Является ли суд правоохранительным органом?

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Контрольные вопросы по курсу «Правоохранительные органы»

1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы».

Предмет данной дисциплины рассматривают в 2-х аспектах – по объёму и содержанию.

По объёмупредмет представляет собой круг органов (организаций), изучаемых дисциплиной.

По содержаниюпредмет представляет собой круг изучаемых вопросов, относящихся к этим органам и организациям.

По объёму предмет включает органы (организации):

1) Суды.Суд занимает особое место в системе государственных органов. Он наделён такими полномочиями, которыми не обладает никакой другой орган или должностное лицо в стране. Важнейшая его функция – правосудие, которое осуществляется только судом, согласно ч.1 ст. 118 Конституции РФ.Судебная система РФ состоит из 3-х обособленных ветвей:

Суды общей юрисдикции. Рассматривают большинство судебных дел – все уголовные, административные, отнесённые к их подведомственности, и гражданские (кроме отнесённых к подведомственности арбитражных судов)

Арбитражные суды.Рассматривают дела об экономических спорах между юридическими лицами (в некоторых случаях между юридическими и физическими лицами)

Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.Эти суды органами правосудия не являются, т.е. конкретных судебных дел они не рассматривают. Основная их функция – конституционный контроль.

Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов. Они осуществляют:

 Материальное (финансовое, материально-техническое, кадровое) обеспечение деятельности судов

 Реальное исполнение судебных решений (при соблюдении принципа независимости судей)

К ним относятся Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы, Федеральная служба судебных приставов и органы юстиции (Министерство юстиции РФ и его органы)

Правоохранительные органы: органы предварительного расследования (МВД, ФСБ) и орган надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов – прокуратура, которая одновременно является органом предварительного расследования.

Признаки этих органов, отличающие их от других:

 Охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями

 Действуют от имени государства и наделены властными полномочиями, могут применять принудительные меры

 Их решения имеют обязательный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства

 Их деятельность детально регламентирована законом и может осуществляться только в установленном законом порядке.

Адвокатура и нотариат, органы и организации, осуществляющие правовое обеспечение и оказание юридической помощи.

По содержаниюпредмет дисциплины включает в себя вопросы, относящиеся к перечисленным органам и организациям:

Понятие данного органа (организации), его функции, задачи, полномочия, соотношение с другими органами  Принципы их организации и деятельности (принципы правосудия, принципы организации деятельности прокуратуры и адвокатуры)

Организационное строение изучаемых органов или организаций (подробно рассматриваются звенья судебной системы; описываются структурные единицы других органов: их организационное строение, порядок формирования)

Статус работников указанных органов и организаций

В I главеизлагаются основные понятия, предмет и система курса, показано его соотношение с другими юридическими дисциплинами; приведено законодательство и иные правовые акты о судах и правоохранительных органах.

II глава посвященасудебной власти.

История её возникновения

Понятие судебной власти

Свойства судебной власти, назначение, цели и задачи

Формы реализации (функции) судебной власти; основная функция – правосудие.

Понятие суда как органа, осуществляющего судебную власть.

III главапосвященапринципам правосудия. В ней содержится общее понятие принципов правосудия, и излагаются конкретные принципы.

В IV – VII главахосвещаетсясудебная система РФ.

В VIII – X главахизлагаются:статус судей, присяжных и арбитражных заседателей, органы судейского сообщества и органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов.

XI главаорганы прокуратуры РФ; XII глава – органы предварительного расследования; XIII глава – адвокатура РФ; XIV глава – нотариат.

*Относится ли суд к правоохранительным органам?

Современное законодательство не возлагает на суд обязанность борьбы с правонарушениями. Суд – орган правосудия, и он лишь решает спор между истцом и ответчиком по гражданским делам и между сторонами обвинения и защиты – по уголовным.

Суд не может выполнять какие-либо обвинительные функции и вести уголовное преследование. Никакой ответственности за состояние законности и правопорядка он не несёт.

2. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами. Предмет «Правоохранительные органы» тесно связан с другими юридическими дисциплинами.

Многие положения курса будут изучаться при освоении этих дисциплин более подробно, т.е. те базовые положения, которые изучаются студентом по данному предмету, впоследствии будут углубляться и расширяться.

Некоторые усвоенные студентом положения будут использоваться как завершённое знание.

Связь выражается в том, что фундаментальные дисциплины (ТГП, ИГП) позволяют студенту получить более обобщённое и полное знание основных юридических понятий и категорий, а рассматриваемая дисциплина (ПО) более конкретно изучает аспекты функционирования государственной власти – деятельность судов, правоохранительных органов и др.

Исходной базовой юридической дисциплиной является ТГП, которая разрабатывает общие для многих отраслей права понятия, используемые и при изучении курса ПО. Например, такие понятия, как «законодательство», «закон», «государственные органы», «правоохранительная деятельность» и другие, составляют содержательную основу и учебного курса «Правоохранительные органы».

Учебные курсы «Административное право» (изучает деятельность органов государственного управления, к которым относятся правоохранительные органы) и «Конституционное право» также связаны с данным учебным курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу.

Тесная связь этой дисциплины существует и с процессуальными отраслями права – гражданским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Эти отрасли права регулируют правоотношения, возникающие при осуществлении соответствующего судопроизводства (гражданского, арбитражного, уголовного + предварительное расследование). Полученные при изучении данного курса знания послужат исходными для освоения процессуальных дисциплин.

К вопросу об отнесении суда к правоохранительным органам

Озорнина Дарья Михайловна, ведущий специалист-эксперт Министерства юстиции Российской Федерации, аспирантка кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ ВШЭ.

Указанная работа посвящена вопросу места суда в системе правоохранительных органов. В настоящее время существуют две противоположные точки зрения по данному вопросу: представители первой относят суд к правоохранительным органам, представители второй считают суд особым государственным органом, не входящим в систему правоохранительных органов.

Ключевые слова: суд, правоохранительные органы, судоустройство, правоохранительная деятельность.

On the issue of referring the court to the competence of law-enforcement agencies

The present article concerns the issue of the place of the court in the system of law-enforcement agencies. At present there exist two opposite viewpoints with regard to the said issue: the representatives of the first refer the court to law-enforcement agencies, the representatives of the second consider the court to be a special state agency which is not included into the system of law-enforcement agencies.

Это важно знать:  Носитель русского языка и гражданство России: программа ГУВМ МВД для иностранных граждан, являющихся бывшими жителями СССР

Key words: court, law-enforcement agencies, judicial system, law-enforcement activity.

Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан.

Достижению указанных целей служит реализация функций государства. Среди множества функций государства следует особо выделить правоохранительную функцию.

Определений последней функции существует множество. Наиболее полным, по мнению автора данной работы, является следующее: правоохранительная функция — деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества .

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 25.

Правоохранительную деятельность осуществляют множество разнообразных субъектов, как государственных, так и негосударственных: прокуратура, полиция, органы предварительного расследования, органы юстиции, суд и иные. Особо следует остановиться на суде.

В настоящее время существуют две противоположные точки зрения по вопросу места суда среди субъектов, осуществляющих правоохранительную деятельность: представители первой относят суд к правоохранительным органам, представители второй считают суд особым государственным органом, не входящим в систему правоохранительных органов.

Среди представителей первой точки зрения можно назвать таких ученых, как К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев, Г.Г. Черемных, Ю.И. Скуратов, Е.М. Переплеснина.

Вместе с тем указанная точка зрения является спорной, и автор настоящей работы не согласен с ней.

Прежде всего Конституция Российской Федерации в пункте л» ст. 72 разделяет кадры судебных и правоохранительных органов, а значит, эти органы в российской системе органов власти отделены друг от друга.

По мнению автора настоящей работы, к правоохранительным органам относятся специальные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, а также самого государства, которые образованы для осуществления конкретных целей, а именно для защиты гражданина от преступных посягательств, охраны законности, правопорядка и общественной безопасности .

Опарин В.Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Омск, 1998.

Свойствами правоохранительных органов являются:

  • специализированная цель деятельности — обеспечение соблюдения законности;
  • специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности;
  • наделение правоохранительных органов правом на применение установленного законом принуждения;
  • профессиональная деятельность в сфере правоохраны .

Сопнева Е.В. О системе правоохранительных органов // Таможенное дело. 2007. N 3.

Если рассматривать суд с точки зрения вышеуказанных свойств, то можно увидеть, что он обладает лишь некоторыми из них.

Безусловно, деятельность судей носит профессиональный характер, иной оплачиваемой деятельностью (кроме творческой и преподавательской) им заниматься запрещено.

Вместе с тем статус судьи имеет особый характер, в отличие от статуса сотрудника правоохранительного органа, который является гражданским служащим. Исключениями являются адвокаты и нотариусы, не относящиеся к государственным правоохранительным органам, обладающие своим особым статусом.

Так, для получения статуса судьи кандидат должен сдать квалификационный экзамен, подтверждающий его профессиональные знания. Кроме того, установлены повышенные требования к кандидатам, в том числе к возрасту и стажу работы по специальности.

Особых процедур для приема на работу в правоохранительные органы, как правило, не предусмотрено. В качестве исключений можно назвать негосударственные правоохранительные институты адвокатуры и нотариата. Чтобы получить статус адвоката, необходимо иметь определенный стаж работы по специальности или пройти стажировку в адвокатском образовании, а также сдать квалификационный экзамен, а чтобы получить статус нотариуса, кроме требований о стаже работы и сдаче квалификационного экзамена законодательством также установлены требования об обязательном прохождении стажировки у действующего нотариуса и о наличии лицензии на осуществление нотариальной деятельности.

Для поступления на службу в государственные правоохранительные органы лицо должно пройти процедуру конкурса, которая отличается от процедуры квалификационного экзамена.

Процедура привлечения судьи к ответственности также усложнена по сравнению с процедурой привлечения к ответственности иных должностных лиц, а также представителей негосударственных правоохранительных институтов.

Судьи несменяемы, срок их полномочий не ограничен, за исключением случаев, установленных законодательством. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

В то же время увольнение и отстранение от исполнения обязанностей (а не прекращение и приостановление полномочий) сотрудника правоохранительных органов возможны по основаниям, во многом аналогичным основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации для увольнения и отстранения работника от исполнения им трудовых обязанностей. Особой процедуры при этом не требуется.

Касательно вопроса о праве применения мер принуждения следует сказать, что суд непосредственно меры принуждения не применяет, он лишь обеспечивает надзор за соблюдением законов и прав человека при их применении и в некоторых случаях санкционирует их применение.

Однако при рассмотрении данного вопроса особо следует остановиться на правомочиях суда по ограничению отдельных прав граждан.

Только суд вправе решать вопросы о лишении лица жизни (наказание в виде смертной казни в Российской Федерации формально сохранено, несмотря на действующий мораторий на его исполнение), свободы (в виде уголовного наказания, административного наказания или меры пресечения, а также при решении вопроса о принудительном лечении лица, страдающего определенными видами заболеваний), о нарушении права на неприкосновенность жилища и частной жизни (при проведении следственных действий). Также к исключительной компетенции суда отнесены вопросы об ограничении имущественных прав (например, в случае предъявления виндикационных и негаторных исков), некоторых личных прав в сфере семейных правоотношений (например, при определении порядка общения с несовершеннолетними детьми), ограничении права на свободу передвижения (в качестве примера можно назвать административное наказание в виде выдворения, назначаемого исключительно судом) и иных прав.

Среди свойств правоохранительных органов выделяется специальное уполномочивание органа на осуществление правоохранительной деятельности по одному или нескольким направлениям данной деятельности.

Основными направлениями осуществления правоохранительной деятельности можно назвать:

  1. прокурорский надзор;
  2. предварительное расследование уголовных дел и производство по делам об административных правонарушениях;
  3. оперативно-розыскную деятельность и охрану общественного порядка;
  4. организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных актов.

Ни одним из указанных видов деятельности суд не занимается, суд — это государственный орган, осуществляющий исключительно судебную власть путем осуществления правосудия.

Правосудие представляет собой особый вид государственной деятельности. Сущность его можно определить следующим образом: правосудие — это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неукоснительном соблюдении Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации .

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» (постатейный) / С.В. Булаковский, К.В. Фатеев, С.С. Харитонов и др.; под ред. В.В. Хомчика. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2012. Вып. 128.

Правосудию присущ ряд свойств. Правосудие осуществляется только судом. Статья 118 Конституции Российской Федерации гласит: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Следовательно, правосудие представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия — исключительная компетенция государства в лице суда.

Отдельные виды правоохранительной деятельности могут осуществляться негосударственными институтами — адвокатурой, нотариатом, профессиональными медиаторами.

В этой связи возникает вопрос о третейских судах: являются ли они судебными органами, осуществляют ли правосудие?

Третейский суд — форма рассмотрения правовых споров, осуществляемая на основании соглашения сторон и/или в соответствии с международным договором, не государственным судом, а третьим по отношению к сторонам спора частным физическим лицом или лицами (третейскими судьями), избранными самими сторонами либо избранными (назначенными) в порядке, согласованном сторонами, для принятия по общему правилу окончательного и обязательного для сторон решения по существу спора.

Основными признаками третейского суда являются:

а) альтернативный характер по отношению к государственным судам — рассмотрение и разрешение с принятием окончательного решения по существу правового спора в третейском, а не в государственном суде (при наличии действительного, исполнимого и не утратившего силу третейского соглашения);

б) договорная (частноправовая) природа третейского соглашения, заключаемого сторонами договора (третейского соглашения) о передаче правового спора между ними на рассмотрение и разрешение частному физическому лицу или лицам (третейским судьям), как основа основ института третейского суда и правил осуществляемого им третейского разбирательства;

в) закрепленные в законодательстве, международном договоре или общепризнанных принципах международного права процессуальные последствия третейского соглашения, к важнейшим из которых относятся:

  • принципы компетенции-компетенции (право самих третейских судей, а не государственного суда, решать вопрос о наличии у них компетенции, основанной на действительном третейском соглашении) и автономности (отделимости) третейского соглашения от основного договора;
  • безотзывность (недопустимость одностороннего отказа от третейского соглашения одной из заключивших его сторон);
  • относительная некомпетентность государственного суда (отсутствие компетенции рассматривать спор, являющийся предметом действительного, при установлении по заявлению стороны, исполнимого, не утратившего силу третейского соглашения);
Это важно знать:  Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, ходатайства по административному делу

г) юрисдикционная функция третейского суда (разрешение спора путем принятия третейскими судьями окончательного и обязательного для сторон третейского разбирательства решения, не подлежащего пересмотру по существу в государственном суде) .

Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, И.Г. Арсенов, Е.А. Виноградова и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2010.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд — постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Таким образом, третейский суд — суд исключительно частный.

Рассмотрение дела в третейском суде аналогично рассмотрению дела в суде общей юрисдикции, в арбитражном суде.

В случае наличия между сторонами действительного и исполнимого третейского соглашения, а также если в производстве третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, арбитражный суд согласно ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставляет исковое заявление без рассмотрения, что приравнивает третейский суд к суду общей юрисдикции, арбитражному суду.

Вместе с тем дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не могут рассматриваться третейским судом. Иначе это противоречит природе третейского суда, поскольку при рассмотрении таких дел выполняется публично-правовая функция, факт признается (подтверждается) от имени государства .

Баронов О.В. Комментарий к Временному положению о третейском суде для разрешения экономических споров // Третейский суд. 1999. N 1. С. 5 — 7.

Третейские суды разрешают гражданские (экономические) споры, содержащие именно частноправовой элемент. Если же юридический конфликт вытекает из правоотношений, включающих публичность, такой конфликт подлежит рассмотрению в арбитражном суде или суде общей юрисдикции. Поэтому в третейских судах не разрешаются дела, непосредственно связанные с государственными, административными, финансовыми и иными публичными правовыми отношениями .

Таким образом, третейский суд, не являющийся органом универсального рассмотрения споров и не устанавливающий факты, имеющие юридическое значение, — орган не судебный, правосудие не осуществляющий.

Еще одно свойство правосудия — процессуальный порядок его осуществления. Порядок осуществления правосудия подробно регламентирован процессуальным законодательством. Он создает гарантии всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств судебных дел и принятия по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Нарушения процессуального порядка судом, если они были существенными, влекут за собой отмену принятых судом решений.

Специально установленных форм для осуществления правоохранительной деятельности законодательством не установлено. Устанавливается только порядок осуществления отдельных действий, например следственных действий.

Правосудие осуществляется только в формах, установленных законом: в форме конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Иные формы недопустимы.

Возникает вопрос об арбитражном судопроизводстве: правомерно ли выделять указанную форму осуществления правосудия? Сторонники выделения в обоснование своей позиции приводят довод о том, что арбитражные суды разрешают экономические споры — особую категорию дел, а значит, существует особая форма их разрешения. Однако при этом не принимается во внимание то, что и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции разрешают споры и устанавливают факты, имеющие юридическое значение, вытекающие из гражданских и административных правоотношений, путем приблизительно аналогичных процедур (исковое производство, производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений, и т.п.), а процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях одинакова и для судов общей юрисдикции, и для арбитражных судов.

Таким образом, по мнению автора настоящей работы, арбитражного судопроизводства не существует, а арбитражные суды осуществляют правосудие путем гражданского и административного судопроизводства.

Судебные акты в связи с тем, что, как уже говорилось выше, устанавливают факты, имеющие юридическое значение, имеют преюдициальное значение, т.е. обстоятельства, установленные судебным актом, вступившим в законную силу, не подлежат повторному доказыванию и в судах, и в иных органах власти и организациях. Это связано с тем, что суд в процессе своей деятельности признает факты, имеющие юридическое значение, от имени государства. Следствием преюдициальности фактов, установленных в судебном акте, является обязательная сила судебного акта, т.е. вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного акта влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Акты правоохранительных органов, в том числе акты, устанавливающие какие-либо санкции за совершенное правонарушение, преюдициального значения не имеют. Так, обстоятельства, указанные в актах органов предварительного расследования, требуют доказывания в суде, и только суд может принять окончательное решение о виновности либо невиновности лица в совершении преступления. Аналогично и по делам об административных правонарушениях. Даже по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых не отнесено к компетенции судов, возможно обжалование принятых решений в судебном порядке.

Положение о преюдициальности судебных актов не исключает возможности их обжалования и пересмотра, в том числе и вступивших в законную силу. Однако обжалование и пересмотр судебного акта возможны только в судебном заседании и исключительно путем специальных процедур — апелляционного, кассационного и надзорного обжалования, пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Обжалование актов правоохранительных органов, действий (бездействия) их должностных лиц возможно тремя путями: в порядке подчиненности (в административном порядке), в органы прокуратуры (процедура рассмотрения жалобы в органах прокуратуры аналогична рассмотрению жалобы в административном порядке) и в судебном порядке. Подача жалобы в одном порядке не исключает возможности подачи жалобы в другом порядке.

Особой процедуры рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, не существует. Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, вплоть до руководителя соответствующего ведомства.

Обжалование судебных актов осуществляется в специально установленном процессуальном порядке — апелляционном, кассационном, надзорном. Обжалованы могут быть как не вступившие в законную силу судебные акты (апелляция, а также возражения относительно исполнения судебного приказа), так и вступившие в законную силу (кассация, надзор). Отмена возможна исключительно по основаниям, прямо установленным законом.

Исключением являются акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов, которые являются окончательными и обжалованию не подлежат. Указанное требование связано с тем, что решения конституционных судов имеют силу законодательного акта.

Особо следует отметить, что судам предоставлено право решать вопросы о соответствии нормативных правовых актов вышестоящим актам (вплоть до соответствия Конституции Российской Федерации). Также суды наделены правом непосредственного применения вышестоящего нормативного правового акта, в том числе Конституции Российской Федерации, в случае, если при разрешении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии им акта, подлежащего применению.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что суд не является правоохранительным органом. Вместе с тем суд защищает права и свободы граждан, обеспечивает соблюдение законности, а значит, выполняет правоохранительную функцию. Суд — универсальный орган обжалования, решения которого подлежат неукоснительному исполнению, обеспеченному возможностью применения мер юридической ответственности в случае неисполнения. Только суду принадлежит право на ограничение основных прав граждан, иные органы государственной власти, в том числе и правоохранительные, не вправе ограничивать указанные права. И исключительно суд вправе решать вопросы соответствия нижестоящих нормативных правовых актов вышестоящим.

Является ли суд правоохранительным органом?

1.2. Система правоохранительных органов / Правоохранительные органы Российской Федерации

Как уже было сказано, современная российская нормативная база не имеет в своем арсенале единого законодательного акта или иного документа, в котором четко были бы прописаны как определение правоохранительных органов, так и полный перечень (может быть с возможностью расширения) государственных органов и служб, относимых к правоохранительным. Существующей нормативной базы, как нам кажется, не достаточно, поэтому нужен нормативный акт, прописывающий их задачи, полномочия – т.е. представляющий цельную концепцию правоохранительных органов Российской Федерации.

В то же время, анализ массива национального законодательства Российской Федерации, где упоминается дефиниция «правоохранительные органы» позволяет нам сделать вывод о том, что вкладывает в правоохранительные органы законодатель. Так, например, в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [1] в п.1 Положения дается перечень правоохранительных органов: « Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов…» — т.е. все перечисленные органы относятся к правоохранительным, х отя при этом оговаривается «и другие правоохранительные органы», что скорее всего позволяет расширить имеющийся список внутренними войсками.

Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.

Это важно знать:  Можно ли заставить соседей сверху произвести шумоизоляцию пола?

Таким образом, на наш взгляд, вполне обоснованным будет использование узкого и широкого понятия правоохранительных органов, а непосредственно в учебном процессе рациональнее использовать расширенное его определение.

При этом важно, что если законодатель пойдет на формулирование легального определения правоохранительных органов, необходимо не только указать перечень органов, но и сформулировать из задачи, чтобы в дальнейшем не возникало беспочвенных споров о том, включать или не включать определенный орган в правоохранительные.

Различные источники научной и учебной литературы не сходятся в едином перечне правоохранительных органов. Для одних правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, суд и т.д. Поэтому количество правоохранительных органов в перечнях различных авторов колеблется в разительном диапазоне от 5 до 16. Фокин В.М., например, выделяет кроме специализированных правоохранительных органов (их 10 в его списке) также и неспециализированные правоохранительные органы (11 в списке). Критерием «специализированности» выступает объем правоохранительных функций, «степень принуждаемости и карательности». Поэтому автор даже не выделяет отдельным термином «правоохранительные органы» при определении их, а совмещает их определения: «правоохранительные органы и органы с правоохранительной функцией — это наделенные властными полномочиями органы государства, общественные объединения, хозяйствующие субъекты (предприятия, организации независимо от формы собственности, предприниматели без образования юридического лица), которые во исполнение конституционных, законодательных и иных правовых норм в пределах своей компетенции, в присущих им правовых формах и методах работы осуществляют специфичную правоохранительную деятельность» [2] .

Одной из причин количественного разнообразия является вопрос включения или не включения судебных органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Меньшая часть исследователей [3] не относят судебные органы к правоохранительным, а разделяет рассматриваемые органы на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Из этой модели следует, что авторы не относят судебные органы к числу правоохранительных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат» [4] .

Третьи хотя и не относят, однако рассматривают их в рамках учебного курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных.

С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам по мнению Гуценко и Ковалева можно отнести:

— суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

— органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства);

— некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления. Их насчитывается более десятка; к ним относятся:

следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции;

учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.);

органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности, налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).

— адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.).

Однако в нашей работе мы будем придерживаться системы правоохранительных органов, предложенной Галустьяном, однако оговоримся, что таможенные органы и органы юстиции не являются предметом рассмотрения в данном исследовании.

Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:

— органы внутренних дел;

— органы по контролю за оборотом наркотиков;

Этот перечень, по мнению автора, является исчерпывающим.

Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым – органы судейского сообщества. Третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Неискушенные в правовой терминологии обыватели, а также и определенная часть членов законодательного собрания, и непосредственно работающие в данной области служащие (сотрудники) используют понятие «правоохранительные органы» вместо «органы внутренних дел» и наоборот. Более того, на практике часто отождествляются органы внутренних дел, правоохранительные органы и милиция. Конкретизация здесь необходима.

Система органов внутренних дел может пониматься как один из правоохранительных органов (система органов внутренних дел в узком смысле) или как находящаяся вне пределов системы правоохранительных органов (система органов внутренних дел в широком смысле). В систему органов внутренних дел в узком смысле слова (т.е. как элемент правоохранительных органов) включаются два элемента: милиция и внутренние войска. Поэтому обывательское представление, что «органы внутренних дел» это исключительно «милиция» — неверно. И милиция, и внутренние войска в свою очередь могут рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем.

Подытожим: правоохранительные органы в большинстве своем (кроме судебных и органов прокуратуры) принадлежат к органам исполнительной ветви власти. Все они находятся во взаимосвязи между собой и с органами содействующими правоохране – правоприменяющими, все они входят в правоохранительную систему государства.

[1] Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22 апреля 1996 г., — № 17 — Ст. 1958.

[2] Фокин В.М., ук. соч., с. 10-11.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ» в других словарях:

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы — сущ., кол во синонимов: 7 • милиция (19) • наркоконтроль (3) • … Словарь синонимов

Правоохранительные органы — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

Правоохранительные органы — на Викискладе? Правоохрани … Википедия

правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Статья написана по материалам сайтов: www.calc.ru, studfiles.net, wiselawyer.ru, www.allpravo.ru, dic.academic.ru.

»

Предыдущая
ДругоеЯвляется ли полис осаго официальным документом
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector