда, кому и за какие услуги платить

Для ЕИРЦ технологических трудностей в предоставлении плательщику счета на оплату каждой услуги нет, это делают многие платежные системы. Есть политика муниципалитетов, которую не могут игнорировать ЕИРЦ: отключаемые коммунальные услуги (поставка ресурсов — воды, электроэнергии) и неотключаемые (жилищные услуги и отопление) должны быть оплачены по одной квитанции. Частичная оплата квитанции приводит к долгу по всем, в том числе по отключаемым, услугам, что чревато для плательщика ограничением подачи ресурса. А как иначе муниципалитет может стимулировать население к полной и своевременной оплате жилищных услуг и отопления, стоимость которых к тому же растет в два раза быстрее инфляции и в три раза быстрее пенсионных выплат?

Стоимость ЕПД слишком высока

К этому аргументу радетели срочного копирования чужого опыта обычно прибегают после того, как выясняется, что население положительно оценивает переход к оплате по единой квитанции и поэтому не нуждается в защите от деятельности ЕИРЦ. Якобы надо защитить хозяйствующего субъекта — поставщика (управляющую компанию). На эту тему можно поспорить. Обследование бизнеса поставщиков, которое является обязательной частью внедрения расчетной системы ЕИРЦ, включает в себя оценку затрат поставщиков на собственную абонентскую службу. Многие поставщики только на этой стадии с удивлением осознают реальную стоимость абонентского обслуживания населения. Приведу пример из практики: при обследовании поставщиков в полумиллионном городе выяснилось, что затраты на выпуск абонентских книжек и содержание абонентской службы у поставщика услуги «лифт» составляли 14 процентов, а у поставщика услуги «вывоз мусора» — около 40 процентов от общего сбора. Бизнес-план создания нового ЕИРЦ, как правило, базируется на стоимости ЖКУ, включаемых в единую квитанцию, и предполагает возмещение инвестиционных затрат в течение нескольких лет (по нашему опыту от 1,5 года до 3 лет после завершения стадии внедрения биллинговой системы). Даже в этот период текущие затраты поставщиков на оплату услуг ЕИРЦ всегда не выше их затрат на собственную абонентскую службу — иначе они просто не подключаются к проекту.

Сбор платежей ЕИРЦ противоречит правовым нормам

Этот тезис многократно обсуждался в профильных журналах. Поправка к закону о банках и банковской деятельности не меняет правовых основ деятельности тех ЕИРЦ, которые работают по агентским договорам с поставщиками, то есть представляют сторону поставщика перед плательщиками. Такого мнения придерживаются, например, эксперты ООО Консалтинговая фирма «Интеллект» Киркорова Н.П., Побединская Н.В. [4] , а также председатель комитета по законодательству Национального жилищного конгресса Ситдиков А.Х. [5] .

Кроме всего прочего, в сборе платежей за жилищно-коммунальные услуги на основе таких договоров нет главного признака банковской операции — зачисление платежей на банковские счета поставщиков услуг. Эту операцию всегда выполняют банки. Подтверждением справедливости приведенного мнения является, например, тот факт, что проверка Ставропольской краевой прокуратурой деятельности ОАО «Городской расчетный центр» (город Ставрополь), собирающего платежи по агентскому договору, не обнаружила признаков лицензируемой деятельности (частное сообщение). Проверка была инициирована публикацией статьи И.П. Маликовой [6] .

Отсюда резюме: правильно оформленные договоры обеспечивают ЕИРЦ возможность работы в соответствии с существующим законодательством. В реальности остается нерешенным лишь вопрос платежей за наем неприватизированных квартир, которые зачисляются в бюджет муниципалитетов, а значит, должны подчиняться бюджетному законодательству. Для ЕИРЦ проблемы нет — исключили из ЕПД услугу, и все, тем более что размер оплаты за наем невелик в общей сумме квитанции, да и доля неприватизированного жилья все уменьшается. Зато проблема возникает у муниципальных властей. Кто и как будет выпускать квитанции или печатать книжки для оплаты найма, собирать эти платежи в поселениях, где нет разветвленной сети банков, чем стимулировать плательщиков отстоять очередь в банк, чтобы платежи были сразу, без посредника в виде ЕИРЦ, перечислены именно на бюджетной счет соответствующей бюджетной классификации? Не проще ли муниципалитету признать ЕИРЦ агентом по сбору платы за наем?

Есть еще неафишируемые возражения, в основном, у крупных поставщиков ресурсов, затраты которых на абонентскую службу относительно невелики.

Во-первых, потеря единоличного владения БД абонентов и потеря контроля за финансовыми потоками. Позиция «крепкого хозяина», который все подбирает под себя, была вполне конструктивной в эпоху полного хаоса, но, может быть, уже пора перейти к разделению труда? Как избежать потери контроля путем включения своих условий в договора с ЕИРЦ, уже было подробно рассмотрено.

Во-вторых, все поставщики опасаются потери части сборов при недобросовестной работе ЕИРЦ в отсутствие страхового покрытия (заметного уставного капитала, недвижимости в собственности ЕИРЦ). Эти опасения может развеять ЕИРЦ, например, открыв расчетный счет на условиях ежедневного нулевого остатка по нему, включив в договор с поставщиками обязательство по ежедневному отчету или прямому доступу поставщика к информации о сборах (платежах). Или можно заинтересовать ключевых поставщиков участием в бизнесе ЕИРЦ, в том числе и созданием ЕИРЦ на базе их собственной абонентской службы. В конечном счете все зависит от уровня профессионализма управленческой команды и прозрачности бизнеса ЕИРЦ, впрочем, как и любого другого бизнеса. Подробно риски и выгоды взаимодействия поставщиков с ЕИРЦ проанализированы в статье Владимира Рахтеенко [7]

И последнее. Для муниципалитетов есть дополнительный аргумент в пользу создания (использования) ЕИРЦ. Если процесс создания множества новых управляющих компаний в ходе проведения реформы ЖКХ все-таки примет массовый характер, то аутсорсинг расчетных услуг — это способ смягчить проблемы периода получения профессиональных навыков управления новыми управляющими компаниями. Никто, кроме ЕИРЦ, не сможет эффективно выполнить эту функцию. Конечно, при этом муниципальные власти должны быть уверены, что база данных плательщиков не пропадет в ЕИРЦ. По законодательству данные о населении относятся к конфиденциальной информации, по идее владеть ею должны муниципальные власти, которые могут обеспечить контроль за ее целевым использованием и преемственность данных при смене коммерческих операторов, будь то ЕИРЦ или расчетный отдел поставщика. Поскольку большей частью БД абонентов были унаследованы коммерческими организациями от советских жилищно-эксплуатационных контор и дирекций единого заказчика, было бы справедливо вернуть их муниципалитетам. Если же ЕИРЦ самостоятельно собрал данные у населения, и муниципальные власти опасаются его монопольного положения, БД придется выкупить, причем не забыть уведомить граждан, добровольно передавших персональную информацию, о смене владельца БД и целях ее использования на случай, если граждане захотят разрешение на пользование информацией отозвать.

Вот тогда на любых поворотах реформы расчеты будут произведены вовремя, сбор оплаты, бюджет муниципалитета, а значит, управление городом и социальная обстановка в нем не пострадают.

  1. ↑ «Имущественные отношения в РФ», №11 (ноябрь) 2007, стр.3-9.
  2. ↑ Борейко А.А. На стыке интересов // ЖКХ. 2005. № 7.
  3. ↑ Д-штрих. 2007. № 8 (20).
  4. ↑ Киркорова Н.П., Побединская Н.В. Основные проблемы функционирования информационно-расчетных центров // ЖКХ. 2006. № 8–9.
  5. ↑ Ситдиков А.Х. Прием платежей за ЖКУ // Коммунальный комплекс России. 2007. № 6.
  6. ↑ Маликова И.П. Госдума разрешила небанковским организациям принимать платежи за связь и ЖКХ // «Жилкомаудит». 2006. № 3.
  7. ↑ Рахтеенко В.Е. Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХ // ЖКХ. 2005. № 11.

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Статья написана по материалам сайтов: www.lawfirm.ru, np-gkh.ru, www.gkh.ru, pravozhil.com, lib.custis.ru.

»

Предыдущая
ДругоеБыт - Part 4
Следующая
ДругоеЗайм студентам на карту без отказа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector