Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ — в 2020 году, вводящий штрафы, обязанности, о лицензировании, о раскрытии информации, регламентирующий деятельность, права, об ответственности

1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года они смогут работать только на основании лицензии. Для этих целей Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом. При этом изменения не затронут ЖСК и ТСЖ.

Предпосылки принятия Закона очевидны: ЖКХ – одна из самых проблемных сфер. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, 57% обращений поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. Похожая ситуация наблюдается и в Общественной палате РФ – более 50% обращений также касаются этой темы. Если учесть, что по статистике Минстроя России порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, то «виновник» всех бед становится очевиден.

По данным этого же министерства, в 2013 году государственными жилищными инспекторами было проведено более 240 тыс. проверок. Из них только 5 тыс. носили плановый характер, а остальные проводились по заявлениям граждан, недовольных работой управляющих организаций. Как отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, благодаря Закону с рынка могут уйти около 15% управляющих компаний (всего их в России около 16 тыс.). Оставшиеся же за счет лицензирования подвергнутся тщательному учету и надзору со стороны государства.

«С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Сегодня в России сложился «серый» рынок управления жильем. Достоверное количество компаний никто не знает. А ведь через них проходит ежегодно более 1 трлн руб. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России», – заявил он.

Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону. Некоторые из них, например председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, указывают на существенные недоработки и противоречия в самом документе. Другие же, в частности председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, считают, что лицензирование деятельности управляющих компаний с учетом текущего уровня коррупции недопустимо в принципе и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Проблема выдачи лицензий

Лицензии управляющим организациям будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения 1 . Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ. Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований.

С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом. Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований. Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в Жилищном кодексе РФ, ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:

«В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься наибольшим количеством представителей. Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно».

При этом председатель профильного комитета ОП РФ Игорь Шпектор считает, что необходимо более конкретно прописать, представители каких организаций должны входить в состав лицензионной комиссии. «Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии. Будет вводить руководитель нужных ему людей и произойдет захват [домов], поэтому нужно внести в Закон, кто должен войти в комиссию», – заявил он.

По мнению Александра Козлова, в лицензионные комиссии должны в обязательном порядке входить представители крупнейших саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в соответствующем субъекте РФ. Данные меры должны обеспечить объективность принимаемых решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Кроме того, он высказался за создание апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий. Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы.

В свою очередь Галина Хованская считает, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний. По ее мнению, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.

«Скажите, организация, которая «своя», она лицензию потеряет? Да никогда!» – пояснила Галина Хованская. Кроме того, по ее словам, в основном проблемы управляющих компаний связаны с ресурсоснабжающими организациями.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Огромное количество жалоб на управляющие организации! Когда анализируешь это, понимаешь, что их «раздевают» и банкротят ресурсоснабжающие организации. ТСЖ даже банкротят – более 100 судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка «грязные», непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию».

В связи с введением лицензирования помимо непосредственно выдачи разрешительных документов, каждый субъект РФ должен обеспечить ведение реестра лицензии. На федеральном уровне будет функционировать сводный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций (ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Также должны быть приняты региональные нормативные акты, сформированы лицензионные комиссий, проведена аттестация должностных лиц управляющих организаций.

На данный момент Минстрой России разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов, однако они пока не приняты и находятся в диапазоне от уведомления о разработке до процедуры оценки регулирующего воздействия (в ходе которой у Минэкономразвития России также возникают замечания). В связи с этим существует риск, что до 1 мая 2015 года не все регионы успеют решить организационные моменты и выдать управляющим организациям лицензии. По словам Галины Хованской, в ходе осенней сессии Госдумы может быть принят закон о переносе срока введения лицензий на 1 сентября 2015 года.

Проблема аннулирования лицензий

Законом предусматривается две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию. Для начала, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).

В подобной ситуации собственники на общем собрании должны заново выбрать способ управления домом (управляющая организация или ТСЖ), иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения. В такой ситуации она может продолжить обслуживать дом, невзирая на претензии государственного жилищного надзора (ст. 200 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 Жилищного кодекса РФ). При этом решение об обращении в суд будут принимать лицензионные комиссии субъекта РФ. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

По мнению ряда экспертов, нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются чрезмерными и могут использоваться как инструмент передела рынка. «Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия будет отбираться чуть ли не за один день», – считает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Также указанные положения закона могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые находятся в плохом состоянии, так как риск потери лицензии очень высок.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, станут управляющие организации брать дома, которые остро нуждаются в капитальном ремонте? Нет, конечно. Как черт от ладана они будут от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты. То есть на их бюджеты, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными».

По мнению Александра Козлова, проблему можно решить либо создавая муниципальные управляющие организации либо, что более эффективно, вводить экономические меры стимулирования управляющих компаний.

Проблема контроля и ответственности

Несмотря на достаточно широкие инструменты воздействия на управляющие организации, некоторые эксперты отмечают, что на самом деле возможности государства контролировать их деятельность достаточно ограничены. Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года). В итоге жилищные инспекции смогут проверять только соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечень которых крайне мал, и к тому же является закрытым.

«Ничего, кроме раскрытия информации, по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом Жилищного кодекса РФ, то нужно скорректировать ст. 193 Жилищного кодекса РФ в части перечня лицензионных требований», – считает руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Стоит отметить, что Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ 2 . В проекте министерство прописало широкий перечень требований, соблюдение которых может проверяться в рамках лицензионного контроля. Однако документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития России в ходе оценки регулирующего воздействия, в том числе потому, что он не согласуется с закрытым перечнем лицензионных требований. Таким образом, очевидно, что коллизию придется разрешать на уровне федерального законодательства.

Это важно знать:  Оценка автомобиля для наследства

Кроме того, нормы, предусматривающие административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, вступают в силу с 1 января 2015 года, в то время как сама обязанность иметь лицензию возникает лишь 1 мая 2015 года. Данное противоречие также на практике может привести к затруднениям и требует устранения.

В связи с принятием закона стоит и вопрос разграничения ответственности между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. По мнению Татьяны Вепрецкой, на данный момент практически за все отвечают управляющие компании.

«Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме. И разграничить на этом ответственность. Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании», – считает она.

Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Часть вещей, которые мы обсуждали на рабочих группах, не вошла в закон о лицензировании по разным причинам. Идет на осеннюю сессию законопроект, который называется в просторечии «О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве» 3 . В нем, я уверен, будут приняты решения по формулировке функции управления, которая пока отсутствует в Жилищном кодексе РФ. Причем в тех поправках, которые сегодня есть, она рассматривается как для собственников, ТСЖ, так и для управляющих организаций. Каждая из этих сфер получит четкую формулировку функции управления. Управляющие организации будут отвечать за управление многоквартирным домом и надлежащее содержание общего имущества.

В тех же поправках, которые сегодня рассматриваются, функции коммунальных услуг четко разделяются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающие организации получают статус исполнителя коммунальных услуг – платежи пойдут отдельно ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям. Причем по желанию ресурсоснабжающей организации, управляющие организации могут заниматься сбором платежей за коммунальные услуги по отдельному договору, с отдельной оплатой. Также в этих поправках есть значительные изменения в проведении общих собраний – мы должны подвигать собственников, чтобы они занимались содержанием собственного жилья».

Говоря о разграничении функций управляющих, ресурсоснабжающих организаций и собственников, также поднимается и вопрос об усилении ответственности последних. Неуплата коммунальных платежей негативно влияет на финансовое положение и качество услуг, управляющих компаний, поскольку ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность именно с них. Управляющая организация в свою очередь зачастую не имеет физической возможности взыскать задолженность с гражданина.

«Мы подаем в суды, тратим деньги, госпошлину платим – результат нулевой. Судебный исполнитель возвращает [исполнительный документ] – нечего брать, не с кого брать. Если так будет продолжаться, этот круг невозможно будет разрубить», – обрисовал проблему заместитель председателя НП «Союз управляющих организации» Корюн Лазян.

Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

«Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями. Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все классно – 85-90% [граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги]. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать. До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры».

Проблема обучения руководителей

Одним из условий выдачи управляющей организации лицензии является получение ее должностными лицами квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Документ будет выдаваться сроком на пять лет по результатам экзамена, порядок проведения которого уже разработал Минстрой России 4 . Всего кандидатам придется ответить на 100 вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в течение 120 минут. При этом чтобы сдать экзамен, правильных ответов должно быть не менее 86.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:

«Квалификационные экзамены будут проводиться с момента запуска этой системы до 1 мая 2015 года. Мы с нашей сетью центров общественного контроля очень внимательно посмотрели вопросы, которые сейчас в проекте Минстроя России разработаны. Очень много неоднозначных формулировок, как самих вопросов, так и предлагаемых вариантов ответов. Крайне важно внимательно до момента запуска подойти к подготовке этих вопросов и ответов, чтобы впоследствии не было двойного толкования или неточностей. В целом, порядок, который предложен – 2 часа, 86 правильных вопросов из 100, наверное, это нормальный регламент
проведения экзамена».

При этом вопросы имеют очень узкую специализацию и требуют высокого уровня знаний в соответствующей области. В связи с этим необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций, к сдаче экзамена. Такой позиции придерживается, в частности, Игорь Шпектор: «Это сложный вопрос и достаточно неприятная тема, нужно подумать о том, чтобы все-таки организовать учебу для желающих, чтобы потом не получился взрыв».

Как отметил Александр Козлов, не во всех регионах система профессиональной подготовки, переподготовки сформирована и поэтому, возможно, подготовить должностных лиц управляющих компаний к сдаче экзаменов не получится. «Я думаю, что экзамены будут сданы раньше, чем во многих регионах будет предоставлена возможность проходить обучение и переподготовку», – пояснил он.

По мнению Галины Хованской, в связи с проведением аттестации, возможно в ходе осенней сессии Госдумы придется переносить срок вступления закона в силу. «Получить лицензию можно только имея аттестат, но я не знаю, как коллеги из Минстроя России за полгода сумеют «обаттестатить» все управляющие организации. Это большой вопрос», – заметила она. По ее словам, проблема повышения профессионального уровня должностных лиц управляющих организаций стоит достаточно остро, и в идеале ее нужно было решать до введения лицензирования.

Таким образом, закон имеет очевидные недостатки, которые отмечают многие эксперты, как из числа общественников и государственных служащих, так и представители самой отрасли. Очевидно, что без внесения в Жилищный кодекс РФ необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ. В связи с этим, например, ОП РФ уже объявила о намерении направить Президенту РФ соответствующие предложения, выработанные совместно с Госдумой, Фондом содействия развитию ЖКХ, общественными организациями жилищного контроля и саморегулируемыми организациями управляющих компаний.

Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами. Что изменится в работе 21 тысячи управляющих организаций, задействованных на рынке жилищных услуг? Что нового в правилах управления домами? Как изменятся тарифы на ЖКХ? С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

На совещании в правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о новациях в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с принятием постановления правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331. Документом прописаны новые правила, совершенствующие работу управляющих компаний.

Главное, что теперь управляющие компании станут доступнее. Причем доступнее в буквальном смысле. Ситуация, когда вы живёте в одной части города, а офис УК вашего дома располагается в другой – так что приходится ехать долго, а то и с пересадками – в скором времени будет невозможна.

Так, специальным правительственным актом устанавливается требование к наличию представительства управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые ею управляются. Пешая доступность, по новым правилам, – это когда в течение часа пешком можно дойти до представительства УК.

По отдельному поручению премьер-министра Дмитрия Медведева установлено, что информация о тарифах должна содержать не только сведения о стоимости услуг соответствующей управляющей компании, но и о стоимости услуг других управляющих компаний в муниципалитете.

Так что теперь жильцам должна быть предоставлена возможность сравнить цены на услуги управления многоквартирными домами.

Новым правительственным постановлением устанавливаются дополнительные требования к деятельности управляющих компаний, прежде всего, связанные с работой аварийно-диспетчерских служб УК.

По словам Дмитрия Козака, такого регулирования раньше не было, точнее, было очень давно – во времена Советского Союза.

Итак, в связи с нововведениями порядок работы аварийных служб будет строго регламентирован вплоть до обязанности по реагированию на звонки граждан. Так, отныне определено время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.

Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Кроме того, регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров – в течение двух часов с момента регистрации заявки.

А на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем теперь отводится не более трёх суток.

Каждый сотрудник службы ЖКХ должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).

Предусматривается и серьезное наказание за неисполнение вышеназванных требований. Как подчеркивалось на специальном совещании в правительстве РФ, установлена ответственность УК вплоть до отзыва лицензии.

Какие нормативные акты по ЖКХ вступили в силу весной этого года

С 1 марта 2020 года вступили в силу Изменения в ПП РФ от 15.05.2013 № 416

Теперь более детально регламентирован порядок раскрытия и размещения информации управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, а также перечень информации, обязательной для раскрытия. Уточнены сроки, порядок подачи, приема, регистрации и ответа на обращения и запросы собственников.

В начале апреля 2018 года были официально опубликованы несколько нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормы жилищного законодательства. Приводим краткий обзор наиболее важных изменений.

С 3 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации»

Новый закон предоставляет возможность заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Установлен перечень оснований для заключения прямых договоров. Например, инициатором заключения прямых договоров могут выступить как собственники помещений, принявшие соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, так и ресурсоснабжающая организация.

Установлен порядок извещения ресурсоснабжающей организации о решении собрания собственников, а также права и обязанности ресурсоснабжающей организации относительно заключения или незаключения прямого договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Так, ресурсоснабжающая организация получила возможность одностороннего отказа от договора с управляющей компанией при наличии предусмотренных законом основания для такого отказа, указаны последствия такого отказа (в виде обязанности уведомлений определенного круга лиц об отказе от договора, заключении договора с собственниками помещений).

Это важно знать:  Временная регистрация ребенка для школы - нужна ли, как ее сделать

Определен порядок действия с задолженностью управляющей организации в случае заключения прямого договора между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Постановлением более подробно урегулировано действие льготных тарифов, которое осуществляется в соответствии со ст. 24.9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При установлении льготных тарифов для потребителей или их категорий, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

Льготные тарифы, лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются при нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также установлена обязанность для органа регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации опубликовать перечень потребителей или их категорий (за исключением физических лиц), имеющих право на льготные тарифы на своем официальном сайте, в случае его отсутствия — на сайте, определяемом субъектом Российской Федерации).

С 11 апреля 2018 года вступают в силу поправки ПП РФ от 27.03.2018 № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…»

Постановлением внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.

Признаются утратившими силу ряд положений Стандарта раскрытия информации, утвержденного ПП РФ от 23.09.2010 № 731 и изменения в ПП РФ от 13.08.2006 № 491.

Уточняется, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные, подробно раскрыто содержание и периодичность проведения каждого вида осмотра. Выявленные неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Установлены новые требования к собственникам жилых помещений и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив по определению размера платы за содержание жилого помещения. Так, на управляющую организацию возлагается обязанность не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания собственников представить предложение о размере платы за содержание. Установлены также требования к такому предложению.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу в ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Документом устанавливаются обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу также и изменения в ПП РФ от 03.04.2013 № 290

Теперь предусматривается возможность исполнения обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме.

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Сам закон называется немного иначе, а именно — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ — «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Изменения этим Федеральным законом вносятся в следующие нормативно-правовые акты:

1. Жилищный кодекс РФ
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
7. Федерального закона от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассмотрим по порядку, что же влечет за собой введение в действие этого федерального закона.

Закон обязывает организации, в лице юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Сам закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением отдельных пунктов, а вот лицензию организации должны получить до 01 мая 2015 года. Причем, организации, не получившие лицензию до вышеуказанного срока, не будут допускаться до осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также лицензионный контроль будут осуществлять органы государственного жилищного надзора.

Лицензия будет выдаваться без ограничения срока её действия, и будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, органами государственного жилищного надзора которыми она выдана.

Основные условия получения лицензии:

Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ, организациям, зарегистрированным на территории иностранных государств, лицензия выдаваться не будет.

Кроме того, обязательным для должностного лица организации, которая собирается получить лицензию, является наличие квалификационного аттестата, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления, а также его отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц. Получение квалификационного аттестата, который выдается на 5 лет, предполагает сдачу квалификационного экзамена. Порядок проведения и определения результатов квалификационного экзамена будут определяться органами исполнительной власти, в законе об этих порядках положения отсутствуют на данный момент.

Отказать в предоставлении лицензии организациям лицензионная комиссия может при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение 30 дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами либо об отказе в её предоставлении.

Где будут содержаться сведения:

Сведения о наличии лицензий, выданных организациям, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организаций на основании лицензии, а также сведения об аннулировании лицензий должны содержаться в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре.

Данная информация должна быть открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Случаи аннулирования лицензии:

Следует отметить, что для организаций получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами – ещё половина дела. Очень важно, управляя многоквартирным домом, такую лицензию не потерять.

Так, законом предусмотрено, что при наличии у организации или у должностного лица в течение календарного года двух или более административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора, в отношении многоквартирного дома, такой дом может быть исключен из реестра лицензий субъекта РФ.

Несмотря на это, собственники помещений вправе в течение 2 месяцев со дня информирования об основаниях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, принять решение о продолжении управления их многоквартирным домом организацией, которая ранее обслуживала их дом, и из списка которой в реестре лицензий, он был исключен. Копия протокола общего собрания собственников с таким принятым решением должна быть направлена в органы государственного жилищного надзора в течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола.

Но исключение одного многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ ещё не является самым страшным для организации, которая осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. Полученная не без особого труда лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Основанием для решения лицензионной комиссии о подаче заявления в суд об аннулировании лицензии у организации является исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, площадь которых составляет пятнадцать или более процентов от общей площади многоквартирных домов, которые находились в управлении у организации.

Наказание и штрафы за неисполнение закона:

Ещё одним немаловажным моментом в законе являются положения о размере штрафов за неисполнение данного закона. Так, например, осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии будет наказываться штрафом в размере – для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, и для юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Кроме того, административное наказание может быть применено и в отношении членов лицензионной комиссии. Так, необоснованное принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии членами лицензионной комиссии влечет наложение штрафа для должностных лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Основные выводы:

Рассмотрев основные положения закона о лицензировании организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сложно пока ещё сделать вывод, насколько вступление этого закона благоприятно отразится на качестве услуг, предоставляемых такими организациями. А ведь основное назначение этого закона заключается именно в этом — оставить на рынке обслуживающих организаций только те компании, которые добросовестно, качественно и квалифицировано оказывают услуги по управлению многоквартирными домами.

Несомненно, это значительно усложняет жизнь тем организациям, которые постоянно собирали бесконечное множество нарушений и штрафов, не замечая их и оплачивая их за счет собственников помещений. Собственникам предоставлено право самим решать оставить эту управляющую компанию или отказаться от неё на основании исключения их дома их реестра лицензий субъекта РФ, но здесь также нельзя сидеть, сложа руки, а нужно проводить собрание и принимать решения.

Стоит отметить, что большая доля ответственности и результаты действия этого закона ложится на плечи органов государственного жилищного надзора, которые обязали осуществлять выдачу или аннулирование лицензий и вести лицензионный контроль.

Лицензирование управляющих компаний ЖКХ. Как не потерять бизнес?

Как известно, до 1 мая 2015 года управляющие компании (УК) должны пройти лицензирование или прекратить свою деятельность. Тема очень насущная, поэтому без лишних вступлений сразу к делу.

О чем в этой статье:

  • правовые основы лицензирования (где почитать, посмотреть, какие есть законы, постановления)
  • требования к соискателям лицензии (на что обратить особое внимание)
  • этапы, которые предстоит пройти, для получения лицензии
  • квалификационный аттестат, экзамен (как он будет проходит)
  • подача документов, проверка, комиссия
  • Стандарт раскрытия информации (Постановление № 731)

Правовая основа

1. Во-первых, это Жилищный кодекс РФ.

Вся Глава 19 ЖК РФ посвящена Лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.
И конкретно статья 193 — лицензионные требования (подробнее требования разберем ниже).

2. Постановление Правительства РФ № 1110 от 28 октября 2014 года «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Это важно знать:  Банк не возвращает вклад: что делать

Что в данном постановлении конкретно:

  • кто осуществляет лицензирование – во 2 пункте (ГЖИ)
  • требования к соискателю – пункты с 3 по 4
  • какие документы предоставляет соискатель – пункты 5 – 6
  • осуществление проверки сведений
  • о дисквалификации лиц, об аннулировании лицензий
  • в отдельном положении — подробнее о Реестре дисквалифицированных лиц

Он регулирует порядок проведения квалификационного экзамена и выдачу аттестата об успешном прохождении экзамена.
Там же об аннулировании квалификационных аттестатов, о ведении их реестра, перечень вопросов на квалификационном экзамене.

Подробно останавливаться на этом не будем — о Стандарте раскрытия была предыдущая статья. Ниже рассмотрим, почему УК (управляющим компаниям) на раскрытие информации надо обратить особое внимание.

Теперь давайте поподробнее и с самого начала — с лицензионных требований к УК.

Лицензионные требования раскрываются в Жилищном кодексе — Статья 193:

  1. регистрация соискателя лицензии в качестве ЮЛ или ИП на территории РФ. Здесь все предельно ясно.
  2. наличие у должностного лица УК квалификационного аттестата. То есть на момент подачи заявления на получение лицензии, у директора должен быть аттестат, что он успешно сдал экзамен.
  3. отсутствие у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления и за экономические преступления.
  4. отсутствие в реестре лиц, в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации .
  5. отсутствие в федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД информации об аннулировании лицензии. Понятно, что в этом реестре еще никого нет, так как сами лицензии начнут выдавать еще только с 1 мая 2015 года.
  6. соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации!

Почему выделен 6 пункт? Смотрите с 1 по 5 требование — все понятно:

  • наверное, все зарегистрированы в России
  • экзамен сдал или не сдал
  • есть ли у вас судимость или вы дисквалифицированы, тоже знаете
  • отзыв лицензии еще ни у кого не мог быть

По первым требованиям инспекция (ГЖИ) вас проверит быстро, да и придраться здесь не к чему, даже если очень захотеть. Не будет же она смотреть на документ, где указано, что вы зарегистрированы в качестве ЮЛ на территории России и говорить: «Не верю!»?

А вот с последним (шестым) требованием все серьезно, имейте ввиду. Это главное, на чем они будут основываться, делая вывод, рекомендовать вас или нет на лицензию — это Стандарт раскрытия информации (Постановление № 731). Готовьтесь. И если и придираться к вам — это цель № 1.

Теперь об Этапах получения лицензии

1. Получение квалификационного аттестата (сдача экзамена).

Здесь небольшой совет: Экзамен и аттестат — бесплатны. Директор обязательно должен все пройти, но возьмите с собой еще кого-нибудь (к примеру, пусть пройдет и заместитель). Вдруг руководителя через время дисквалифицируют — а это уже причина к отзыву лицензии.
Директора дисквалифицируют, а УК как юридическое лицо может существовать и дальше.

3. Подаете заявление и пакет документов в органы ГЖИ. Чуть позже рассмотрим конкретно, что подавать.

4. Далее ГЖИ запрашивает информации по соискателю лицензии в МВД (на наличие судимостей), в Налоговую (по поводу регистрации в РФ), в Минстрой (дисквалифицированы или нет), в Казначейство по поводу оплаты пошлины.

5. Далее ГЖИ рассматривает ваше заявление в срок – не более 30 рабочих дней.

6. На последнем этапе принимать решение будет лицензионная комиссия.

И по выводам комиссии ГЖИ оформит приказ о выдаче лицензии или об отказе.
Срок принятия решения комиссией не более 45 рабочих дней с момента подачи заявления (с 3 этапа).

Подробнее читайте в статье

Об этом Приказ Минстроя №789/пр от 5 декабря.

Чтобы на него попасть, вы должны подать заявление в ГЖИ (вам назначат дату и время). Будете сдавать в компании с другими соискателями.

И так экзамен:

  • начнем с того, что не надо опаздывать (будет проходить регистрация и присвоение номеров). Эти номера вы вводите, когда садитесь за тест, по ним вас и будут идентифицировать
  • возьмите паспорт или другой документ удостоверяющий личность

нет паспорта или опоздали — считается, что не сдали

  • компьютерное тестирование — 2 часа
  • из 200 вопросов индивидуально, произвольно и автоматически выпадает 100 — по 3 варианта ответов на каждый, один из которых правильный
  • на вопросы отвечаете по порядку — следующий вопрос после ответа на предыдущий (пересмотр ответов не допускается)
  • чтобы сдать экзамен, надо правильно ответить на более 86 вопросов
  • имейте ввиду: тест бесплатный и его можно проходить сколько угодно раз (здесь вы ограничены во времени — это уже другой день и придется еще раз подавать заявление)
  • Что запрещается: общаться с кем-либо и обмениваться вещами, пользоваться законами, актами, справочниками, средствами связи, покидать помещение — нарушили, значит не сдали!

Хорошая новость! Компания «РосКвартал» бесплатно дала возможность проходить тестирование на своем сайте — 200 вопросов с 3 вариантами ответов на каждый (можно нажать на помощь и посмотреть почему так). Тестирование возможно и в режиме экзамена, т.е. условия максимально приближены к «боевым» (120 минут, 100 вопросов).

Онлайн-тренажер квалификационного экзамена — проверяйте свои знания, тренируйтесь прямо сейчас.

О Квалификационном аттестате:

  • выдается бесплатно и на срок 5 лет (далее пересдача)
  • выдается на конкретного человека, а не на организацию, поэтому рекомендуется пройти несколькими представителями
  • аннулируют, если получен с использованием подложных, недостоверных документов
  • аннулируют, если вас включили в реестр дисквалифицированных лиц
  • аннулируют, если в отношении вас вступил приговор суда по экономическим преступлениям, преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким

По аннулированию, надеемся, все понятно. Есть требования на получение аттестата: если в будущем им не соответствовать, аттестат аннулируют.

Узнайте что такое

Насчет Дисквалификации:

Сведения в реестре дисквалифицированных хранятся в течение 3 лет со дня внесения (могут быть исключены оттуда по решению суда или после снятия административного наказания).

О подаче документов и проверке их в ГЖИ

1. Заявление

В зависимости от региона Бланки заявлений могут быть разными — так что скачивайте их на сайтах местных ГЖИ.

Что, скорее всего, надо будет указывать во всех заявлениях:

  • сведения о регистрации в качестве ЮЛ или ИП в России
  • информацию о судимостях (их отсутствии)
  • информацию об оплате госпошлины
  • информацию об отсутствии в реестре лиц, лицензия которых была аннулирована и/или они были дисквалифицированы
  • информацию о ранее выданных лицензиях
  • перечень сайтов и печатных СМИ, на которых раскрывается информация о деятельности УК

По предоставленному вами перечню сайтов и печатных СМИ, инспекция будет проверять вашу УК на соответствие Стандарту раскрытия информации – это самый важный и проблемный вопрос на сегодняшний день.
Как это происходит? Сначала ГЖИ идет на РеформуЖКХ, а потом на ваш сайт и смотрит: правильно ли раскрыта информация, ее соответствие, достоверность и т.д. (смотрите 731 Постановление).

Не забывайте и про стенды! Выездные проверки инспекций в УК по поводу стендов не предусмотрены, но… Если какая-нибудь бабушка (по собственной воле или по «просьбе» недобросовестных конкурентов) напишет на вас жалобу, то к вам поедут. И если там не все в порядке, появляется причина не рекомендовать вас на получение лицензии.

Что вам еще нужно:

2. Копия квалификационного аттестата
3. Прилагаете перечень МКД, которые находятся под управлением

Документов, требуемых от УК не так и много: заявление, аттестат, перечень домов и больше ничего.
Но, есть такой совет: Если вы предоставите данные сами (копии документов, о которых вы пишете в заявлении), то срок рассмотрения на лицензию сократиться, т.к. ГЖИ не надо будет заниматься запросами (в среднем 5 дней на межведомственные ответы).

Пример: Приложите к заявлению выписку из ЕГРЮЛ (для ЮЛ) и ГЖИ не надо будет запрашивать информацию с налоговой о вашей регистрации на территории РФ.

Что еще можно рассказать…

Лицензионная комиссия

По регионам могу быть отличия в составе, но принцип один:

  • нечетное количество голосующих
  • решение принимается простым большинством
  • присутствует представитель ГЖИ, но без права голоса, т.к. он дает рекомендации комиссии на выдачу/отказ в лицензии

По поводу комиссии нас спрашивал директор УК из Пензы, поскольку они часто судятся с ГЖИ, боятся, что им могут отказать в лицензии по неприязни.

Законодатель учел подобные моменты, как защитить от возможного произвола:

  • Вы можете судебно обжаловать выводы комиссии и конкретно каждого ее члена
  • Если член комиссии не сможет объяснить (обосновать) почему он принял такое решение, ему грозит штраф в 50 000 руб.

Еще советы по срокам:

Не откладывайте все на последний день — это все не быстро, на каждый этап есть свои сроки.

Чем раньше проходите лицензирование, тем лучше. Если первый раз откажут, то до 1-го мая еще будет возможность исправить нарушения и получить лицензию.

До 1 мая вы все должны пролицензироваться, до 1 апреля должны подать заявление на получение лицензии.

Учтите, что 45 дней дается на сам процесс. И если до 1 апреля не подать заявления, то вы выходите за все рамки. Так что хотя бы обратитесь с заявлением!

Проверка на соответствие Стандарту раскрытия информации. Немного статистики!

Тема лицензирования новая как для Управляющих компаний, так и для Жилищных инспекций. Многие из ГЖИ заранее готовились (может просто тренировались) к этому и проводили мониторинг УК на соответствие Стандарту раскрытия информации.

В декабре мы провели телефонный опрос представителей ГЖИ по Северо-Западному федеральному округу. Что получилось?

Если бы на тот момент проходила проверка заявителей на соответствие Стандарту, то:

  • в Мурманской области – 68%,
  • в Карелии – 75%,
  • в Архангельской области – 55%,
  • в Санкт-Петербурге – 63%

управляющих компаний не получили бы лицензии! К остальным были бы вопросы!

Стандарт раскрытия информации, по сути – единственный критерий, на основании которого органы ГЖИ будут или рекомендовать, или не рекомендовать вашу компанию к получению лицензии в лицензионную комиссию.

А что им еще проверять (или к чему придираться)? Согласитесь, остальное все просто:
— заплатили ли вы пошлину
— зарегистрированы ли в РФ
— есть ли судимости и/или дисквалификация

Стандарт раскрытия информации очень важен — не зря на этом вопросе мы акцентируем наибольшее внимание.

  • Постановлением № 731 (Стандарт раскрытия информации)
  • Бесплатный онлайн-тренажер квалификационного экзамена для руководителей УК
  • Вебинары про лицензирование УК — бесплатно
  • Новые Формы раскрытия информации (разработанные Минстроем)

Удачи Вам в прохождении экзамена. И в конечном итоге желаем вам получить лицензию.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям заполнять сайты Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ . Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Статья написана по материалам сайтов: www.garant.ru, informatio.ru, raschetgkh.ru, roskvartal.ru.

»

Предыдущая
ДругоеЗакон № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации""
Следующая
ДругоеЗалоговый счет в банке - это...
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector