Зарплаты государственных гражданских служащих 2020

В бюджете вырастут средства на материальную мотивацию чиновников

Как сообщается, на указанные цели в течение трех лет направят 631,9 млрд рублей. При этом каждый год средства будут возрастать — с 138,6 млрд в следующем году до 284,4 млрд к концу периода.

Согласно действующему закону о бюджете, на мотивацию чиновников изначально предполагалось выделить по 99,6 миллиарда в 2019 и 2020 годах.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов пояснил в эфире НСН, что к категории госслужащих не относятся депутаты и министры.

Он также привел пример, для чего нужны стимулы непосредственно госслужащим.

— Когда идет работа над бюджетом или пенсионной реформой, то сотрудники аппарата (госслужащие) работают практически в круглосуточном режиме. В этом случае, конечно, соответствующие выплаты для них необходимо предусматривать, чтобы мотивировать людей, — объяснил депутат.

Как сообщает РБК, ссылаясь на проект федерального бюджета, который был вынесен на рассмотрение на заседании правительства 20 сентября, в 2019–2021 годах правительство предполагает резко увеличить бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников. В общем за три года расходы на эти цели могут превысить 630 млрд рублей (138,6 млрд рублей в 2019 году; 208,9 млрд рублей в 2020 году и 284,4 млрд рублей в 2021 году).

По цифрам на ближайшие два года наблюдается превышение сумм, заложенных в действующий бюджет, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд рублей. И это при нынешней средней зарплате госслужащих в федеральных госорганах в 118,8 тыс. рублей!

Честно говоря, наглость такого предложения поражает. Ведь вносится оно в условиях, когда продолжаются бои вокруг проекта очевидно несправедливой пенсионной реформы, вызванной, как мотивирует свою позицию правительство, именно неспособностью государства найти средства на покрытие возрастающего дефицита Пенсионного фонда РФ. Но дефицит-то этот в 2017 году составил 220,43 млрд рублей! То есть цифры, планируемые ежегодно на увеличение «материальной мотивации чиновников», сопоставимы с ним и даже превышают его. Основное объяснение этого решения сводится авторами проекта бюджета к необходимости выполнения августовского 2016 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016−2018 годы». Речь в нём шла о необходимости повышения престижа гражданской службы. Судя по предложению правительства, «престиж» понимается им сугубо как заинтересованность граждан России в том, чтобы пойти на госслужбу с целью улучшить своё материальное положение.

Но кроме такого «престижа», есть ведь и авторитет, есть, наконец, уважение, которое должны испытывать к государственным служащим другие граждане нашей страны. Это, судя по всему, авторов проекта не беспокоит. Или они считают, что госслужащий достоин большего уважения уже только за то, что государство назначило ему большую зарплату?

А ведь именно настоящее уважение и настоящий авторитет являются главнейшей основой повышения реальной эффективности работы чиновников, о необходимости которой говорилось в соответствующих указаниях президента. Всё остальное к ним только прикладывается.

В каких же условиях правительство предполагает таким образом «повышать престиж» государственной службы?

О навязывании обществу пенсионной реформы мы уже сказали. Взглянем теперь на цифры Росстата, касающиеся реальных располагаемых доходов россиян, которые тоже цитируют сегодня все СМИ. По сравнению с июлем в августе 2018 года они снизились на 0,7%, а по сравнению с показателем за аналогичный период 2017 года снижение составило 0,9%.

Росстат пытается несколько подсластить эту пилюлю данными о том, что в январе—августе 2018 года среднемесячный уровень доходов населения вырос на 2,2% по сравнению с восемью месяцами предыдущего года и составил почти 31 тысячу рублей. А среднемесячная начисленная номинальная заработная плата по итогам августа достигла 41,14 тыс. рублей.

Что такое «среднемесячный уровень доходов» мы знаем. Помнится, приходилось сравнивать рост доходов в первой половине текущего года 24 российских миллиардеров и 24 российских пенсионеров. Оказалось, что богатство первых приросло на сумму, в 9 миллионов раз превышающую ту, на которую приросло «богатство» вторых. Понятно, что говорить иначе, чем о средних показателях, Росстату России в этих условиях сложно. Но и нам понятна вся условность средних цифр в современной России.

Что нас ждёт в ближайшие месяцы, понятно: рост инфляции (здесь цифры колеблются от 4% в оценках официальных ведомств до более 6% у независимых экспертов), более быстрый рост потребительских цен вследствие резкого ослабления рубля, подорожания топлива и повышения НДС.

Итак, надо ли в принципе повышать денежное содержание государственных служащих? Наверное, надо. Но делать это необходимо соразмерно социально-экономическим реалиям в стране, где прожиточный минимум на душу населения лишь немного превышает 10 тыс. рублей и не соответствует ничему, кроме идеологии правительства. Ниже этой черты у нас в стране официально находится около 20 млн человек, а при подсчёте на основе не только денежного, но и так называемого деприватизационного метода (то есть метода лишенности, недополучения гражданином различных социальных благ) — в полтора раза больше. Но спросим себя честно: а тот, кто имеет на свою жизнь меньше 15 тысяч рублей в месяц, не бедный? Я упомянул идеологию. Да, всё более укрепляюсь во мнении, и проект бюджета на ближайшие три года — ещё один аргумент в пользу этого, что идеология правительства в нашей стране не только предполагает увеличение социального расслоения россиян, но и прямо работает на него.

Другими словами, мы пришли к ситуации, характерной для России на рубеже XIX и XX веков: существующая на недосягаемых и прочно отделяющих её от народа высотах бюрократия и наращивающая свои капиталы и эксплуатацию буржуазия — с одной стороны, и тот самый эксплуатируемый и беднеющий народ — с другой.

Высоты, как мы помним, оказались досягаемыми; народ «дотянулся» и до одних, и до других. А купленная за большие деньги лояльность не только высшего, но и среднего чиновничества ничего в итоге правящему режиму не дала. Разделённое царство не устояло.

Неужели напускаемые в мозги граждан России антисоветские пары настолько сильны, что затуманивают эту очевидную истину?

Почему это важно:

Резерв на выплаты «мотивационных» госслужащим в 2019–2021 годах — следствие указа президента России Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы России на 2016–2018 годы», который он подписал в августе 2016 года. Путин этим указом поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы.

Что еще известно:

Предполагается, что часть 138,6 миллиарда рублей, зарезервированных на 2019-й — 375 миллионов рублей, пойдут исключительно на стимулирование федеральных госслужащих, которые участвуют в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты, которых 12, организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года. Их планируют расширить до 67 федеральных проектов.

Те 493 миллиарда рублей, которые закладываются на 2020 и 2021 годы, собираются потратить на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих».

Повышение зарплаты госслужащим в 2019 году

Зарплаты госслужащим, которые полностью начисляются из государственного бюджета, не росли начиная с 2014 года. В 2016 году было заявлено, что после окончания срока моратория на повышение окладов рядовой служащий получит прибавку в 38%. Однако в скором времени заявление было отозвано и решение вопроса отложили до лучших времён. Судя по последним новостям, повышение зарплаты в 2019 году всё-таки состоится, о чём уже было официально заявлено с обозначением конкретных цифр.

Нужно отметить, что принцип начисления зарплат государственным служащим состоит из многих составляющих, поэтому разобраться, как отразится анонсируемый рост на реальных доходах, не так просто.

Сколько составит реальное повышение

Правительственная пресс-служба и Минфин РФ заявили о предстоящих реформах в этой сфере, которые начнутся уже в 2018 году. Изменится не только размер оклада госслужащих, но трансформируется и общий принцип начислений, который теперь будет учитывать стимулирующие выплаты за эффективную работу отдельно взятой единицы.

Это важно знать:  Страхование рисков в сельском хозяйстве, страхование в сфере сельского хозяйства

Ведомственные управления предоставляют данные, судя по которым текущие заработные платы часто дифференцируются безосновательно, поэтому имеющуюся ситуацию будут изменять принципиально.

Минэкономразвития обещает, что оплаты чиновников на протяжении 2019 года будут повышены на 8%. На эти цели уже заложены 450 млрд рублей, которые фигурируют в разрабатываемом проекте бюджета на 2019 год. Окончательно утверждать, что запланированная мера воплотится в жизнь, можно будет только после того, как соответствующий федеральный закон утвердит Федеральное Собрание РФ в конце 2018 года. Если этот пункт пройдёт все чтения без изменений, то чиновники действительно получат прибавку в виде 8%-ной индексации. Это повышение зарплаты госслужащих коснётся только той части, в которой непосредственно фигурирует оклад, на все остальные категории, составляющие заработную плату, оно не распространяется.

Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. Сюда войдут все пункты начислений, а не только «голый» оклад. Такое усреднение тоже довольно условно и не позволяет узнать реальную картину, потому что зарплаты чиновников разных уровней существенно отличаются. Если госслужащий в аппарате президента ежемесячно получает около 200 тыс., то специалист I категории — 26 тыс. Такая разница более чем существенна и служила поводом для недовольства младших работников аппарата.

Когда ожидать индексации

Одна часть ожидаемого повышения представляет собой индексацию. Стоит отметить, что о реальном повышении доходов в данном случае речь не идёт. Цели, преследуемые индексированием заключаются в том, чтобы догнать уровень годовой инфляции и «подтянуть» зарплаты в соответствии с её темпами.

Судя по последним новостям, первая ступень повышения запланирована на первый-второй квартал 2019 года. Размер составит 4%. Второй этап ожидается в последнем квартале, предположительно — в октябре. Размер составит те же 4%, но уже с учётом предыдущего повышения.

Стимуляционные выплаты

Но основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов:

  • оклад для определённой должности;
  • оклад в соответствии с чином;
  • выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%);
  • дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров. Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

Индексация зарплаты госслужащим запланирована на 2019 год

Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. Сюда войдут все пункты начислений, а не только «голый» оклад. Такое усреднение тоже довольно условно и не позволяет узнать реальную картину, потому что зарплаты чиновников разных уровней существенно отличаются.

Если госслужащий в аппарате президента ежемесячно получает около 200 тыс. рублей, то специалист I категории — 26 тыс. рублей. Такая разница более чем существенна и служила поводом для недовольства младших работников аппарата.

Запланирована индексация и повышение зарплаты госслужащим в 2019 году

Последняя до 2018 года индексация заработных плат этой категории бюджетников проводилась еще в 2013 году. С тех пор зарплаты госслужащих были заморожены, государство на примере чиновников демонстрирует, что средства бюджета в кризис экономятся на всех.

Еще в конце 2017 года Минтруд объявил о том, что в 2019 году впервые будут повышены зарплаты федеральным госслужащим. Индексации стоит ожидать и в 2020 году.

Процент индексации в обоих случаях составит 4%. Правда, проведут ее не в начале года, а только с 1 октября. Тогда же, когда индексируются зарплаты военнослужащим. Статистика фиксирует рост заработков у госслужащих при том, что их зарплаты заморожены.

Средняя зарплата федерального чиновника в 2016 году составляла 115,7 тыс. рублей в месяц. В 2017 году эта сумма выросла почти до 119 тысяч. Такой рост может объясняться сокращениями, особенно сотрудников на низкооплачиваемых должностях.

Как будет проходить повышение зарплат гослужащим в 2019 году

Основные изменения коснутся стимуляционных выплат. На данный момент ежемесячные выплаты чиновникам состоят из таких компонентов: оклад для определённой должности; оклад в соответствии с чином; выслуга лет (для служащих со стажем до 5 лет – 15%, 5 – 10 лет – 20%, 10 – 20 лет – 30%); дополнительные выплаты для госслужащих при условии работы в секретных подразделениях или в условиях особой сложности (размер доплат варьирует от 60% оклада для нижних рангов до 200% для руководства).

Многие аналитики и экономисты делают прогнозы о том, что в 2019 году произойдёт повышение двух первых компонентов, в то время, как остальные не сохранятся в прежних масштабах. Теперь они не будут повсеместными, а распространятся только на тех, кто реально выполнит все должностные нормативы, прописанные в трудовом договоре, или перевыполнит их, что нужно будет доказывать в индивидуальном порядке.

На стимуляционные выплаты из федерального бюджета в 2019 году запланировано выделить сумму в 380 млрд рублей. Ответственные органы, занимающиеся разработкой критериального подхода, заявляют, что акцент будет сделан на заработной плате молодых специалистов, потому что существует необходимость привлечь в ряды госслужащих грамотных молодых кадров.

Ещё одна цель реформирования – сделать государственную службу привлекательной для россиян, что вызовет здоровую конкуренцию и простимулирует получение добавочных высших образований и общий рост компетенции кадрового состава. Одним из механизмов, который для этого могут применить, является повышение зарплат наряду с сокращением общего количества государственных служащих.

На данный момент критериальный принцип только разрабатывается соответственными органами, и вполне вероятно, что в действие он вступит уже с начала 2019 года. Во всяком случае, по плану на протяжении 2019 года он должен быть утверждён и запущен к функционированию.

Кто относится к категории госслужащих

Далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом.

Несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

На 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 млн. чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 млн.

Минфин платит

В 2019 году эти деньги должны получить госслужащие территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, рассказал первый вице-премьер — министр финансов Антон Силуанов. Он объяснил, что они в большинстве случаев получают меньше, чем их коллеги в региональных органах исполнительной власти. «Это не может нас не беспокоить. И в этих целях предусмотрены меры дополнительного материального стимулирования территориальных органов министерств, ведомств, федеральных служб», — сказал Силуанов. С 2020 года «увеличение материального стимулирования» предусмотрено и на «федеральном уровне», то есть, по-видимому, затронет и служащих центральных аппаратов министерств.

По данным Росстата за 2017 год, гражданские служащие территориальных органов федеральных ведомств получают в среднем в 1,4 раза меньше, чем служащие в органах власти регионов: 42 тысячи против 59 тысяч рублей в месяц. В некоторых регионах этот разрыв достигает 2,5 раза, например в Ямало-Ненецком автономном округе, двукратный разрыв сложился в Санкт-Петербурге, в полтора раза отличаются зарплаты федеральных и региональных служащих в Москве и Московской области. Обычно первые получают меньше, чем в среднем зарплаты по региону, вторые — гораздо больше, поэтому федеральным ведомствам гораздо сложнее привлекать качественных специалистов, они конкурируют с региональными властями только по числу вакансий.

Это важно знать:  Что такое предоплаченная банковская карта

По данным Росстата, в территориальных учреждениях федеральных органов власти работают почти 1,2 миллиона человек (за исключением судебной власти и прокуратуры), в центральных аппаратах министерств, служб и агентств — почти 38 тысяч человек, в государственных органах субъектов РФ — свыше 260 тысяч человек. Разумеется, не все они замещают должности государственной гражданской службы. По данным Росстата, таких менее половины (почти 700 тысяч человек) из тех, кто работает в госуправлении на региональном уровне.

«Конечно, нельзя допускать слишком больших разрывов между оплатой госслужащих, выполняющих сопоставимую работу в разных органах власти, — полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. — Но «цена вопроса» велика — дополнительная оплата труда в 2020 году достигнет почти 0,2 процента ВВП, затем еще возрастет. Поэтому повышение зарплаты должно увязываться с ростом производительности труда, что создаст возможность постепенного сокращения числа служащих». Силуанов также упомянул про возможные сокращения и оптимизацию бизнес-процессов.

Весь вопрос в том, кто и как будет определять, кого премировать, а кого нет, отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. Такая система работает справедливо при проектном управлении, которое только начинает внедряться в госслужбе. «Как определять критерии эффективности человека, по каким новым KPI (ключевым показателям деятельности. — Прим. ред.), — это все пока остается за скобками», — говорит он.

В системе госслужбы сохраняется проблема сложности и недостаточной прозрачности системы оплаты труда, при этом на премирование и стимулирование и сейчас направляется значительная доля средств, добавляет Игорь Барциц, директор Института госслужбы и управления РАНХиГС.

Зарплата госслужащих в 2019 году

В государственных учреждениях трудится немало россиян – одних только федеральных чиновников по стране приходится по одному на каждых девяносто жителей, а если брать статистические данные по всему государственному сектору, то эта цифра составляет около 6 миллионов человек, трудоустроенных в госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату, начисляемую из государственного бюджета, а она, как известно, редко бывает высокой.

Именно потому для них особенно злободневными являются вопросы, связанные с индексационными мерами и повышением уровня окладов. Ситуация с зарплатами госслужащих на протяжении нескольких лет оставалась критичной – последнее повышение было проведено в 2013 году, а потом на эту часть расходов госбюджета был наложен индексационный мораторий. Впрочем, госслужащие неоднократно слышали от властей, что уже скоро их жизнь наладится.

Президент издал «майские указы», постановив, что с 2018 года оклады госсужащих возрастут в 1,5 раза, покрыв «недостачу» финансирования за все прошлые годы. Но уже скоро в СМИ просочилась информация о том, что бюджет не располагает средствами для массового увеличения окладов, поэтому госслужащим, скорее всего, поднимут финансовое довольствие в пределах годовой инфляции. Давайте узнаем, какими могут стать зарплаты госслужащих в 2019 году!

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Как формируется зарплата госслужащего?

Итоговые суммы, начисляемые госслужащим в виде заработной платы, состоят из нескольких основных компонентов:

  • оклад, основой для начисления которого является занимаемая должность;
  • оклад, начисляемый на основании чина;
  • надбавка за определенную выслугу лет. Например, если человек трудится в качестве госслужащего на протяжении 1-5 лет – ему начисляют до 10% к окладу, за службу на протяжении 5-10 лет — 15%, 10-20 лет — 20%, а если проработать в госорганах более трех десятков лет, можно получить надбавку в размере 30%;
  • допвыплаты — они положены тем, кто трудится на особых условиях, в подразделениях со сложной и секретной работой. Для младших сотрудников такие допвыплаты могут доходить до 60% оклада, для старших – достигать 120%, а для руководства – до 200%.

Нужно отметить, что индексационным манипуляциям подвергается именно оклад, то есть когда говорят о повышении зарплаты госслужащих, речь идет именно о двух компонентах, указанных в начале списка. Кстати, многие экономисты придерживаются такого мнения – оклады будут повышены за счет экономии, которой достигнет правительство, сократив стимулирующие выплаты. Почему госслужащие могут лишиться части допвыплат, мы объясним чуть позже.

Текущая ситуация с зарплатами госслужащих

Как уже было сказано, в течение последних лет правительство ежегодно пролонгировало мораторий, запрещающий индексировать оклады государственных служащих. В перечне основных причин, сдерживающих пересмотр окладов в сторону повышения, были названы неблагоприятные условия в национальной и мировой экономике, рост безработицы, повышение инфляционных проявлений, жесткие санкции и негативные тренды нефтерынка.

Вопрос о повышении окладов обсуждался в правительстве с завидной регулярностью, тем более что в адрес властей постоянно поступают просьбы решить этот вопрос. Итогом стала разработка законопроекта от представителей Министерства финансового развития РФ. Они подготовили перспективный документ еще в 2016 году, однако его рассмотрение было отложено на конец 2017 года. Тогда Минфин предложил еще на один календарный период отказаться от индексации зарплат госсотрудникам, судьям, военным и полицейским.

Затем в прессе были опубликованы новые сведения – согласно заявлению Максима Топилина (главы Министерства, отвечающего за трудовую и социальную сферу страны), буквально в первые месяцы 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 200% в отношении среднерегионального уровня. Потом в СМИ просочилась информация, что итоговый рост зарплат в 2018 году достигнет 38% в сравнении с текущими показателями, но буквально через пару дней в пресс-службе правительства эту информацию опровергли.

С комментариями по вопросу повышения окладов выступил бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что федеральный бюджет попросту не имеет денег для такого масштабного пересмотра окладов. Можно было бы переложить ответственность в этом вопросе непосредственно на региональные власти, но местные бюджеты далеко не всегда хорошо наполняются – многие территориальные единицы и так зависят от федеральных субсидий, а им еще нужно обеспечить ремонт школ, детских садиков и медицинских учреждений.

Многие считают, что зарплаты госслужащих в России уже и так достаточно высокие, а значит, пересматривать их в ближайшее время не обязательно

Можно отметить, что средний уровень окладов совершенно не отражает реальную картину для отдельных представителей сектора государственной службы. Многие представители этой категории россиян говорят, что называемые Росстатом цифры не отвечают действительности. Естественно, далеко не все получают обещанные 100 тысяч рублей. Высокие зарплаты – прерогатива незначительной части сотрудников госслужб. Об этом свидетельствуют такие данные:

  • 199 тысяч рублей ежемесячно — зарплата, которая начисляется лишь 1,7 тысячам служащих, представляющих президентскую администрацию. Этот показатель является в России самым высоким. Впрочем, в ведомстве отмечают, что зарплаты были урезаны – годом раньше тут платили в среднем 216 тысяч рублей;
  • 179,8 тысяч рублей в среднем получают в Совете Федерации. Тут зарплаты повысились на 18,6% за год;
  • 118,6 тысяч рублей – это средняя заработная плата 150 человек, работающих в Федеральном агентстве специального строительства;
  • 114 тысяч рублей – зарплата, которую в среднем получат за месяц те, кто занимает высшие должности в Министерстве чрезвычайных ситуаций, однако таких сотрудников насчитывается только около 430. Для сравнения, обычные сотрудники МЧС в Москве могут претендовать на 50 тысяч рублей, а в регионах она и того меньше – около 32 тысяч со всеми надбавками;
  • 116,9 тысяч рублей – суммы, начисляемые тем, кто работает в Управлении по делам президента страны;
  • 112 тысяч рублей – зарплата 410 человек, занимающих высшие должности в структуре Федеральной службы экологического, технического и атомного надзора;
  • 146,4 тысячи в нацвалюте – это средняя зарплата для 251 представителя Конституционного суда. Кстати, годом ранее среднее значение зарплат тут было равно 135 тысячам рублей;
  • 119 тысяч рублей – среднемесячный заработок, положенный 862 работникам Верховного суда;
  • 141,1 тысяч в нацвалюте – среднемесячное финансирование работников аппарата Госдумы;
  • 148,8 тысяч рублей – зарплата представителей МИДа;
  • 109 тысяч в нацвалюте положены работникам Минфина;
  • 75 тысяч рублей – среднее финансовое довольствие 436 человек, занятых на должностях в Судебном департаменте при Верховном суде;
  • 84 тысячи в нацвалюте – зарплаты, которые начисляют 451 сотруднику Генеральной прокуратуры РФ;
  • 66 тысяч рублей – среднее значение зарплат, положенных 16 тысячам работников Следственного комитета;
  • 89 тысяч в нацвалюте начисляют 275 работникам Центризбиркома;
  • 162 тысячи в месяц – средний показатель зарплаты тысячи государственных аудиторов из Счетной палаты;
  • 64 тысячи рублей – средняя зарплата, начисляемая 180 сотрудникам Аппарата при уполномоченном по правам человека;
  • 53 тысячи рублей – средняя зарплата тех, кто работает в Госархиве РФ;
  • 50,9 тысяч рублей в среднем – зарплаты чиновников из Росмолодежи. Они замыкают приведенный перечень, причем за год снижение их окладов составило около 17%.
Это важно знать:  Какой алкотестер использует ГИБДД (ГАИ) в 2020 году - штрафы

Интересно, что не во всех территориальных единицах страны на протяжении 2017 года придерживались наложенного моратория. Кое-кто из региональных властей решил воспользоваться лазейкой: дело в том, что президентский указ запретил всеобщую индексацию, но не повышение окладов для отдельных категорий чиновников. Именно этим, кстати, поясняются и данные про увеличение зарплат представителей министерств и ведомств, приведенные выше.

Роскомстат отмечает, что показатели коэффициентов усредненной оплаты труда работников центральных министерств и ведомств выросли на 3,5%, а в регионах этот рост составил 7,7%. Общефедеральные траты на увеличение окладов некоторых категорий работников судов и министерств, сенаторов, депутатов и прокурорских сотрудников обошлось казне в 47,5 миллиардов рублей.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».

В 2019 г. минимальный оклад госслужащих доведут до прожиточного минимума

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Пересмотр начисления стимулов

Отдельно скажем о реформах, которые ожидают чиновников уже в 2018 году. Правительство нацелено на то, чтобы начислять стимулирующие выплаты соразмерно с эффективностью работы отдельно взятого государственного служащего. В ведомствах утверждают, что текущие заработные платы чиновников являются необоснованно дифференцированными, поэтому нужно подходить к вопросу повышения зарплат на основании подхода, отличного от нынешней схемы.

Например, чиновник в администрации президента получает выплаты в размере 200 тысяч рублей, а обычный чиновник высшего ранга может претендовать в среднем на 76 тысяч. Что уж говорить о специалистах первой категории, которым даже в столице положено довольствие в размере 26 тысяч! Именно потому аналитики предлагают повышать оклады молодым госслужащим, стимулируя их работать на честной и эффективной основе на благо россиян.

Новые законодательные нормы гласят: чтобы получить максимальный оклад и дополнительные надбавки, чиновникам придется соблюдать нормативы, прописанные в их личном трудовом договоре. Обещают, что с 2018 года для всех должностных лиц будут установлены критерии, позволяющие провести оценку эффективности труда. В итоге, если чиновник не сумеет доказать свою полезность в качестве специалиста, он получит оклад без надбавок-стимулов.

Критериальный подход все еще находится в стадии разработки – вполне возможно, что это новшество вступит в силу именно в 2019 году. Главная сложность состоит в обозначении показателей эффективности работы чиновников. Пока что власти отвечают на этот вопрос туманно, ссылаясь на ежегодные отчетные документы и формы, внутренние регламенты и списки критериев, выдвинутых к образованию, навыкам, компетенциям и стажу сотрудников.

С 2019 года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их труда

При этом не каждого госслужащего можно оценить количественными мерами. Допустим, сотрудников ведомств, работающих с инвестиционным капиталом, можно оценить по критерию его привлечения, госслужащих из Минпромышленности – по введению новых производственных мощностей, представителей Министерства труда – по показателям сокращения числа безработных граждан. Но измерить эффект от работы сенатора или сотрудников Госаппарата или Конституционного суда вряд ли возможно.

Правительство также обещает, что число чиновников подвергнут в 2018 году значительному сокращению, избежав дублирования функций в учреждениях и ведомствах страны. Возможно, именно путем сокращений правительство изыщет резерв для увеличения окладов.

Новый порядок предоставления льгот

Напоследок озвучим небольшие инновации в отношении льгот для госслужащих. Изменения коснулись ежегодных отпусков, которые у этой категории россиян составляют на два дня больше, чем положено обычным гражданам (30 дней). Новый порядок предоставления отпусков, который будет действовать и в 2019 году, гласит, что отпуск теперь будет увеличиваться согласно стажу чиновника:

  • на 1 день – при стаже от 1 до 5 лет;
  • на 5 дней – при выслуге в 5-10 лет;
  • на 7 дней – при стаже в 10-15 лет;
  • на 10 дней – при выслуге более 15 лет.

Статья написана по материалам сайтов: rosinformmburo.ru, 2019-god.com, www.1rre.ru, rg.ru, fin2019.com.

»

Предыдущая
ДругоеЗапрет на вывоз ребенка за границу
Следующая
ДругоеЗатопили соседей снизу – что делать
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector