+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Утрата товарной стоимости автомобиля по осаго 2015: как расчитать и вернуть УТС

Утрата товарной стоимости автомобиля по страховому полису — это условная величина снижения рыночной стоимости транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного автомобиля.

Если говорить просто — это разница между стоимостью машины, которая была в дорожной аварии и аналогичной машины, что в аварии не попадала.

Вопросы, что касаются выплат страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2018 году провоцируют довольно много споров.

Это объясняется тем, что значительно увеличилось количество требований от потерпевших к страховым компаниям, обращаясь за возмещением ущерба в результате УТС.

УТС установлена законодательно и водителям стоит обязательно ознакомится с этой темой. Так как они имеют возможность самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Содержание

Основные моменты

Потеря товарного вида по ОСАГО — это ущерб, который наносится в результате ДТП. При этом стоимость автомобиля уменьшается в связи с ухудшением внешнего вида машины и долговечности отдельных его деталей.

В соответствии с Постановлением Верховного суда от 2015 года, все страховщики обязаны возмещать утраченную стоимость авто. Основой для определения УТС по ОСАГО является рыночная стоимость транспортного средства.

Из этого следует, что чем дороже стоимость машины, тем выгоднее отстаивать право на компенсацию.

В утраченную стоимость входит следующее:

  • потеря внешнего вида, нарушение лакокрасочного покрытия;
  • дополнительно учитывается снижение эксплуатационных характеристик;
  • ухудшение прочности технических узлов ТС из-за ремонта.

Для того, чтобы страховая компания компенсировала УТС транспортного средства по ОСАГО в 2018 году, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Если авто иностранного производства, год его выпуска не должен превышать пяти лет. Для отечественного производства и стран СНГ — не больше трех лет.
  2. Виновником дорожной аварии не является водитель данного авто.
  3. Размер компенсации не должен превышать 400 тысяч рублей.
  4. Детали, которые рассматриваются в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны быть повреждены в результате предыдущих аварий. Так как утрата товарной стоимости авто по страховому полису предусмотрена только для новых деталей.

Все выплаты по УТС осуществляются на основании решения суда.

Видео: Утрата товарной стоимости авто. УТС

Как получить УТС по ОСАГО

Любые повреждения, которые приводят к утрате товарной стоимости, после ее восстановления, имеют определенный коэффициент. На его значение оказывают влияние категории ремонтных работ и детали, что ремонтируются.

В некоторых случаях, после серьезного ДТП размер УТС может составлять более 10 % от общей стоимости транспортного средства.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2018 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года.

В соответствии с данным документом, страховщики обязаны покрывать ущерб подобного рода.

Но несмотря на то, УТС подлежит возмещению по ОСАГО, практика показывает, что почти ни дона страховая компания не платит УТС добровольно. В большинстве случаев УТС компенсируется после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления. По данным статистики, если досудебная претензия составлена правильно и грамотно, то 99% случаев страховщики выплачивают УТС в досудебном порядке. Таким образом, страхователь имеет право на возмещение УТС и покрытие убытков от ремонта поврежденной машины.

Для того, чтобы получить УТС по ОСАГО, если страховщик отказывается от выплат, необходимо следовать такой инструкции:

  1. Произвести расчет УТС и получить «Акт расчета стоимости утери товарного вида ТС». Экспертизу УТС можно провести в любой независимой организации, которая занимается определением стоимости восстановительного ремонта. Для этого экспертам нужно предоставить заверенную копию калькуляции проведенных ремонтных работ и акт осмотра поврежденного авто, если страховщик проводил данные действия.
  2. После этого следует написать заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО и приложить к нему имеющийся акт.
  3. Если страховщик все равно отказывает в выплате, нужно обращаться с исковым заявлением в суд. Оно составляется на страховую компанию виновника. В случае, когда она стала банкротом, или сумма страхового возмещения превышает лимит выплаты по ОСАГО за имущество, исковое заявление оформляется непосредственно на лицо, виновное в ДТП.

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО должно составляться в обязательном порядке. Оно подается на регистрацию в канцелярию страховой организации в двух экземплярах.

Первый, заверенный экземпляр, идет на рассмотрение руководства, а второй отдается заявителю.

Как правило, составляется исковое заявление, потому, что порядок возмещения УТС еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховщики сразу бросятся удовлетворять данные просьбы.

Для решения проблемы важно знать, как заполнить заявление правильно.

Документ должен состоять из таких пунктов:

  1. Наименование судебной инстанции.
  2. Данные страховой организации, как ответчика.
  3. Данные клиента страховой организации, как истца.
  4. Данные виновника ДТП — третьего лица.
  5. Цена иска и размер государственного сбора.
  6. Описание ДТП и характер повреждений машины.
  7. Указать, что истец является клиентом страховщика, это подтверждается действующим полисом ОСАГО.
  8. Пропись факта обращения к страховщику за выплатами.
  9. Указываются статьи закона, которые подтверждают право страхователя получить выплаты от страховщика по УТС.
  10. Отчетные документы независимой экспертизы, где указана сумма УТС.
  11. Цена иска — это невыплаченная сумма УТС.
  12. После этого описывается сама просьба, ее излагать лучше по пунктам: сумма УТС, размер судебных издержек, госпошлина, что оплачивалась истцом.
  13. Затем перечисляются все документы, которые прилагаются к заявлению.
  14. В конце заявления обязательно ставится дата составления и подпись истца.

К документам, которые подаются вместе с заявлением, относятся следующие:

  1. Удостоверение личности и его копия.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Полис ОСАГО или договор.
  4. Копия заявления и претензии, которые истец подал раньше при досудебном урегулировании.
  5. Платежный документ, что подтверждает оплату государственного сбора.
  6. Паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации, талон техосмотра или диагностическая карта.
  7. Документы из ГИБДД — копия справки о дорожной аварии, постановление или отказ от возбуждения дела при обозначении административной ответственности, протокол.
  8. Копия извещения о ДТП.
  9. Копия акта о наступлении страхового случая.
  10. Документы независимой экспертизы о реальной стоимости ремонта авто.
  11. Акт осмотра экспертным оценщиком.
  12. Отчет о размере УТС от независимого эксперта.
  13. Договор, что был заключен между экспертным оценщиком и истцом.
  14. Копии иска по количеству участников в деле, которые упоминаются в исковом заявлении.

Основные методики расчета УТС автомобиля

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля можно осуществлять по разным методикам.

Но есть основные, которые чаще всего используются экспертами:

  1. Методика Министерства юстиции России.
  2. Методика руководящего документа.
  3. Методика Хальбгевакса.

Но важно понимать, что при использовании любого метода, в проведении расчета нет смысла, если уровень износа авто превышает 40%, а возраст более 5 лет.

Это объясняется тем, что стоимость УТС зависит от стоимости машины на тот момент, когда произошла авария.

Метод руководящего документа

Метод руководящего документа считается наиболее сложным порядком расчета. Выполнить его правильно могут только люди с отличными математическими способностями. Неточный расчет официальными структурами принят не будет.

Данный метод выполняется с применением такой формулы: Х общ.=Х кар.+Х эл.+Х окр.+Х куз.,

где:

  • Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
  • Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
  • Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
  • Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
  • Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.

Каждая составляющая формулы просчитывается отдельно. Х эл. можно определить по формуле:

Где:

  • К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  • Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  • К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
  • m — количество деталей, которые подлежат ремонту.

Метод Хальбгевакса

Методика Хальбгевакса является наиболее простой в применении. В России используется не так часто, как в Европе. Под сомнение ставится его состоятельность.

При расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ без определения вида ремонта, что привел к большой УТС.

Для расчета по данному методу применяется такая формула: УТС=(К÷100)×(ЦР+СО),

где:

  • К — коэффициент максимальной утраты УТС, применяется с использованием таблицы Хальбгевакса;
  • ЦР — рыночная стоимость авто с учетом его износа;
  • СО — общая стоимость ремонта.

Для определения коэффициента максимальной утраты УТС из таблицы, нужно рассчитать еще два показателя:

  • коэффициент относительной стоимости ремонта — А;
  • коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей — В.

где:

  • СР — стоимость работ;
  • СМ — стоимость материалов и запчастей.

Судебная практика

Большинство исков в судебной практике удовлетворяется в пользу требования страховщику оплатить УТС. Но случается и отрицательные результаты.

Это может быть связано с неверно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и по другим причинам, которые суд сочтет неправомочными со стороны заявителя.

В таких случаях дела выигрывают страховые компании, а не их клиенты. Поэтому нет уверенности в том, что УТС автомобиля можно будет возместить через страховую организацию.

В судебной практике случалось так, что суды удовлетворяли просьбы, мотивируя свое решение Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года. Здесь главную роль играет соответствие авто всем параметрам по правилам начисления УТС.

Это важно знать:  Быт - Part 4

Если машина слишком старая, то можно подать иск в органы суда против виновника ДТП. Возможно, что суд постановит виновнику аварии выплатить сумму сниженной рыночной стоимости авто потерпевшего.

Таким образом, страховая компания должна выплатить компенсацию по снижению реальной рыночной стоимости авто по полису ОСАГО. Но УТС после ДТП будет возмещена только тогда, когда будут соблюдены определенные условия.

Также важно учитывать, что если в договоре ОСАГО есть прямое указание на отказ в выплате УТС, то суд поддержит сторону страховой компании.

Что такое УТС автомобиля после ДТП по ОСАГО и как его рассчитать в 2018 году

Какой бы надежной ни была ваша страховая компания, каким бы ни был размер покрытия, причиненного вашему имуществу ущерба, участие в ДТП все равно крайне нежелательно. Да, вы можете быть уверенным в том, что ваш автомобиль полностью отремонтируют и он будет выглядеть, как новенький. Но он уже совсем не новенький, а битый, крашеный, поведенный. И если сейчас вас это не беспокоит, то при попытке продать транспортное средство все последствия аварии выплывут на поверхность, сильно сократив ожидаемый от продажи доход. Рассмотрим, как учитывается утрата товарной стоимости или УТС по ОСАГО в 2018 году.

Что такое УТС и как его определить

Каким бы качественным и полным ни был ремонт автомобиля, участвовавшего в столкновении, все появившиеся конструктивные изъяны исправить не получится. Даже закрашивание содранной краски, как бы умело ее не подбирали и не наносили, легко обнаружит более или менее разбирающийся автолюбитель. Экспертом для этого быть не нужно, как не нужно быть и юристом, чтобы понимать, как учитывается утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП по ОСАГО. Нужно уметь отстаивать свои права, ведь даже небольшое ДТП может грозить вам убытками в будущем.

Но для начала необходимо разобраться с системой оценки УТС. Нельзя же требовать от страховщика приблизительные суммы, которые, по вашему мнению, вы потеряете в будущем. Так как страховые компании редко добровольно производят возмещения по запросу клиента, обычно приходится обращаться в суд, доказывая и обосновывая свою претензию. В страховой сфере РФ используются несколько способов, по которым проводят расчет потери товарного вида автомобиля по ОСАГО.

Метод Министерства юстиции

Первым и основным способом является метод, разработанный Минюстом РФ. Именно он используется судебными экспертами; метод определяет утрату товарной стоимости в процентном соотношении к первоначальной стоимости автомобиля. Использование данного расчета может применяться только для ТС:

  • не старше 5 лет (3 года – для продукции отечественного автопрома);
  • амортизация которых не превышает 35%.

В расчете используется несложная формула:

Чтобы понимать, как считают УТС автомобиля по ОСАГО, нужно разобрать составляющие формулы:

  • C – это утерянная после ДТП доля от первоначальной стоимости ТС;
  • S – адекватная цена на ТС в прежнем (до аварии) состоянии;
  • Ki – экспертно определенный коэффициент для каждого элемента, требующего восстановления.

В итоге получается, что УТС будет зависеть от экспертной оценки требующихся восстановительных работ. К коэффициентам на поврежденные элементы, в свою очередь, должны применяться некоторые правила:

  • если замене подлежат сваренные между собой элементы, то ∑ Ki нужно уменьшить на 20%;
  • стоимость ремонта съемной детали вместе с покрытием УТС не должна быть больше, чем покупка и замена на новую деталь;
  • обнаружение устраненного до аварии кузовного перекоса снижает коэффициент вдвое;
  • если необходимо полное или частичное покрытие кузова автомобиля лакокрасочным покрытием, то это снижает цену автомобиля.

Как вы понимаете, утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2018 году требует не только теоретических знаний, но и практики.

Даже зная формулу и все ее составляющие, без экспертных оценок и помощи специалистов самостоятельно расчет автовладелец провести не сможет.

Метод Хальбгевакса

Несмотря на то, что метод, разработанный Министерством юстиции, является основным, эксперты вправе сами выбирать. Рассмотрим еще один популярный и широко используемый способ, как рассчитать УТС по ОСАГО. Метод Хальбгевакса, как и уже описанный, может быть применим только к машинам не старше 5 лет (3 года для отечественных), но вместо амортизации учитывается пробег, который не должен быть больше 100 тыс. км (50 тыс. км соответственно).

В этом расчете применяются специальные калькуляторы, которые должны учитывать следующие показатели:

  • цена на ваш автомобиль, когда он был новым (ЦН), и на момент аварии (ЦР);
  • возраст ТС;
  • стоимость на новые детали и материалы (СМ) и ремонтные работы (СР);
  • общая сумма (СО) восстановительного ремонта.

Сначала нужно определить экономическую целесообразность на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2018 году. Для этого используется формула:

Если полученный результат больше 40%, то можно продолжать расчет по следующим формулам:

Показатели A и B нужны для определения величины коэффициента K с помощью специальной таблицы значений. Далее можно переходить к последней, самой важной формуле:

УТС = K / 100 * (ЦР+СО)

Для многих экспертов данный способ более удобен, но и он не позволит вам самостоятельно без помощи специалистов произвести расчет. Да и для того, чтобы требовать возмещение убытков, необходимо экспертное заключение.

Как получить компенсацию

Методы расчета теперь более или менее понятны, разберемся, как получить УТС по ОСАГО и что для этого нужно. Согласно Закону “Об ОСАГО”, застрахованное лицо должно получить возмещение за реально причиненный ущерб. Несмотря на то, что формулировка «утрата товарной стоимости» в законе не указана, она точно является убытком и подлежит возмещению.

Тем не менее страховые компании всячески пытаются игнорировать дополнительные компенсации и играют на всеобщем незнании. Именно поэтому мало кто знает, как выплачивается УТС по ОСАГО, и что это вообще такое.

То, что утрата товарной стоимости подлежит возмещению по обязательному страхованию, установлено Постановлением Президиума Верховного Суда еще в 2005 году. Поэтому при соблюдении всех необходимых условий вы имеете полное право требовать от страховщика возместить дополнительные убытки.

Действуйте на упреждение:

  1. Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
  2. Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
  3. Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
  4. В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
  5. Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).

Судебная практика выступает на стороне автовладельцев, поэтому вопрос возмещения часто может решаться и без суда. Поэтому, зная, как взыскать УТС по ОСАГО, бывает достаточно дать понять страховщику, что вы готовы отстаивать свои права.

УТС по КАСКО

КАСКО не относится к обязательному страхованию и не регулируется на законодательном уровне. Поэтому многие нормы и права, касающиеся ОСАГО, не могут быть применены к добровольному страхованию. Однако возмещение утраты товарной стоимости в добровольном страховании также имеет место. Узнайте больше о том, как происходит взыскание УТС по КАСКО.

В каких случаях на взыскание УТС можно не рассчитывать

Мы уже упоминали некоторые условия, когда можно рассчитывать на возмещение УТС (возраст авто не более 5 лет, амортизация до 35%, пробег до 100 тыс. км). Так как это обязательная автогражданка, то вам также не полагается никаких выплат, если вы являетесь виновником ДТП. Существует еще ряд случаев, по которым в 2018 году УТС по ОСАГО не взыскивают. К ним относятся:

  • легкий ремонт или замена деталей, не требующая восстановительных работ по конструктивной части;
  • в страховом случае были повреждены элементы, которые уже имели дефекты;
  • необходимость полной или частичной окраски кузова при наличии ранее нанесенных дефектов, коррозии, факта замены заводского покрытия.

Изучайте свои права и учитесь правильно ими пользоваться.

Как взыскать со страховой компании УТС: Видео

8(495)480-04-21

Калькулятор УТС онлайн

Передняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 1
  • Капот
  • 1.1
  • Бампер передний
  • 2
  • Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съёмных панелей УТС при замене — 0)
  • Не влияет
  • 2.1
  • Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя
  • Не влияет
  • 2.2
  • Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя
  • Не влияет
  • 3
  • Брызговик облицовки радиатора съёмный
  • Не влияет
  • 4
  • Брызговик облицовки радиатора несъёмный
  • Не влияет
  • 5 (1)
  • Крыло переднее правое (съёмное)
  • 5 (2)
  • Крыло переднее левое (съёмное)
  • 6 (1)
  • Крыло переднее правое (не съёмное)
  • 6 (2)
  • Крыло переднее левое (не съёмное)
  • 7 (1)
  • Брызговик переднего правого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 7 (2)
  • Брызговик переднего левого крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями)
  • Не влияет
  • 8 (1)
  • Лонжерон передний правый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 8 (2)
  • Лонжерон передний левый без брызговика крыла
  • Не влияет
  • 9
  • Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой)
  • Не влияет
  • 9.1
  • Надставка щита передка
  • Не влияет
  • 10
  • Короб воздухопритока
  • Не влияет
  • 11
  • Панель рамы ветрового окна
  • 11.1
  • Нижняя часть панели рамы ветрового окна

Средняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 12 (1)
  • Дверь передняя правая
  • 12 (2)
  • Дверь передняя плевая
  • 12 (3)
  • Дверь задняя правая
  • 12 (4)
  • Дверь задняя левая
  • 13
  • Панель крыши (в т.ч. с поперечинами)
  • 14 (1)
  • Панель крыши боковая правая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 14 (2)
  • Панель крыши боковая левая (конструктивно — отдельный элемент)
  • 15 (1)
  • Боковина кузова правая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15 (2)
  • Боковина кузова левая с задним крылом (конструктивно — единый элемент)
  • 15.1 (1)
  • Боковина кузова правая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.1 (2)
  • Боковина кузова левая без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы)
  • 15.2
  • Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки)
  • 15.3 (1)
  • Стойка боковины передняя правая (от крыши до порога)
  • 15.3 (2)
  • Стойка боковины передняя левая (от крыши до порога)
  • 15.4 (1)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.4 (2)
  • Стойка боковины задняя правая (от крыши до порога)
  • 15.5 (1)
  • Стойка ветрового или заднего окна правая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.5 (2)
  • Стойка ветрового или заднего окна левая (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна)
  • 15.6 (1)
  • Стойка боковины центральная правая
  • 15.6 (2)
  • Стойка боковины центральная левая
  • 15.7 (1)
  • Нижняя часть боковины правая (порог)
  • 15.7 (2)
  • Нижняя часть боковины левая (порог)
  • 16
  • Пол салона
  • Не влияет
  • 17 (1)
  • Лонжерон, поперечина пола салона правая
  • Не влияет
  • 17 (2)
  • Лонжерон, поперечина пола салона левая
  • Не влияет
Это важно знать:  При сокращении пенсионера выплачивается ли пособие

Задняя часть автомобиля

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 18
  • Дверь задка, крышка багажника
  • 18.1
  • Бампер задний
  • 19
  • Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной)
  • 20 (1)
  • Крыло заднее правое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 20 (2)
  • Крыло заднее левое (конструктивно — отдельный элемент)
  • 21 (1)
  • Крыло заднее правое (панель боковины задняя наружная правая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 21 (2)
  • Крыло заднее левое (панель боковины задняя наружная левая (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова))
  • 22 (1)
  • Арка заднего правого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22 (2)
  • Арка заднего левого колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (1)
  • Арка заднего правого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • 22.1 (2)
  • Арка заднего левого колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно единый элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (1)
  • Внутренняя панель правой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 22.2 (2)
  • Внутренняя панель левой боковины (задняя часть) (конструктивно отдельный элемент)
  • Не влияет
  • 23
  • Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками)
  • Не влияет
  • 23.1
  • Надставка пола багажного отделения боковая или задняя
  • Не влияет
  • 24 (1)
  • Лонжерон задний правый
  • Не влияет
  • 24 (2)
  • Лонжерон задний левый
  • Не влияет
  • 25
  • Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой)
  • Не влияет
  • 26
  • Панель рамы окна задка
  • Не влияет
  • 26.1
  • Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой)
  • Не влияет

Полная разборка кузова, устранение перекосов

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 29
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.1
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.2
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 29.3
  • Дверь передняя правая
  • Не влияет
  • 30
  • Перекосы
  • Не влияет

Полная окраска кузова

  • № п/п
  • Наименование детали
  • Выполненные ремонтные воздействия
  • Окраска
  • 27
  • Полная окраска кузова
  • Полная

Утрата товарной стоимости – что это такое?

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

«Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Методические рекомендации для судебных экспертов» (утв. Минюстом России, 2013) (ред. от 22.01.2015)

УТС — Снижение стоимости АМТС (товара) из-за ухудшения потребительских свойств АМТС вследствие наличия дефектов (повреждений) или следов их устранения либо наличия достоверной информации, что дефекты (повреждения) устранялись.

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Оплачивается ли УТС по ОСАГО?

Да, утрата товарной стоимости подлежит возмещению по ОСАГО, однако практически ни она страховая компания не платит УТС добровольно. Как правило, УТС оплачивается после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления на оплату УТС. Хотелось бы отметить, что в 99% случаях страховые компании оплачивают УТС в досудебном порядке при грамотно составленной досудебной претензии, недоведя до судебных разбирательств.
Несмотря на то, что в Единой методике ЦБ, обязательной для применения при расчете убытка в рамках ОСАГО, нет ни одного упоминания об УТС, пленум Верховного суда от 29.01.2015 отнес Утрату Товарной Стоимости к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду с стоимостью ремонта и запасных частей. Именно после выхода данного пленума Верховного суда споров по поводу возмещения УТС практически не стало.

Сейчас все сводится к спорам по размеру УТС и в некоторых случаях о возможности применения УТС в принципе. И зачастую страховые компании хитрят, говоря о превышении допустимого износа (до 35%), рассчитывая его по единой методике, а не по методике Минюста.

Выплачивает ли страховая компания УТС по КАСКО?

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Возмещение УТС с виновника ДТП

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2015 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как происходит расчет УТС?

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Основные принципы методики МИНЮСТа по определению УТС?

УТС не рассчитывается при окраске небольших наружных поверхностях: при окраске корпусов зеркал, молдингов, ручек, облицовок, накладок и других мелких наружных элементов. А так же при замене элементов, поставляемых окрашенными (кроме случаев их перекраски).

Как повлияли изменения закона об ОСАГО (натуральное возмещение) на возмещение УТС в 2017/2018 году?

В 2017 году было внесено немало изменений в закон об ОСАГО. И самое значимое изменение — это введение обязательного ремонта по ОСАГО. Это принесло немало проблем автолюбителям, основной проблемой является срок урегулирования убытка по ОСАГО и качество проводимого ремонта. Многие автомобилисты даже не знают о том, что страховая компания обязана оплатить УТС вне зависимости от формы возмещения, будь то организация ремонта на станции технического обслуживания или выплата по калькуляции. И очень часто является существенной проблемой – получение документов (заказ-наряда) о проводимых работах. Нежелание выдавать документы о проделанном ремонте обусловлено, как правило, тем, что сервис, что бы получить максимальную прибыль ремонтирует те детали, которые должны были менять, используют неоригинальные запасные части низкого качества. А отсутствие заказ-наряда сказывается на возможности произвести расчет Утраты Товарной Стоимости. В случае отсутствия документов о объеме произведенного ремонта, для расчета УТС понадобится акт осмотра независимого эксперта или на крайний случай подробные фотографии поврежденного ТС.

Образец заявления на выплату УТС

Законные основания для отказа в выплате УТС

Законных оснований в выплате не так много. Самое основное это неудовлетворение транспортного средства параметрам для расчета УТС. Первое, если Ваш автомобиль уже старше пяти лет. Второе, если эксплуатационный износ Вашего автомобиля превышает 35%. Хочу обратить Ваше внимание, что эксплуатационный износ и износ, рассчитанный в рамках единой методики, отличаются, и в некоторых случаях отличаются весьма значительно. Третье, если повреждённые детали имели повреждения до наступления рассматриваемого события. Четвертое, если поврежденные детали ранее были повреждены, но на момент рассматриваемого события были отремонтированы.

И вот практически в 2018 году пленум верховного суда внес еще один повод для отказа в выплате УТС. Так в случае выделения Утраты Товарной Стоимости в полисе КАСКО отдельным пунктом, страховая компания учитывает отдельный коэффициент, который влияет на страховую премию. Хотя посмотрим, что будет дальше ведь УТС – это ущерб, а риск ущерб уже застрахован, то есть получается двойное страхование.

На сколько отличается размер утраты товарной стоимости автомобиля 2018 года выпуска от аналогичного автомобиля 2014 года.

Есть ли разница в результатах расчета УТС автомобиля 2014 года выпуска и аналогичного автомобиля 2018 года. Разница есть только в рыночной стоимости автомобилей, а так как результат расчета это процент от рыночной стоимости, то и итоговые цифры тоже будут отличаться друг от друга. А вот сами коэффициенты (проценты) ни чем отличаться не будут, у машины 2014 года будет точно такой же коэффициент, как и автомобиля 2018 года.

Европротокол ОСАГО — ДТП, ФЗ, процедура, действия

Как получить выплату по УТС?

Для получения положенной по закону денежной компенсации (возмещение), необходимо придерживаться, пошаговой инструкции, написанной ниже.

Это важно знать:  Субсидии малоимущим на оплату коммунальных услуг

Шаг №1. Сообщаем в страховую компанию о наступлении страхового случая.

Важно понимать, что если потерпевший желает претендовать на право воспользоваться страховым возмещением, он должен в положенный срок (обычно 15 дней с даты ДТП, точнее написано в правилах вашей СК) уведомить страховую компанию (СК) о произошедшем страховом случае (требования ФЗ №40, п.3,ст.11).

Причин, по которым страховая компания может отказать в выплате много, вот самые распространённые из них:

  • был предоставлен неполный перечень необходимых документов;
  • предоставленные документы имеют признаки фальсификации;
  • в документах допущены грубые ошибки;
  • ДТП наступило в результате мошеннических действий страхователя;
  • имеется заключение что потерпевший находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • у потерпевшего не было водительских прав или их срок действия закончился, либо он не вписан в страховой полис ОСАГО;
  • автомобиль не прошел должным образом технический осмотр;
  • ущерб наступил в результате заводского дефекта и т.д.

Постарайтесь фотографировать так, чтобы было видно:

  • общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);
  • следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
  • оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;
  • поврежденные детали ТС.

В большинстве регионов РФ европротокол допускается использовать при происшествиях с незначительными последствиями.

Правительственная комиссия по работе с законами одобрила поправки, которые направлены на упрощение процедуры оформления ДТП по европротоколу.

Также законопроект, разработанный в Минфине, получил положительные отзывы от Министерства Экономического Развития, ЦБ и минтранса. Изменения коснуться статьи 11.1 закона

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцем транспортных средств»

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

2.1. Компенсационная выплата в счет возмещения страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в счет страхового возмещения, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 настоящего Федерального закона.

3. На территории Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на получение компенсационных выплат наравне с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами.

6. Иск по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет.

Статья 19. Осуществление компенсационных выплат

1. Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании уставо и в соответствии с настоящим Федеральным законом, по требованиям лиц, имеющих право на их получение.

Рассматривать требования о компенсационных выплатах, осуществлять компенсационные выплаты и реализовывать право требования, предусмотренное статьей 20 настоящего Федерального закона, могут страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров.

К отношениям между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования.

Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей.

При этом указанные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.

3. До предъявления к профессиональному объединению страховщиков иска, содержащего требование об осуществлении компенсационной выплаты, потерпевший обязан обратиться к профессиональному объединению страховщиков с заявлением, содержащим требование о компенсационной выплате, с приложенными к нему документами, перечень которых определяется правилами обязательного страхования.

4. Профессиональное объединение страховщиков рассматривает заявление потерпевшего об осуществлении компенсационной выплаты и приложенные к нему документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня их получения.

В течение указанного срока профессиональное объединение страховщиков обязано произвести компенсационную выплату потерпевшему путем перечисления суммы компенсационной выплаты на банковский счет потерпевшего или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

5. Положения абзаца второго пункта 15 и пунктов 15.1 — 15.3 статьи 12 настоящего Федерального закона об организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства не применяются к отношениям по осуществлению профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат.

Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат

1. Сумма компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, взыскивается в порядке регресса по иску профессионального объединения страховщиков с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред.

Профессиональное объединение страховщиков также вправе требовать от указанного лица возмещения понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего о компенсационной выплате.

3. В пределах суммы компенсационной выплаты, осуществленной не позднее даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов в соответствии с пунктом 2.

1 статьи 18 настоящего Федерального закона, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования выплаты в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования, которое в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, предусмотренным статьей 26.

1 настоящего Федерального закона, страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

4. Профессиональное объединение страховщиков имеет право требования к страховщику в определяемом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» размере сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.

Интересно, а зачем потерпевшая из третьего ТС вообще решила взыскать ущерб с двух страховщиков? Если ей не хватало лимита по одному полису, то хотя бы понятно причину такого абсурдного иска, а если хватало, то вообще ничего не понятно. Считаю правильно ВС решил. Но… Что касается припаркованного ТС.

Статья 14.1. Прямое возмещение убытков

(новая редакция статьи применяется к договорам, срок действия которых не истек на 2 августа 2014 года)

2. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда в соответствии с правилами обязательного страхования.

Сразу стоит отметить, что получить выплату по утере товарной стоимости транспортного средства можно далеко не во всех случаях.

Основная проблема получения страховой выплаты по УТС заключается в том, что страховщики, по закону, не обязаны производить их. Все СК ссылаются на законодательство, в котором написано, что возмещению подлежит только реальный ущерб, полученный в результате аварии.

Поэтому перед тем, как обращаться в суд, необходимо разобраться в том, есть ли вообще смысл доводить дело до судебного разбирательства. Определить это очень легко, если сравнить текущую рыночную стоимость новых и битых машин такой же марки.

Далее, необходимо выполнить следующие шаги:

  • подать в страховую компанию заявление УТС по ОСАГО, образец которого можно получить у страховщика;
  • если СК откажет в возмещении полученного ущерба, то нужно пройти независимую экспертизу по оценке выполненных ремонтных работ;
  • подготовить исковое заявление и необходимый пакет документов для судебного разбирательства.

Как показывает практика, в большинстве случаев суды занимают сторону автомобилиста.

Процесс получения выплат при утере товарной стоимости машины очень сложный, поскольку это идет против интересов страховой компании, которая будет всеми возможными способами стараться отказать в них клиенту. В этой статье была подробно описана пошаговая инструкция, соблюдая которую, можно добиться возмещения ущерба.

Вот еще несколько общих советов и рекомендаций, которые будут полезны водителям, столкнувшимся с УТС:

  • Если размер понесенного ущерба по УТС превышает лимит страховых выплат, указанный в договоре, то возмещение оставшейся суммы можно потребовать у лица, по вине которого случилось дорожно-транспортное происшествие.
  • Под категорию страховых случаев с УТС также попадают аварии, произошедшие в результате столкновения с зелеными насаждениями и некоторыми видами зданий.
  • Согласно новым изменениям в законодательстве, возмещение ущерба по УТС можно получить в том случае, если машина пострадала от рук хулиганов не только на дорогах, но и во дворах.
  • Если ДТП было зафиксировано при помощи европейского протокола, то возмещение ущерба по УТС можно будет получить при наличии фото и видео с места происшествия.

Понимание всех аспектов и нюансов получения денежной компенсации по УТС, а также своевременно принятые меры помогут выиграть судебное разбирательство и получить возмещение ущерба в полном объеме. Если претензия страхователя к страховщику будет полностью обоснована, то суд непременно примет сторону истца.

Рассмотрим порядок действий, который необходимо осуществить при обращении в суд потерпевшему владельцу транспортного средства. Первым шагом будет осуществление независимой экспертной оценки утери товарной стоимости авто.

Статья написана по материалам сайтов: pravo-auto.com, avtozakony.ru, uts-online.ru, kosago.ru.

»

Предыдущая
ДругоеУцененный товар возврату и обмену не подлежит, или это допустимо по закону: можно ли вернуть в магазин продукцию, купленную по акции со скидкой или на распродаже?
Следующая
ДругоеУТС по КАСКО: что это, взыскание выплаты в 2019 году при утрате товарной стоимости
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector