Исчисление 50-летнего срока действия авторского права

РАО обратилось в суд с иском в интересах В., М. к театру, дому офицеров о защите авторских прав, ссылаясь на то, что при публичном показе спектакля незаконно использовалась хореография В.В. — без получения согласия от его наследников, без заключения с ними соответствующего договора и без выплаты авторского вознаграждения.

Решением суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами нижестоящих судов не согласилась.

Судом установлено, что В.В. являлся балетмейстером спектакля, постановка и публичный показ которого состоялся в 1934 году.

23 марта 1964 г. В.В. умер, его наследниками по закону, в том числе и авторских прав, являются М. и В.

23 июня 2005 г. на сцене дома офицеров состоялся показ спектакля, поставленный театром. В театральном буклете указано, что при постановке спектакля использовалась хореография В.В., О., Е.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что показанный на сцене дома офицеров балет является самостоятельным хореографическим произведением. При этом хореографы О. и Е. творчески переработали хореографию В.В. в третьем акте балета, что, по мнению суда, не является нарушением авторских прав В.В. в силу ст. 492 ГК РСФСР.

Суд также указал, что на момент первого показа балета в хореографии В.В. действовали Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК СССР и С ПК СССР от 16 мая 1928 г., п. 11 которого был установлен десятилетний срок пользования авторским правом на хореографические произведения.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что срок пользования В.В. авторскими правами в отношении хореографии к балету истек в 1944 году.

При исчислении указанного 50-летнего срока действия авторского права не имеет значения, охранялось ли ранее произведение и в течение какого установленного прежним законодательством об авторском праве срока. Если ранее действовавший срок охраны закончился, но новый 50-летний не истек на 1 января 1993 г., произведение вновь получило авторско-правовую охрану.

Поскольку на 1 января 1993 г. 50-летний срок после смерти В.В. не истек, произведения автора вновь стали охраняться авторским правом.

Таким образом, 23 июня 2005 г. (дата публичного исполнения балета) созданная В.В. хореография охранялась авторским правом, и в соответствии со ст. 16, 29, 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» для ее правомерного использования требовалось получение разрешения наследников автора.

Кроме того, судом неправильно применены нормы материального права при определении правомерности использования хореографии В.В. путем ее переработки, поскольку суд первой инстанции руководствовался п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РСФСР, разрешающей свободное использование произведения, для создания нового, творчески самостоятельного произведения, однако данные правоотношения с 3 августа 1993 г. (даты вступления в силу Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах») регулируются ст. 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», а не ст. 492 ГК РСФСР.

Статья 19 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» содержит исчерпывающий перечень случаев использования произведений без согласия авторов и без выплаты вознаграждения и не предусматривает возможности свободного использования чужого изданного произведения для создания нового произведения.

Положения ст. 492 ГК РСФСР 1964 г. не могут применяться к правоотношениям, возникшим после 3 августа 1993 г., как противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, поскольку перечень случаев свободного использования, указанный в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», не может быть расширен законодательным актом РСФСР.

При вынесении решения, суд, давая юридическую квалификацию взаимоотношений сторон и указывая нормы материального права, подлежащие применению по данному делу, не установил, когда было создано произведение, в котором использовались элементы хореографии В.В., и каким законом регулировались спорные правоотношения на момент создания данного произведения.

(Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. N 78-В08-20)

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С РАЗРЕШЕНИЕМ СПОРОВ О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ Утвержден 23 сентября 2015 г.

Какой срок действия авторских прав?

Срок действия авторского права — комплексное понятие, включающее периоды, в течение которых подлежат правовой охране исключительное и другие права автора. Неоднократные законодательные изменения срока действия авторского права в России, сложности с его исчислением, возникающие на практике, сроки защиты отдельных видов произведений будут рассмотрены в нашей статье.

Общие правила исчисления срока действия авторских прав

Автор обладает совокупностью различных по содержанию прав, среди которых:

  • исключительное право на произведение, характеризующееся как имущественное;
  • личные неимущественные права, например право на имя;
  • иные права (право доступа, право следования и т. д.).

При этом продолжительность действия прав перечисленных категорий различна:

  • Исключительное право обладает ограниченным сроком действия, неоднократно изменявшимся в РФ, о чем речь пойдет далее.
  • Специфика правового режима личных неимущественных прав состоит в их бессрочной охране, на что указывается в ст. 1267 ГК РФ.

Даже после того, как срок действия авторского права полностью вышел, произведение должно использоваться под именем лица, чьим творческим трудом оно было создано, без присвоения кем-либо, без искажений.

  • Иные права имеют различные сроки существования. Например, право доступа по причине связанности с личностью автора ограничено сроком его жизни, а право следования передается наследникам и привязано к сроку действия исключительного права.

Сроки в авторском праве определяются в календарных годах. Точная дата наступления обстоятельств (например, смерти лица), послуживших стартом для отсчета срока, определяющего значения не имеет. Срок начинает течь с 1 января следующего года, а завершается 31 декабря последнего года действия авторских прав.

Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

Исключительное право — центральное авторское право, наделяющее возможностью использования объекта прав только правообладателя или иных лиц при условии получения его согласия. По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

Как же происходило реформирование срока, в течение которого исключительному праву предоставлялась охрана:

  • До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет.
  • В 1973–1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет.
  • В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам, в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.

Важно! Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

  • В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления. Так, согласно новому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

ВС РФ в определении от 02.09.2008 по делу № 78-В08-20, рассматривая правомерность использования в спектакле хореографии, разработанной лицом, умершим в 1964 году, отметил, что продолжительность срока охраны в ранее действовавших законах не принципиальна. Если 50 лет с момента смерти до 01.01.1993 не истекло, защита восстанавливается, в связи с чем требуется получить разрешение наследников.

Сколько составляет максимальный срок охраны исключительного права

Наибольший в истории нашего государства срок охраны исключительного права был установлен в 2004 году — период жизни и 70 лет после смерти автора. Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

Это важно знать:  Детский тариф РЖД: до какого возраста действует и какова стоимость

Первоначально он использовался только в отношении объектов авторских прав, 50-летняя защита которых на момент изменения законодательства не завершилась.

Важно! ФЗ от 18.12.2006 № 231-ФЗ, которым с 01.01.2008 введена ч. 4 ГК РФ, подтвердил длительность срока действия авторского права, однако изменил правила определения круга произведений, попадающих в сферу его применения: он использовался во всех ситуациях, когда 50-летний срок защиты на 01.01.1993 не завершился.

Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

Важно! Использование объекта прав в обозначенный период как достояния третьими лицами не является нарушением исключительного права.

Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

  1. Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.

В качестве примера из международной практики можно привести спор о возможности продления срока на «Дневник Анны Франк», истекшего 01.01.2016, путем признания соавтором произведения отца Анны, умершего в 1980 году, и, следовательно, отсчета 70-летнего периода от даты его смерти.

Важно! ВС РФ в п. 35 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 указал на применение данной нормы к произведению в целом, вне зависимости от того, является авторство раздельным или нет. При этом использование частей такого произведения отдельно осуществляется согласно общим правилам.

  1. Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
  2. Если работа автора пришлась на период войны 1941–1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года. ВАС РФ в постановлении президиума от 04.10.2011 № 4453/11 признал допустимым использование указанного правила при решении вопроса об охране трудов писателя, погибшего в 1942 году на оккупированной территории и работавшего военным корреспондентом.

Единого срока действия прав автора не существует. Периоды защиты дифференцированы в зависимости от категории, к которой относится конкретное право. Например, личные неимущественные права защищаются бессрочно, а срок охраны исключительного права ограничен.

Продолжительность действия исключительного права неоднократно изменялась законодателем, в связи с чем возникают практические проблемы при исчислении соответствующего срока его охраны. При этом для ряда случаев установлены специальные правила.

Исчисление 50-летнего срока действия авторского права

10 марта исполнилось 70 лет со дня смерти Михаила Булгакова. Но это не означает, что его произведения автоматически стали общественным достоянием. Руководитель отдела авторского права юридической компании «Усков и Партнёры» Михаил Родионов рассказал «Часкору» о нюансах авторского права и поделился мнением по поводу национализации советского кино.

— После 10 марта начались активные разговоры о том, что произведения Михаила Булгакова переходят в общественное достояние. Так ли это?
— Истечение срока правовой охраны и переход произведения в общественное достояние нужно исчислять не просто исходя из биографических данных, а исходя из обстоятельств истории создания и обнародования каждого произведения. В достаточно большом количестве случаев действующий закон — часть 4 ГК РФ — предусматривает пролонгированный срок охраны авторства.

Булгаков умер в 1940 году. Раньше у нас действовал закон о 50-летнем сроке охраны авторства. И существует переходное положение, если ранее установленный 50-летний срок истёк к 1 января 1993 года, то 70-летний срок не применяется. Исходя из этого положения, общий срок охраны авторского права Булгакова истёк почти 20 лет назад.

Однако, например, роман «Мастер и Маргарита» был опубликован в 1966—1967 годах. В отношении этого произведения действует положение статьи 1281 пункт 3 ГК РФ, в соответствии с которой при обнародовании произведения после смерти автора срок правовой охраны исчисляется с 1 января года, следующего за годом опубликования произведения.

Нужно энциклопедически точно устанавливать, когда было опубликовано каждое произведение, и отсюда исчислять срок охраны авторских прав. Всё, что было опубликовано при жизни Булгакова, например «Дни Турбиных», уже давно общественное достояние. То, что было опубликовано после смерти — в зависимости от даты публикации.

Кроме того, сроки действия авторского права исчисляются не с календарной даты смерти или публикации, а с 1 января года следующего за годом смерти автора или обнародования произведения.

— Какие ещё особенности существуют?
— Например, соавторство. Исчисления срока действия авторского права в этом случае осуществляется исходя из даты кончины пережившего соавтора, то есть того из соавторов, кто прожил дольше всех. Один из знаменитых случаев соавторства — Ильф и Петров. Ильф умер в 1937 году, а Петров погиб в 1942 году. У тех авторов, кто воевал и работал в годы войны, срок авторского права продлевается на четыре года. Таким образом, действие авторского права на «Двенадцать стульев» не истекло по состоянию на 1 января 1993 года и будет охраняться как минимум до 2017 года.

Авторское право репрессированных авторов охраняется, начиная с года реабилитации.

70-летний срок — только самое общее правило охраны авторского права. Но в значительном числе случаев срок действия авторского права на практике может быть пролонгирован.

По конституции нет ценности выше, чем права и свободы человека и гражданина. И мы всегда должны исходить из презумпции действия авторских прав. Если мы говорим об авторе, который является нашим ближайшим современником, то, скорее всего, авторское право действует.

Хорошо, что у книг есть выходные данные. А ведь есть ещё колоссальное количество мультфильмов. Есть дореволюционные фильмы, созданные в Российской империи, но их авторы умерли в эмиграции в 60—70 годы. По отношению к ним советские декреты и первые законодательные акты в области авторского права не действуют. Вот и получается, что фильм вроде немой, старый и все о нём забыли, а он вполне себе охраняемый объект авторского права.

— Кстати, о кино. Вы наверняка слышали об инициативе перевода произведений, созданных в советский период при поддержке государства, в общественное достояние по аналогии с американским Copyright Royalty Board. Как вы к этому относитесь?
— Здесь к вопросу нужно подходить, по возможности не отдаваясь во власть эмоций. Существует действующее постановление правительства РФ № 524, подписанное премьером Сергеем Кириенко ещё в 1998 году. Им установлены минимальные ставки отчислений кинематографистам при использовании фильмов, созданных до 1992 года, то есть на советских киностудиях. Права на аудиовизуальные произведения, созданные в советские годы, осуществляются правопреемниками этих студий. Был «Мосфильм» — стал киноконцерн «Мосфильм», был «Ленфильм» — стало акционерное общество «Ленфильм» и так далее.

Когда студия-правообладатель продаёт созданный до 1992 года фильм телеканалам или выпускает его на диске, она должна выплачивать соответствующие отчисления авторам — режиссёру, сценаристу, оператору, художнику. С другой стороны, судьба прав на многие фильмы не ясна. Они неоднократно продавались и перепродавались, в результате чего непонятно, кто и от каких доходов должен начислять советским кинематографистам причитающиеся им по постановлению 1998 года отчисления.

Я знаю, что Киностудия им. Горького имела практику выплаты отчислений авторам советских лент. Поэтому, когда мы упоминаем Татьяну Лиознову и её «Семнадцать мгновений весны», который не сходит с экранов телевидения, то можно с уверенностью говорить о том, что она как режиссёр-постановщик имеет право на авторские отчисления из доходов от использования этого фильма. Возможно, это копеечные отчисления. Но

если речь идёт о постоянно транслируемых фильмах и если постановление правительства

1998 года правообладателями исполняется, то речь может идти о значительной прибавке к пенсиям ветеранов нашего кино. Хотя пенсии многих старых мастеров зачастую не соответствуют их вкладу в искусство.

Никита Сергеевич Михалков, как и остальные авторы, творившие в советский период, должен получать отчисления за свои фильмы. И меня удивляет, что человек, находящийся внутри процесса, председатель Союза кинематографистов, имея возможность привлечь внимание к этому, так мало об этом говорит.

Это важно знать:  Нужен юрист для суда

Что же касается национализации. Да, есть мировой прецедент в лице США. Все авторские работы, которые оплачивает правительство США, автоматически становятся общественным достоянием. В этом есть своя справедливость. Государство тратит деньги налогоплательщиков и создаёт не только социальные блага, но и культурный продукт, который должен принадлежать всем.

Есть широко известные результаты работы американского правительства во время Великой депрессии, когда привлекались художники и фотографы, отражавшие жизнь страны в те годы. Были созданы прекрасные фотографии, впоследствии вошедшие в золотой фонд. Они являются собственностью народа.

Но это другая правовая система как таковая. У нас нет такого прецедента, чтобы при живом авторе его произведения переводились в общественное достояние только на том основании, что они делались за государственный счёт. Другой вопрос: справедливо это или нет, но действующее законодательство этого не предусматривает.

Мне лично кажется, что вместо переписывания законов гораздо более действенным было бы надлежащее исполнение существующих. Если кинематографисты должны по постановлению правительства получать отчисления от использования советских фильмов, то они должны их получать. Но отменять авторское право на советское кино и говорить о том, что это ничьё, общественное, не совсем правильно. У нас это будет воспринято как анархия. Фильм же создаётся многими людьми. Да, нынешние их версии кто-то реставрировал, чистил звук, оцифровывал.

Нужно обеспечить авторов фильма пусть скромным, но вознаграждением. А это можно сделать, только если фильмы кому-то принадлежат. И если нормативный акт не работает, нужно, чтобы он заработал, пусть и в судебном порядке.

— Тем не менее авторы советского кино оказываются в более незащищённом положении, чем авторы современного кино. Им либо забывают перечислить деньги, либо это сущие копейки, а основной поток денег идёт не причастным людям.
— Я намеренно не касаюсь сейчас позиции конкретных деятелей. Но считаю, что Никита Сергеевич Михалков как председатель СК должен взяться и поставить вопрос, чтобы при каждом публичном использовании соответствующих произведений авторы советских фильмов не забывались нынешними правообладателями. В постановлении 1998 года указаны конкретные проценты авторских отчислений (см. приложение).

Когда наступил кризис 1998 года, никто не следил за тем, чтобы авторам выплачивали вознаграждения. Если бы кто-то хотел урегулировать, если бы была инициатива творческого союза, то закон было бы не так просто обойти.

Мы прекрасно понимаем, что авторы год от года не молодеют. Возможно, они и знают, что им причитается, но нет ни сил, ни средств на разбирательства.

Беседовала Юлия Бурмистрова

        Приложение к постановлению правительства РФ

Минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путём передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путём их публичного показа

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2011 г. N КГ-А40/675-11 по делу N А40-99593/09-110-659 (ключевые темы: срок действия авторского права — общественное достояние — смежные права — экземпляр произведения — исключительные права)

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Бусаровой Л.В.,

судей Ядренцевой М.Д., Петровой Е.А.

при участии в заседании:

от истца: Абдурахманов В.С.- доверенность от 01.09.2010 года

от ответчика: Иванов А.В.- доверенность от 01.01.2010 года N 21/10, Алиев Т.Н.-

доверенность от 28.11.2009 года N 28/09

рассмотрев 28 февраля 2011 года в судебном заседании кассационные жалобы истца — ООО «Издательство «ТЕРРА» и ответчика — ООО «Издательство Астрель» на решение от 27.07.2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Хохловым В.А., на постановление от 25.10.2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поповым В.В., Расторгуевым Е.Б., Солоповой А.А., по иску ООО «Издательство «ТЕРРА» к ООО «Издательство Астрель» третье лицо: Беляев С.А. о взыскании компенсации установил:

ООО «Издательство «ТЕРРА» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО «Издательство Астрель» о взыскании 7.567.025.400 руб.- компенсации за незаконное распространение произведений А. Беляева, запрете ответчику распространять незаконно изданные экземпляры произведений А. Беляева; об обязании ответчика изъять незаконно изданные экземпляры произведений А. Беляева; об обязании ответчика опубликовать решение суда о допущенном нарушении (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2010 года иск удовлетворен полностью.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 года решение суда первой инстанции отменено в части взыскания компенсации расходов по госпошлине. В этой части в удовлетворении иска отказано. Взысканы с ООО «Издательство Астрель» в пользу ООО «Издательство «ТЕРРА» расходы по госпошлине в размере 5500 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, истец и ответчик обратились с кассационными жалобами.

Истец в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, иск удовлетворить полностью.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального права: ст.ст. 1252, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец не представил доказательств стоимости правомерно изданного произведения, противоречит материалам дела и фактическим обстоятельствам дела. Истцом представлены доказательства, позволяющие установить стоимость правомерно изданных произведений. А вывод специалиста, проводившего анализ издания истца на предмет «уникальности», опровергает довод суда апелляционной инстанции относительно количества произведений, вошедших в состав издания истца, и подтверждает позицию истца о том, что в основу расчета размера компенсации должна быть положена стоимость собрания сочинений, как неделимой сложной вещи.

Кроме того, заявитель жалобы считает довод суда апелляционной инстанции, о том, что, издание истца не может рассматриваться в качестве использования данного произведения при сравнимых обстоятельствах, неправомерен.

Ответчик в своей кассационной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции в части, оставленной без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, и отменить постановление суда апелляционной инстанции в части, в которой названным постановлением оставлено в силе решение Арбитражного суда г. Москвы, и, не передавая дела на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в иске ООО «Издательство «Терра» к ООО «Издательство Астрель».

Вывод суда апелляционной инстанции о том, что ответчик распространял произведения А.Беляева, противоречит материалам дела, поскольку доказательства того, что экземпляры произведения А.Беляева были введены в гражданский оборот ответчиком, ответствуют.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истца и ответчика доводы, изложенные в кассационных жалобах, поддержали.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей истца и ответчика и проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судебные акты подлежат отмене.

Как следует из авторского договора от 11.02.2008 г., заключенного между ООО «Издательство «ТЕРРА» и Беляевой С.А. (наследницей исключительных имущественных авторских прав на произведения Беляева А.), истец получил на срок до 15 июня 2009 г. исключительные права на воспроизведение и распространение произведений Беляева А., в том числе, таких, как «Голова профессора До уэля», «Остров погибших кораблей», «Слепой полет», «Человек-амфибия», «Вечный хлеб», «Человек, потерявший лицо».

Ответчик осуществил в 2008 году издание и распространение произведений А. Беляева «Голова профессора Доуэля», «Остров погибших кораблей», «Слепой полет», «Человек-амфибия», «Вечный хлеб», «Человек, потерявший лицо», что подтверждается материалами дела, в том числе, представленными на обозрения подлинными книгами ответчика, и не оспаривается сторонами.

Истец, обосновывая свои исковые требования, сослался на то, что ответчик незаконно издавал и распространял указанные произведения, тем самым, нарушил исключительные права истца, принадлежащие ему на основании авторского договора от 11.02.2008 года.

Вместе с тем, по смыслу ст. 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей способы защиты исключительных прав, ответственность ответчика по рассматриваемому делу может наступить при установлении факта нарушения им интересов правообладателя.

В силу ст. 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Статьей 6 Закона РФ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» установлено, что сроки охраны прав, предусмотренные ст. 1281 Кодекса, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права не истек к 01.01.1993 года.

Александр Беляев умер в 1942 году; данный факт является общеизвестным и ни одной из сторон не оспорен. Срок охраны его произведений начал течь с 01.01.1943 года и истек 31.12.1992 года. Данное исчисление срока соответствует п. 1 ст. 192 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из совместного Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 года N 5/29, если пятидесятилетний срок действия авторского права на произведение истек после 31.12.1992 года (но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 года N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», установившего семидесятилетний срок действия авторского права) и произведение перешло в общественное достояние, с 01.01.2008 года действие исключительного права на это произведение возобновляется и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, если ранее установленный пятидесятилетний срок охраны авторского права истек до 26 июля 2004 года — даты официального опубликования изменений, внесенных в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», то 70-летний срок охраны к этим произведениям не применяется.

Таким образом, к 01.01.1993 года истек пятидесятилетний срок действия авторского права на произведения А.Беляева, его произведения перешли в общественное достояние и в настоящее время охране не подлежат, в связи с чем, нарушение ответчиком прав истца отсутствует.

Учитывая, что произведения А.Беляева перешли в разряд произведений общественного достояния, размер компенсации, который оспаривается сторонами, значения не имеет.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но не применены нормы материального права, подлежащие применению, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Произведения, 50-летний срок действия авторских (исключительных) прав на которые не истек по состоянию на 1 января 1993 г

В качестве общего правила для исчисления срока действия имущественных авторских прав закрепляется принцип определения срока охраны в зависимости от даты смерти автора: исключительное право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (абзац первый п. 1 комментируемой статьи).

При этом значение имеет не конкретная дата смерти автора, а год смерти, поскольку срок действия исключительных прав во всех случаях фактически продлевается на весь тот год, в соответствующие число и месяц которого он должен был истечь на основании общих правил гражданского законодательства (ст. 192 ГК РФ).

Рассматриваемая статья устанавливает пять случаев, в которых порядок определения срока действия исключительных прав отличается от указанного выше общего правила:

1) если произведение создано в соавторстве, исключительное право на него действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти соавтора, пережившего всех остальных соавторов, т.е. умершего последним из них;

2) если произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, исключительное право действует в течение 70 лет после даты его обнародования. Однако данный порядок определения срока действия исключительных прав не применяется, если в течение указанного срока автор такого произведения «раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений». То есть в случае известности личности автора «анонимного произведения» или произведения, созданного под псевдонимом, срок действия исключительного права на него будет определяться в соответствии с общим правилом;

3) если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право в отношении такого произведения продолжает действовать в течение 70 лет после его обнародования независимо от истечения сроков действия исключительных прав на любые другие произведения того же автора;

4) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, исключительные права на его произведения действуют в течение 70 лет после года реабилитации такого автора;

5) если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительных прав на его произведения независимо от времени их создания дополнительно продлевается на четыре года.

Таким образом, при определении в соответствии с российским законодательством срока охраны любого произведения требуется изучить целую совокупность влияющих на его длительность факторов, связанных как с биографией автора (дата смерти, работа во время Великой Отечественной войны, дата посмертной реабилитации, в случае если автор был репрессирован), так и с особенностями создания и обнародования произведения (наличие соавторов, опубликование анонимно или под псевдонимом, посмертное опубликование).

Следует отметить, что во многих случаях определение срока действия исключительных прав даже в отношении известнейших произведений оказывается довольно затруднительным, особенно с учетом непростой судьбы многих российских авторов и их произведений на протяжении XX в.

Например, писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Таким образом, исключительные права на его произведения до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

В связи с тем что ранее ЗоАП предусматривал возможность продления охраны произведений в случае их неопубликования при жизни автора, интересная и подчас непростая ситуация возникала в отношении драматических произведений, публичное исполнение которых далеко не всегда сопровождается их опубликованием (выпуском в свет), т.е. выпуском в обращение экземпляров произведения. В результате нередко драматические произведения впервые оказываются опубликованными после смерти их авторов, что приводило к применению в отношении этих произведений особого порядка исчисления срока действия исключительных прав. В настоящее время, поскольку ГК РФ прямо указывает на отсутствие обнародования в качестве основания для продления сроков действия авторских прав, в отношении неопубликованных, но обнародованных при жизни автора произведений продление сроков охраны не происходит.

В отношении порядка применения сроков действия авторских прав на произведения, созданные в соавторстве, специалисты высказывают различные точки зрения.

Так, нерешенным остается вопрос о применимости особого правила для исчисления сроков действия авторских прав в случае «делимого» соавторства, когда каждый из соавторов создал свою часть произведения, которая может быть использована отдельно, независимо от других частей такого произведения, например музыка и слова песни, созданной совместным творческим трудом композитора и поэта. Следует отметить, что положения ГК РФ не предусматривают никаких исключений для подобных случаев. Кроме того, из буквального их толкования вытекает, что охраняются не только права наследника того соавтора, который пережил всех остальных соавторов, но и права наследников всех иных соавторов независимо от года их смерти. Собственно, при ином подходе не было бы никакого смысла в установлении особого правила для таких случаев.

Статья написана по материалам сайтов: insulaw.ru, rusjurist.ru, www.chaskor.ru, www.garant.ru, megaobuchalka.ru.

»

Предыдущая
ДругоеИспользование земель сельскохозяйственного назначения
Следующая
ДругоеК 2021 году россияне увидят обновленные номерные знаки
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector