+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в предварительном согласовании и обжалование решения администрации

В целях обеспечения граждан землёй для индивидуального и дачного строительства, создания подсобных фермерских хозяйств, садоводства и огородничества предусмотрено распределение участков, порядок и особенности которого изложены в Земельном кодексе РФ.

Содержание

Выделение земель

Законодательством установлена процедура перехода земли из государственного владения в частную собственность путем проведения аукциона. Инициатива организации торгов может исходить от органов местной власти, ответственных за распределение территорий в регионе либо от граждан, желающих получить землю в пользование.

Порядок в общем случае (ст.39.11 ЗК РФ):

  • подготовка схемы границ участка на плане территории;
  • подача заявки о его выделении в уполномоченный орган;
  • рассмотрение документов;
  • организация необходимых топо-геодезических работ (за счёт госбюджета или средств заинтересованного лица);
  • постановка территории на кадастровый учёт;
  • проверка наличия способа подключения площади к инженерно-техническим сетям;
  • организация аукциона.

Предусмотренный для участия в торгах перечень документов определен в ст.39.12 ЗК РФ. При единственном кандидате, соответствующем требованиям на предоставление земли, территория передается в его распоряжение.

Законодательство допускает иные случаи выделения участков (ст.39.3-39.6 ЗК РФ):

Полученное право владения землей (независимо от способа) по ФЗ N 218 от 13 июля 2015 г. подлежит обязательной госрегистрации.

Кто принимает решение

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

Причины отказа

К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.

Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.

Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:

  • заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
  • заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
  • на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
  • площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
  • для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
  • испрашиваемая земля является аукционным лотом;
  • территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
  • цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
  • площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.

Подробный перечень условий представлен в ст.39.16 ЗК РФ. Каждый из перечисленных случаев считается достаточным основанием для отклонения просьбы о выделении участка. Отказ оформляется постановлением органа муниципальной власти, принявшего решение, с печатью и подписью главы администрации.

Часто в получении земельного участка отказывают на этапе согласования. Причины такого решения административных органов перечислены в п.8 ст.39.15 ЗК РФ, при этом власти обязаны обосновать свой ответ. Если участок предстоит образовать, для чего необходимо утвердить схему его расположения, то в постановлении о невозможности предоставления земли прописывается отказ в утверждении данной схемы.

Обжалование решения

Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ. Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.

В случае бездействия со стороны местных властей далее следует обращение в суд. Жалоба необходима для соблюдения досудебного порядка урегулирования дела, предусмотренного в определенных законом случаях (ст.4 ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.).

Процедура обжалования заключается в подаче искового заявления в суд согласно правилам главы 22 КАС (ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.). Заявитель подробно излагает процесс получения участка, цели, для которых необходима земля, упоминает о полученном отрицательном решении администрации и просит предоставить указанную территорию. К заявлению прикладывается постановление об отказе в выдаче земли и квитанция об уплате пошлины.

По итогам рассмотрения поданных документов суд удовлетворяет просьбу о выделении участка, после чего уполномоченные органы будут вынуждены исполнить постановление судьи, либо отказывает гражданину, обосновывая своё решение согласно законодательству РФ. Обжаловать вердикт суда можно в вышестоящей судебной инстанции, на что предусмотрен месячный срок.

Срок обжалования отказа на предварительное согласование участка

Получено решение-отказ Администрации муниципального района на заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.

Существуют ли определенные сроки (в т.ч. определенные законодательством) для опротестования решения путем подачи претензии/жалобы в Администрацию?

Ответы юристов (5)

Да вы можете обжаловать отказ органов муниципальной власти в 3-х месячный срок через суд.

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 255]

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд
[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 256]

1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Уточнение клиента

Здесь вопрос, что именно в Администрацию, пока не через суд. Другими словами, если я подам претензию в Аминистрацию через 2 месяца, могут ли они отказать в рассмотрении на основании срока. Срок обжалования через суд и так понятно.

01 Октября 2015, 17:52

Есть вопрос к юристу?

Да, вы можете обжаловать решение администрации в суд в течение трех месяцев с момента, когда получили незаконный отказ.

Согласно ст.256 гпк РФ

1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Андрей, такие отказы в претензионном порядке не разрешаются, путь один — в суд. При этом несоблюдение трехмесячного срока лишит Вас возможности обжаловать отказ администрации. Поэтому времени терять не следует — надо готовить заявление, собирать документы и в суд.

Если вы считаете, что данный отказ Администрации незаконный, то нужно обжаловать в суд, а не в Администрацию.

Вы можете подать в администрацию, но вы только время потеряете.

Нет ограничений в данном случае по срокам не существует, и не регламентируется нормативными актами.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Получить земельный участок по-хорошему не удалось. Придется тренировать администрацию по другому.

В 2-х предыдущих статьях я начал описывать свой личный опыт по получению земельного участка.

В первой статье в пошаговой схеме я показал, как нашел свободный земельный участок.

Во второй статье подробно описал, как самостоятельно составил схему земельного участка.

После этого, с особым трепетом в душе, я подал в Администрацию города заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

К заявлению приложил впервые в жизни

собственноручно изготовленную Схему земельного участка.

До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.

После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.

Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа. В итоге я прождал почти 3 месяца.

Это важно знать:  Письмо претензия в банк

И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.

Казенная фраза: «администрация города вынуждена принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», разрушала мечты о своем кусочке планеты.

Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.

По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится все меньше.

Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.

Однако это было не так. Схема полностью удовлетворила администрацию, потому что в отказе не было ни слова претензии к Схеме.

По своей форме и по обязательным элементам, в том числе, по координатам поворотных точек,

моя Схема земельного участка выдержала придирчивый взгляд чиновника.

Изучив отказ в предварительном согласовании земельного участка, я был несколько озадачен. Основание для отказа показалось мне настолько очевидно нелепым и надуманным, что возникало ощущение, будто я либо чего-то не знаю, либо чиновник полагал, что пишет отказ для умственно отсталого, не умеющего сопоставлять и сравнивать факты.

Для того чтобы не потерять веру в собственную адекватность, я решил направить ответ со всеми документами на проверку моим юристам.

Я нуждался в трезвом заключении незаинтересованного профессионала с единственной целью: получить ответы на вопросы – кто прав? и что делать?

Пока юристы занимались проработкой моего вопроса, я изучил основание отказа.

Причина отказа сводилась к тому, что в границах земельного участка, который я запросил, находится дом и другой земельный участок, принадлежащий кому-то на праве собственности.

Обратите внимание!

Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.

Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.

Без торгов земельный участок можно получить:

  • в собственность бесплатно — 9 оснований;
  • обственность за плату — 10 оснований;
  • в аренду — 16 оснований;
  • в безвозмездное пользование — 14 оснований;
  • в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания.

Каждое основание имеет свои условия и порядок предоставления земли.

Чтобы выбрать самое подходящее основание, придется 10 часов напряженно изучать Земельный кодекс.

Однако есть более легкий способ.

Интерактивная интеллект-карта

Время истекло!

Бесплатные экземпляры закончились! Получите доступ к интеллект-карте здесь.

Что вам дает интеллект-карта:

  • видение всех оснований получения земли без аукциона;
  • кликабельные заголовки за 1 секунду раскроют описание любого способа получения земельного участка без торгов;
  • вы за 7 минут подберете выгодные основания получения земельного участка без торгов;

Есть видео инструкция «Как пользоваться интерактивной интеллект-картой?»

Застолбите бесплатный доступ навсегда, потому что через 8 минут карта станет платной.

В общем, администрация популярно объяснила мне, что я хочу залезть на чужую территорию и захватить чей-то земельный участок и дом.

Не поленившись 3 раза проверить всю информацию, изложенную в отказе администрации, в том числе:

кадастровые номера дома и земельного участка,

номера и даты свидетельств о праве собственности,

адреса дома и земельного участка,

я неуклонно приходил к выводу, что дом и земельный участок, которые, по мнению администрации, я стремлюсь оккупировать, находятся за пределами участка, который я просил предоставить.

После всех моих проверок выходило, что администрация отказала мне в предоставлении фактически свободного земельного участка, потому что на соседний земельный участок и дом зарегистрировано право собственности.

То есть логика отказа администрации такая – земельный участок дать не можем, потому что рядом есть отдельный земельный участок и дом, у которого есть хозяин.

В душе нарастала волна праведного возмущения.

И тут подоспело заключение от юристов на целых 9 листах.

Юридическое заключение вселило в меня надежду и уверенность в собственной адекватности.

Вот выдержки из того, что написали юристы:

«Дмитрий Владимирович, ваше заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено с нарушением установленных Земельным кодексом РФ сроков.

В связи с этим Вы вправе обратиться в прокуратуру с письменным заявлением о нарушении Департаментом архитектуры, строительства и землепользования сроков рассмотрения Вашего заявления.

По факту проведенной проверки прокуратура выдаст представление об устранении нарушений требований законодательства и потребует наказать виновных должностных лиц в дисциплинарном порядке. О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены письменно.

Исходя из представленных документов следует, что несмотря на то, что по имеющейся информации испрашиваемый Вами земельный участок свободен, основанием для отказа является нахождение в границах интересующего участка жилого дома, принадлежащего на праве собственности иным лицам.

В связи с этим, поскольку участок фактически свободен и отсутствуют иные основания для правомерного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Вы вправе в течение трех месяцев обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании отказа неправомерным.

Порядок обращения в суд с административным исковым заявлением приводится ниже в обосновании».

Таким образом, юристы, изучив мой земельный вопрос, пришли к выводу:

администрация нарушила срок для ответа,

отказ в предварительном согласовании земельного участка не обоснован и его можно обжаловать в суд.

Далее в заключении юристы подробно расписали:

что нужно сделать для подачи иска в суд,

как написать исковое заявление, чтобы поставить администрацию на место.

Обращаться в прокуратуру, чтобы наказали виновных за нарушение сроков рассмотрения моего заявления, я не стал, потому как не кровожаден.

А вот посудиться с администрацией посчитал делом правильным и благородным, для чего подготовил административное исковое заявление, как советовали юристы.

Кстати, о моих юристах.

Добросовестные ребята. Я им благодарен.

Это мое не первое и не уже даже не десятое за 2 года обращение к ним.

Деньги с меня за выданное заключение не взяли, потому, как я им один раз заплатил скромную фиксированную сумму за год и пользуюсь всеми их услугами целый год бесплатно.

Ссылку на этих юристов всем подряд не даю.

Кому интересно всегда под рукой иметь таких профессиональных ребят, пишите в комментариях запрос, что-нибудь придумаем.

Итак, для праведного наезда на администрацию, я составил административное исковое заявление.

С текстом моего искового заявления можете ознакомиться ниже.

Думаю, что кому-нибудь пригодиться мой шаблон искового заявления, чтобы потренировать свою администрацию по вопросам предоставления земельного участка.

Центральный районный суд г. Хабаровска

административный истец: ___________________________

дата рождения «__»______ 19__ года, место рождения __________________,

место жительства: ______________________,

тел: _______________, e-mail: _________________________

административный ответчик: Департамент архитектуры, строительства

и землепользования администрации г. Хабаровска.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

26.10.2015 года я подал в Администрацию г. Хабаровска заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На Схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.

02 ноября 2015 года Администрация города Хабаровска передала мое заявление в Департамент архитектуры, строительства и землепользования, поскольку указанный в заявлении вопрос относится к компетенции Департамента.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1. На Схеме, которая была приложена к заявлению о предварительном согласования предоставления земельного участка, видно, что испрашиваемый земельный участок находится между 3-мя земельными участками с номерами — :18, :22 и :7.

2. По адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 действительно располагается объект капитального строительства (дом) и земельный участок, находящиеся в частной собственности.

Иными словами, испрашиваемый земельный участок и земельный участок по пер. Планерный, 13 не тождественны и не находятся в границах друг друга.

Таким образом, административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, потому что на соседний участок зарегистрировано право собственности.

3. По адресу г. Хабаровск, ул. Марины Расковой, 9 объектов капитального строительства находящихся в собственности нет.

Таким образом, дом по адресу по пер. Планерный, 13 и дом по ул. Марины Расковой, 9 не тождественны.

4. Визуальный осмотр территории испрашиваемого земельного участка на местности, свидетельствует о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо сохранившиеся строения. На испрашиваемом участке строений и сооружений нет.

В соответствии с частью 1 стать 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Необоснованный отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ, для осуществления жилищного строительства.

Кроме вышеизложенного, административным ответчиком нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ, для рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании вышеизложенного,

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории.
  2. Признать незаконным нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
  3. Обязать Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка, и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории.
Это важно знать:  Как отказаться от овердрафта: все о процедуре

Приложение:

  1. квитанция об уплате госпошлины – 300 рублей,
  2. копия заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка – 1 экз. на 1 листе,
  3. копия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – 1 экз. на 2 листах,
  4. копия письма администрации г. Хабаровска от 30.10.2015 исх. № 14-06/11075 – 1 экз. на 1 листе,
  5. копия письма (отказа) от 25.01.2016 года исх. № 01-108/768 – 1 экз. на 2 листах,
  6. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения здания по адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 с кадастровым номером 27:23:0040628:40 — 1 экз. на 1 листе,
  7. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения земельного участка по адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 с кадастровым номером 27:23:0040628:7 — 1 экз. на 1 листе,
  8. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения объекта капитального строительства по адресу г. Хабаровск, ул. Марины Расковой, 9 с кадастровым номером 27:23:0040628:50 — 1 экз. на 1 листе,
  9. план кадастрового квартала 27:23:0040628 – 1 экз.
  10. копия искового заявления и прилагаемых документов для административного ответчика.

«___» февраля 2016 года __________ (_________________)

Госпошлина за обращение в суд составила 300 рублей.

Свое исковое заявление, в волнительном состоянии, я вручил секретарю суда, наблюдая за ее отработанными движениями по проштамповке исковых заявлений.

Подождем, пока раскачается судебная машина, и поборемся в суде.

На этом пока все. Продолжение следует.

Для самостоятельного получения земельного участка используйте пошаговую инструкцию, потому что знание процедуры поможет вам «переиграть» чиновников и получить участок.

Как получить землю в 2018 году

Нажмите на кнопку и действуйте прямо сейчас, потому свободной земли в хороших районах больше не становится.

Ваши вопросы, мнения и наболевшие проблемы по получению земельных участков пишите в комментариях, я постараюсь помочь.

Определение Рязанского областного суда от 29 июня 2011 г. N 33-1209 Суд отменил решение районного суда и принял новое, которым отказал в удовлетворении заявления об оспаривании решения Администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку отсутствует воля собственника на предоставление спорного объекта недвижимости, кроме того, не разрешены вопросы, связанные с нахождением на земельном участке самовольной постройки, в которой проживают граждане

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Рожковой Л.Н.

судей Красавцевой В.И., Споршевой С.В.

при секретаре Малышевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации города Рязани на решение Советского районного суда города Рязани от 12 мая 2011 года, которым постановлено:

Заявление Манакина П.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: в аренду для строительства индивидуального жилого дома.

Обязать администрацию г. Рязани опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: , для строительства индивидуального жилого дома, в газете «Рязанские ведомости».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рожковой Л.Н., объяснения представителя администрации г. Рязани Пронякиной О.О., поддержавшей кассационную жалобу, представителя Манакина П.В. — Савостьяновой И.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия установила:

Манакин П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения администрации г. Рязани. В обоснование требований указал, что 10 декабря 2010 г. он обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: , для строительства индивидуального жилого дома, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ N-В администрация г. Рязани ему сообщила, что решением Комиссии по землепользованию и застройке в городе Рязани от ДД.ММ.ГГГГ не рекомендовано предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в результате чего принято решение об отказе в предоставлении данного участка в связи с тем, что на его территории в настоящее время располагается самовольно возведенный индивидуальный жилой дом. Считает решение администрации г. Рязани незаконным и необоснованным, нарушающим его права и свободы, создающим препятствие в осуществлении его прав и свобод, поскольку нарушен порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, установленный п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ: в течение двух недель со дня поступления его заявления, которым была инициирована процедура предоставления земельного участка, не было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды либо об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду испрашиваемого им участка, при этом предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении участка отсутствовали, а наличие на испрашиваемом земельном участке самовольно возведенного строения закон не относит к обстоятельствам, препятствующим предоставлению земельного участка в аренду для строительства жилого дома.

С учетом уточнений просил признать незаконным отказ администрации г. Рязани в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: , в аренду для строительства индивидуального жилого дома и обязать администрацию г. Рязани опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: , для строительства индивидуального жилого дома, в соответствующем периодическом печатном издании.

Суд удовлетворил требования заявителя, постановив вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации города Рязани просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Считает решение незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном законом, является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления. Однако, суд данное обстоятельство не принял во внимание.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п.п. 2 , 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Принятое по делу решение приведенным требованиям не отвечает, суд основал свои выводы на неправильном толковании и применении норм материального права.

Районным судом установлено, что Манакин П.В. 10 декабря 2010 г. обратился в администрацию г. Рязани с заявлением, в котором просил рассмотреть вопрос о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью кв. м., адресный ориентир: , для строительства индивидуального жилого дома.

22.02.2011 г. Манакину П.В. было направлено письмо N-В, в котором заместитель главы администрации г. Рязани С. сообщил, что у администрации г. Рязани отсутствуют правовые основания для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в связи с тем, что на его территории в настоящее время располагается самовольно возведенный индивидуальный жилой дом. К аналогичному выводу о невозможности предоставления данного земельного участка в аренду пришла и комиссия по землепользованию и застройке в городе Рязани.

Удовлетворяя заявление Манакина П.В., суд обосновал свою позицию тем, что гражданин вправе инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, что действующее земельное законодательство не содержит запрета на предоставление гражданам земельных участков, занятых самовольными постройками, а потому отказ администрации г. Рязани рассматривать вопрос о предоставлении испрашиваемого Манакиным П.В. земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома суд признал нарушающим право заявителя на приобретение данного земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном законодательством.

Вместе с тем, данные выводы суда не полностью отражают все аспекты сложившихся правоотношений сторон. Кроме того, анализ действующего законодательства в этой сфере определяет и иные выводы, связанные с компетенцией органа местного самоуправления, влияющие на разрешение рассматриваемого дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с первоначальным заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Это важно знать:  Наш адвокат провалил дело, можно ли подать на него в суд

Вместе с тем, данную норму права необходимо применять во взаимодействии со ст. 30 ( ч. 4 ) Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.

Из материалов дела, пояснений представителя администрации г. Рязани в суде кассационной инстанции следует, что спорный земельный участок не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, разрешенное использование не определено. В доме, расположенном на спорном земельном участке, проживают граждане.

Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 11 ч. 2 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности .

Функции управления и распоряжения являются атрибутами института права собственности.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Таким образом, из анализа вышеназванных правовых норм следует, что право гражданина инициировать процедуру предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства должно согласовываться с правом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия собственника, на свободное волеизъявление по предоставлению земельного участка. Законодатель ( ст. 30.1 ЗК РФ) устанавливает право, а не безусловную обязанность органа местного самоуправления принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. При этом право на выбор этих действий остается за органом местного самоуправления. Но суд обязал его решением именно опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка, то есть сделал выбор за этот орган.

Из материалов дела, позиции представителя ответчика в суде следует, что волеизъявление органа местного самоуправления на формирование спорного земельного участка с последующим его предоставлением в аренду для индивидуального жилищного строительства отсутствует.

Само по себе наличие на спорном земельном участке самовольной постройки, возведенной третьим лицом (не заявителем), не может служить препятствием к передаче земельного участка в аренду, если на это имеется воля собственника земельного участка.

Действующее земельное законодательство не предусматривает недопустимость отказа в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ст. 28 п. 4 ЗК РФ в данном случае не применима, поскольку регулирует иные правоотношения.

Определение земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в аренду для индивидуального жилищного строительства, является правом органа местного самоуправления, но не его обязанностью.

Согласно п.п. 9 , 10 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

Исходя из обстоятельств настоящего дела оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка незаконным не имеется, поскольку отсутствует воля собственника на предоставление данного земельного участка, решение по отказу мотивировано наличием неразрешенных до настоящего времени вопросов, связанных с нахождением на земельном участке самовольной постройки, в которой проживают граждане. Тем более, что сам орган местного самоуправления в установленном законом порядке может определить судьбу здания (подать иск о сносе самовольной постройки, претендовать на самовольную постройку).

При таких обстоятельствах дела и правовом регулировании спорных правоотношений судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции, и отменяя его, постановляет новое об отказе в удовлетворении заявления.

Отказ заявителю в предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства спорного участка не нарушает его права на получение в аренду для тех же целей иного земельного участка в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Советского районного суда города Рязани от 12 мая 2011 года отменить, принять новое решение, которым:

Манакина П.В. в удовлетворении его заявления об оспаривании решения администрации г. Рязани — отказать.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Специалисты нашего земельно-юридического центра оспорят отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в согласовательном или судебном порядке. Для правового заключения по сложившейся ситуации, вам необходимо предоставить нашим специалистам копии документов о предварительном согласовании и текст ответа администрации района. Мы установим причины отказа: ошибки в срзу, ошибка с выбором участка, некорректное заявление, невнятное обоснование предоставления участка, отказ по формальному признаку, незаконный отказ.

Предварительное согласование начинается с выбора конкретного участка и проверки возможности его оформления в аренду или собственность. Далее необходимо подготовить схему расположения надела на кадастровом плане, утвердить ее, провести межевание и другие мероприятия. После обращения в органы местного самоуправления с заявлением о согласовании выносится решение. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Документ с отказом в согласовании должен содержать основания для отказа и способы их устранения. Земельные юристы нашей компании обжалуют отрицательное решение муниципалитета, исправят допущенные ошибки и повторно подадут прошение о согласовании предоставления участка.

Причины отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Помимо заявителя, обратившегося за предоставлением земельного участка в аренду или собственность, права на его получение имеют и другие граждане, либо юридические лица. Поэтому, после подачи обращения в местную администрацию, представители этого органа публикуют информацию о намерении получить определенный надел в пользование. В этом объявлении указывают координаты территории, порядок подачи заявлений, кадастровый номер и площадь земли, и другие характеристики.

Если появятся желающие получить этот надел в аренду или собственность, они должны заявить об этом в течение тридцати дней с момента выхода объявления. В противном случае выносится распоряжение о предварительном согласовании. Хотя такое распоряжение могут и не вынести, если:

  • схема расположения территории не соответствует установленной форме или содержанию, а также иным требованиям, предусмотренным в законе;
  • данную схему получили с нарушениями закона, либо она не согласуется с утвержденным проектом планировки или землеустроительными бумагами;
  • этот документ нарушает порядок пользования особо охраняемыми территориями, либо участок уже оформляется другим лицом;
  • на земле размещены объекты недвижимости или она отдана гражданину либо организации в пользование;
  • территория изъята из оборота, на ней имеются наложенные ограничения или она зарезервирована для нужд государства либо муниципалитета;
  • участок выставлен на аукцион, его площадь превышает установленные законом максимальные ограничения, либо здесь планируется застройка объектами федерального или иного значения.

Все перечисленные выше ситуации являются основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Они должны быть указаны в официальном ответе администрации. Некоторые из оснований можно исправить, подав повторное обращение. В данном случае выносится положительное решение по заявлению. Последствиями выдачи такого документа будет заключение договора аренды с заявителем и его регистрация в Росреестре.

Обжалование отказа в предварительном согласовании предоставления участка

Необходимо проверить обоснованность такого отказа. Если заявитель относится к льготной категории граждан, и ему отказывают в согласовании из-за того, что надел зарезервирован для нужд муниципалитета, такое решение надо обжаловать в суде. Дело в том, что льготники вправе претендовать на указанные выше земли. Когда же схема расположения территории не соответствует установленному законом формату, придется переделывать ее, а затем заново обращаться в муниципалитет с ходатайством.

Если же устранить причины для отрицательного решения муниципалитета невозможно, надо искать новый надел. Но в этот раз следует тщательнее проверять возможность оформления его в аренду или собственность. Наши эксперты изучат такую возможность самостоятельно. Мы сделаем запросы в уполномоченные органы, проанализируем имеющуюся документацию, осмотрим участок на месте, чтобы на нем точно не было бесхозных построек, ЛЭП и т.д. Специалисты компании проверят наличие технических условий для присоединения коммуникаций и добьются утверждения заявки о согласовании надела.

Экономия от приобретения земельного участка через госаренду составляет от 40% до 70% от его рыночной стоимости

Ознакомьтесь с услугами нашего земельно-юридического центра по аренде земли у государства — услуги.

Статья написана по материалам сайтов: zakonometr.ru, pravoved.ru, paruslex.ru, www.garant.ru, geoburo.ru.

»

Предыдущая
ДругоеОсаго срок действия страховки
Следующая
ДругоеОснования отказа в приватизации квартиры
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector