В России разрабатывают новые дорожные испытания против чрезмерного выброса вредных веществ

В правительстве завершают обсуждение постановления о правилах создания систем автоматического контроля за выбросами загрязняющих веществ.

В СМИ и соцсетях продолжаются споры об инициативе Минфина, предложившего ввести в России налог для предприятий, которые наносят ущерб окружающей среде. Ведомство отмечает, что сейчас сбор платежей за вредные выбросы проходит плохо, и экологическая ситуация лучше от этого не становится. Введение налога с фиксированными ставками для каждого из 159 видов загрязнителей воды и воздуха кажется Минфину более эффективным и работоспособным инструментом.

Тем временем, это не единственное экологическое нововведение, которое коснется российского бизнеса. В июле Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об охране окружающей среды», предусматривающие создание на предприятиях систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств для оперативной передачи полученной информации в надзорные госорганы.

Поправки вступают в силу с 1 января 2020 года. Требования касаются объектов 1 категории, которые делают самое большое количество выбросов. Это, прежде всего, крупные химические и промышленные предприятия.

На официальном портале проектов нормативно-правовых актов завершается общественное обсуждение постановления правительства об утверждении правил создания и эксплуатации упомянутых систем автоматического контроля.

В документе рассматриваются категории источников возможных загрязнений, основные задачи систем автоматического контроля и критерии, по которым они должны выбираться.

Учитывая отраслевые особенности промышленных предприятий, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии предписано разработать и утвердить национальные стандарты по созданию и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов для каждой конкретной отрасли промышленности.

PrtScr: regulation.gov.ru — портал проектов нормативно-правовых актов

Юристы и экологи уже обсуждают, насколько необходимо создание подобных систем, и готовы ли сами предприятия к новым требованиям.

Проблемный мониторинг

Как рассказала «ПолитЭксперту» эколог АНО исследовательский центр роботехники «Аиралаб Рус» Азиза Орипова, с измерением концентраций различных загрязняющих веществ в России есть немало проблем. Это связано, к примеру, с нехваткой технического оборудования станций мониторинга и недостаточным обеспечением аналитических лабораторий современными средствами измерений. Методы ручного отбора проб Росгидромета тоже не совсем отвечают требованиям по передаче оперативной информации о загрязнении окружающей среды.

В этом контексте пересмотр существующих методов измерения, а также совершенствование средств обработки, хранения и передачи информации необходимы, считает эколог.

Автоматизированный мониторинг, по ее словам, позволит существенно улучшить контроль над выбросами, особенно в индустриальных центрах страны, которые особенно подвержены экологическим рискам.

Анализируя требования, описанные в правительственном проекте об утверждении правил создания и эксплуатации систем автоматического контроля, Азиза Орипова обратила внимание на приведенный в документе список предложенных для измерения загрязняющих веществ. По ее мнению, он выглядит неполным.

«В нем указаны только самые «стандартные» вещества. Расширить его следует как минимум диоксинами. А учитывая, что к 1-й категории относятся предприятия различных отраслей, стоит контролировать выбросы маркерных веществ отдельно по отраслям промышленности», — считает эксперт.

PrtScr: regulation.gov.ru — портал проектов нормативно-правовых актов

«Не все будут рады»

Собеседница ПЭ отмечает, что на некоторых промышленных предприятиях России попытки к созданию систем непрерывного мониторинга уже предпринимают. Один из примеров — Московский НПЗ (объект 1-й категории), который уже ввел систему автоматического контроля по шести показателям. Но пока это, скорее, редкость.

«Понятно, что не все предприятия будут рады нововведению, поскольку это предполагает, во-первых, финансовые затраты на установку и поддержание систем непрерывного мониторинга и, во-вторых, передачу собранных данных в госорганы. Тем не менее, это необходимые меры, с которыми придется смириться», — убеждена эколог.

В пример можно привести многоуровневую систему мониторинга загрязнений атмосферного воздуха в Европе. Она включает большое количество станций мониторинга различного типа, в том числе промышленные участки (industrial hot-spot), данные с которых доступны широкой аудитории в режиме почти реального времени (с задержкой в несколько часов). Сейчас, по словам эколога, в Европе наблюдается тенденция снижения выбросов загрязняющих веществ, и это показатель эффективности многоуровневой системы мониторинга.

Введение дополнительного контроля за выбросами в России, безусловно, положительно скажется на здоровье людей и других живых организмов, уверена эколог.

Фото: Федеральное агентство новостей — Александр Пахалуев

Согласно пункту 3 статьи 8.21. КоАП РФ за неиспользование оборудования для контроля выбросов вредных веществ, которые могут привести к загрязнению воздуха, предусмотрено наложение административного штрафа на юридические лица в размере от 10 до 20 тысяч рублей или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток, напомнил в интервью «ПолитЭксперту» юрист АНО «Аиралаб Рус» Евгений Муратов.

В этой ситуации, как бы дорого ни обошлось нововведение, выбора, соблюдать новые требования закона или нет, у предприятий, по сути, нет.

«Здесь у каждого предприятия есть два пути. Первый – создать себе имидж социально-ответственного субъекта, поддерживающего стратегию экологической безопасности страны и вкладывающего средства в модернизацию производственных показателей для снижения вредных выбросов в воздух, которым дышат семьи работников этого же предприятия. Второй — реализовать все перечисленное, но уже с административными штрафами за негативное воздействие на окружающую среду, с «подмоченной» репутацией и «трепетным» отношением к предприятию со стороны надзорных органов», — заметил юрист.

Общественное обсуждение проекта завершается 17 августа. После этого текст постановления будет доработан, подвержен антикоррупционной экспертизе и передан на утверждение главы кабмина.

ГД приняла закон о регулировании автоматического контроля вредных выбросов

МОСКВА, 12 июл — РИА Новости. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который совершенствует регулирование систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ.

Закон предлагает передавать информацию о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо государственного фонда данных государственного экологического мониторинга. Кроме этого, норма исключает из состава фонда данных информацию о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и госэкологического надзора.

Пункт 10 статьи 69 Закона № 7-ФЗ излагается в новой редакции, согласно которой правительство РФ наделяется полномочиями по установлению требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов, техническим средствам фиксации и передачи информации о них. В законодательстве также прописывается, что программа оснащения источников выбросов на объектах I категории будет представляться предприятием в составе программы производственного экологического контроля при подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения.

В указанных правилах закрепляются в том числе порядок передачи и фиксации данных и порядок определения загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется автоматический контроль. При этом будет взят за основу перечень, ранее согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках разработки распоряжения правительства Российской Федерации.

Предполагается, что ФЗ вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Это важно знать:  Прописка в квартире с долевой собственностью

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Новые методы расчетов рассеивания на старый лад

В статье рассмотрим новые Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273 (далее — Методы), в сравнении со старой Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утвержденной Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192.

Методы подлежат применению с 01.01.2018. С этого же срока утрачивает силу ОНД-86, при этом документация, разработанная и утвержденная до 01.01.2018 на основании расчетов, произведенных в соответствии с ОНД-86, действует в течение установленного для нее срока.

Методы предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ), в т.ч. включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р).

Установленные методы расчетов рассеивания выбросов в основном повторяют положения ОНД-86 с внесением отдельных корректировок и дополнений, так что можно говорить не о новых, а скорее об обновленных методах.

Так, Методы дополнены положениями для расчета рассеивания выбросов от таких источников, у которых температура газовоздушной (пылегазовоздушной) смеси (далее — ГВС) превышает 3000 °С или скорость выхода струи ГВС из устья источника выброса превосходит скорость звука в атмосферном воздухе.

Также в новом документе:

• устранена возможность упростить расчет рассеивания выбросов путем определения перечня загрязняющих веществ по параметру Ф. Исходя из назначения Методов, логично предположить, что расчет необходимо проводить по всем веществам, вошедшим в Перечень № 1316-р;

• уточнен подход к определению коэффициента А, зависящего от температурной стратификации атмосферы, и коэффициента F, учитывающего скорость оседания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

• усовершенствовано определение влияния рельефа местности на расчет рассеивания выбросов;

• изменился подход к расчетам распределения максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ на разных высотах;

• обозначены требования к расчетному обоснованию размеров санитарно-защитной зоны в части загрязнения атмосферного воздуха;

• добавлен расчет поля долгопериодных средних концентраций загрязняющих веществ.

В отличие от ОНД-86, в Методах не предусмотрены разделы, позволяющие решать обратные задачи по определению высоты трубы, мощности выброса при заданном уровне максимальной приземной концентрации, расхода топлива при фиксированных высоте и диаметре устья трубы, средней концентрации в устье источника при полной нагрузке оборудования.

Обратите внимание: решение таких обратных задач возможно и с использованием Методов (например, при расчетах в рамках проектирования новых объектов). Однако возникает вопрос о статусе таких расчетов в свете отмены ОНД-86, в котором они прямо предусмотрены.

Расчет поля долгопериодных средних концентраций загрязняющих веществ

Методы вводят новый термин — долгопериодная средняя концентрация.

А.Г. Дудникова, заместитель генерального директора ООО «ЭКОТИМ», член подкомитета по охране окружающей среды Ассоциации европейского бизнеса
А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 11, 2017.

Законодательные ограничения выбросов вредных веществ

Первые шаги по ограничению количества вредных веществ в отработавших газах были сделаны в Соединенных Штатах, где проблема загазованности в крупных городах стала наиболее актуальной после Второй мировой войны. В конце 60-х годов, когда мегаполисы Америки и Японии стали задыхаться от смога, инициативу взяли на себя правительственные комиссии этих стран. Законодательные акты об обязательном снижении уровня токсичных выхлопов новых автомобилей заставили производителей заняться усовершенствованием двигателей и разработкой систем нейтрализации.

В 1970 году в Соединенных Штатах был принят закон, в соответствие с которым уровень токсичных компонентов в отработавших газах автомобилей 1975 модельного года должен был быть меньше, чем у машин 1960 года выпуска: СН – на 87%, СО – на 82% и NОх – на 24%. Аналогичные требования были узаконены в Японии и в Европе.

Разработкой общеевропейских правил, предписаний и стандартов в области экологии автомобильной техники занимается действующий в рамках Европейской экономической комиссии ООН (EЭK ООН) Комитет по внутреннему транспорту. Выпускаемыеим документы получили название Правил ЕЭК ООН и обязательны для стран-участников Женевского соглашения 1958 года, к которому присоединилась и Россия.

Согласно этим правилам допустимые выбросы вредных веществ с 1993 году были ограничены: по оксиду углерода с 15 г/км в 1991 году до 2.2 г/км в 1996 году, а по сумме углеводородов и оксидов азота с 5.1 г/км в 1991 году до 0.5 г/км в 1996 году. В 2000 году введены еще более строгие нормы (рис. 10.2). Резкое ужесточение норм предусмотрено также и для дизелей грузовых автомобилей (рис. 10.3).

Рис. 10.2. Динамика ограничений вредных выбросов

для автомобилей массой до 3.5 тонн (бензин)

Нормы, введенные для автомобилей в 1993 году, получили название EBPO-I, в 1996 – ЕВРО-II, в 2000 – ЕВРО-III. Введение таких норм вывело европейские правила на уровень стандартов США.

Одновременно с количественным ужесточением норм происходит и их качественное изменение. Вместо ограничений по дымности введено нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для здоровья человека ароматические углеводороды, в частности бензапирен.

Нормирование выброса твердых частиц ограничивает их количество в значительно больших пределах, чем при ограничении дымности, которая позволяет оценивать только такое количество твердых частиц, которое делает отработавшие газы видимыми.

Рис. 10.3. Динамика ограничений вредных выбросов для дизельных грузовых автомобилей с полной массой более 3.5 т, установленных ЕЭК

Для того чтобы ограничить выброс токсичных углеводородов, вводятся нормы на содержание в отработавших газах безметановой группы углеводородов. Намечается введение ограничений на выброс формальдегида. Предусмотрено ограничение испарений топлива из системы питания автомобилей с бензиновыми двигателями.

Как в США, так и в Правилах ЕЭК ООН регламентируются пробеги автомобилей (80 тыс. и 160 тыс. км), на протяжении которых они должны соответствовать установленным нормам по токсичности.

В восьмидесятых годах был принят ГОСТ 17.2.2.03-87 “Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности” и ГОСТ 17.2.2.01-84 “Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений”.

Нормы, в соответствии с ростом парка и ориентацией на аналогичные Правила ЕЭК ООН, постепенно ужесточались. Однако уже с начала 90-х годов российские стандарты по жесткости начали существенно уступать нормам, введенным ЕЭК ООН.

Причины отставания – неподготовленность инфраструктуры эксплуатации автотракторной техники. Для профилактики, ремонта и технического обслуживания автомобилей, оснащенных электроникой и системами нейтрализации, требуется развитая сеть станций технического обслуживания с квалифицированным персоналом, современным ремонтным оборудованием и измерительной аппаратурой, в том числе и на местах.

Тем не менее работа по ужесточению экологических требований ведется. Постановлением Госстандарта РФ от 1 апреля 1998 года № 19 утверждены “Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов”, которые определяют временный порядок применения в России Правил ЕЭК ООН № 834 и № 495.

Это важно знать:  Решения принимаемые судом апелляционной инстанции

Для выполнения все более ужесточающихся норм по выбросу загрязняющих веществ производители автотракторной техники проводят совершенствование систем питания и зажигания, применение альтернативных топлив, нейтрализацию отработавших газов, разработку комбинированных силовых установок.

Система наблюдения за промышленным загрязнением в нашей стране не дает объективной картины состояния окружающей среды. Постов наблюдения за выбросами катастрофически не хватает, методика их расчета – безнадежно устарела. В то же время лоббисты предприятий-загрязнителей делают все, чтобы ситуация не менялась. Принятый в прошлом году закон о наилучших доступных технологиях заработает после 2018 года. Впрочем, в его эффективности экологи не уверены.

Credit: pixabay.com/ Foto-Rabe

Статья подготовлена специально для 61 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

В январе 2016 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила с предупреждением: риски для здоровья, связанные с загрязнением воздуха во многих крупных городах, достигли критической отметки. По словам экспертов ВОЗ, ситуация такова, что вскоре население Земли всерьез столкнется с проблемой ранней смертности, а власти разных стран будут изыскивать огромные суммы на лечение хронических заболеваний своих граждан, таких как нарушение работы сердца и даже старческое слабоумие.

Повышенные концентрации в атмосферном воздухе таких загрязнителей, как диоксиды серы и азота, оксиды азота и углерода, бенз(а)пирен и формальдегид, оказывают негативное влияние на экосистемы и здоровье людей. Диоксид серы поражает в первую очередь органы дыхания, глаза, центральную нервную систему, кожу, угнетает окислительные процессы. Диоксид азота и формальдегид обладают раздражающим действием на слизистые оболочки и органы дыхания. Действие высоких концентраций оксида углерода приводит к острому отравлению, при хроническом воздействии наблюдается увеличение содержания в крови карбоксигемоглобина, изменение психомоторных реакций у детей. Бенз(а)пирен провоцирует раковые заболевания.

Главный источник

Треть всех промышленных выбросов – это выбросы обрабатывающих производств, на втором месте – добыча полезных ископаемых (28%), на третьем – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (22%).

Несмотря на то, что общий объем выбросов от стационарных источников в целом по стране продолжает сокращаться, в ряде федеральных округов (Северо-Западный, Южный, Дальневосточный, Центральный) положительная динамика не наблюдается с 2007 года.

При общем сокращении выбросов тяжелых металлов по ряду показателей все же наблюдается значительный прирост. Например, выбросы ртути в 2014 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 160%, оксида меди – более чем на 8%, хрома – почти на 6%.

И хотя доля уловленных и обезвреженных веществ в общем количестве соответствует целевому показателю, говорится в госдокладе, объем выбросов в топливно-энергетическом комплексе и металлургии превышает установленный целевой показатель.

Загрязнение воздуха

По данным Росгидромета, в 2014 году в 51 городе (24% населенных пунктов, где проводились наблюдения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. В этих городах проживает 19% городского населения России. Годом ранее высокий и очень высокий уровни загрязнения отмечались в 123 городах (57%), что составляло 52% городского населения России.

Однако резкое изменение обусловлено не улучшением качества воздуха, а связано лишь с установлением в 2014 году нового среднесуточного значения предельно допустимых концентраций (ПДК) формальдегида – более чем в три раза выше применяемого ранее значения. При использовании для оценки прежнего значения ПДК формальдегида уровень загрязнения атмосферы оценивался бы как высокий и очень высокий в 107 городах.

По оценкам Роспотребнадзора, в 2014 году в условиях «превышения гигиенических нормативов загрязняющих веществ атмосферного воздуха при кратковременных подъемах их концентраций» проживало порядка 128,4 млн человек, т. е. 89% населения страны. Высокие уровни загрязнения воздуха (более 5,0 ПДК) наблюдались на территориях 29 субъектов Федерации.

В список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы (так называемый Приоритетный список) в 2014 году попало 35 населенных пунктов. В девяти из них определяющий вклад в загрязнение воздуха внесли предприятия топливно-энергетического комплекса, в трех городах – предприятия нефтехимической и химической промышленности и черной металлургии, в пяти – предприятия цветной металлургии.

Уровень загрязнения воздуха различается от региона к региону. Наиболее сложная ситуация сложилась в Уральском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. На уровень загрязнения воздуха оказывают влияние небольшие, но многочисленные промышленные объекты, эксплуатирующие наземные и низкие источники выбросов.

Качество воды – стабильно низкое

А вот с загрязнением водных источников, если верить официальной статистике, дела идут не так плохо. По экспертным оценкам, которые содержатся в докладе Минприроды, в целом по России доля загрязненных вод не превышает 5-6% общей величины их использования для питьевого водоснабжения населения. Загрязнение 38% исследуемых участков связано с деятельностью промышленных предприятий. Основными загрязняющими подземные воды веществами являются соединения азота, нефтепродукты, сульфаты и хлориды, тяжелые металлы и фенолы.

Несмотря на наметившуюся положительную тенденцию уменьшения антропогенной нагрузки на отдельные водные объекты, адекватного улучшения качества поверхностных вод не происходит, отмечается в докладе Минприроды. Качество пресной и прибрежных морских вод остается в целом стабильно низким.

Одним из существенных факторов, определяющих величину негативного воздействия на водные объекты, является неспособность обеспечить достаточный уровень очистки всего объема образующихся сточных вод. Доля нормативно очищенной на сооружениях очистки воды в общем объеме стоков – 4,2%. Общий объем загрязненных (без очистки и недостаточно очищенных) сточных вод составляет 34%, доля загрязненных сточных вод, сброшенных без очистки, в общем объеме – 7,4%. Общий объем загрязненных сточных вод, сброшенных без очистки, по сравнению с 2013 годом увеличился (на 8%), констатирует Минприроды.

Можно ли верить официальной статистике?

Как видим, данные доклада Минприроды оптимизма не вызывают. Но можно ли вообще считать объективной картину загрязнения окружающей среды по данным официальных отчетов? «Относительно», – отвечает на этот вопрос заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения ИНП РАН Борис Ревич. Росгидромет, который по закону осуществляет государственный контроль за качеством окружающей среды в населенных пунктах, очень плохо финансируется, поэтому система контроля годами не модернизируется. Кстати, еще в прошлом году с сайта Росгидромета можно было скачать ежегодный «Обзор состояния и загрязнения окружающей среды Российской Федерации». Теперь информация Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды доступна только по специальному запросу (один запрос – на один вид загрязнения). Услуга предоставляется в течение месяца.

Информации о загрязнении окружающей среды крайне недостаточно, соглашается с Борисом Ревичем руководитель петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов. По его словам, в первую очередь это связано даже не с закрытостью, а с тем, что статистика либо не ведется вообще, либо ведется некорректно. «В частности, нет информации об источниках и объемах сбросов и выбросов токсичных веществ. Тот государственный мониторинг, который худо-бедно ведется, осуществляется по очень скудному перечню веществ, который не меняется с 80-х годов прошлого века», – говорит Артамонов.

Очень плохо организовано наблюдение за специфическими веществами, которые в значительной степени определяют степень опасности загрязнения воздуха и водоемов, продолжает Борис Ревич. Из-за этого в списки населенных пунктов с самым высоким загрязнением не попадают крупнейшие города с огромными металлургическими производствами, зато маленькие городки оказываются там неизвестно по какой причине. В России никак не решается проблема загрязнения гормоноразрушающими веществами, которые активно используются в современной промышленности, указывает Дмитрий Артамонов. Связано это в том числе с тем, что нет никаких данных об этом загрязнении, оно просто не изучается.

Измерительное оборудование безнадежно устарело

В том, что система мониторинга технически устарела и нуждается в модернизации, признаются чиновники профильного департамента Новосибирска, города, в котором проживает более полутора миллионов человек. К такому же выводу приходят в администрации Кемеровской области. «В связи с этим возникает необходимость организации стационарных постов наблюдения за состоянием загрязнения воздушного бассейна в крупных промышленных городах Кемеровской области с населением численности в пределах и более 100 тыс. человек, таких как Белово, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск, Междуреченск», – говорится в докладе о состоянии окружающей среды региона за 2014 год. Экологическим мониторингом не охвачены целые районы Барнаула, признаются чиновники городской администрации в докладе за 2013 год. Заведующий метеорологической лабораторией Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) жалуется, что в 2013 году в Перми работало лишь семь постов контроля за состоянием атмосферы, тогда как их должно было быть не меньше двадцати. К тому же замеры воздуха на имеющихся постах проводились не постоянно, а три-четыре раза в сутки.

Это важно знать:  Как вписать в ОСАГО еще одного водителя: можно ли добавить в страховку второго человека (нового владельца) онлайн и реально ли сделать это бесплатно?

Нужно иметь в виду и то, что основной объем статистической информации складывается из отчетов самих предприятий, говорит Дмитрий Артамонов. При этом действенной системы государственного надзора за их сбросами-выбросами нет, поэтому достоверность данных под большим вопросом.

При этом часто возникают ситуации, когда на одной промышленной площадке находится несколько предприятий, каждое из них отчитывается, что у них все хорошо, а нормативы загрязнения воздуха при этом значительно превышены. И каждое предприятие ссылается на соседей, рассказывает председатель центрального совета «Российской зеленой лиги» Сергей Симак. За последние годы он сталкивался с подобными ситуациями в Новокуйбышевске, Сызрани (оба города – в Самарской области) и Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край). «Контролирующие органы при этом просто не могут никого наказать – не пойман – не вор. А раз не наказывают, то и исправлять ситуацию предприятиям незачем», – отмечает эколог.

Методика расчетов тоже устарела

По мнению экспертов, остроактуальной является проблема утверждения на государственном уровне методик в области охраны атмосферного воздуха. «Конечно, методических указаний по расчету выбросов в атмосферный воздух имеется в избытке, однако многие из них утверждены еще в СССР, а некоторые разработаны ведомственными организациями для отдельных отраслей промышленности. Более того, ни одна государственная организация не занимается утверждением таких методик в установленном порядке, так как этого порядка попросту нет», – пишет М. Ламихова в «Справочнике эколога» (№ 11, 2015 г.).

По словам Бориса Ревича, «сейчас происходит интенсивная гармонизация нормативов с рекомендациями ВОЗ и Евросоюза, и по воде этот процесс почти завершен. Однако серьезной медицинской и экологической проблемой остается отсутствие нормирования почв. В этой сфере используются советские нормативы, которым свыше 50 лет».

Другой существенной проблемой является изменение норм предельно допустимых концентраций по конкретным веществам. Например, с 1980-х годов норма по метилмеркаптану увеличена в несколько тысяч раз. Последний раз, в 2008 году, Роспотребнадзор официально увеличил ПДК по ядовитому газу еще в шесть раз. Или, как было сказано выше, в 2014 году среднесуточное значение предельно допустимых концентраций формальдегида было увеличено более чем в три раза.

Зачем не превышать, если можно легально превышать?

Впрочем, и без изменения ПДК многие предприятия совершенно легально превышают допустимые концентрации с санкции государства. Практика так называемых «временно согласованных выбросов (сбросов)», предусмотренная Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», позволяет устанавливать «временно согласованный выброс – временный лимит выброса вредного вещества в атмосферный воздух для действующих стационарных источников». Лимиты выдаются в обмен на проекты модернизации технологии предприятия, снижающей воздействие на окружающую среду. Они могут значительно превышать законодательные ограничения.

Теоретически, «индивидуальный подход» должен позволить предприятиям собрать средства на модернизацию. Однако российский бизнес зачастую живет на лимитах десятилетия. При этом соответствующие органы не могут привлечь такой хозяйствующий субъект к ответственности, а граждане не вправе подать на него в суд. Эту ситуацию юристы называют отсутствием правового регулирования.

Так, лимиты, выданные «Печенганикелю» (Мурманская область), в два раза больше предельно допустимой концентрации. В Красноярском крае по этой схеме работают «РУСАЛ Красноярск» и «Красноярский цемент», а также «Норильский никель». Вредные выбросы последнего вызывают у жителей Норильска носовые кровотечения, аллергический ринит, кашель, головную боль, першение в горле, удушье и рвоту. «Периодически в городе наблюдается густой туман из смога и газа, когда на расстоянии 200 метров не видно зданий. За последние годы повысилась смертность по причине увеличения количества заболеваний органов дыхания, а также сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний», – рассказывают жители, однако с формальной точки зрения предприятие ничего не нарушает.

Помогут ли окружающей среде наилучшие доступные технологии?

В Министерстве природных ресурсов большие надежды возлагают на недавно вступивший в силу закон о наилучших доступных технологиях (НДТ). Под наилучшими понимаются наиболее эффективные технологии производства продукции для достижения высокого общего уровня защиты окружающей среды в целом. Законом предусмотрено поэтапное повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду; введение системы комплексных экологических разрешений, выдаваемых при наличии программ повышения экологической эффективности; введение института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов. В Минприроды обещают, что закон о НДТ позволит усилить надзор за крупными предприятиями-загрязнителями и при этом сократит избыточное регулирование в данной сфере.

Закон предусматривает оборудование источников сбросов и выбросов автоматическими средствами измерения объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами передачи информации в единую систему госэкомониторинга.

На модернизацию производства закон отводит 14 лет. Для экологической модернизации предприятия законом предусмотрена система стимулов – налоговых и других льгот. В качестве санкций будет увеличена плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Внедрение этого процесса в некоторых регионах уже началось. Например, в Москве к апрелю 2015 года (более актуальной информации нет) датчики были установлены на 57 предприятиях: 11 ТЭЦ, 42 районных тепловых станциях, трех мусоросжигательных заводах и одной табачной фабрике.

В других регионах предприятия пока отказываются ставить датчики на свои трубы в добровольном порядке. Например, выступая на круглом столе в Законодательном собрании Красноярского края в мае 2015 года, заместитель регионального министра природных ресурсов и экологии Сергей Шахматов рассказывал об эксперименте, который провело его ведомство. Всем крупным предприятиям края было отправлено письмо с предложением внедрить системы мониторинга выбросов и передавать данные в информационную систему министерства. «Хочу вам доложить, что мы получили практически от всех стопроцентно отрицательные ответы. К сожалению, сегодня предприятия не готовы на добровольных началах давать информацию в наш мониторинговый центр», – рассказывал тогда Шахматов.

Вместе с тем эксперты скептически оценивают перспективы улучшения ситуации с промышленным загрязнением после вступления в силу закона о наилучших доступных технологиях. Большинство его нововведений отложены на после 2018 года, указывает директор по природоохранной политике WWF России, д-р геогр. наук Евгений Шварц: «Бизнес победил». По словам эколога, «одна из целей откладывания – чтобы данные по реальному воздействию бизнеса на окружающую среду не были публично доступны в течение ближайших 3-5 лет, потому что если данные по реальному воздействию станут публично известными, то стоимость акций компаний-загрязнителей, размещенных на лондонской фондовой бирже, может значительно снизиться». «Появление объективной информации по экологическим воздействиям сделает явным, что либо компании дезинформировали андеррайтеров, либо андеррайтеры врали покупателям акций во время первичного размещения. Соответственно, проспекты эмиссии акций были или некачественными, или сфальсифицированными», – объясняет Шварц.

Не все так просто и с оснащением датчиками заводских труб. Важно, что датчик будет измерять, говорит Сергей Симак из «Российской зеленой лиги». Распространена практика, когда для «оптимизации» отчетных показателей, для экономии либо из-за отсутствия методик или приборной базы контролируют не весь спектр веществ, которые могут быть в выбросе, а только часть из них, именно те, по которым нет превышений. «При этом по отчетам все может быть прекрасно, а люди задыхаются», – отмечает Симак.

С ним согласен и Дмитрий Артамонов: «Наиболее опасные вещества действуют в таких концентрациях, которые невозможно мерить подобными датчиками». Вопрос у эколога вызывает и то, кто будет следить за работой устройств, где гарантии, что данные не будут фальсифицироваться?

Евгений Шварц считает, что оснащение предприятий датчиками будет шагом вперед только в том случае, если данные с них будут общедоступны, например, на независимом сайте или сайте природоохранного ведомства. «Если информация с датчиков известна только начальнику местного Росприроднадзора и начальнику экологической службы завода, то это ничего не даст, кроме коррупции», – уверен эксперт.

Даже крайне скудная и неактуальная официальная статистика рисует тревожную картину влияния промышленного загрязнения на окружающую среду в России. Как менять ситуацию, понятно – модернизировать оборудование и технологии, делать статистику загрязнений открытой и прозрачной для общества. Первым шагом в этом направлении может стать принятый закон о наилучших доступных технологиях. Вопрос как всегда в правоприменении.

Статья написана по материалам сайтов: politexpert.net, ria.ru, www.profiz.ru, helpiks.org, bellona.ru.

»

Предыдущая
ДругоеБыт - Part 4
Следующая
ДругоеЗайм студентам на карту без отказа
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector