+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

ТСЖ с момента создания или застройщик обязан предоставлять коммунальные услуги и оплачивать их? Решение суда

Первый Столичный Юридический Центр

ТСЖ И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Обязано ли ТСЖ предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме? Каковы правовые основы деятельности ТСЖ в части обеспечения потребителей коммунальными услугами? От ответов на эти вопросы зависит объем обязанностей товарищества перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) и собственниками помещений.

Отношения с РСО

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем коммунальных услуг является лицо:

— предоставляющее коммунальные услуги

— производящее или приобретающее коммунальные ресурсы

— отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Если же собственники помещений на общем собрании выбрали способ управления посредством ТСЖ, то независимо от положений устава товарищество признается исполнителем услуг. Как указал Минрегион в Письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, РСО не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ, так как признаком статуса исполнителя является ответственность одного лица за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

Учитывая, что автору удалось найти лишь один пример, когда арбитры освободили» ТСЖ от оплаты задолженности перед РСО по мотиву, что товарищество не является исполнителем коммунальных услуг, данный подход считаем весьма рискованным. Дело в том, что Правила предоставления коммунальных услуг не делают никаких различий для управляющей организации и ТСЖ, относя их в одну категорию — исполнитель коммунальных услуг — с равными правами и обязанностями невзирая на некоммерческий характер деятельности товарищества. А управляющая организация является исполнителем независимо от того, поименованы ли коммунальные услуги в договоре управления.

Кроме того, в силу пп. 3 п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят в числе прочего из субсидий на предоставление отдельных видов коммунальных услуг. Это означает, что законодатель допускает предоставление коммунальных услуг именно товариществом.

Отношения с потребителями

При этом следует учитывать, что действие Правил предоставления коммунальных услуг не распространяется на собственников нежилых помещений (ведь в таких помещениях нет потребителей — граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Следовательно, ТСЖ не обязано заключать с собственниками нежилых помещений договор об оказании коммунальных услуг (Постановление ФАС СЗО от 02.04.2009 по делу N А56-107/2008, в пересмотре которого отказано Определением ВАС РФ от 03.09.2009 N ВАС-9072/09). Соответственно, у товарищества не возникает обязанности предоставлять коммунальные услуги собственникам нежилых помещений, которые вправе с согласия РСО заключить субабонентский договор с ТСЖ либо требовать внести изменения в договор между ТСЖ и РСО в части включения в него собственника нежилого помещения в качестве субабонента.

В настоящее время законодательство не оставляет ТСЖ, выбранному как способ управления многоквартирным домом, права самостоятельно решать — участвовать или нет в предоставлении коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома. При этом отношения с потребителями строятся на принципах законодательства о защите прав потребителей, независимо от факта членства собственников жилых помещений в товариществе. Это следует из Правил предоставления коммунальных услуг.

Вместе с тем иные нормы жилищного законодательства несколько не согласуются с изложенным подходом. Так, Правила предоставления коммунальных услуг не делают различий для членов и нечленов ТСЖ (все они потребители). Потребитель обязан оплачивать исполнителю коммунальные услуги на основании платежного документа. Одновременно и Жилищный кодекс, говоря об обязанности собственников вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, не различает такую обязанность в зависимости от выбранного способа управления (пп. 5 п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 154). И только в ст. 155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» ЖК РФ появляется упоминание о том, что члены ТСЖ вносят обязательные платежи и взносы, связанные в том числе с оплатой коммунальных услуг (п. 5), а собственники, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ (п. 6).

Сказанное позволяет отметить, что разница между платой за коммунальные услуги и обязательными платежами, связанными с оплатой коммунальных услуг, отсутствует. Необходимость введения понятия «обязательные платежи» применительно к членам ТСЖ вызвана, по нашему мнению, политическими соображениями с мотивом «ТСЖ не оказывает услуги своим членам». Хотя, как мы выяснили выше, товарищество предоставляет коммунальные услуги всем потребителям на основании договоров, заключенных с собственниками жилых помещений. Однако сделанные выводы, касающиеся регулирования правоотношений, на практике никак не коррелируют с порядком учета и налогообложения ТСЖ: утвердилась точка зрения, что товарищества в рамках уставной деятельности по управлению многоквартирным домом не осуществляют реализацию, следовательно, не формируют налоговые базы по налогу на прибыль, НДС, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.

От редакции. В наше распоряжение попала одна из редакций проекта новых правил предоставления коммунальных услуг гражданам (размещена на сайте Минрегиона). Поэтому мы не могли не сообщить товариществам о планируемых изменениях их роли в предоставлении коммунальных услуг. Так, проект предусматривает для собственников помещений возможность выбора — привлекать ТСЖ к предоставлению коммунальных услуг или нет. В частности, члены ТСЖ вправе принять решение, будет ли товарищество выступать исполнителем коммунальных услуг. Подчеркнем, что законодательство, действующее в настоящий момент, не предоставляет такого права, и ТСЖ остается лишь ждать позитивных изменений.

Автор статьи: С.Н.Козырева

Источник: «Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Запись к адвокату на прием осуществляется по указанным выше телефонам. Внимание! Консультация платная.

Наши услуги ТСЖ:

1. Консультирование по вопросам: Создание ТСЖ Организация ТСЖ Функционирование ТСЖ Порядок проведения общего собрания Органы и сотрудники ТСЖ Управляющий ТСЖ Утверждение устава ТСЖ Решение общего собрания Регистрация ТСЖ Заключение договоров ТСЖ с обслуживающими компаниями Юридическая поддержка ТСЖ Обслуживание ТСЖ

2. Составление заявлений: Составление исковых заявлений Составление жалоб Разработка правовых заключений по спорам Анализ договоров и документов (рисков) Составление претензий Юридическая поддержка ТСЖ

3. Урегулирование досудебных споров: Оспаривание решений органов управления ТСЖ С обслуживающими компаниями С государственными органами С поставщиками С налоговыми органами Споры с осуществлением экономической деятельности ТСЖ Споры о пользовании арендуемым нежилым помещением ТСЖ Юридическая поддержка ТСЖ

4. Представительство интересов ТСЖ в суде по всем сложившимся вопросам и спорам: взыскании задолженности о взыскании штрафных санкций о возмещении расходов о признании договора недействительным о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о признании незаконным отказа о признании незаконными и отмене постановлений о признании права собственности на объекты о признании права собственности об обязании не чинить препятствий в пользовании и распоряжении об обязании ответчика снести самовольные постройки об обязании устранить недостатки, опущенные при строительстве об устранении препятствий в пользовании и владении

5. Сопровождение деятельности и сделок ТСЖ (недвижимость, экономическая деятельность и т.д): Составление договоров Поверка договоров Заключение договоров Оспаривание договоров Изменение договоров Пролонгация (продление) договоров

Это важно знать:  Прописка ребенка по месту прописки отца - основные правила

Содержание

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Коммунальные платежи до права собственности.

#1 24.06.2016 20:51:32

Коммунальные платежи до права собственности.

Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом.

Я являюсь собственником квартиры в новостройке, которая приобреталась по договору об участии в ЖСК. Дом был введен в эксплуатацию в 2013 году. Поскольку квартира не была передана застройщиком по акту приема-передачи, право собственности было оформлено через суд в ноябре 2015 года. Договор с управляющей компанией был подписан в мае 2015 года. УК требует оплатить коммунальные платежи, содержание и ремонт, а также взносы на капитальный ремонт за весь период, начиная с 2013 года. В квартире ремонт не производился, соответственно никто не проживает и никто не прописан.

Вопрос: С какого момента возникает обязанность оплачивать коммунальные платежи, содержание и ремонт, а также капитальный ремонт – с момента регистрации права собственности? На какие статьи закона следует ссылаться при разговоре с УК? Заранее спасибо!

#2 27.06.2016 09:02:58

Re: Коммунальные платежи до права собственности.

C какого момента у дольщика возникает обязанность нести расходы за коммунальные услуги: с момента получения разрешения на ввод объекта долевого строительства в эксплуатацию или с момента подписания передаточного акта? Можно ли в договор долевого участия в строительстве включить условие, устанавливающее обязанность дольщика внести плату за коммунальные услуги с момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, а не с момента подписания передаточного акта?

И. Дубровская,
юрист, г. Санкт-Петербург

«эж-ЮРИСТ», N 25, июнь 2013 г.

Спорные вопросы по внесению платы за коммунальные услуги (В. Котов, журнал «Жилищное право», N 8, август 2015 г.)

Новый дом: кто заплатит ЖКУ?

Возведение нового дома – это забота застройщика. Однако его эксплуатация – это уже сфера жилищно-коммунального хозяйства. С какого момента дольщики обязаны оплачивать жилищно-коммунальные услуги? Какое ключевое условие должно быть выполнено, чтобы ресурсоснабжающая организация имела право взыскать с ТСЖ задолженность за поданные в дом ресурсы? Кто должен нести расходы на содержание дома, если застройщик позволил дольщикам пользоваться квартирами до получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию?

Застройщик и дольщик

Бремя содержания жилого помещения и оплаты коммунальных услуг в только что построенных домах нередко становится камнем преткновения и причиной судебных разбирательств между жильцами, застройщиками и организацией, осуществляющей управление домом (ТСЖ или управляющая компания).

Жилищный кодекс возлагает на собственника жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение (пп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ). Ссылаясь на данную норму, граждане отказываются платить за жилое помещение, пока не получат свидетельство о регистрации права собственности. При этом закон не устанавливает предельных сроков для обращения в регистрирующий орган, а регистрация носит заявительный характер. Следовательно, момент возникновения права собственности (см. ст. 8 ГК РФ) зависит только от жильца, которому ничто не мешает «затянуть процесс».

Вместе с тем, право собственности подразумевает так называемую триаду прав – право пользования, право владения и право распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Пункт 1 ст. 12 Закона о долевом строительстве[1] гласит, что обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. По смыслу положений ст. 218 ГК РФ право собственности на многоквартирный дом принадлежит застройщику до передачи дольщику. После передачи дольщик приобретает права пользования и владения вновь созданным объектом. Именно с этого момента дольщик вправе обратиться за государственной регистрацией права собственности на жилое помещение, чтобы получить еще и право распоряжения им.

Кроме того, из ст. 153 ЖК РФ следует, что обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги возложена на лиц, использующих жилое помещение как на праве собственности, по договору найма, так и на иных законных основаниях. Дольщик, получивший помещение по акту приема-передачи от застройщика, пользуется им на законных основаниях и, следовательно, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (см. также Определение КС РФ от 18.07.2006 №-373-О).

Если дом еще не сдан

Как мы выяснили, до передачи квартир дольщикам именно застройщик выступает владельцем и несет бремя содержания имущества. Следует добавить, что в силу п. 2 ст. 8 Закона о долевом строительстве передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. В свою очередь, согласно п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

На практике бывает так, что еще до ввода многоквартирного дома в эксплуатацию (и соответственно, до подписания актов приемки-передачи квартир дольщикам) застройщик дает дольщикам возможность пользоваться квартирами (например, для их отделки). Естественно, что в течение этого времени потребляются коммунальные услуги. Для решения вопроса об оплате таких услуг застройщику наиболее удобно создать ТСЖ в строящемся доме. Заметим, что после вступления в силу ЖК РФ застройщик не может быть учредителем ТСЖ (ранее это позволяла ст. 48 утратившего силу Федерального закона от 15.06.1996 №-72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»). Принять решение о создании ТСЖ в строящемся доме может только собрание будущих собственников помещений (ст. 139 ЖК РФ). Такое собрание проводится в том же порядке, что и собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 – 48 ЖК РФ). Число голосов будущих собственников пропорционально доле площади помещения, строительство которого он финансирует, в общей площади помещений в строящемся доме. Площади помещений фиксируются в инвестиционных договорах, договорах участия в долевом строительстве.

Жилищное законодательство не делает различия в статусе товарищества, созданного в строящемся доме, и ТСЖ, образованного в обычном порядке – собственниками помещений. Отсюда следует вывод, что ТСЖ в еще не введенном в эксплуатацию доме также является способом управления домом в смысле ст. 161 ЖК РФ. Иначе говоря, ТСЖ имеет все права и обязанности, которыми обладает ТСЖ в эксплуатируемом многоквартирном доме.

Застройщик и ТСЖ

[1] Федеральный закон от 30.12.2004 №-214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

[3] Решение было обжаловано в апелляционной инстанции, но на момент сдачи журнала в печать результаты судебного разбирательства неизвестны.

Это важно знать:  Конфликт с племянницей из-за квартиры

«Коммунальный» вопрос в новом доме

Ю. А. Васильев, д. э. н., генеральный директор КГ «Аюдар»,
автор многочисленных книг и статей по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос оплаты коммунальных услуг в новом доме относится к разряду наболевших во взаимоотношениях между застройщиками и дольщиками – и не потому, что данная тема не урегулирована законодательно, а в связи с тем, что изобилие норм, касающихся этого вопроса, не дает четкого, конкретного и в полной мере ясного ответа. Поэтому на практике возникает множество интерпретаций соответствующих положений законодательства, что, в свою очередь, приводит к конфликтам и, как следствие, судебным тяжбам.

Сам же вопрос сводится к одному: кто должен оплачивать «набежавшие» счета за коммунальные услуги за период с момента передачи объектов до государственной регистрации права собственности дольщиком? С точки зрения участников долевого строительства, это должен делать застройщик. В свою очередь, многие застройщики утверждают, что с момента сдачи дома государственной комиссии именно дольщик обязан оплачивать «коммуналку». Между тем от решения этого вопроса зависит в том числе и размер налоговых обязательств сторон, являющихся юридическими лицами.

В настоящей статье мы выясним, кто и в каких случаях должен платить за коммунальные услуги.

Кто прав?

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на собственников жилых помещений, а также лиц, использующих жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в которую входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Из приведенных норм вполне ясно, что платить за коммунальные услуги должен собственник жилых помещений с момента, когда право собственности на них у него возникло. Вроде бы пока ничего сложного нет. Осталось лишь определить, кто и с какого момента признается собственником жилых и нежилых помещений в доме. Но именно здесь и начинаются проблемы интерпретации. Давайте разбираться.
Позиция многих дольщиков основана на следующем. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу п. 1 ст. 16 Закона № 214-ФЗ право собственности участника на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном данным законом и Законом № 122-ФЗ.

Таким образом, дольщик может зарегистрировать свое право собственности на имущество, только когда представит документы, подтверждающие факт его постройки. К ним относятся:

– разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства;

– акт приема-передачи или другой документ, который будет свидетельствовать о передаче имущества от застройщика к дольщику.
Госрегистрация права собственности на объект долевого строительства может производиться в любое время по усмотрению дольщика начиная с момента передачи имущества.

Сама же государственная регистрация права собственности в соответствии с п. 3 ст. 13 и п. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ носит заявительный характер и производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи правообладателем необходимых документов.

Другими словами, у нас возникает следующая ситуация. После того как дом пройдет государственную приемку и застройщик официально (на основании акта приема-передачи или другого документа) передаст помещение, дольщик может подать заявление на государственную регистрацию права собственности, которое возникает только с момента такой регистрации. А так как данная регистрация носит заявительный характер, заявление может быть подано как сразу же после передачи помещений застройщиком, так и позднее. То есть фактически госрегистрация права собственности на объект долевого строительства может производиться в любое время по усмотрению дольщика начиная с момента передачи имущества.

С учетом вышеизложенного (в том числе положений п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ) получается, что платить за «коммуналку» нужно только после государственной регистрации права собственности на помещения. Соответственно, логичным будет вывод о том, что все коммунальные услуги, оказанные до регистрации права собственности дольщиком, должен оплачивать застройщик даже в случае, когда после передачи помещений участникам прошло, например, несколько месяцев или лет.

Ситуация должна решаться следующим образом. Большинство арбитражных судов, рассматривающих подобные «коммунальные» споры, подчеркивают важность определения момента исполнения застройщиком своих обязательств, так как после этого фактически у дольщика возникает право собственности на имущество. Определим данный час икс.

В силу п. 1 ст. 12 Закона № 214-ФЗ обязательства застройщика по договору долевого участия считаются исполненными с момента подписания передаточного акта (или иного документа о передаче) дольщиком. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. На этом основании суды указывают, что с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника. Именно с этого момента он вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права, а после нее «фактический собственник» получает и юридическое право распоряжаться данным объектом.

Дольщик, получивший помещение по акту приема-передачи от застройщика, пользуется им на законных основаниях и, следовательно, обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Дополнительное соглашение об оплате коммунальных услуг

На практике бывает так, что еще до подписания сторонами передаточного акта застройщик предоставляет дольщикам возможность пользоваться помещениями (например, для производства внутренней отделки и проведения дополнительных коммуникаций). Естественно, что в течение этого времени потребляются коммунальные услуги. Для решения вопроса об оплате таких услуг застройщики нередко заключают с дольщиками дополнительные договоры (либо оформляют приложения к имеющимся договорам). Рассмотрим на примере из судебной практики, как решается вопрос о законности такого договора, и обозначим его основные моменты.

Итак, между истцом (дольщиком) и ответчиком (застройщиком) был заключен договор на участие в долевом строительстве здания, согласно которому передаче участнику подлежали торговые площади на втором этаже жилого дома. Чуть меньше чем через три года строительство данного объекта недвижимости было завершено и подписан акт госприемки. Спустя два дня между сторонами был заключен дополнительный договор на обслуживание строения и долевое участие в расходах по его содержанию и ремонту, предметом которого являлось обслуживание, содержание, ремонт и эксплуатация строения, находящегося в общей собственности, в пределах имеющихся прав и полномочий. Другими словами, договором бремя по оплате расходов на содержание здания и оплате коммунальных услуг было возложено на дольщика.

Это важно знать:  Ликвидация ооо если два учредителя

Через некоторое время дольщик изменил свою позицию относительно этого дополнительного договора и подал заявление в арбитражный суд с требованием о признании его ничтожной сделкой. В обоснование своих требований истец указал, что спорный договор был подписан до передачи торговых площадей, что не соответствует требованиям действующего законодательства. И действительно, передаточный акт стороны подписали лишь через девять месяцев после государственной приемки, тогда как данный дополнительный договор, как уже было замечено ранее, через два дня. Кроме того, заявитель уточнил, что в период заключения оспариваемого договора он не являлся собственником или владельцем объекта недвижимости, следовательно, у него отсутствовало право на заключение такого договора (право собственности было зарегистрировано через полтора месяца после подписания передаточного акта).

Однако арбитры иск не удовлетворили (Постановление ФАС ДВО от 28.07.2008 № Ф03-А04/08-1/2832), а высший хозяйственный суд страны не нашел оснований для пересмотра дела. В частности, в Определении ВАС РФ от 21.10.2008 № 13370/08 судьи исходили из следующего.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Спорный договор фактически направлен на обеспечение надлежащего содержания и ремонта строения, его инженерного оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, обеспечение арендаторов, владельцев, собственников жилых и нежилых помещений строения жилищными, коммунальными и прочими услугами. При заключении договора стороны определились о бремени содержания объекта до момента государственной регистрации права собственности в связи с тем, что фактически на момент его подписания помещение перешло во владение и пользование истца. А значит, дольщик фактически являлся собственником этой недвижимости еще до подписания передаточного акта (магазин открылся еще до оформления сторонами спорного договора).

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что отсутствие у участника долевого строительства зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на объект не может рассматриваться как основание для признания договора ничтожной сделкой. Подписав оспариваемый договор, истец добровольно принял на себя обязательства по оплате коммунальных платежей и участию в расходах застройщика на содержание объекта строительства пропорционально своей доле в нем.

Кроме того, дольщик уже частично оплатил коммунальные услуги и услуги по техническому обслуживанию помещения и ранее свою задолженность по оплате коммунальных услуг не оспаривал.

Делая вывод из вышесказанного, следует заметить, что для признания рассматриваемого дополнительного договора законным, по мнению суда, необходимо наличие следующих обстоятельств:

– добровольность заключения дольщиком этого договора. В случае если застройщиком будет нарушено данное правило, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.

Штраф, взыскиваемый с застройщика за нарушение прав потребителей

Иногда некоторые застройщики пытаются «хитрить». Они вносят в договор о долевом строительстве условия, суть которых сводится в перекладывании расходов по оплате коммунальных услуг на дольщиков еще до возникновения у них такой обязанности после передачи объекта долевого строительства (например, в договоре может быть записано, что «коммуналка» оплачивается участником начиная с даты получения застройщиком разрешения на ввод дома в эксплуатацию).

Подобное положение дел противоречит жилищному и гражданскому законодательству. Ведь, как уже было отмечено ранее, согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на собственника жилого помещения лишь с момента возникновения права собственности на жилое помещение. А из положений п. 3 ст. 13 и п. 1 ст. 16 Закона № 122-ФЗ следует, что законодатель не устанавливает сроков для регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства. И условие о сроке регистрации не может входить в предмет регулирования договора долевого строительства.

Обратите внимание:

Этот закон может применяться только в тех случаях, когда отношения, вытекающие из договора, заключенного дольщиком, возникают исключительно для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ТСЖ и застройщики

Для грамотного и эффективного управления строящимся домом дольщики имеют право создать ТСЖ, которое будет представлять их интересы во взаимоотношениях как с застройщиком, так и с ресурсоснабжающими организациями. В частности, ТСЖ вправе заключать договоры на коммунальное обслуживание возводимого дома, а также участвовать в судебном разбирательстве от имени дольщиков.

К сведению:

Застройщик не может быть учредителем ТСЖ, поскольку принять решение о создании ТСЖ в строящемся доме может только собрание будущих собственников помещений (ст. 139 ЖК РФ). Такое собрание проводится в том же порядке, что и собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 45 – 48 ЖК РФ). Число голосов будущих собственников пропорционально доле площади помещений, строительство которых они финансируют, в общей площади помещений в строящемся доме.

Как правило, обязанность несения коммунальных расходов прекращается у застройщика после передачи объекта долевого строительства участнику. Стороны могут согласовать в договоре более раннюю дату перехода этой обязанности к дольщику при условии, что объект долевого строительства к этому времени уже поступит в пользование участника. Однако, нарушив принцип добровольности внесения такого условия в договор, застройщик рискует получить постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа и судебное решение, обязывающее его возместить дольщику возникшие убытки.

Определение указанной даты также важно и с точки зрения налогообложения, ведь доказать обоснованность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы расходов на оплату «коммуналки» «за чужого дядю» налогоплательщику (застройщику или дольщику) не удастся.

Статья написана по материалам сайтов: tsj-spor.ru, forum.consultant.ru, www.klerk.ru, www.audit-it.ru.

»

Предыдущая
ДругоеТСЖ - что это такое, как расшифровывается
Следующая
ДругоеУборка придомовой территории многоквартирного дома: кто должен убирать, чья это обязанность, нормы и периодичность уборки снега
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector