+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Управляющая компания продолжает выставлять счета после создания ТСЖ. Законно ли?

Может ли управляющая компания выставлять счет за коммунальные услуги, если с ними не подписан договор и никаким другим способом не утверждены расценки?

В первый год после строительства дома, стоимость коммунальных услуг была определена во временном соглашении, после завершения действия соглашения, УК начала выставлять счета в несколько раз выше. Можно ли оспорить выставленные счета?

Ответы юристов (12)

Немного неясен статус упомянутого Вами временно соглашения, поскольку управляющая компания должна работать на основании договора управления.

Но в любом случае повышение размера платы за содержание жилого помещения в одностороннем порядке без решения общего собрания собственников в многоквартирном доме неправомерно. Решения муниципалитета о выборе управляющей компании по конкурсу также не было?

С Уважением, Олег Рябинин.

Уточнение клиента

Забыл уточнить, что речь идет об аппартментах (нежилая собственность) на территории комплекса, который обслуживает УК. Претензий к стоимость коммунальных услуг (вода, ээ, пр) нет.

Претензии лишь к стоимость жилищных услуг и приемка этих работ. Если нет договора, то нет зафиксированных тарифов, нет контроля за исполнением и т.д. И в такой ситуации УК незаинтересована в заключении договора, для меня отсутствие договора — это риск неконтроллируемого роста стоимости обслуживания

03 Мая 2017, 10:21

Есть вопрос к юристу?

Вячеслав, добрый день! Счета в принципе выставлять может, наличие подписанного договора тут не является критичным, главное что работы по управлению за которые выставляются счета фактически осуществляются + наличие лицензии на управление мкд у данной УК. С размером тарифов конечно нужно разбираться, но не исключено что используется установленный уполномоченным органом в соот. с ЖК

3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размерплаты за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

аналогичным образом устанавливается плата за содержание ЖП если выбран способ управления но на общем собрании не принято решение об установлении размера платы. Что касается платы за коммунальные услуги (вода, ЭЭ, тепло) то она рассчитывается по установленным depr.mos.ru/ тарифам Х на объем определяемый либо по приборам учета либо по нормативам также установленным уполномоченным органом

Обязанность оплачивать коммунальные услуги зависит не от заключения договора — она присутствует в любом случае.

ЖК РФ, Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Размер платы устаналвивается субъектами Федерации, а не УК — если цифры в счетах не соответствуют таким тарифам — их можно и нужно оспаривать.

ЖК РФ, Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Есть два основания, по которым управляющая компания (УК) может оказывать услуги управления:

1) собственники сами на общем собрании выбрали УК и согласовали (утвердили) размер платы за содержание жилого помещения на основании предложений УК;

2) если собственники не выбрали УК (или иную форму управления), то муниципалитет через определенное время объявляет конкурс и сам выбирает УК и определяет размер платы.

При выполнении этих условий заключение договора в письменном виде и не требуется, чтобы выставлять квитанции. Но условия для выбора УК должны быть выполнены. И УК не вправе в одностороннем порядке повышать плату за содержание жилого помещения.

Вячеслав, поясните речь идет о коммунальных услугах (вода, водоотведение, отопление, эл/энергия) или все-таки о жилищных услугах — т.н. плата за содержание жилого помещения (содержание и текущий ремонт общего имущества и услуги управления)? (поскольку это все-таки разные виды платы в составе одной квитанции).

В настоящее время это допустимо, т.е. может, но уже идут обсуждения по вопросу установления запрета в отношении УК по выставлению счетов и прямому заключению поставщиками услуг договоров с собственниками.

Управляющим компаниям могут запретить выставлять счета за коммунальные услуги
4 апреля 2017

Законопроект1, подготовленный Минстроем России, обсуждался на прошлой неделе в Совете Федерации в рамках круглого стола «О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)».

Основная цель инициативы, как отметил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов, – это создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, а также обеспечение гарантированного поступления на счета ресурсоснабжающих организаций денежных средств, уплаченных потребителями за предоставление коммунальных услуг.

Для достижения этой цели законопроектом предусмотрено, что договоры ресурсоснабжения заключаются поставщиками услуг непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, а плата за жилищно-коммунальные услуги будут осуществляться через региональный единый информационно-расчетный центр (далее – ЕИРЦ).

Таким образом, расчетный центр возьмет на себя обязанности управляющих организаций по начислению платы, печати платежных документов, приему платежей, распределению денежных средств среди ресурсоснабжающих организаций и централизованной работе с неплательщиками коммунальных услуг. Форма платежного документа будет представлять собой свод платежек за все коммунальные услуги, а информация, которая будет в нем содержаться, позволит обеспечить зачисление средств, внесенные гражданами в качестве платы за коммунальные услуги, непосредственно на расчетные счета конечных получателей.

Также, по словам заместителя директора Департамента ЖКХ Минстроя России Елены Солнцевой, одной из причин внесения этой законодательной инициативы послужили и участившиеся случаи банкротства управляющих организаций.

«Система расчетов населения за коммунальные услуги сейчас такова, что денежные средства поступают ресурсоснабжающим организациям от управляющих компаний со значительной задержкой или вовсе не поступают, — отмечает она. – „Общий объем накопленной задолженности в сфере ЖКХ, в том числе поставщикам энергоресурсов, превышает 950 млрд руб.“

Отметим, что в настоящее время деятельность ЕИРЦ законодательно не регулируется ни Жилищным кодексом, ни Гражданским кодексом.

Так, в Жилищном кодексе определена лишь обязанность производить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации владельцами жилых помещений в многоквартирных домах (ст. 153 Жилищный кодекс РФ).

Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
(г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы.

Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки.
Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.

Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%.

Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены.

»Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть, – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья» [блокирующий пакет (25,1%) ООО «МосОблЕИРЦ» принадлежит ГУП МО «Коммунальные системы Московской области». – Ред.].

Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.
Какие документы необходимо предоставить гражданину в управляющую организацию для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного его отсутствия?

Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков, в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций.

В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. «На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора», – предложил Роман Марков.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.

Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию.

Согласно п.38 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

То есть, тарифы ресурсоснабжающая организация выставляет согласно закона, а не самостоятельно как ей захочется.

Может ли управляющая компания выставлять счет за коммунальные услуги, если с ними не подписан договор и никаким другим способом не утверждены расценки?
Вячеслав

Может. п.6 Правил

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги илио фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

То есть, вы потребляете, а следовательно договор считается заключенным.

По поводу правомерности тарифов можете обратиться в прокуратуру, так как она контролирует не завышены ли они.

Как вариант, можно обратиться к исполнителю коммунальных услуг, который в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N354) обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии).

В случае, если ответ исполнителя коммунальных услуг Вас не устроит, то можно обратиться с жалобой в Жил.инспекцию (орган государственного жилищного надзора).

Может ли управляющая компания выставлять счет за коммунальные услуги, если с ними не подписан договор и никаким другим способом не утверждены расценки?
В первый год после строительства дома, стоимость коммунальных услуг была определена во временном соглашении, после завершения действия соглашения, УК начала выставлять счета в несколько раз выше. Можно ли оспорить выставленные счета?

УК согласно п 30 Правил оказания коммунальных услуг № 354 при фактическом потреблении вами коммунальных услуг имеет право выставлять вам счета. Если вы не согласны с их расчетом вы можете обжаловать тих направив претензию УК, жалобу в жилищную инспекцию и обратиться в суд о защите своих прав как потребителя услуг УК

Согласно п 30 Правил 354. Договор, содержащий положения о
предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в
силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами.
Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности
сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в
силу.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных
услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий,
считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала
предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14,
15, 16 и 17 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных
услуг, действует до даты (включительно) прекращения предоставления коммунальных
услуг соответствующим исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17
настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных
услуг, заключенный в письменной форме, может быть расторгнут досрочно по
основаниям, предусмотренным гражданским и жилищным законодательством Российской
Федерации.

Вячеслав, это уточнение которое перечеркивает все предыдущие ответы по сути ( Аппартаменты это нежилые помещения, нормы ЖК к ним не применяются. Если услуги по содержанию фактически оказываются то можно попробовать оспорить стоимость предварительно обратившись с запросом письменным в УК, далее при разбирательстве в суде можно запросить себестоимость (исходя из заключенных УК с третьими лицами договоров) и сравнить с той что выставляется собственникам, но как правило застройщик (а это 99% аффилированная с ним УК) проводит некое общее собрание собственников помещений (так же за счет не проданных помещений и аффилированных собственников ) и в суде прикрывается решением такого собрания обосновывая стоимость услуг по содержанию

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75«О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»:

«размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» — плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Так что в одностороннем порядке даже без договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения как для собственников жилых, так и для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, УК не вправе повышать, и размер такой платы должен быть одинаковым для всех. Даже при отсутствии договора размер платы должен определяться в установленном порядке, т.е. либо общим собранием, либо муниципалитетом.

Здравствуйте Вячеслав. Я так понимаю, на самом деле, речь идет не жилищных услугах, а о стоимости содержания и ремонта общего имущества в данном здании.

Если все здание является нежилым, то данный вопрос должен решаться на собственников помещений в данном здании по аналогии с ЖК РФ, который все же применяется в указанной части.

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. N 25

О ПРИМЕНЕНИИ
СУДАМИ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ РАЗДЕЛА I ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
41. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289 и 290 ГК РФи 44 — 48 ЖК РФ.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2009 г. N 64

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ О ПРАВАХ СОБСТВЕННИКОВ
ПОМЕЩЕНИЙ НА ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО ЗДАНИЯ
1. При рассмотрении споров, связанных с определением правового режима общего имущества здания, помещения в котором принадлежат на праве собственности нескольким лицам, судам необходимо исходить из следующего.
Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ.
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
6. По решению собственников помещений, принимаемом в порядке, предусмотренном статьями 44 — 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений.
В качестве особенностей режима могут быть установлены: порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества, использование средств, полученных от сдачи общего имущества здания в аренду. Статья 44. ЖК РФ Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 156. Размер платы за жилое помещение
7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Т.е. как видите необходимо решение общего собрания об установлении платы за содержание общего имущества.

Варианта у Вас два.

Обжаловать действия управляющей, в том числе и в части размера оплаты, а может даже вообще о законности обслуживания здания данной УК.

Перестать платить и пусть они сами обращаются в суд и взыскивают с Вас задолженность, где Вы и заявите возражения относительно размера оплаты, но если они докажут, что они оказали данные услуги и обоснованность размера платы, то истребуемую сумму могут взыскать как неосновательное обогащение и при отсутствии договора.

Еще бы не мешало посмотреть временное соглашение, может оно у Вас продлевалось, в силу положений указанных в нем.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

О возможности управляющей компании выставлять счета без договора с собственником жилья

В условиях непрерывного роста тарифов на услуги ЖКХ многих владельцев квартир волнует вопрос: может ли управляющая компания выставлять счета без заключенного с ней договора? Рассмотрим, какой ответ дает на него жилищное законодательство. Далеко не всегда отсутствие письменного соглашения означает отсутствие обязанностей. Разберем, и чем грозит отказ оплачивать квитанции управляющей компании в отсутствие договора.

Обязанности собственников жилого помещения

Право собственности на жилое помещение одновременно налагает на его обладателя и определенные обязанности. Одна из них — полная и своевременная оплата всех коммунальных услуг. Возникает такая обязанность у собственника одновременно с регистрацией его права.

Плата начисляется не только за потребленные жильцами электроэнергию, тепло, газ или воду. Но также за выполнение обслуживания всех коммуникаций и внутридомовых инженерных сетей, поддержание в чистоте общедоступных помещений и примыкающей к дому территории. Все это входит в работу по управлению.

Размер взносов берется не «с потолка». Сумму определяют сами жильцы через общее собрание или выбранная ими управляющая организация. По закону, для управления и обслуживания МКД может быть свободно выбрано самоуправление в нескольких формах или передача всех полномочий лицензированной (это обязательно) управляющей организации.

Орган самоуправления жильцов, кооператив от их имени, избранное на собрании правление ТСЖ или лицензированная управляющая организация заключают договоры непосредственно с поставщиками различных коммунальных услуг и подрядными организациями. Одна из обязанностей управления — составление и ежемесячная рассылка счетов для дальнейшей оплаты оказанных услуг по содержанию дома. Форма такого документа должна быть едина для всех квартир. Размер платы для каждой из них рассчитывается индивидуально, но по понятной и единой для всех схеме.

Обязателен ли договор с управляющей организацией

Управляющая организация, в свою очередь, обязана заключать договор с собственниками помещений в многоквартирном доме. Его предметом будут конкретно названные услуги и работы по управлению имуществом в виде дома и его содержанию. Заключению такого соглашения предшествует обсуждение условий и, в частности, размера вознаграждения, которое будет регулярно получать УК. Но насколько обязательна такая процедура?

Единственным органом, к чьей компетенции закон относит выбор способа управления домом, является общее собрание жильцов. Именно на нем выбирается форма обслуживания многоквартирного дома. Если это управляющая компания, то с ней заключается соответствующий договор. Решение принимается простым большинством, то есть, за него должны проголосовать более половины всех собственников дома.

Договор управления относится к числу возмездных, то есть, управляющая организация выполняет все работы по обслуживанию дома, а жильцы обязуются их оплачивать. Денежные средства должны будут поступать из взносов собственников, что найдет отражение в ежемесячных квитанциях.

Ошибочно полагать, что несогласие с решением общего собрания и отсутствие договора непосредственно с управляющей компаний избавят от необходимости вносить установленную квартплату. В законе сказано, что стороной договора управления выступают те собственники квартир, чьи голоса в сумме составляют более половины от общего их числа. Несогласие с тем, нужно ли приглашать стороннюю организацию, нескольких человек в данном случае не играет роли, они все равно будут обязаны платить квартплату.

Можно ли не платить

Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Даже в ситуации, когда у владельца квартиры нет договора с управляющей компанией. Жилищным кодексом закреплено, что решение правомерно созванного общего собрания, обсужденное и принятое в рамках его компетенции, всех собственников помещений данного дома строго обязательно к исполнению. Поэтому, коль скоро управляющая компания и условия соглашения с ней обсуждены на собрании, о котором всем было известно, а результат голосования, как положено, отражен в протоколе, платить придется.

Однако сумма в квитанции не появляется «с потолка». Закон обязывает управляющую компанию устанавливать ее, исходя из реальных объемов потребленных ресурсов и услуг, а также тарифов, устанавливаемых местными властями. Размер же платы непосредственно за услуги управляющей компании определяется самими жильцами, а при отсутствии среди них согласия — органами местной муниципальной власти.

Следовательно, в обязанности собственника входит не только регулярно вносить квартплату, но и принимать непосредственное участие в ее установлении, путем голосования на общем собрании за ту или иную форму управления общим имуществом. Последняя, в свою очередь, обязана заключить письменный договор с каждым собственником помещений в доме.

Что включается в квартирную плату

Одним из существенных условий договора, который заключается с УК, является перечень тех работ по содержанию и ремонту дома, которые она обязуется выполнять. В него входят:

  • обеспечение надлежащего, то есть безопасного для окружающих состояния самого здания, инженерных сетей, внутренних помещений общего доступа и прилегающей территории;
  • заключить договоры и обеспечить взаимодействие с поставщиками ресурсов (воды, газа, электроэнергии) и подрядными организациями (вывоз мусора, водоотведение и пр.);
  • обеспечить бесперебойное поступление в квартиры названных ресурсов надлежащего качества;
  • выполнять текущий и капитальный ремонт здания и внутридомовых коммуникаций;
  • вызывать, при необходимости, аварийные службы;
  • заблаговременно информировать жителей о предстоящих ремонтных и профилактических работах, отключении воды, тепла и т.д.;
  • начислять плату за коммунальные услуги и рассылать квитанции;
  • собирать платежи, производить расчеты с поставщиками и подрядчиками;
  • проводить перерасчет по обращениям граждан и в других предусмотренных законом случаях;
  • рассматривать обращения и жалобы граждан на качество коммунальных услуг, проводить по ним проверки и в установленный срок давать письменные ответы;
  • вести бухгалтерский учет в полном объеме, обеспечивать хранение необходимой документации;
  • представлять отчет о проделанной работе ежегодно;
  • выдавать гражданам необходимые справки, квитанции и выписки;
  • выполнять иные работы и услуги, не противоречащие действующему законодательству.

В свою очередь, владельцам помещений надо вовремя и в полном объеме вносить установленную соглашением с управляющей компанией плату за ее услуги. В случае нарушения этой обязанности, к ним применяются штрафные санкции — пеня в определенном размере за каждый пропущенный день. В дальнейшем возможно приостановление оказания ряда коммунальных услуг.

Как заключить договор с управляющей компанией

Если нет договора с определенной управляющей компанией, и в доме действует иная форма управления, то надо соблюдать определенный порядок действий. Сначала придется организовать общее собрание. Оно может быть как очным, так и заочным и даже в форме электронного голосования.

До проведения собрания инициативная группа собственников или уже существующий орган управления выбирает управляющую компанию, с которой планируется заключить соглашение, и составляет его проект. Он доводится до всех владельцев помещений с тем, чтобы они могли внести свои коррективы, при необходимости.

Вопрос о заключении договора с управляющей компаний обязательно включается в повестку собрания, а результаты обсуждения и голосования заносятся в письменный протокол. Для принятия решения за него должно быть подано более половины голосов от общего числа собственников (а не присутствующих на собрании).

Сам договор составляется всегда в письменной форме. В него обязательно вносятся следующие условия:

  • подробный перечень имущества, передаваемый управляющей компании для осуществления ее функций;
  • список конкретных работ или услуг, включаемых в понятие управления и обслуживания;
  • порядок внесения изменений в оба перечня и другие условия договора;
  • параметры для определения размера вознаграждения за оказанные услуги и выполненные работы, методика расчетов;
  • формы общественного контроля эффективности работы управляющей компании и ее результатов;
  • порядок отчетности о проведенной деятельности, расходах и ее периодичность;
  • ответственность каждой из подписавших договор сторон (жильцов и УК).

Сторонами договора, подписывающими единый документ, выступают руководство управляющей компании и имеющая на общем собрании более половины всех голосов группа собственников. Перечень работ может включаться в договор непосредственно или оформляться в виде положения. Регистрировать такое соглашение закон не обязывает.

В случае, когда описанный порядок соблюден, то у отсутствовавших на очном собрании либо голосовавших за иной вариант жильцов нет основания не платить квартплату, если не заключен договор с управляющей компанией непосредственно с ними. От имени всех собственников выступает их большинство.

Можно ли сменить организацию, управляющую домом

Владельцы квартир имеют право отказаться от услуг УК, если та плохо выполняет обусловленные договором с ней обязанности. Решение об этом принимает общее собрание. Потребуется лишь его собрать и проголосовать за смену управляющей компании большинством голосов.

Недовольство жильцов размером квартплаты или отсутствие их подписи на договоре не означает, что можно не платить квартплату. Есть более действенные способы добиться пересмотра условий соглашения. На качество оказываемых услуг можно жаловаться в ряд государственных инстанций, например, Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор.

В том случае, если у владельца квартиры нет средств платить установленную квартплату в силу бедственного финансового положения, он вправе обратиться в органы социальной защиты для оформления жилищной субсидии. Она предоставляется на полгода и может затем продлеваться. Одним из условий перечисления такой субсидии является отсутствие задолженности по платежам за коммунальные услуги.

Выполнение договора, условия которого обсуждались и обговаривались заранее, обязательно для всех его участников. Применительно к управлению МКД, обязанности возникают даже у тех, кто против его подписания возражал, но остался в меньшинстве. Нарушение договора — основание для пострадавшей от этого стороны требовать расторжения.

ПРЕКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОМОМ ТСЖ

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

ПРЕКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОМОМ ТСЖ

Согласно Жилищному кодексу собственники помещений в многоквартирном доме в любой момент могут изменить способ управления домом. Безусловно, без данной нормы жилищное самоуправление было бы невозможным. Но в то же время именно благодаря этому положению закона очень часто возникает так называемая чехарда управляющих организаций, когда ТСЖ сменяет управляющую компанию, а через некоторое время собственники вновь обращаются к ней за услугами, и наоборот. Каковы последствия такой «чехарды», попробуем разобраться в данной статье.

Несмотря на то, что ТСЖ, на наш взгляд, является наиболее эффективной формой управления домом, следует признать, что ее полноценная реализация требует большой ответственности со стороны собственников жилья: недостаточно просто зарегистрировать ТСЖ, важно создать условия для его функционирования, а последнее подчас невозможно ввиду различных причин.

В связи с этим представим ситуацию, когда собственники помещений в доме выбрали в качестве способа управления ТСЖ, создали товарищество и зарегистрировали его в качестве юридического лица. Работа в ТСЖ не сложилась, вследствие чего через некоторое время собственники изменили способ управления на управляющую организацию и заключили договор с компанией. Что в этом случае делать с товариществом? Каков его статус?

ТСЖ — юридическое лицо и способ управления домом

Важно понимать, что ТСЖ в законодательстве рассматривается с двух позиций: как способ управления, альтернативный и несовместимый со способом управления посредством управляющей организации, и как юридическое лицо, которое в рамках договорных отношений вполне может сосуществовать с управляющей компанией.

Так, порядок создания ТСЖ и выбора способа управления многоквартирным домом регламентируется ЖК РФ, а порядок государственной регистрации ТСЖ в качестве юридического лица при его создании и ликвидации — ГК РФ и Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации). Ни ГК РФ, ни указанный Федеральный закон не предусматривают никаких особых условий для регистрации создания и ликвидации ТСЖ, следовательно, и то и другое осуществляется в общем порядке, который рассмотрим ниже.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В связи с этим ошибочно считать, что при смене способа управления многоквартирным домом и выборе управляющей компании ТСЖ автоматически прекращает свое существование.

Здесь уместно обратиться к ст. 161 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом (п. 2), а многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9). Казалось бы, нормы законов вступают в противоречие, но на самом деле такое противоречие отсутствует. Вновь обращаясь к услугам управляющей компании, собственники жилья на общем собрании решают вопрос о смене способа управления многоквартирным домом на управление посредством управляющей организации, то есть способ управления остается единственным. В этом случае ТСЖ обязано прекратить свою работу, а с управляющей компанией заключается договор, тем самым фактические действия по управлению общим имуществом в доме осуществляет не ТСЖ, а вновь выбранная организация.

Таким образом, ТСЖ продолжает свое существование даже при отсутствии потребности в нем до тех пор, пока оно не будет ликвидировано.

О необходимости ликвидации ТСЖ

Иногда собственники помещений в многоквартирном доме оставляют созданное ТСЖ (сознательно или нет) ввиду ряда причин.

Во-первых, так сказать, «про запас». Процесс создания товарищества очень трудоемкий, и бывает жаль проделанной работы. К тому же в случае, если работа управляющей компании будет неудовлетворительной, возобновить работу ТСЖ гораздо легче, чем создать его вновь.

Во-вторых, процедура ликвидации юридического лица — мероприятие достаточно сложное, и при потере интереса к товариществу заниматься этим будет некому.

В-третьих, собственники помещений в доме могут не задумываться о необходимости ликвидации ТСЖ.

На наш взгляд, собственникам помещений в доме важно решить судьбу ТСЖ еще при смене способа управления, оценив плюсы и минусы ликвидации товарищества. Это важно, поскольку благое желание оставить ТСЖ «для подстраховки» без соблюдения норм действующего законодательства и некоторых юридически значимых действий может привести к неприятным последствиям для граждан (в том числе финансового характера). Чтобы определить круг возможных проблем, обратимся к основаниям для ликвидации ТСЖ.

Основания для ликвидации ТСЖ

С точки зрения законодательства существует ряд оснований, при которых ТСЖ может и обязано быть ликвидировано. Оговоримся, что вопрос банкротства ТСЖ не является предметом рассмотрения в данной статье.

Так, Жилищный кодекс обязывает собственников помещений на их общем собрании принять решение о ликвидации ТСЖ в случае, если члены товарищества обладают не более 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 141 ЖК РФ). Однако, как это часто бывает, есть обязанность, но нет санкции за ее неисполнение. Поэтому получается, что зачастую ТСЖ ликвидируется по данному основанию, только если кто-нибудь из заинтересованных лиц (управляющая компания либо кто-то из граждан) обратится в суд с иском о принудительной ликвидации.

Но может сложиться и такая ситуация, что ТСЖ, оставаясь бездействующим, имеет в своем составе достаточное количество членов. В этом случае решение вопроса о добровольной ликвидации, согласно пп. 2 п. 2 ст. 145 ЖК РФ, остается за общим собранием членов ТСЖ. То есть совершенно не обязательно всем собственникам сначала выходить из состава товарищества, а только потом решать вопрос о его ликвидации.

При определенных условиях еще одним основанием для ликвидации ТСЖ может послужить решение суда, принятое по заявлению уполномоченного органа, о ликвидации юридического лица согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ, а именно в случае допущения при его создании грубых нарушений закона, если они носят неустранимый характер, а также в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона (иных правовых актов) и систематического осуществления некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В нашем случае ТСЖ может быть ликвидировано судом, например, по заявлению налогового органа в связи с грубыми нарушениями налогового законодательства. Такими грубыми нарушениями могут стать неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, в частности, по уплате налогов, ведению учета доходов, расходов и объектов налогообложения, представлению налоговых деклараций, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 N 7745/00). Таким образом, бухгалтерию в ТСЖ при желании его сохранения в качестве юридического лица необходимо вести даже при отсутствии всякой деятельности.

Других оснований для ликвидации ТСЖ нет.

Финансовые и договорные обязательства ТСЖ

при смене способа управления

Прекращая свою деятельность, но продолжая существование, ТСЖ должно свести к минимуму свои договорные и финансовые обязательства. Это значит, что следует оплатить все работы и расторгнуть все договоры со сторонними организациями. Что касается судьбы средств, собранных с собственников помещений в доме и оставшихся после погашения всех обязательств, она может определяться по-разному.

По сути, эти средства при смене управляющей организации будут неосновательным обогащением товарищества согласно гл. 60 ГК РФ. На наш взгляд, наиболее бесспорным представляется вариант возвращения денежных средств собственникам помещений в доме, но технически это сделать достаточно сложно. Кроме того, в состав данных средств могут включаться деньги на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, передавать которые собственникам будет абсолютно нецелесообразно. Эти средства должны быть переданы вновь выбранной управляющей компании на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. Постановление ФАС ДВО от 17.03.2009 N Ф03-811/2009). Напомним, что вопросы капитального ремонта относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в доме согласно пп. 1 п. 2 ст. 44, п. 2 ст. 158 ЖК РФ. В любом случае в повестку дня общего собрания о смене способа управления рекомендуем включать вопрос о передаче денежных средств, накопленных на капитальный ремонт.

Понятно, что вариант передачи денежных средств от ТСЖ к управляющей компании представляется самым удобным для собственников. Однако следует принимать во внимание, что ТСЖ на бездоговорной основе оказывает услуги только своим членам. Соответственно, последние вправе решить судьбу своих денежных средств на общем собрании членов ТСЖ, а для тех, кто ими не является, вопрос может решаться индивидуально путем расторжения договора в одностороннем порядке согласно ст. 717 ГК РФ по инициативе собственника.

Возникает вопрос: а может ли ТСЖ в одностороннем порядке расторгнуть договор с собственником жилья, если в договоре такое право не предусмотрено? Проблема несколько теоретизирована, но все же актуальна, поскольку граждане редко задумываются о подобных вопросах. Между тем существуют только общие нормы гражданского законодательства, регулирующие данную ситуацию без учета специфики договора на содержание и ремонт жилого помещения. Итак, п. 2 ст. 719 и п. 2 ст. 328 ГК РФ предоставляют право подрядчику (в нашем случае — ТСЖ) на отказ от исполнения договора при невыполнении встречных обязательств заказчиком. При смене управляющей организации собственник жилья (заказчик) перестанет оплачивать услуги и работы ТСЖ по договору, что может стать основанием для расторжения такого договора.

Ликвидация ТСЖ в добровольном порядке

Решение о ликвидации, как было указано выше, принимается на общем собрании членов ТСЖ не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов ТСЖ (пп. 2 п. 2 ст. 145, п. 4 ст. 146 ЖК РФ). В решении необходимо указать состав ликвидационной комиссии ТСЖ (как правило, он совпадает с составом правления товарищества). Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации ТСЖ в налоговый орган по месту нахождения товарищества следует представить уведомление по форме Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. На основании данного уведомления вносится запись в ЕГРЮЛ о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются по почте) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидационная комиссия в целях выявления кредиторов публикует информацию о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации». Согласно ст. 63 ГК РФ кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования.

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается на общем собрании членов ТСЖ. Вместе с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 он направляется в налоговый орган (об этом также выдается свидетельство).

На основании данного баланса налоговые органы проводят контрольные мероприятия (проверки) (см. п. 11 ст. 89 НК РФ).

По истечении двух месяцев с момента размещения публикации о ликвидации ТСЖ ликвидационная комиссия может обратиться в налоговую инспекцию для внесения записи о ликвидации юридического лица со следующими документами:

— подписанным заявителем заявлением о государственной регистрации по форме Р16001;

— документом об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.

В соответствии с данными документами вносится запись в ЕГРЮЛ и выдается свидетельство о государственной регистрации ликвидации ТСЖ.

Таким образом, порядок ликвидации ТСЖ может показаться сложным и занимающим слишком много времени, но следует помнить, что он направлен на защиту интересов кредиторов, которыми, к слову, являются и собственники жилья. Кроме того, на наш взгляд, создавая товарищество, всегда нужно думать об ответственности, которую берет на себя соседское сообщество, и рассматривать непростой порядок снятия с себя такой ответственности как мотивацию к всестороннему обдумыванию.

Итак, мы выяснили, что отказ от такого способа управления многоквартирным домом, как ТСЖ, не означает безусловной необходимости ликвидации товарищества как юридического лица. Однако этот вопрос (сохранить или ликвидировать ТСЖ) целесообразно рассмотреть на общем собрании одновременно с выбором нового способа управления домом. Если ТСЖ не будет ликвидировано, при смене способа управления нужно провести расчеты со всеми контрагентами и расторгнуть хозяйственные договоры (особо важно расторгнуть договоры ресурсоснабжения). Тем не менее на товариществе по-прежнему лежат обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и налоговой отчетности. Ликвидация же ТСЖ на добровольной основе осуществляется в общем порядке.

Статья написана по материалам сайтов: m.pravoved.ru, kvadmetry.ru, paritet-gkh.ru.

»

Предыдущая
ДругоеУсловия, на которых бесплатная приватизация квартир продлена до 2019 года
Следующая
ДругоеУсловный кадастровый номер земельного участка
Это важно знать:  Как провести независимую экспертизу товара
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector