+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Страхование рисков в сельском хозяйстве, страхование в сфере сельского хозяйства

Дата размещения статьи: 19.07.2015

Статья посвящена вопросам правового регулирования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. Проанализированы проблемы отрасли и причины невысокого интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к такому страхованию. Предложены меры по совершенствованию законодательной базы в сфере сельскохозяйственного страхования.

Сельское хозяйство является менее конкурентоспособным из всех отраслей экономики, что обусловлено такими объективными факторами, как недостаточное внимание государства к проблемам аграриев, почвенно-климатические особенности регионов, сезонный характер работ (особенно для растениеводства), значительный временной интервал между вложением средств и выходом продукции (конечным результатом), высокий уровень риска и значительные колебания в доходах от года к году, иностранные интервенции и низкие закупочные цены.

Учитывая сложившиеся проблемы в отрасли, увеличение объемов государственной помощи для обеспечения продовольственной безопасности страны и стабильного развития аграрного сектора экономики очевидно.

За последнее десятилетие принят ряд нормативных и законодательных актов, связанных с развитием сельского хозяйства. Одним из направлений такого развития является сельскохозяйственное страхование.

Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1] разработана государственная аграрная политика, основными направлениями которой являются: поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами; формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции; защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Данный Федеральный закон одной из мер по реализации государственной аграрной политики предполагает предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, а одним из направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства выделяет развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.

Следует отметить, что на момент принятия указанного Закона система агрострахования находилась в стадии становления, юридическая основа, защищающая интересы аграриев, не была создана, многие риски не были учтены, не предполагалось страхование сельскохозяйственных животных, были установлены ограниченные сроки заключения договоров страхования сельскохозяйственных культур и уплаты страховых взносов в 100% размере, совпадающие с началом весенне-полевых работ, что являлось обременительным для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2011 г. в развитие и совершенствование системы страхования сельскохозяйственных рисков был принят Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [2]. Данным Законом был расширен перечень страховых случаев, введено страхование сельскохозяйственных животных.

Принятие в 2014 г. Федерального закона от 22.12.2014 N 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [3] должно было повысить интерес аграрного сектора к страхованию рисков. Среди основных нововведений можно выделить следующие. Сельскохозяйственные страховщики теперь должны формировать стабилизационный резерв для компенсации расходов на осуществление будущих страховых выплат. Такой резерв формируется в случае, если при осуществлении сельскохозяйственного страхования разница между доходами и расходами страховщика за первые квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год превышает пять процентов от этих доходов. Сумма превышения направляется на формирование резерва до достижения им величины, равной трехкратному размеру максимальной за последние десять лет годовой страховой премии страховщика.

Уточнены также особенности правового положения объединения сельскохозяйственных страховщиков, членами которого должны состоять все страховщики, осуществляющие сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой.

Кроме того установлено, что получить страховое возмещение в связи с утратой урожая сельскохозяйственной культуры можно будет при снижении фактического урожая по сравнению с запланированным на 25% и более (ранее — 30%). Получить страховое возмещение в связи с утратой посадок многолетних насаждений можно будет при утрате многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 30% площади (ранее — 40%).

Во исполнение Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» ежегодно Приказом Минсельхоза России утверждается План сельскохозяйственного страхования [4]. Данный документ включает в себя:

— Перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений;

— Перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных;

— Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске;

— Предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании сельскохозяйственных животных, дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске.

Следует отметить, что предельные размеры ставок для расчета размера субсидий, дифференцированные внутри федеральных округов по областям, краям и республикам, не отражают в полной мере фактические риски аграриев, а потому невыгодны им, а в определенной степени невыгодны и страховой организации. Следовательно, требуется пересмотр предельных размеров ставок для расчета размера субсидий и дальнейшее совершенствование методов расчета сумм страхового возмещения при наступлении страхового случая.

В конце 2012 г. Правительство РФ приняло Постановление «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» [5].

Несколькими годами ранее на региональном уровне было принято Постановление Правительства Кировской области от 29.07.2009 N 18/218 [6], в котором определяется порядок предоставления субсидий из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, в целях возмещения страховых премий, подлежащих уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства. Субсидия предоставляется в размере 50% страховой премии, рассчитанной с учетом ставок для расчета размера субсидии, дифференцированных относительно соответствующей сельскохозяйственной культуры, посадок многолетнего насаждения, вида животного, установленных для Кировской области планом сельскохозяйственного страхования.

В 2013 г. Распоряжением Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 28.06.2013 N 44 был утвержден Регламент представления и рассмотрения документов для предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования [7]. Заключение договора страхования вышеуказанным документом предусмотрено:

— в отношении сельскохозяйственных культур, за исключением многолетних насаждений, — не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки;

— в отношении многолетних насаждений — до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя);

— в отношении сельскохозяйственных животных — на срок не менее чем год.

При вступлении договора страхования в силу сельскохозяйственным товаропроизводителем должна быть произведена оплата 50% начисленной страховой премии по этому договору.

Страховая сумма в договоре страхования устанавливается в размере не менее чем 80% страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных. Участие сельскохозяйственного товаропроизводителя (страхователя) в страховании сельскохозяйственных рисков не должно превышать 40% страховой суммы по договору сельскохозяйственного страхования.

Доля страховой премии, применяемой при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенной для осуществления страховых и компенсационных выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям (страхователям) и выгодоприобретателям, устанавливается в размере не менее 80%.

Для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель представляет органу местного самоуправления муниципального образования следующие документы:

— заявление о перечислении субсидии на расчетный счет страховой организации, составленное по форме N С-1з;

— справку о размере целевых средств, составленную по форме, установленной Приказом Минсельхоза России от 25.01.2013 N 25 (в двух экземплярах). Указанная справка должна быть подготовлена на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50% страховой премии;

— справку о размере целевых средств областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, составленную по соответствующей прилагаемой. Указанная справка должна быть составлена на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50% страховой премии;

— копию договора сельскохозяйственного страхования;

— выписку из отчета о платежеспособности страховой организации, о превышении не менее чем на 30% фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером, предоставленную сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенную ее руководителем.

Вышеперечисленные документы представляются органу местного самоуправления сельскохозяйственным товаропроизводителем в следующие сроки:

— при страховании урожая однолетних культур — не позднее 30 сентября года осуществления посева либо посадки;

— при страховании урожая многолетних насаждений либо посадок многолетних насаждений — не позднее 30 сентября года, следующего за годом осуществления посева либо посадки;

— при страховании урожая озимых культур — не позднее 31 октября года, следующего за годом осуществления посева либо посадки;

— при страховании сельскохозяйственных животных — не позднее 31 октября года заключения договора страхования.

Длительный срок рассмотрения документов на получение субсидий и перечисление субсидий на счет страховой организации, закрепленный вышеназванным документом, невыгодны страховщикам и не способствуют развитию страхования сельскохозяйственных рисков.

Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации определены в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» [8] (далее — Стратегия развития). В Стратегии развития целый раздел посвящен развитию системы сельскохозяйственного страхования. В документе справедливо отмечено, что невысокий интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой обусловлен рядом причин:

— отсутствием средств на уплату страховой премии (взноса) по договорам сельскохозяйственного страхования;

— низкой правовой грамотностью сельхозтоваропроизводителей;

— возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования, что снижает эффективность последней;

— недостаточностью проводимых со стороны страхового сообщества мероприятий, направленных на популяризацию сельскохозяйственного страхования и повышение интереса сельхозтоваропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования;

— длительными сроками доведения средств государственной поддержки до конечных получателей.

Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

— добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;

— доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой на равных условиях;

— вариативность условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;

— оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора сельскохозяйственного страхования;

— повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;

— формирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования.

Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование, неполная страховая сумма и возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребность в страховой защите и стимулирующий сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования [8].

Это важно знать:  Снос ветхого жилья 2019 - программа, закон, условия, очередность, судебная практика, как выделяется, списки

Дальнейшее совершенствование системы агрострахования на законодательном уровне возможно через реализацию следующих мер:

— расширение объектов страхования и сельскохозяйственных рисков;

— изменение условий договоров страхования и одновременно расширение линейки страховых продуктов;

— пересмотр предельных размеров страховых ставок, предусмотренных планом сельскохозяйственного страхования;

— прозрачность проведения экспертизы при наступлении страхового случая;

— контроль за правильностью расчетов сумм страховых возмещений.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
2. Федеральный закон от 25.07.2011 N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
3. Федеральный закон от 22.12.2014 N 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».
4. Приказ Минсельхоза России от 24.10.2014 N 406 «Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2015 год».
5. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования».
6. Постановление Правительства Кировской области от 29.07.2009 N 18/218 «О предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в постановление Правительства области от 24.11.2005».
7. Распоряжение Департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области от 28.06.2013 N 44 «Регламент представления и рассмотрения документов для предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования».
8. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 N 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года».
9. Баскаков В.Н., Селиванова А.В., Яненко Е.А. О статистике и тарификации страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой // Финансы. 2013. N 7.
10. Парахин Ю.Н. Совершенствование системы государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2011. N 12.

Виды рисков в сельском хозяйстве

Аграрный сектор подвержен наибольшему по сравнению с другими отраслями народного хозяйства влиянию факторов, приводящих к возникновению рисков. Существует множество разнообразных классификаций рисков. В данной методике они классифицируются в зависимости от сфер возникновения. При этом выделяют четыре основные сферы возникновения рисков: экономическую, политическую, природную и социальную.

Экономическая сфера объединяет риски, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью предприятия и регулируемые рыночной средой.

Производственные риски вызывают убытки от остановки или нарушения процесса производства, гибели или повреждения основных и оборотных фондов, а также резкое снижение качественных показателей. Для сельского хозяйства это означает ухудшение питательных свойств кормов, снижение посевных качеств семян, недостаток горюче-смазочных материалов, нехватку удобрений и техники. Из-за нехватки средств недостаточно обновляется машинно-тракторный парк, стареет техника. Вследствие этого нарушаются сроки проведения важнейших агромероприятий, что негативно сказывается на урожайности сельскохозяйственных культур.

Реализационные риски возникают на стадии продажи продукции. Подразумевается возможность понести убытки либо недополучить прибыль под влиянием таких факторов, как усиление конкурентной борьбы, изменение соотношения спроса и предложения, повышение тарифов на транспортировку и затрат на хранение продукции, снижение качества товара. Кроме того, реализационные риски связаны и с наличием многочисленных посредников, которые, закупая продукцию по искусственно заниженным ценам, затем продают ее в несколько раз дороже.

Финансовые риски — это вероятность потери денежных средств при заключении различных финансовых сделок и проведении финансовых операций. Риски могут быть связаны с неплатежеспособностью одной из сторон, изъятием части финансовых ресурсов, замораживанием счетов, отсрочкой платежей.

Инновационные риски возникают при внедрении новых технологии и техники как возможность не окупить вложенные финансовые ресурсы. Данный вид рисков присущ агропромышленному комплексу в меньшей степени, так как сегодня из-за недостаточности денежных средств внедрение инноваций очень ограничено.

Информационные риски могут приводить к убыткам в результате недостоверности собранной информации. Возникают они как на стадии сбора сведений о какой-либо сфере деятельности, так и на стадии обработки полученных данных и принятия решений, на основании чего предприятие выбирает стратегию. В результате постоянно меняющихся внешних условий данный вид рисков возникает весьма часто.

Ценовые риски связаны с непредвиденными изменениями цен не в пользу сельхозтоваропроизводителей, в результате чего последние несут материальный ущерб. На уровень цен оказывают влияние: конъюнктура рынка, политика государства, наличие монополистов, стихийные бедствия и др. Кроме того, в сельском хозяйстве остро стоит проблема диспаритета цен. Страховые риски в сельском хозяйстве возникают при неправильном выборе страховых услуг либо несоблюдении условий страхового договора. Особую актуальность они имеют в зонах неустойчивого земледелия.

Политическая сфера — это риски, возникающие под влиянием политических перемен и военных конфликтов, по независящим от хозяйствующего субъекта причинам.

Риски смены политического курса наиболее полно отражают сущность рисков политической сферы, порождая все другие виды рисков в ней. Проявляются в возможности предприятия понести серьезные убытки в результате резкого изменения политического курса правительства, что в условиях нестабильной ситуации в нашей стране весьма вероятно. Кредитные риски связаны с опасностью невозврата, неполного или несвоевременного возврата кредитов. Особенно остро эта проблема стоит в сельском хозяйстве. Кредиторскую задолженность усугубляет налоговая политика в агропроизводстве, вызывающая налоговые риски, связанные с убытками при повышении налоговых ставок и процентов.

Инвестиционные риски предполагают возможность ухудшения финансового положения предприятия из-за недостаточности инвестиционных вложений. Для сельского хозяйства присущи специфические риски, зарождающиеся в природной сфере. Они неразрывно связаны с сущностью агропроизводства и оказывают едва ли не самое большое влияние на него.

Погодные риски — возможность понести убытки из-за изменения погодных условий.

Экологические риски связаны с вероятностью потери денежных средств в результате ухудшения состояния окружающей среды. Экологические риски проявляются по-разному: это и усиление солнечной радиации, и изменение климата, и выбросы вредных веществ в атмосферу и воду. В результате возникают разнообразные мутации живых организмов, часто вредные для человека, уменьшается объем высококачественной сельскохозяйственной продукции. Снижение экологических рисков требует больших затрат денежных средств. Это глобальная проблема и решить ее под силу только государству.

Биологические риски — возможные финансовые убытки, связанные с биологической природой используемых в сельском хозяйстве живых организмов. На степень риска влияют: выполнение комплекса технологических операций, соблюдение условий хранения и сроков реализации продукции. Кроме того, сельскохозяйственные растения и животные страдают от болезней и вредителей. Примеры биологических рисков — миграция саранчи из Казахстана, нанесшая полям области ущерб в 2000 г. 134 млн. руб., а также потери в животноводстве от гибели и болезней скота, которые за последние 5 лет составили более 270 млн. руб. Риски, возникающие в социальной сфере, присущи всему народному хозяйству и непосредственно связаны с экономической и политической ситуацией в стране.

Демографические риски выражаются в дополнительных затратах денежных средств в связи с ухудшением демографической ситуации. В Саратовской области она очень сложная. Уровень смертности превышает рождаемость, происходит старение населения, при этом снижается средняя продолжительность жизни.

Миграционные риски обусловлены затратами материальных и иных ресурсов, связанными с невозможностью планировать изменение миграционной ситуации. Снижение рождаемости и рост смертности частично компенсируется приростом населения за счет миграцииРиски, связанные с безработицей, приводят к отчислениям предприятием денежных средств на содержание безработных. Данный вид рисков возник в последние годы, когда начался переход от плановой к рыночной экономике. Возможности трудоустройства осложняются несбалансированностью профессионально-квалификационной структуры рабочих мест и безработных. Более 50% безработных имеют высшее и среднее профессиональное образование, тогда как 80,4% вакансий приходится на рабочие специальности. Это свидетельствует о том, что безработица имеет структурный характер. Данная ситуация может стать одним из факторов обострения положения на рынке труда. Не последнее место среди рисков социальной сферы занимают квалификационные риски. Они приводят к потерям средств предприятия из-за низкого квалификационного уровня работников.

Риски, связанные с оплатой труда, выражаются либо в убытках для предприятия от перерасхода денежных средств на слишком высокую оплату труда работников, либо, напротив, в недостаточности их материальной заинтересованности, что также негативно сказывается на работе организации. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве в 2,1 раза ниже среднего уровня по народному хозяйству и в 3 раза ниже, чем в промышленности. Низкий уровень оплаты приводит к текучести кадров и снижению производительности труда. Существует проблема и с выплатой заработной платы.

Подводя итог, необходимо отметить, что агропроизводство — самая неустойчивая и, следовательно, малопривлекательной для потенциальных инвесторов отрасль. Глубокий анализ и учет регулируемых рисков, в частности таких, как информационные, страховые, реализационные, финансовые, позволят аграрным предприятиям своевременно сориентироваться в ситуации и избежать негативных последствий.

Проблема снижения степени рисков в сельском хозяйстве не должна ложиться только на плечи непосредственных производителей. В ее решении активное участие должно принимать государство.

страхование Богачёв / страх / СХ страхование

1. Основные виды сельскохозяйственного страхования

2. Сельскохозяйственное страхование с государственным участием

-1 Основные виды сельскохозяйственного страхования

Сельское хозяйство – отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы, в связи с чем оно в большей степени нуждается в страховой защите.

Выделяют следующие виды сельскохозяйственного страхования:

I. Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений (урожая и посевов).

Сельхозкультуры могут страховаться на случай их повреждения, уничтожения или хищения в результате стихийных явлений природы, болезней, нападения вредителей, животных, грызунов, от пожара, противоправных действий 3-их лиц, разрушения защитных сооружений, прекращения подачи электроэнергии и др.

Страховыми событиями для посевов сельскохозяйственных культур являются их гибель или повреждение в результате засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, перегрева, заморозка, вымерзания, града, ливня, бури, урагана, наводнения, селя, безводья или маловодья в источниках орошения и в результате других необычных для данной местности метеорологических или иных природных условий. Учитываются риски гибели от болезней, вредителей растений и от пожара.

При страховании урожая объектами страхования являются не только материальные интересы производителя сельскохозяйственной продукции в сохранности посевов как имущества, но и его материальные интересы в получении дохода от реализации будущего урожая. Риски неполучения дохода оцениваются на основе недобора фактического урожая относительно среднего многолетнего уровня.

Размер убытка при гибели или повреждении сельхозкультур определяется исходя из стоимости недобора урожая на всей площади посева, исчисленной по разнице между стоимостью урожая с 1 га в среднем за последние пять лет и данного года по действующим закупочным ценам.

Это важно знать:  ИИС Газпромбанк: отзывы, тарифы

Урожай сельхозкультур и многолетних насаждений по желанию страхователя может быть застрахован только на случай полной гибели посевов или части площади культуры. Размер ущерба определяется исходя из страховой суммы на 1 га и размера площади погибших посевов культуры.

Заключение договора подтверждается выдачей страхователю страхового полиса установленной формы.

Страховой тариф обычно составляет 0,1-2% страховой суммы; по плодово-ягодным и многолетним насаждениям – 0,2-1,5%; по цветам – 0,1-1,8%.

II. Страхование сельскохозяйственных животных

На страхование принимаются следующие принадлежащие страхователю на праве собственности или взятые на откорм животные: лошади, КРС, овцы, птица, верблюды, ослы, мулы, олени, пчелиные семьи.

Страхование животных проводится на случай их уничтожения или повреждения по определенным оговариваемым причинам.

Страховым случаем является гибель, падеж, вынужденный убой или уничтожение животных в результате следующих событий: пожар, удар молнии, действие тока, взрыв, солнечный удар (ставка тарифа 0,2-0,3% страховой суммы); стихийного бедствия (0,3-0,6%); удушение, нападение зверей, замерзание, отравление ядовитыми травами, укус змей (0,25-0,7%); противоправные действия 3-их лиц (0,2-0,7%).

При гибели поголовья животных размер ущерба определяется из их балансовой (инвентарной) стоимости на день гибели. Ущерб при гибели рабочего скота (лошади, верблюды, ослы, мулы) определяется за минусом амортизации. В случае вынужденного забоя животных из суммы ущерба вычитается стоимость годного в пищу мяса и шкурки.

III. Страхование имущества сельхозпредприятий.

На страхование могут приниматься: здания, сооружения, передаточные устройства, техника, машины, инвентарь и оборудование, сельхозагрегаты и установки (сеялки, косилки, культиваторы, плуги и др.), объекты незавершенного строительства, сельхозпродукция и т.д.

Страховыми событиями для имущества сельскохозяйственного назначения являются его гибель, хищение или повреждение в результате стихийных бедствий (тариф 0,1-0,2% страховой суммы), действия подпочвенных вод, удара молнии, просадки грунта, пожара (0,2-0,25%), взрыва (0,1-0,15%) и аварий (0,22-0,32%), противоправных действий 3-их лиц (0,2-0,3%). Страховым риском является также внезапная угроза имуществу, вследствие которой необходимо его разобрать и перенести на новое место.

Окончательный расчет страховой премии осуществляется после учета всех факторов, влияющих на степень риска (природно-климатические условия, срок службы имущества, наличие и состояние охранной и противопожарной сигнализации, состояние систем жизнеобеспечения здания и т.д.).

-2 Сельскохозяйственное страхование с государственным участием

Федеральный закон №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования»вступил в силу с 1.01.2012; в отношении страхования сельхоживотных — с 1.01.2013; в части осуществления объединением страховщиков компенсационных выплат — с 1.01.2014.

Сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой– страхование имущественных интересов, связанных с риском утраты (гибели) урожая сельхозкультур, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, утраты (гибели) сельхозживотных.

На страхование принимаются:

— сельхозкультуры:зерновые, зернобобовые, масличные, технические, кормовые, бахчевые культуры, картофель, овощи, виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая;

— многолетние насаждения: виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая;

— сельхозживотные: КРС (буйволы, быки, волы, коровы, яки); мелкий рогатый скот (козы, овцы); свиньи; лошади, лошаки, мулы, ослы; верблюды; олени (маралы, пятнистые олени, северные олени); кролики, пушные звери; птица яйценоских пород и птица мясных пород (гуси, индейки, куры, перепелки, утки, цесарки), цыплята-бройлеры; семьи пчел.

Новые подходы к совершенствованию системы сельхозстрахования:

1) страхование с господдержкой осуществляется по риску утраты (гибели) урожая сельхозкультур, посадок многолетних насаждений, а также по риску утраты (гибели) сельхозживотных.

Утрата (гибель) урожая сельхозкультуры–снижение фактического урожая сельхозкультуры по сравнению с запланированным урожаем на 30% и более в результате наступления рисковых событий.

Утрата (гибель) посадок многолетних насаждений–потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% площади земельных участков, занятых посадками многолетних насаждений, в результате наступления рисковых событий.

Утрата (гибель) сельхозживотных– падеж или вынужденный убой животных в результате наступления рисковых событий.

2) господдержка сельхозтоваропроизводителей в сфере сельхозстрахования осуществляется в форме субсидий на компенсацию 50% начисленной страховой премии по договорам сельхозстрахования, которые предоставляются сельхозтоваропроизводителю за счет бюджетных средств и перечисляются по его заявлению на расчетный счет страховщика;

3) Правительство РФ вправе устанавливать наличие договора сельхозстрахования в качестве обязательного условия предоставления сельхозтоваропроизводителям господдержки по другим направлениям в сфере сельхозпроизводства;

4) вводится План сельхозстрахования, которым определяются виды (группы) сельхозкультур, виды и половозрастные группы сельхозживотных, страхование которых подлежит господдержке в плановом году;

5) страхование сельхозрисков осуществляется в рамках объединения страховщиков, которое выполняет функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков за счет формирования Фонда компенсационных выплат;

6) расширяется перечень объектов страхования с господдержкой (наряду с сельхозкультурами и многолетними насаждениями страхованию с господдержкой подлежат сельхозживотные).

Страховыми рисками признаются:

1. Риски утраты (гибели) урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений в результате воздействия: природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар); проникновения и (или) распространения вредных организмов; нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий по выращиваемым в защищенном грунте или на мелиорируемых землях культурам.

2. Риски утраты (гибели) сельхозживотных в результате воздействия: заразных болезней животных, массовых отравлений; стихийных бедствий (удар молнии, землетрясение, пыльная буря, ураганный ветер, сильная метель, буран, наводнение, обвал, лавина, сель, оползень); нарушения снабжения электрической, тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий, если условия содержания сельскохозяйственных животных предусматривают обязательное использование электрической, тепловой энергии, воды; пожара.

Требования к договору сельскохозяйственного страхования:

— Договор страхования в отношении урожая сельхозкультур, посадок многолетних насаждений заключается на всей посевной площади земельных участков не позднее чем в течение 15 календарных дней после окончания сева или посадки в отношении сельхозкультур и до момента прекращения вегетации (перехода в состояние зимнего покоя) в отношении многолетних насаждений. Договор страхования сельхозживотных заключается на все имеющееся поголовье животных определенных видов сроком не менее чем 1 год.

— Страховая сумма в договоре установлена в размере не менее 80% страховой стоимости урожая сельхозкультуры, посадок многолетних насаждений, сельхозживотных.

— Участие страхователя в страховании сельхозрисков не превышает 40% страховой суммы по договору сельхозстрахования;

— Доля страховой премии не может быть менее чем 80%.

— Решение проблемы разрыва ликвидности у сельхозпроизводителей (страхователь должен будет уплачивать лишь 50% страховой премии, оставшиеся 50% будут перечисляться напрямую в страховую компанию);

— Увязка альтернативных способов поддержки сельхозпроизводителей с фактом приобретения страховки;

— Распространение господдержки и на страхование рисков в животноводстве;

— Введение понятия сельхозпланирования (общий объем господдержки будет определяться на основании плана сельхозстрахования);

— Введение проблемы географической дифференциации (предоставление федеральных дотаций не будет зависеть от условия частичного финансирования за счет средств субъектов РФ);

— Формирование фонда компенсационных выплат на случай банкротств страховых компаний (за счет 3% от страховой премии);

— Создание условий для формирования статистической базы (страховщики должны будут ежеквартально предоставлять данные для расчета страховых тарифов профессиональному объединению страховщиков, которое, в свою очередь, должно будет собирать и публиковать эти статистические данные).

-У аграрных хозяйств так и не появится стимулов для повышения уровня производительности (не учитывается наличие технологий, снижающих риск; недобор урожая рассчитывается исходя из среднего по региону уровня, а не собственных показателей урожайности хозяйства);

— Разнообразие продуктовой линейки существенно не повысится (нет возможности исключать из покрытия неактуальные для региона и сельхозкультуры риски; нельзя самостоятельно выбирать уровень покрытия);

— Сохранилась проблема балансировки системы (неизбежны ошибки и неточности в прогнозировании объемов страхования на следующий календарный год при составлении плана; вероятность несвоевременной оплаты премии);

— Законопроект не предусматривает особых требований к надежности страховщиков, работающих в системе страхования с господдержкой (например, рейтингов их надежности);

— Нет системного решения проблемы организации качественной перестраховочной защиты сельхозрисков (за счет 10% от страховой премии будет формироваться фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, но непонятно, на что и как он будет расходоваться).

— Сужение страхового покрытия (будут покрываться только катастрофические риски: риск утраты (гибели) урожая и риск гибели (падежа) животных, что в повседневной практике случается крайне редко);

— Ограничение при банковском кредитовании (страховка на случай полной гибели урожая не будет приниматься банками в качестве обеспечения залога, т.к. банкам для защиты от рисков требуется более полное страховое покрытие. Расширение покрытия субсидироваться не будет. Сельхозпроизводители будут вынуждены покупать дополнительную страховку за 100% премии, что приведет к удорожанию заемных средств);

— Создание дополнительных рисков для страховых компаний (не определены санкции за несоблюдение сроков перечисления государственных субсидий страховщикам; сохраняется неопределенность получения субсидий –плохо прогнозируемая с учетом низкой платежной дисциплины федерального бюджета дебиторская задолженность в виде будущих субсидий от государства).

Страхование финансовых рисков в сельском хозяйстве

экономические науки

  • Гиниятуллина Регина Расимовна ,
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УЩЕРБ
  • СТРАХОВАНИЕ
  • РИСК
  • СТРАХОВАЯ СУММА
  • СТРАХОВАЯ СТОИМОСТЬ

Похожие материалы

В каждом хозяйствующем субъекте существует опасность потерь, вытекающая из специфики деятельности предприятия. Опасность таких утрат представляют из себя финансовые риски.

Финансовый риск – это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких либо операций в различных сферах т.е. риск, вытекающий из природы таких операций.

Агропромышленный комплекс является одной из таких сфер и одним из главных составных частей экономики. Его рост определяет уровнем продовольственной безопасности государства и социально-экономической обстановкой. Сельское хозяйство является высокорискованным производством, так как рисками здесь являются погодные риски, финансовые, информационные, ценовые, экологические.

Полностью избежать последствий неблагоприятных условий невозможно, но должно использоваться все возможности для минимизации риска.

Целью исследования является изучение финансовых рисков в сельском хозяйстве и определить пути минимизации для обеспечения его развития.

В ходе достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать финансовые риски, возникающие при производстве и реализации с/х продукции;
  2. Выявить предложения и рекомендации для уменьшения последствий воздействия рисков на деятельность сельскохозяйственных предприятий региона.

Всякая экономическая деятельность в аграрном секторе непременно сопровождается как выгодами, так и негативными факторами. В числе вторых можно выделить такое явление, как финансовые риски. Данное понятие можно раскрывать с нескольких позиций, равно как и исследовать при помощи множества методов. В общем виде риски представляют собой возможность наступления неблагополучных обстоятельств, грозящих предприятию финансовыми, капитальными или ресурсными потерями. В связи с этим, очень актуальны, особенно для аграрного сектора экономики, методы снижения и нейтрализации финансовых рисков.

  1. Риск снижения финансовой устойчивости (риск нарушения равновесия финансового развития).
  2. Риск неплатежеспособности предприятия.
  3. Налоговый риск.

В России система распределения рисков пока не создана. Более того, само государство нередко становится главным «индуктором риска».

Различные системы существенно различаются по формам распределения рисков в сельском хозяйстве. Наиболее эффективны те из них, в которых используются формы рационального распределения рисков между непосредственными производителями, торговыми посредниками, перерабатывающими предприятиями, страховыми компаниями, государственными органами.

Летом 2010 года засуха поразила 43 региона России. Погибла шестая часть всех посевов. По данным Минсельхоза, общий ущерб сельхозпредприятий составил 41,7 млрд. рублей. Государство выделило сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию убытков 2010 года из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд. рублей (из них 25 млрд. рублей бюджетных кредитов и 10 млрд. рублей в форме дотаций). Объем поддержки за счет региональных бюджетов составил 11,1 млрд. рублей. В общей сложности государство компенсировало, проще говоря, почти подарило аграриям сумму, равную убытку на Саяно-Шушенской ГЭС. Эти события и их глубинные причины также обуславливают актуальность данной темы.

Это важно знать:  Нужно ли менять диплом при смене фамилии: порядок действий

Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В разных странах, с целью обеспечения стабильного развития сельского хозяйства, применяются различные системы агрострахования.

Но при этом анализ международной практики агрострахования показывает, что данный сегмент страхования развивается достаточно быстро и работает эффективно только при долгосрочной и масштабной поддержке со стороны государства.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, – всего

Посевная площадь – всего, млн. га

Страховая сумма, млн. руб.

Сумма уплаченных страховых взносов, млн. руб.

Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, млн. руб.

Выплаченное страховое возмещение, млн. руб.

В 2014 году в программе страхования участвовало 62 субъектов Российской Федерации и 44 страховых компаний. В 2014 году фактически было застраховано 19 % посевных площадей при плановом показателе 40%. Количество хозяйств, заключивших подлежащее субсидированию договоры сельскохозяйственного страхования, увеличилось по сравнению с 2012 годом и составило 6995. Эти показатели свидетельствуют об интересе сельхозтоваропроизводителей к данному виду государственной поддержке. Но существующая система агрострахования все таки не работает неэффективно.

В агростраховании мы видим такую же ситуацию. В то же время выгоды для аграриев при страховании сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой очевидны.

Страхование, являясь одним из основных методов управления рисками, позволяет трансформировать риск получения значительного ущерба в необходимость нести относительно незначительные издержки в виде страховых взносов. Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства в значительной мере связан с природными рисками, обусловленными переплетением экономических процессов с естественными.

Государственная поддержка развития страхования в сельском хозяйстве является эффективным направлением стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей.

Страховой рынок в России находится в стадии становления. К основным недостаткам существующей методики страхования относятся: длительный срок страхования, определяющий совокупность страхуемых рисков и влияющий на размер страховых тарифов; специфика объекта страхования (урожай), определяющая порядок абсолютной величины страхового взноса; отсутствие дифференцированного подхода при страховании рисков в различных условиях хозяйствования. При страховании урожая сельскохозяйственных культур значения страховых взносов достигают 30% общих затрат на производство продукции, что обусловливает крайне низкий потребительский спрос на данный вид страховых услуг.

Развитие страхования производственных рисков в сельском хозяйстве следует вести по следующим основным направлениям: совершенствование законодательной базы по страхованию; расширение ассортимента страховых услуг и спектра страхуемых рисков на рынке сельскохозяйственного страхования; создание и реализация специальных государственных программ (на федеральном, региональном уровнях) по поддержке и развитию страхования в сельском хозяйстве; повышение уровня квалификации и переподготовка управленческих кадров (руководителей предприятий, специалистов по управлению риском); разработка и совершенствование методической базы страхования с учетом особенностей аграрного производства.

Мы рассчитали выгоды страхования на примере СПК «Октябрь» Чекмагушевского района Республики Башкортостан.

В СПК «Октябрь» в 2014 году планировалась урожайность – 29 ц/га. Но урожайность составила всего лишь 21,4 ц/га.

Если бы сельхозтоваропроизводитель застраховал свой урожай с государственной поддержкой, то хозяйство получило бы доход в 4 раза больше чем без страхования. Выгода бесспорна.

Рассмотрим конкретный расчет при полной гибели урожая СПК «Октябрь».

Расчет ущерба при полной гибели урожая культуры на всей площади производится по следующей формуле:

где: У — ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки); С — средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га; П — площадь посева под урожай текущего года.

Главными документами о выплате страхового возмещения служат акты о гибели или повреждении сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. В 2014 году СПК «Октябрь» заключал договор страхования со страховой компанией. Страховыми рисками является утрата (гибель) или частичная утрата урожая сельскохозяйственных культур в результате опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений. Участие страхователя в риске (безусловная франшиза) устанавливается в размере 20%.

Таблица 2 Объекты страхования

Название с/х культуры

Площадь посева, га

Средняя урожайность (за 5 лет), ц/га

Цена за 1 ц урожая, руб.

Страховая сумма, руб.

Страховая премия, руб.

Рассчитаем размер страховых выплат в случае 100% потери (гибели) урожая. Ущерб рассчитывается по каждой сельскохозяйственной культуре отдельно.

Таблица 3 Урожайность сельскохозяйственных культур за ряд лет в хозяйстве страхователя

Наименование с/х культур

Урожайность с посевной площади 5 лет (ц/га)

В среднем за 5 лет, ц/га

Ущерб рассчитывается по формуле:

где: У — ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки); С — средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га; П — площадь посева под урожай текущего года.

Таблица 4 Расчет страховых выплат при полной гибели урожая

Название с/х культуры

Площадь посева, га

Средняя урожайность (за 5 лет), ц/га

Цена за 1 ц урожая, руб.

Для успешного развития агрострахования и решения имеющихся и возможных проблем могут быть предложены следующие конкретные меры.

  1. Дифференциация страховых тарифов. Например, северные районы РБ часто страдают от переизбытка влаги, а южные – от ее недостатка. Поэтому необходимо при страховании урожая от засухи применять разные, дифференцированные тарифы на севере и на юге республики.
  2. Необходимо ликвидировать страховую безграмотность аграриев. При страховании важно знать рейтинг надежности страховых компаний (желательно от зарубежных рейтинговых компаний). Некоторые страховые компании имеют наивысшую степень надежности, а некоторые не имеют её вообще. Какую СК должен выбрать фермер? Наверное, первую. Но фермер, как правило, не умеет пока оперировать понятиями надежности и слабо ориентируется во всех тонкостях страхового права. Значит, требуется определенная просветительская работа среди сельхозтоваропроизводителей. Аграриям необходимо разъяснить принципы организации агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой, механизмы урегулирования убытков, содержание прав и обязанностей страхователей. Базовым институтом при решении данной задачи может стать Башкирский Государственный Аграрный Университет, где и может быть создан консалтинговый центр и центр брокерского обслуживания агрострахования. Такие предложения сейчас внесены и обсуждаются.
  3. Страховая грамотность повысится и тогда, когда государство откажется от так называемой помощи государства, т.е. безвозмездных дотаций – тогда фермер будет вынужден обратиться к страхованию как к единственной возможности защиты.

Данную проблему, т.е. проблему бесплатной помощи государства, делающей фермера пассивным просителем, можно было бы попытаться решить, применив альтернативную систему поддержки сельхозпроизводителя на случай неурожая, практикуемую в Канаде: если страховые компании предлагают страхование определенной культуры, то фермер больше не сможет обратиться к государству за помощью.

  1. Следует разрабатывать новые страховые программы. Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства уже давно разработало несколько приемлемых программ для страхования урожая «Зеленый Полис» и «Красный Полис». При некоторой корректировке под новый закон они могут быть успешно применены. Страховая компания Ингосстрах уже пытается внедрить самую передовую программу агрострахования: индексную программу страхования сельскохозяйственных культур.

Во всем мире активно действуют система государственной поддержки страхования в сельском хозяйстве. Понятно, что наладить такую рыночную систему – дело не одного года. Требуется активно использовать опыт развитых зарубежных стран, где такая форма господдержки аграриев давно существует.

Необходим анализ тенденций развития страхового рынка, привлечение грамотных специалистов. Нужны максимально прозрачные, понятные для всех условия страхования. Чтобы сельская страховая структура была жизнеспособной и эффективно развивалась, предстоит еще большая и серьезная работа.

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что риски, а также их последствия, способны оказывать значительное влияние на финансовую деятельность аграрных предприятий. Методы нейтрализации подобных рисков в основном не предусматривают в своём числе универсальных подходов, предполагая зависимость между видом риска и методом воздействия на него. Некоторые методы могут устранить возникновение нескольких рисков, но никак не повлияют на существование других. Методом диверсификации аграрное предприятие вполне может обеспечить гарантии нейтрализации комплексных несистемных рисков. Разумеется, агропредприятия могут и должны комбинировать методы нейтрализации финансовых рисков. Но это не всегда возможно по различным причинам – будь то финансовые проблемы, недостаток предпринимательской способности, или что-либо иное. Однако здесь можно привести высказывание Готхольда Эфраима Лессинга: «Если бы люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали». Наличие риска не должно пугать агропредприятия, они обязаны воспринимать это явление как неотъемлемое свойство бизнес-среды, и принимать посильные меры для его нейтрализации.

Список литературы

  1. Ефимов, О.Н. Агрострахование [Текст] : Научно-практические рекомендации / О.Н. Ефимов. – РФ. : Palmarium Academic Publishing, 2012.
  2. Ефимов, О. Н. О базовых понятиях страхования [Текст] / О. Н. Ефимов // Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы. – 2011. – С. 32-39.
  3. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах/ О.Н Ефимов // Страховое дело.- 2014. № 5 (254).- С. 32-37.
  4. Ефимов О.Н. Совершенствование системы агрострахования (статья) //Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. — С. 528.
  5. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителя// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение инновационного развития АПК» (в рамках ХХ-ой Юбилейной специализированной выставки «Агрокомплекс-2010 (2-4 марта 2010г.) –Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – С. 442.
  6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012 – С. 685.
  7. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Текст] : курс лекций / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014.
  8. Саяхова Э.В. Страхование рисков в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] / Экономика. — №1(10), 2015.
  9. Страхование в сельском хозяйстве: основные риски http:/strahovanie/agro-3/agrostrahovanie.html (Дата обращения: 29.03.2016).
  10. Федеральное агентство по государственной поддержке деятельности агропромышленного комплекса http://www.fagps.ru/ (Дата обращения 12.04.2016).

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studwood.ru, studfiles.net, novainfo.ru.

»

Предыдущая
ДругоеСтрахование квартиры по ипотеке - важные моменты
Следующая
ДругоеСтраховая компания выплатила мало по ОСАГО: что делать?
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector