Ответственность за игнорирование адвокатского запроса

Чиновников, бизнесменов и иных лиц планируется штрафовать за игнорирование адвокатских запросов. Минюст России обнародовал текст анонсированного ранее законопроекта 1 , направленного на обеспечение права адвокатов на информацию.

В Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предлагается внести новую ст. 6.1, полностью посвященную адвокатским запросам. До сих пор в законе говорилось лишь, что ответ на запрос должен быть направлен адвокату в течение месяца.

Согласно новой статье, запрос может направляться в органы государственной власти и местного самоуправления, в государственные нотариальные конторы, нотариусам и иным лицам, занимающимся частной практикой, руководству коммерческих и некоммерческих организаций, общественным объединениям и индивидуальным предпринимателям. Требования к форме запроса Минюст России установит отдельным актом. К запросу должна быть приложена доверенность, подтверждающая право адвоката на сбор сведений, необходимых клиенту. Запрашиваться может лишь та информация, которая стала известна лицу в связи с исполняемыми им функциями (например, для нотариуса это нотариальная деятельность). Таким образом, адвокаты не смогут задавать адресатам вопросы частного характера.

Ответ на запрос должен быть направлен адвокату в течение 15 рабочих дней. В исключительных случаях срок могут продлить еще на 15 дней. В случае, если адвокату нужно больше информации, нежели адресат обязан предоставлять бесплатно (объем определяется Правительством РФ на основании Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), за ответ на запрос с него могут потребовать плату.

Адресаты имеют право отказать в предоставлении информации, если у них нет необходимых сведений, запрос составлен не по форме, к нему не приложена доверенность, либо сведения составляют гостайну.

Законопроект также вносит изменения в ряд отраслевых законов, обеспечивая возможность ответа на адвокатские запросы для различных видов организаций (банки, ЗАГСы и т.д.).

Одновременно законопроектом вносится ряд других норм, не имеющих отношения к запросам. Так, предлагается запретить открывать адвокатские кабинеты адвокатам, которые имеют соответствующий статус менее пяти лет. Также закрепляется право адвокатов при предъявлении удостоверения беспрепятственно проходить в помещения судов, правоохранительных органов и иных организаций, посещение которых необходимо для работы защитника.

Суд назначил наказание за игнорирование адвокатского запроса

Суд назначил наказание за игнорирование адвокатского запроса

26 апреля 2018 г. адвокат Рамиль Гизатуллин, представляющий интересы доверителя С., обратился с адвокатским запросом в ООО. В запросе он просил предоставить информацию о нахождении на работе гражданина Х., времени начала и окончания его рабочего дня в определенный период. Директор ООО изготовил и направил ответ на запрос адвоката только 1 июня, нарушив тем самым установленный законом 30-дневный срок. Кроме того, предоставленная информация не была полной.

В связи с этим С. обратился в прокуратуру Кировского района г. Уфы, которая по результатам проверки возбудила в отношении директора ООО дело об административном правонарушении по ст. 5.39 КоАП РФ.
07 августа 2018 г. мировой суд судебного участка № 7 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан рассмотрел дело и привлек руководителя ООО к административной ответственности.
В своем решении суд указал, что неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату по поступившему от него адвокатскому запросу влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (ст. 5.39 КоАП РФ). Суд отметил, что в соответствии с нормами Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в частности запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций и направлять указанным субъектам соответствующие запросы. Указанные органы и организации должны дать ответ на адвокатский запрос в письменной форме в 30-дневный срок со дня его получения.
Мировой суд установил и участники дела не отрицали, что в нарушение установленного срока директор ООО направил ответ на запрос адвоката, датированный от 26 апреля, только 1 июня.
На довод адвоката о неполноте предоставленной информации суд указал, что в этой части диспозиция ст. 5.39 КоАП РФ не предусматривает ответственности.
В судебном заседании защитник директора ООО признала вину, но просила заменить штраф предупреждением, так как ранее ее подзащитный к административной ответственности не привлекался. Прокуратура поддержала постановление о возбуждении административного правонарушения и настаивала на административном штрафе. Адвокат Рамиль Гизатуллин просил привлечь директора ООО к административной ответственности за несвоевременное предоставление информации по адвокатскому запросу.
В итоге суд признал директора ООО виновным в совершении административного правонарушения и с учетом признания вины назначил ему минимальный штраф в размере 5 тыс. руб.
Подобный случай привлечения по ст. 5.39 КоАП РФ за игнорирование адвокатских запросов является первым в судебной практике судов Республики Башкортостан. По моему мнению, инициирование подобных судебных процессов входит в интересы адвокатского сообщества, так как они служат яркими примерами эффективности имеющихся у адвокатов механизмов сбора интересующей информации в рамках исполнения поручения доверителя.

Молчали? Платите

Наказан за молчание некий автосервис в Самарской области. Похоже, его сотрудники просто выбросили в урну запрос от адвоката. Хотя потом уверяли, будто отправили ответ в срок. Правда, доказать этого не смогли.

«Выявлено, что в адрес указанной организации поступил адвокатский запрос о предоставлении заказа — наряда по ремонту автомобиля лица, юридические интересы которого представлял адвокат, — сообщили в прокуратуре Самарской области. — По истечении месяца ответ на запрос заявителю так и не поступил. В ходе проведения проверки директор общества пояснил, что направлял в адрес адвоката ответ простой корреспонденцией без обратного уведомления. Представить доказательства отправки письма в адрес заявителя он не может».

Это важно знать:  Можно ли вернуть товар, если он вам не понравился или не подошел: в какие сроки разрешается покупателю сделать возврат в магазин качественной продукции с чеком?

Еще недавно подобное поведение — то ли отправили, то ли нет, но письмо все равно потерялось — никому ничем бы не грозило. Однако в июне нынешнего года был принят закон, усиливший статус адвокатского запроса.

Для придания особого веса вопросам адвоката были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Тот, кто оставит письмо защитника без ответа, рискует заплатить штраф от одной до трех тысяч рублей. Сумма, конечно, небольшая, но важен сам принцип: есть нарушение и есть наказание. К тому же визит прокуроров в организацию, нарушившую право адвоката, а значит, и его подзащитного на честный ответ, тянет на отдельную неприятность. Может, лучше не ждать прокуроров, а сразу ответить честно?

Вовремя полученные сведения помогут адвокату защитить человека. Собственно, особый статус адвокатского запроса нужен не столько самим адвокатам, сколько их подзащитным. Чем полнее будет адвокатское досье, тем больше шансов доказать правду. А для этого адвокату нужен доступ к информации.

Как сообщают в прокуратуре, в данном случае мировым судьей вынесено постановление о назначении в отношении директора автосервиса штрафа в размере тысячи рублей. То есть по нижнему пределу. Но главное — начало положено.

— Новость, которая пришла, говорит о том, что адвокатский запрос — это не миф, что неисполнение этого запроса влечет вполне реальные санкции, — сказал «РГ» исполнительный вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Андрей Сучков. — Я так думаю, что эта практика будет продолжаться. При этом здесь нет задачи, чтобы эта ответственность ширилась. Хотелось бы, чтобы лица, получающие запросы, понимали, что за неисполнение ответственность не только предусмотрена, но и реально действует. Нужно информировать об этом население, в первую очередь, должностные лица.

Согласно закону органы государственной власти и местного самоуправления, а также общественные объединения и другие организации обязаны ответить на адвокатский запрос в 30-дневный срок. Если этого срока окажется недостаточно, его можно увеличить, но не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом адвоката.

Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса будут определяться органом минюста. Но форма еще не утверждена. Поэтому сейчас защитники задаются вопросом, не будут ли адвокатские запросы игнорироваться адресатами со ссылкой на нарушение формы? Федеральная палата адвокатов направила в Минюст России свои предложения как в отношении формы адвокатского запроса, так и в части порядка его оформления и направления. В любом случае, запросы уже имеют силу, и отмолчаться лишь на том основании, что нет формы, организации не вправе.

— Сегодня направляемые адвокатами запросы являются полностью легитимными, вне зависимости от того, что форма их еще не утверждена, — отметил Андрей Сучков. — Во-первых, данный способ получения информации применяется адвокатами уже не один десяток лет, и нет оснований даже временно отказываться от него в ожидании утверждения требований к адвокатскому запросу. Во-вторых, практически все требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса уже исполняются адвокатами, т.е. являются обыкновениями адвокатской практики. Поэтому ожидаемый приказ минюста мало что поменяет в этой части.

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление сведений по адвокатскому запросу?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) в редакции, действовавшей до 13.06.2016г. адвокат был вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

Однако, не был определен порядок предоставления сведений по адвокатскому запросу, а также в действующем законодательстве отсутствовала ответственность за отказ предоставить сведения по указанному запросу.

Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5.39 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 02.06.2016г. № 160-ФЗ) в подпункт 1 пункта 3 статьи 6 Закона № 63-ФЗ были внесены изменения.

Так, согласно действующей редакции указанной статьи Закона № 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона . Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Согласно введенной Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ статье 6.1 («Адвокатский запрос») Закона № 63-ФЗ адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Это важно знать:  Как написать письмо в роспотребнадзор

В силу п. 5 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.06.2016 г. № 160-ФЗ в абзац первый статьи 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения.

Так, согласно действующей с 13.06.2016г. редакции статьи 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом , и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Таким образом, непредоставление либо несвоевременное предоставление сведений по адвокатскому запросу влечет административную ответственность в виде штрафа.

«Адвокатский запрос»

О проекте Союза молодых адвокатов России

8 февраля 2018 г. в ФПА РФ состоялась встреча представителей Советов молодых адвокатов субъектов России, где было принято решение о создании Союза молодых адвокатов России.

В настоящее время ведется разработка Устава Союза, утверждение которого намечено на вторую половину июня 2018 г. Но, несмотря на то что Союз только создается, работа по реализации проектов уже начата.

Союз молодых адвокатов России предлагает к реализации ПРОЕКТ «АДВОКАТСКИЙ ЗАПРОС», который успешно осуществляется Советом молодых адвокатов АП Московской области (руководитель проекта – Наталья Кузьмина). Этот опыт предлагается распространить и на другие адвокатские палаты.

Все мы практически наизусть знаем положения ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которая предоставляет адвокату право направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение – адвокатский запрос по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. При этом в компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, которым направлен адвокатский запрос, законодательно вменена обязанность дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения.

Между тем, несмотря на законодательные попытки сделать адвокатский запрос действенным инструментом, практически каждый адвокат в своей профессиональной деятельности не раз сталкивался и продолжает сталкиваться с ситуацией, когда те самые учреждения и организации, куда адвокатом был направлен адвокатский запрос, либо вообще его игнорируют, не предоставляя никакого ответа, либо по формальным причинам отказывают в предоставлении информации (например, ссылаясь на то, что запрос составлен не по форме, к нему не приложен ордер, доверенность и т.п.). Сложилась ситуация, при которой вышеуказанные компетентные органы не относятся к адвокатскому запросу с должной серьезностью, что препятствует реализации прав адвоката и затрудняет оказание эффективной и своевременной помощи доверителю.

В декабре 2016 г. Министерство юстиции РФ своим приказом № 288 от 14 декабря 2016 г. утвердило требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (Приложение № 1).

24 мая 2017 г. Верховный Суд РФ частично удовлетворил административный иск адвокатов к Министерству юстиции РФ и признал недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также признал недействующим положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.

Таким образом, теперь требования, предъявляемые к адвокатскому запросу, регламентированы, что, скорее всего, должно способствовать уменьшению отказов в предоставлении ответа на запрос адвоката исключительно по формальным основаниям.

Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2016 г. № 160-ФЗ Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 5.39, которая устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Практика привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за указанное правонарушение уже начала формироваться в некоторых регионах Российской Федерации.

Так, в конце 2016 г. в г. Калуге к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении адвокату информации было привлечено должностное лицо организации; в г. Санкт-Петербурге в 2017 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главврача поликлиники, необоснованно отказавшего в предоставлении сведений по адвокатскому запросу.

Вместе с тем такие случаи пока являются единичными.

В целях способствования повышению эффективности адвокатского запроса и формирования у компетентных должностных лиц понимания обязательности предоставления информации по запросу адвоката предлагаем адвокатам России активизироваться в формировании положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.

Это важно знать:  Переезд в Канаду на ПМЖ: условия и порядок легализации

Для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за неправомерный отказ в предоставлении информации по адвокатскому запросу, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации должны быть соблюдены следующие условия:

1) адвокатский запрос, направленный адвокатом в учреждение или организацию, должен соответствовать требованиям к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, утвержденным приказом Минюста России № 288 от 14 декабря 2016 г. (Приложение № 1), с учетом решения Верховного Суда РФ от 24 мая 2017 г., которым признаны недействующими положения подп. 11 п. 5 вышеуказанных Требований в той мере, в какой они возлагают на адвоката обязанность при направлении запроса указывать фамилию, имя и отчество физического лица или наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат, при отсутствии их согласия на указание этих данных, а также положения подп. 12 п. 5 Требований в части, устанавливающей, что адвокатский запрос должен содержать при необходимости обоснование получения запрашиваемых сведений. При этом законодательно не установлена обязанность прикладывать к адвокатскому запросу ордер или доверенность;

2) адвокатский запрос должен быть зарегистрирован в журнале регистрации адвокатских запросов, который ведется адвокатским образованием (Приложение № 2);

3) у адвоката должны иметься доказательства, подтверждающие получение адвокатского запроса компетентным органом (отметка о принятии, почтовое уведомление о вручении);

4) запрошенные адвокатом сведения не должны быть отнесены законодательством РФ к информации ограниченного доступа, т.е. информации, доступ к которой ограничен федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Так, федеральными законами РФ ограничен доступ к информации о персональных данных гражданина, информации, составляющей врачебную тайну, банковскую тайну, коммерческую тайну, государственную тайну и др. (КС РФ в своем определении от 28 февраля 2017 г. № 244-ОО, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы адвоката, подтвердил позицию о том, что любая затрагивающая права и свободы гражданина информация должна быть ему доступна при условии, что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты, и что данная трактовка не лишает адвоката заявлять в суде ходатайство об истребовании такой информации.)

Если вышеуказанные условия соблюдены и компетентный орган, в который вы направили адвокатский запрос, вообще не предоставил вам ответа, нарушил сроки его предоставления или неправомерно отказал в предоставлении запрашиваемой информации, чтобы привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо подготовить заявление о привлечении к административной ответственности, в котором изложить факты о направлении в компетентные учреждения (организации) адвокатского запроса с истребованием информации, необходимой для оказания юридической помощи, с указанием даты получения адвокатского запроса компетентным органом. К заявлению необходимо приложить копию адвокатского запроса с отметкой о принятии, а также при наличии – ответ должностного лица (Приложение № 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 5.39 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Таким образом, заявление о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ, необходимо направить прокурору по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, не предоставившей информацию по адвокатскому запросу (Приложение № 4).

(С текстами всех приложений можно ознакомиться здесь).

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Далее материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.39 КоАП РФ, передаются для рассмотрения мировому судье.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, рассматриваемым судьей, составляет три месяца.

Союз молодых адвокатов России предлагает откликнуться адвокатам, в практике которых имеются факты отказа в предоставлении информации по адвокатскому запросу, игнорирования адвокатского запроса, нарушения сроков предоставления информации, по которым не истек трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, для оперативного реагирования на подобные случаи, а также сообщить об уже имевших место фактах привлечения к ответственности должностных лиц за правонарушение, предусмотренное ст. 5.39 КоАП РФ.

Формирование положительной практики по привлечению виновных должностных лиц к административной ответственности за игнорирование адвокатского запроса, неправомерный отказ в предоставлении информации, нарушение сроков ее предоставления будет способствовать повышению эффективности адвокатского запроса, своевременному получению адвокатами запрашиваемой в компетентных органах информации, уменьшению отказов в предоставлении ответов на адвокатский запрос и случаев полного игнорирования запроса адвоката.

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, 24pravo.ru, rg.ru, advokativlev.ru, fparf.ru.

»

Предыдущая
ДругоеОстекление балкона - перепланировка квартиры. Как узаконить через суд?
Следующая
ДругоеОтветственность за незаконную перепланировку: особенности составления жалобы
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector