+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Страховщики начнут работать над планом либерализации тарифов в системе ОСАГО

Предыдущая статья: Закон об ОСАГО

Следующая статья: ОСАГО ЖАСО

Что такое либерализация тарифов ОСАГО. Рассмотрим, в чем суть предложенного законопроекта, когда можно ожидать изменения системы страхования по автогражданке в Российской Федерации.

Выясним, какие мнения по этому поводу существуют, и отметим положительные и отрицательные стороны нововведения.

Наша система страхования ОСАГО не является идеальной и поэтому правительство ищет новые варианты осуществления автострахования обязательного характера, которые принесли бы плоды.

Ведь на данный момент работа страховых компаний является убыточной. Поэтому предложено провести либерализацию тарифов ОСАГО.

Выясним, принято ли законопроект к рассмотрению чиновниками, и уточним, какие предложения выдвигаются.

Что это означает

Под либерализацией понимают процедуру, при которой расширяются права и свободы граждан определенной страны. Такое понятие применяется в политике, экономике, культурной сфере и т. д.

Могут быть соблюдены гражданские права и свободы в пределах действующих законодательных норм, сокращается сфера деятельности, отменяются запретные, репрессивные законы. То есть, сокращается сфера контроля государством определенных лиц или общественных групп.

В скором времени (уже через несколько лет) планируется реализовать законопроект об установлении стоимости тарифов ОСАГО исключительно страховщиками.

РСА уже создал специальную рабочую группу, которой такие нововведения разрабатываются. Стоит ожидать утверждения данного закона в 2020 году.

К чему приведет либерализация тарифов ОСАГО

Пока правительство Российской Федерации занимается решением вопросов об установлении размера базовых ставок. Поэтому цена страховки в различных страховых организациях практически не отличается.

После того, как будет отменено регулирование тарифов ОСАГО, ситуация будет изменена.

Предполагается рост конкуренции среди страховых компаний, их ориентирования на определенные категории клиентов. Это также может сказаться на качестве работы страховых компаний.

Когда возможна

Сейчас размеры тарифов ОСАГО регулируются специальными нормативными документами Российской Федерации, где установлено стоимостный коридор для определенного вида транспортных средств.

Правительство планирует осуществить переход к новой системе, придерживаясь нескольких стадий.

Первый этап уже пройден. Имеются в виду предпринятые меры по увеличению тарифных коридоров с 5 до 20 процентов весной этого года. Это еще не окончательный рост стоимости.

В 2018 году тарифный коридор увеличится до 30 процентов.

Детали будут известны после того, когда рабочей группой при РСА будет составлено окончательные стратегические планы по переходу к свободным тарифам.

Участники страхового рынка считают, что постепенное увеличение тарифов, запущенное в октябре в прошлом году, не решит существующей проблемы убыточности страхового бизнеса. Даже после повышения цен почти на 50% некоторые страховые фирмы перестали продавать полисы.

Именно по этой причине страховщиками вынесено предложение сделать тарифы свободными, когда не осуществляется удержание в рамках 20% коридора.

Центральный Банк России одобрил такое предложение относительно ОСАГО. Но есть оговорка – пока система работает не сбалансировано, нет смысла поднимать вопрос о сроке либерализации. О свободных тарифах можно будет говорить только спустя некоторое время.

Чтобы осуществить переход к новому типу тарификации автогражданки, стоит решить некоторые проблемы и выполнить определенные условия.

Имеется в виду проблема:

  • страховых мошенников;
  • несовершенности системы суда;
  • компетентности юристов;
  • некачественного предоставления услуг страховыми фирмами.

Когда такие проблемы будут устранены, тогда может быть поднят вопрос о переходе к свободным тарифам.

О расчете возврата ОСАГО при продаже автомобиля читайте здесь.

Страховщики имеют различные позиции относительно сроков перехода:

  1. Отдельные страховые организации уверены, что такой процесс должен осуществляться не менее, чем через 3 года.
  2. У заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова такое мнение – сначала необходимо увидеть, как происходит конкурирование страховых фирм в тарифном коридоре 23%. Если стоимость упадет, тогда переход к свободным тарифам будет целесообразным.
  3. Николай Тюрников придерживается позиции, что при отказе от регулирования стоимости страховка не должна быть обязательной.
  4. Игорь Юргенс, который является главой Всероссийского союза страховых компаний, считает, что рано говорить о том, как долго будет проводиться переход к свободным тарифам. Если учитывать только техническую сторону, то можно осуществить переход и за несколько дней. Предположить же, сколько процедура продлится с учетом социальных и политических факторов, невозможно.
  5. Замом председателя ЦБ Российской Федерации Владимиром Чистюхиным высказано мнение, что тарифы ОСАГО должны быть свободными. Чтобы реализовать переход, стоит соблюсти условия , так как есть необходимость балансирования интересов потребителя и страховой организации. Заместитель уверен, что основной проблемой являются трудности в системе суда и страховом мошенничестве.

После встречи Эльвиры Набиуллиной (председателя Центрального банка России) со страховщиками, принято решение о начале процесса по подготовке либерализации тарифов автогражданки.

Плюсы и минусы нововведения

Сейчас вносится немало поправок в законодательные документы России. Устанавливаются новые предельные показатели и правила выплат.

Добавление к таким изменениям и либерализацию не целесообразно. Страховщики не имеют достаточных знаний, чтобы можно было принимать ответственные и сбалансированные решения по данным вопросам.

Затраты на ведение дел обеспечивают баланс надежности перечислений и стремлений страховой компании по привлечению большего количества страхователей.

При одобрении разницы минимума и максимума страховые компании, тарифная политика которых является рискованной, будет поставлено под удар резервы.

Таких резервов на приемлемых уровнях при спаде придерживаться непросто, тем более небольшой организации.

Как результат, будут ущемлены интересы страхующихся граждан.

При установлении минимального показателя при ведении деятельности данного типа возникает риск того, что каждая страховая компания будет отклоняться от установленного лимита в меньшие стороны.

О вреде либерализации тарифа дорожной карты ОСАГО говорит опыт зарубежных стран. При таких действиях в отрасли страхования обязательного характера отмечались нежелательные последствия.

Страховыми организациями с целью привлечь новых клиентов снижались тарифы до минимальных значений. Так ухудшалось финансовое состояние и дестабилизировалась ситуация на рынке страхования в общем.

Это объясняет отрицательные отзывы РСА о внесении таких поправок.

Так как предполагается внесение огромного количества изменений в закон (когда будет отмечаться рост страховой выплаты, а также нет ясности относительного того, будет ли произведена корректировка тарифов адекватно увеличению показателей), выполнение предложений может оборачиваться негативным последствием.

Либерализация даст свободу тем компаниям, которыми занижались тарифы, велась демпинговая политика ОСАГО.

Те фирмы, чье финансовое положение является затруднительным, будут пользоваться утверждением «вилки тарифов» и в открытую станут демпинговать с надеждой о наборе объемов.

Если либерализация будет проведена до реального очищения ситуации на рынке, то вырастет убыточность.

Компании будут более быстро становиться на грань банкротства, резервные фонды будут исчерпаны, а нагрузка на остальные фирмы увеличится. В результате стоит ожидать неизбежного коллапса рынка.

Чиновники уверены, что такие меры имеют массу преимуществ для обеих сторон:

  1. Владельцы транспортных средств смогут делать выбор оптимального варианта среди нескольких предложений с различными условиями. Появится гибкость тарифных ставок.
  2. Бизнес страховых организаций не будет характеризоваться убыточностью. Лучшие СК смогут надежно утвердиться на рынке по страхованию такого вида.

До того момента, как появится возможность заключения договоров ОСАГО с учетом собственного тарифа страховой организации, акционер и топ-менеджер должен:

  • иметь адекватное отношение к деятельности фирмы;
  • не считать доходом денежные средства, которые остались после произведения перечислений;
  • давать правильную оценку обязательствам;
  • осуществлять ведение отчетности по МСФО;
  • определять, какое положение имеет фирма;
  • рассчитывать, какая стоимость должна устанавливаться на страховки.
Это важно знать:  Если ребенка прописать в приватизированную квартиру

Стоит добиться того, чтобы структура владения страховыми фирмами отмечалась прозрачностью.

И потенциальные страхователи и орган страхового надзора должны понять, какое стремление у собственника страховой организации:

  • наращивание портфеля организации;
  • ее продажа и скрытие со средствами;
  • развитие страхового бизнеса на протяжении многих лет.

Если на рынке будут работать только серьезные компании, тогда можно говорить о либерализации тарифов.

Только при разумном государственном регулировании деятельности страховых компаний («перегибание палки» не допускается) либерализация и рыночный механизм поставит все на свое место.

А на данный момент уже установление предельного показателя тарифов является шагом в сторону более свободного тарифа.

Отзывы о страховании ОСАГО в Тинькофф смотрите в комментариях.

Оформление ОСАГО онлайн в СК Надежда показано на странице.

Видео: Дмитрий Маркаров: Либерализация тарифов ОСАГО

Прямая речь

&nbspПолный список материалов

ОСАГО, Обязательное страхование, Регулирование, Тарифы, Автострахование

Какова была цель парламентских слушаний по изменениям в системе ОСАГО? Какую позицию занимает страховое сообщество в отношении планов либерализации тарифов по ОСАГО?

Парламентские слушания проводились для того, чтобы понять, готовы ли парламентарии и исполнительная власть начать реформировать и совершенствовать ОСАГО как социально чувствительный вид страхования. С нашей точки зрения, они готовы планировать необходимые действия с разных направлений. Основная идея обеих сессий – установление справедливого тарифа, а не повышение цен. Тот, кто водит машину аккуратно, кто законопослушен – тот будет платить столько же или меньше, а кто водит агрессивно и с нарушениями – больше. Представители регулятора, Минфина и страхового сообщества много говорили о том, что нужно сделать для такой модификации нормативной базы.

Складывающаяся экономическая ситуация и конкурентная борьба на рынке ОСАГО позволяют в некоторых случаях снизить стоимость полиса при условии расширения тарифного коридора (20% вверх и 20% вниз). Это же сделает возможным принятие рынком тех шоков, которые возможны в будущем. Центробанк и ФАС намерены следить за тем, чтобы страховые компании не использовали коридор для выхода на верхний предел цен, однако мы больше опасаемся не роста цен, а демпинга.

Ряд ведомств, в первую очередь, Минфин, предлагают увеличить размер покрытия до 1 миллиона рублей (напомню — в настоящее время это 400 тыс.руб. по «железу» и 500 тыс.руб. по вреду жизни и здоровью) и разрешить заключение договора ОСАГО на срок 2 и более лет, а также разрешить перестрахование в ОСАГО.

Есть большое количество поступивших новых предложений от депутатов, в том числе такие, как предложение, чтобы страховщики платили, даже если у виновника ДТП не было полиса, и др. Они на рассмотрении, все это должно быть просчитано. Мы, как страховые сообщество, готовы обсуждать любое из предложений, подкрепленное расчетами. Центральный Банк, который должен осуществить первый этап реформы – расширение коридора – заявил, что заказывает новые актуарные расчеты, чтобы перепроверить всю экономику предполагаемых изменений. Однако страна должна быть готова к ценовым и иным шокам, в случае, если будет происходить нечто, от нас не зависящее.

Пока рынок справлялся с меняющейся ситуацией, включая шоки от ухудшения макроэкономической ситуации и санкций, благодаря конкурентной борьбе, которая уравновесила рынок. Прежний монополист Росгосстрах имел долю рынка 40%, причем он охватывал региональные рынки, где — как исторически сложилось — не было других сильных игроков. В результате снижения доли Росгосстраха сформировалось нормальное распределение рынка между теми, кто продает ОСАГО. В результате конкуренции между ними в районах с самой большой концентрацией ОСАГО цена упала в настоящее время на 15%.

В то же время мы видим, что из-за санкций и других факторов российская национальная валюта подешевела на 18%. При этом 70% нашего автопарка – это иностранные машины, а наши отечественные машины имеют большую долю иностранных запчастей, и все лакокрасочные материалы производятся вне территории Российской Федерации. На рынок влияют макроэкономические факторы, которые от нас не зависят. Именно для того, чтобы этому противостоять, и необходима большая свобода действий у страховщиков и индивидуализация тарифа, о которой мы говорим. Тариф станет более справедливым, но при этом не будет проблем с доступностью полиса в случае, если что-то произойдет с национальной валютой, с ценой автомобилей, запчастей, лакокрасочных материалов или при прочих обстоятельствах.

Расширение коридора как первый этап либерализации тарифа по ОСАГО (уже давно осуществленной в европейских странах), принято как генеральная идея. Либерализацию планируется провести в несколько этапов. На первом Банк России своими указаниями расширяет коридор и следит, как среагируют страховое сообщество и потребители. Второй этап – законодательный, будут внесены изменения в закон по ОСАГО, однако, если первый этап будет болезненным, то второго, как мне кажется, может уже и не быть. И, наконец, этап третий – полная либерализация и индивидуализация тарифа.

24 октября 2018 г.

Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Обязательное страхование, Регулирование, Тарифы, Автострахование

Страховщики начнут работать над планом либерализации тарифов в системе ОСАГО

К концу лета 2018 года Банк России одномоментно расширит тарифный коридор базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% — как вверх по цене, так и вниз, сообщил 15 мая заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин. Это произойдет в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. По данным ЦБ, в 2017 году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб.

После нововведений ЦБ для наиболее массовой категории автомобилей — легковых машин, зарегистрированных на физлиц, — коридор базовой ставки расширится до 2746–4942 руб. вместо текущих 3432–4118 руб. «Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей», — отметил Чистюхин. По его словам, после расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб. По самому дешевому полису в тарифной сетке (на мотоциклы) стоимость должна увеличиться с 1500 руб. до 1700 руб. Дату вступления в силу предлагаемых изменений Банк России не уточнил.

На втором этапе реформы рынка ОСАГО ЦБ планирует дать возможность страховым компаниям устанавливать индивидуальные тарифы для каждого страхователя благодаря их более детальной сегментации. Завершить реформу регулятор планирует к 2020 году — в ЦБ надеются, что к этому времени все ограничения по тарифам будут сняты и у страховщиков будет свободный коридор при их определении.

50 сегментов по возрасту и стажу

Сейчас тарифная политика в области ОСАГО полностью находится в компетенции ЦБ; стоимость полиса рассчитывается на основе базового тарифа с поправкой на коэффициенты, учитывающие регион регистрации автомобиля, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также коэффициента бонус-малус (КБМ; учитывает, насколько часто водитель попадает в ДТП). При этом Банк России сейчас может влиять только на тарифный коридор — чтобы изменять сами тарифы на полис, необходимо вносить изменения в закон об ОСАГО.

В рамках первого этапа либерализации тарифов ОСАГО кроме расширения тарифного коридора планируется принять еще две меры: скорректировать коэффициенты по стажу и возрасту и реформировать КБМ, уточнил Чистюхин. По первому коэффициенту предполагается увеличение количества страховых сегментов по возрасту и стажу водителя до 50. Сейчас их всего пять, рассказал зампред ЦБ. «Увеличение общей стоимости премии не предполагается, но для каждой отдельной категории может быть либо понижение, либо повышение — в зависимости от рисковости позиций», — уточнил он.

Это важно знать:  Фиктивная регистрация иностранных граждан: результаты и ответственность

Если в настоящее время коэффициент возраст/стаж варьируется от 1,0 до 1,8, то в новом варианте диапазон будет от 0,96 до 1,87. По мнению ЦБ, водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, причем накопленный стаж в этом случае «не играет значимой роли — возраст является превалирующим». С этой точки зрения коэффициенты таким водителям «принципиально должны быть повышены», указал Чистюхин. Что касается водителей 25–35 лет, то для них коэффициент при стаже свыше одного года будет уже меньше действующего сейчас 1,7.

КБМ будет присваиваться каждому водителю на один год и в течение года не меняться, как сейчас. Планируется исключить случаи задвоения КБМ, а водителям, у которых из-за аварий накопилось несколько значений такого коэффициента, будет присваиваться при расчете стоимости наименьший из них.

Российский союз автостраховщиков (РСА), как и страховые компании, поддерживает идею либерализации ОСАГО, говорит президент союза Игорь Юргенс. «Мы видим, что органы власти нацелены на вектор поэтапной либерализации ОСАГО. Когда мы говорим о том, что на первом этапе либерализации потребуется отмена нормативного установления ряда коэффициентов, то подразумеваем, что страховщики должны иметь возможность самостоятельно устанавливать дополнительные коэффициенты и определять их размеры», — отметил он.

По оценкам РСА, если идти по этапам ЦБ, сегмент ОСАГО сможет выйти в ноль уже через год после вступления в силу изменений первого этапа.

Решение ЦБ приведет к тому, что полисы станут доступнее для тех, кто покупает ОСАГО, уверен заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Сейчас в убыточных регионах из-за обилия недобросовестных автоюристов страховые компании работают неохотно. Если компании смогут предлагать полисы по более высокой цене, то их присутствие в таких регионах расширится, объясняет он. Привязывая историю убыточности к каждому конкретному клиенту и исходя из его индивидуальных показателей, а не из истории его договоров, страховщики смогут максимально четко определять уровень и качество вождения и потенциальную аварийность клиента, а значит, предложить максимально удобные тарифы в рамках тарифного коридора, замечает представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

Расширение коридора и детализированная разбивка по возрасту/стажу позволит более точно и справедливо определить цену для каждой категории водителей, говорит Игорь Иванов. «Это позволит предложить более опытным и безаварийным водителям полисы по меньшей цене», — отмечает он. При этом страховщики не опасаются, что компании будут намеренно занижать стоимость полиса для обогащения. «Нижний коридор как раз и устанавливается для того, чтобы избежать демпинга и не допустить разорения страховых компаний», — поясняет он.

По мнению партнера юридической компании FMG Group Андрея Крупнова, повышение тарифов выглядит не слишком убедительным, тем более что важной проблемой рынка ОСАГО является значительное количество отказников, не имеющих возможности оплачивать страхование даже по нынешним тарифам и «голосующих ногами в сторону черного рынка», что никак не способствует эффективной работе системы обязательного страхования. Эксперт отмечает, что существующая система расчета тарифа ОСАГО имеет ряд серьезных недостатков. В частности, привязывание стоимости полиса ОСАГО к автомобилю в каком бы то ни было виде никак не соответствует сути риска, принимаемого на страхование по данному виду, ведь источником риска в преобладающей степени является водитель, а не автомобиль, говорит он. «С этой точки зрения коэффициенты на возраст, модель и экологические характеристики автомобиля никак не соотносятся с реальным профилем риска и выглядят скорее как скрытый налог», — отмечает Крупнов.

Предложенные меры ЦБ — первый шаг к либерализации рынка ОСАГО, но водители в большинстве случаев столкнутся с повышением стоимости полиса, а не с понижением, особенно в проблемных регионах с высокой убыточностью, предупреждает Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», который также представляет интересы страхователей. По его словам, нынешние меры ЦБ больше направлены на улучшение положения самих страховщиков. Компании часто ошибаются при расчете КБМ, причем намеренно (по словам Чистюхина, 50% всех жалоб по ОСАГО связаны именно с расчетом КБМ), а люди зачастую из-за несправедливо начисленных 500–1000 руб. не идут разбираться в суд, хотя могут, рассказал Виктор Климов. «В связи с этим мы предлагаем одновременно с увеличением вилки увеличить ответственность страховых компаний за ошибки при расчете КБМ и ввести существенные штрафы за такие ошибки», — сказал представитель ОНФ, пояснив, что такие предложения были представлены 15 мая на совещании в ЦБ с представителями организаций, занимающихся защитой прав потребителей.

Другая проблема рынка ОСАГО — то, что если виновник аварии не имеет полиса ОСАГО, то пострадавшему, даже если у него ОСАГО есть, возмещения не будет. ОНФ предложил ЦБ обязать в таком случае страховые компании возмещать убыток пострадавшему, у которого имеется полис ОСАГО, а затем через суд взыскивать деньги с виновника ДТП без полиса.

Страховщики начнут работать над планом либерализации тарифов в системе ОСАГО

Даже после либерализации тарифов ОСАГО Центробанк продолжит устанавливать предельную стоимость полиса, сообщила вчера председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Повышать гибкость тарифов ОСАГО и проводить их либерализацию регулятор будет постепенно – это может занять 3–5 лет, добавила она. При этом верхний потолок тарифа останется, следует из ее слов.

Развивать конкуренцию нужно в разных регионах, сказала Набиуллина, заметив, что уже сейчас в регионах, где работает много страховых компаний, тариф ОСАГО «ниже верхней границы».

Сейчас тарифный коридор, внутри которого компании самостоятельно определяют стоимость полиса ОСАГО, составляет 3432–4118 руб. Но до конца лета ЦБ намерен его расширить на 20% вверх и вниз, в результате чего тарифный коридор составит 2746–4942 руб. После изменения тарифов средняя стоимость полиса ОСАГО вырастет с 5800 до 7000 руб., говорил ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Страховщикам это принесет около 15 млрд руб. премий и сделает этот вид безубыточным для них, рассказывал он.

Пока ОСАГО остается убыточным для страховщиков, компании вынуждены уходить из проблемных регионов, сказала Набиуллина. Тем не менее ЦБ удалось частично решить проблему доступности полисов в регионах, однако назвать положение на этом рынке стабильным по-прежнему нельзя, признала она. Основная доля жалоб на ОСАГО сейчас – коэффициенты бонус-малус (система скидок и надбавок за безаварийную езду. – «Ведомости»), рассказала Набиуллина.

Минфин поддерживает либерализацию тарифов в течение 3–5 лет, но настаивает на полной свободе тарифов от государственного регулирования. «Закон предписывает, что ЦБ должен определять коридор. Мы считаем, что коридор должен поэтапно расширяться, пока мы не придем к полной отмене коридора и полной либерализации тарифов», – говорил замминистра финансов Алексей Моисеев.

У страховщиков хватит запаса прочности для постепенной либерализации тарифа ОСАГО «с полным освобождением тарифа к 2023–2025 гг.», говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. При этом он отмечает, что страховое сообщество рассчитывало на более быструю либерализацию ОСАГО. Рынок ожидал увидеть либерализацию ОСАГО в течение максимум трех лет, указывает гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. Он говорит, что никогда не верил в полный отказ от госрегулирования тарифов ОСАГО до тех пор, пока этот вид будет считаться обязательным: «Иначе для убыточных клиентов – такси и общественного транспорта – стоимость полиса стала бы запредельной».

Это важно знать:  Как выбрать квартиру в новостройке?

ЦБ хочет подстраховаться, считает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Без сохранения предельной базовой ставки тарифа стоимость ОСАГО в убыточных регионах может серьезно возрасти, тогда ЦБ уже не сможет взять под контроль этот социально значимый вид страхования, говорит он. «Регулятор хочет оставить за собой право этого не допустить», – согласна директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Литвинова. Юргенс заявление ЦБ о контроле за максимальным тарифом ОСАГО считает обоснованным, так как этот вид социально значимый и будет оставаться таким всегда.

Ситуация, когда заметно упало количество проданных полисов ОСАГО, уже была в 2015 г. Тогда ЦБ повысил тарифы и от покупки обязательных страховок отказались 2,78 млн автомобилистов (данные РСА). Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начали пользоваться поддельными полисами.

Автомобили

Страхование

Либерализация ОСАГО: тариф для себя любимого

В каком случае тарифы на ОСАГО станут ниже

К снижению тарифов для аккуратных водителей, устранению проблемы с доступностью полисов и исчезновению автоюристов приведет либерализация системы ОСАГО. К такому выводу пришли в РАНХиГС, проведя исследование рынка. Эксперты уверяют: сейчас более 80% автомобилистов с положительной историей вынуждены платить за полис больше — из-за 20% лихачей, — но установка свободного тарифа изменит ситуацию. Сами водители, как показывают опросы, постепенно склоняются в пользу либерализации.

На фоне растущей убыточности работы системы ОСАГО для страховых компаний единственным выходом из сложившегося в отрасли кризиса является либерализация. К такому выводу пришли в Российской академия народного хозяйства и государственной службы при президенте России (РАНХиГС), проведя масштабное исследование «Влияние тарифов ОСАГО на развитие рынка автострахования». В РАНХиГС уверены: если ситуация будет развиваться без изменений, по текущему сценарию, то повышение тарифов на ОСАГО для всех автовладельцев просто неизбежно.

Единственной альтернативой такому развитию событий, считают эксперты, является постепенное введение свободных тарифов, позволяющее повысить премию для реально убыточных сегментов и сохранить ее для остальных водителей. Так, согласно данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 83% водителей имеют положительную историю страхования. Получается, что большинству автовладельцев приходится «отвечать» за лихачества всего лишь порядка 20% водителей и платить за полисы больше.

«Необходимо постепенно двигаться к либерализации тарифов, — говорится в исследовании. — Это позволит устанавливать стоимость полиса в зависимости от реального уровня риска для конкретного человека и справедливо распределить нагрузку между «хорошими» и «плохими» водителями. Тогда каждый водитель будет платить за ОСАГО исходя из того, насколько велика вероятность причинения вреда именно по его вине. Такой вариант создает реальную заинтересованность участников дорожного движения в снижении аварийности».

Автор исследования, доктор экономических наук, завкафедры факультета финансового и банковского дела РАНХиГС Константин Корищенко в беседе с «Газетой.Ru» обратил внимание на то, что сейчас водители дифференцируются только по двум параметрам – коэффициент бонус-малус (КБМ) и стаж водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Cоответственно, разница в стоимости полиса ОСАГО для «хороших» и «плохих» водителей не очень велика.

«К тому же есть ограничения по максимальной премии, которые также не позволяют установить справедливый тариф. В случае, если тарифы будут либерализованы, страховщики смогут использовать дополнительные параметры для оценки потенциальной аварийности водителя, включая манеру вождения, характер использования ТС и так далее, что должно привести к большей дифференциации. Тогда «хорошие» водители будут платить меньше, чем сейчас, «плохие» — больше, при этом средняя премия либо не изменится, либо снизится», — сказал Корищенко.

Автор исследования представил рекомендуемый план выхода из кризиса. На первом этапе предполагается отмена фиксированных значений некоторых коэффициентов. Это изменение уже запланировано Банком России и должно произойти в июле 2018 года. Страховщики смогут определять ряд коэффициентов, что уже существенно повысит точность тарификации и выведет отрасль из кризиса, исчезнут проблемы с доступностью ОСАГО в отдельных регионах. Однако важно понимать, что на начальном этапе возможен незначительный рост средней премии. На втором этапе в рамках коридора должен начать устанавливаться индивидуальный тариф. Тогда средняя премия начнет снижаться, при этом заметно возрастет разрыв между ее размером для аккуратных водителей с большим стажем и для неопытных, молодых и «лихачей». На третьем этапе должна произойти полная либерализация тарифов, она ожидается к 2020 году. Страховщики смогут разрабатывать более совершенные системы тарификации, позволяющие установить справедливый тариф для каждого клиента. В качестве дополнительной меры по нормализации ситуации на рынке ОСАГО рекомендуется внести в законодательство еще ряд изменений, направленных на ограничение деятельности недобросовестных «автоюристов» и установление утраченного баланса между интересами страхователей и страховщиков.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) «Газете.Ru» заявили, что либерализация тарифов нужна далеко не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, «спровоцированной криминальными автоюристами».

«Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы – и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи – платят усредненную, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку.

Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах», — сказал президент РСА Игорь Юргенс.

Между тем опросы показали, что значительная часть автовладельцев поддерживает либерализацию тарифов, и количество водителей, поддерживающих эту идею, растет. Так, проведенная «Ромиром» в ноябре 2017 года первая волна исследования показала, что значительная часть автовладельцев поддерживает либерализацию тарифов, вторая волна — что таких людей становится все больше: 58% во второй волне опроса против 53% — в первой. Тогда же стало больше тех автовладельцев, которые считают, что либерализация позволит улучить ситуацию на рынке ОСАГО (48% в феврале 2018 года против 44% в ноябре 2017 года).

Результаты, полученные в ходе третьей волны исследования появились в начале июня 2018 года (есть в распоряжении «Газеты.Ru») – оказалось, что уже 59% автомобилистов поддерживают либерализацию системы ОСАГО. Так, согласно данным самых свежих опросов, большинство водителей считают, что применение справедливого тарифа снизит стоимость ОСАГО для добросовестных водителей, позволит сделать тарифы более свободными, упростит покупку полиса ОСАГО и сделает ОСАГО более клиентоориентированным. Кроме того, прослеживается увеличение числа водителей, положительно относящихся ко всем предлагаемым изменениям (59% — по итогам третьей волны, 58% — вторая волна, 53% – первая волна).

Статья написана по материалам сайтов: provodim24.ru, www.insur-info.ru, www.rbc.ru, www.vedomosti.ru, www.gazeta.ru.

»

Предыдущая
ДругоеСтраховые выплаты при пожаре в Забайкальском крае
Следующая
ДругоеСтраховые агенты и страховые брокеры: отличия
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector