+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Земли рекреационного назначения: какие ЗУ относятся к этой категории, что можно строить, как получить в аренду участок лесного фонда на осуществление деятельности?

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарии к ст. 98 ЗК РФ

1. Земельный кодекс относит к землям рекреационного назначения предназначенные и используемые для таких целей земли. Рекреационная предназначенность» означает наличие необходимых экологических, пространственных, культурологических и прочих свойств земельного участка, позволяющих использовать его для рекреационных нужд. Другим важным аспектом содержания понятия рекреационного назначения земель является организованный характер осуществляемого на них отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Однако если подобную организованность понимать буквально, то пришлось бы исключить из состава земель рекреационного назначения территории, которые используются населением самостоятельно (неорганизованно). Между тем такие территории часто являются резервом для развития индустрии отдыха и туризма и по этой причине их свойства должны сохраняться в том числе посредством норм о правовом режиме земель рекреационного назначения. В то же время нельзя обойти тот очевидный факт, что неорганизованное рекреационное природопользование осуществляется на любых землях — как отнесенных к данной категории, так и землях лесного, водного фонда и любых других, где это не запрещено и не ограничено законом или собственником. Таким образом, к землям рекреационного назначения как формально определенной подкатегории земель относятся земельные участки под объектами недвижимости рекреационного назначения, перечисленными в п. 2 настоящей статьи.

Расположение на земельном участке капитального объекта недвижимости рекреационного характера не единственный критерий отнесения земель к категории рекреационных. К рекреационным землям настоящей статьей Кодекса относятся учебно-туристические тропы и трассы, лесопарки, пригородные зеленые зоны — земли, которые сами непосредственно обладают рекреационными свойствами и выполняют рекреационные функции. Вместе с тем такие земли с большой вероятностью могут одновременно входить в другие категории и подкатегории земель. Лесопарки, пригородные зеленые зоны могут входить в лесной фонд. Тропы и трассы часто проходят в заповедниках, национальных и природных парках и, следовательно, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. А если принять во внимание то, что учреждения и организации отдыха, спорта, туризма часто базируются в лечебно-оздоровительных местностях и курортах, то получается, что даже занятые объектами недвижимости рекреационные земли тоже могут относиться к другой категории. Таким образом, «чистота» деления земель на категории применительно к землям рекреационного назначения объективно невозможна при той конструкции, которая была положена в основу выделения данной подкатегории земель. Впрочем, это не имеет видимых отрицательных последствий, поскольку всегда действует требование целевого использования земель рекреационного назначения, а кроме того, и требования охраны иных видов земель, которые в большинстве ситуаций более многочисленны и строги, что в конечном счете способствует сохранению земель рекреационного назначения.

Рекреационное назначение имеют также рекреационные зоны в составе земель населенных пунктов, включающие в себя земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемыми для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85 ЗК РФ). Эти земли используются в соответствии с градостроительными регламентами и с соблюдением их целевого назначения. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации города об утверждении акта выбора и проекта границ земельных участков, предварительного согласования места размещения жилого комплекса со встроенно-пристроенными коммерческими помещениями на территории лесопарка, расположенного на землях общего пользования. Удовлетворяя требование прокурора, суд сослался, в частности, одновременно на п. 9 ст. 85 и ст. 98 Земельного кодекса РФ .

К землям земель рекреационного назначения могут быть отнесены территории особых экономических зон. Земельно-правовой режим туристско-рекреационных особых экономических зон устанавливается нормами земельного законодательства и специального законодательства о таких зонах. Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»). Земельные участки, на которых располагаются особые экономические зоны, определяются соглашением о создании таких зон и предоставляются во временное владение и пользование на основании договора аренды. Земельные участки для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны могут относиться к землям особо охраняемых территорий и объектов, в том числе землям национальных парков. В таких ситуациях правовой режим земельного участка, включенного в особую экономическую зону, сохраняет элементы правового режима своей категории земель и может включать дополнительные условия, согласованные в договоре аренды, которые не должны противоречить целевому назначению и разрешенному использованию такого земельного участка.

К настоящему времени особые экономические зоны туристско-рекреационного типа созданы на территории городов-курортов Кавказских Минеральных Вод, Краснодарского края (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа), Зеленоградского района Калининградской области, Иркутской области, Алтайского края и в ряде других регионов. На этих территориях осуществляются любые виды деятельности, за исключением запрещенных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые резиденту особой экономической зоны на основании соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности, составляет 2% их кадастровой стоимости в год.

Земли рекреационного назначения не ограничены в обороте. Например, в собственность общества с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, из земель особо охраняемых территорий и объектов под оздоровительный лагерь .

Распоряжение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30 июня 2006 г. N 2823-р.

2. Как отмечалось, принадлежность к данной категории земель предопределяется целевым назначением объектов недвижимости — их направленностью на удовлетворение рекреационных, оздоровительных, спортивных, туристических, познавательных и иных аналогичных нужд. Законодатель стремился дать максимально полный перечень рекреационных объектов, но все же оставил его открытым, исходя из того что возникают новые виды таких объектов (например, не спортивные клубы и др.). Рекреационное назначение является оценочным понятием и в случае возникновения спорных ситуаций должно подвергаться толкованию исходя из целей и содержания деятельности конкретного объекта.

Зависимость назначения земель от назначения объектов недвижимости имеет и обратную сторону: в случае перепрофилирования или прекращения деятельности объекта будет изменяться категорийная принадлежность земельного участка.

В целях предотвращения деградации и обеспечения рационального использования земель рекреационного назначения могут быть приняты нормативы рекреационной нагрузки. В настоящее время нормирование рекреационного воздействия на окружающую среду находится в зачаточном состоянии.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. Положение Кодекса не содержит указания на то, какой именно сервитут устанавливается в данном случае. Подобные цели не названы в числе оснований установления публичного сервитута (п. 3 ст. 23 ЗК РФ), однако, учитывая неопределенно широкий круг лиц, в интересах которых используются туристические тропы и трассы, и цели такого использования, следует исходить из публичного характера сервитута. Плата за ограничения, связанные с установлением сервитута, которую должен получать правообладатель земельного участка от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случае существенных затруднений в использовании земельного участка, должна компенсироваться за счет отчислений от платы туристов за пользование объектами туристского показа.

Свою сферу действия в регулировании рекреационного землепользования имеет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду (п. 5 ст. 86 ЗК РФ).

Правовой режим пригородных зеленых зон является, пожалуй, одним из наиболее сложных.

Во-первых, с точки зрения поиска и применения относящихся к нему норм. К пригородным зонам могут относиться различные категории земель. Согласно ст. 86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Как видно, зеленые зоны здесь являются лишь одной из возможных зон, и Кодекс предоставляет особый статус земель рекреационного назначения только им. При этом не исключается нахождение зеленых пригородных зон в составе иных категорий земель. В одних случаях статус зеленой зоны будет иметь характер обременения, например при расположении их на землях сельскохозяйственного или специального назначения. В случае произрастания на территории зеленых зон лесов, состоящих в качестве таковых на кадастровом учете, вступают в действие также нормы ЛК РФ. Леса зеленых зон относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов (ст. 102 Лесного кодекса РФ). Лесной кодекс запрещает в зеленых зонах, лесопарках: использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях; ведение охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разработку месторождений полезных ископаемых; размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений. В такой ситуации правовая защита зеленых зон несколько усиливается лесным законодательством. Если леса зеленых зон расположены за пределами земель лесного фонда, то пригородные зеленые зоны, на которых эти леса произрастают, будут относиться также к землям природоохранного назначения (п. 1 ст. 97).

Это важно знать:  Компенсация за невыплаченную заработную плату

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» рассматривает зеленые зоны и в составе территорий населенных пунктов как часть зеленого фонда поселений, и за их пределами в числе различных защитных и охранных зон (п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 61), не регулируя их правовой режим.

Во-вторых, и это гораздо в большей степени осложняет правовую защиту зеленых зон, повсеместно существует неопределенность статуса зеленых зон, связанная с отсутствием необходимых актов об их выделении, что необходимо по закону (см. п. 5 ст. 86 Кодекса), либо с их недостаточностью или противоречивостью. Из судебной практики хорошо видно, насколько значимое место в доводах сторон занимает доказательство наличия либо отсутствия зеленой зоны. Приведем характерный пример. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа областного комитета по лицензированию и природопользованию о предоставлении общественной организации территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, поскольку предоставлена была территория зеленой зоны города Пскова. Прокурор в обоснование своей позиции сослался, в частности, на то, что в зеленой зоне осуществляется определенная деятельность, например туристская, которой может мешать осуществление на этой же территории охоты. Суд при рассмотрении доводов ответчика об отсутствии установленной вокруг города зеленой зоны обратился к обширному перечню действующих и архивных документов (начиная с 1944 г.) и в конечном счете убедился в том, что зеленая зона вокруг города существует и занимает радиус 25 км .

В последнее время земельное законодательство совершило ряд уступок потребностям в развитии: прямо допустило использование земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены зеленые зоны, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в целях строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов (Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ). Кроме того, зеленые зоны были исключены из запрета на перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, под запретом остался только перевод лесопарков. Утратил силу Закон Московской области от 29 июля 2003 г. N 100/2003-ОЗ «О пригородных зеленых зонах городов Московской области».

См.: Кузнецова О.Н. О некоторых проблемах правового статуса пригородных зон // Правовые вопросы строительства. 2006. N 1.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Запрет нецелевого использования земель рекреационного назначения имеет общий характер, и потому соизмерение действительных целей использования земель с их рекреационным назначением осуществляется оценочно применительно к конкретным ситуациям. Приведем пример деятельности, не соответствующей целевому назначению рекреационных земель. По иску областной прокуратуры к администрации города Брянска суд признал недействительным договор аренды земельного участка, на котором расположен сквер и памятник воинской партизанской славы. Спорный земельный участок выделялся обществу с ограниченной ответственностью для строительства жилого дома. В соответствии с п. 9 ст. 85 и п. 5 ст. 98 ЗК РФ земельные участки, занятые скверами, относятся к рекреационной территориальной зоне и используются для отдыха граждан и туризма .

Определение ВАС РФ от 8 октября 2007 г. N 12912/07.

Больше определенности в отношении лесов. Лесной кодекс признает осуществление рекреационной деятельности видом использования лесов и допускает на землях лесного фонда строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности (ст. ст. 21, 25 ЛК РФ). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта РФ определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, то на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные, лыжные и конные прогулки, занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования, а также другие виды рекреационной деятельности.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности предусматривают при определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, использование оптимальной рекреационной нагрузки на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде .

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды России от 24 апреля 2007 г. N 108).

Земельное право

Земли рекреационного назначения

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря.

дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Земельный кодекс РФ правильно отражает понятие «земли рекреационного назначения», поскольку рекреация — это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения; домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и др.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются.

Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов. Так, Лесной кодекс РФ разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ одним из видов лесопользования.

Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 50 Водного кодекса РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

К землям рекреационного назначения Земельный кодекс РФ относит также земли пригородных зеленых зон, что вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает, как о том сказано в Градостроительном кодексе РФ, земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо сказанного, Градостроительный кодекс РФ предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно несвязанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий. Земельный кодекс РФ к ним относит следующие земли (ст. 99):

  1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия);
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим.

Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению. Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Это важно знать:  Налоги для пенсионеров: какие не надо платить сегодня

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.

Поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации. Они несут ответственность за их сохранность.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны. В пределах охранных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ без соответствующего разрешения органов охраны памятников.

Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.

В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 3К РФ).

Согласно Закону РСФСР «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст. 33).

На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293)

Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования (ст. 16 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 — 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Земли рекреационного назначения: какие ЗУ относятся к этой категории, что можно строить, как получить в аренду участок лесного фонда на осуществление деятельности?

Сообщение Змеелов » 27 окт 2011, 10:42

Не нашёл нужного раздела, буду здесь. Не сочтите за рекламу, ко мне имеет отношение как проектной организации, но всё больше и больше граждан РФ задумываются об этом.

Главный закон, регулирующий эти отношения это Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007)

Статья 41. Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности

1. Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
2. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
3. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
4. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду.
5. Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Это важно знать:  Как узнать когда забирать права

Re: Аренда земель лесного фонда или как законно построить из

Сообщение бунтарь » 27 окт 2011, 10:50

Re: Аренда земель лесного фонда или как законно построить из

Сообщение Змеелов » 27 окт 2011, 11:10

Разберём пункт 5 правила, тоже достаточно всё понятно.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2007 г. N 9515ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Настоящие Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

2. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам — в аренду
Часть 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

3. При определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.

4. Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
5. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты
Часть 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

6. Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.

7. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений
Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

8. В целях проведения благоустройства предоставленных лесных участков лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, осуществляют уход за лесами на основании проекта освоения лесов.

9. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии — на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

10. В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.

11. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Классификация земель

Земли рекреационного назначения

Содержание статьи:

Земельные участки рекреационного назначения

Обзор земельного законодательства позволяет выделить такие зоны, как земли рекреационного назначения. Определение данному понятию дается в ст. 98 ЗК РФ.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

+7 (499) 553-09-05

+7 (812) 448-61-02

+7 (800) 550-38-47

К данным территориям можно отнести земельные массивы, которые предназначены только для организации мест отдыха, туристических баз, маршрутов и кемпингов, а также с целью осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Земли рекреационного назначения относятся к категории территорий, нуждающихся в установке специального правового режима эксплуатации и особом природоохранном порядке.

Состав земель рекреационного назначения

Строго определен состав данной категории площадей. В группу включены участки следующего целевого использования:

  • для устройства мест отдыха населения и отдельных категорий граждан;
  • с целью прокладывания туристических маршрутов и устройства кемпингов, лагерей;
  • в качестве территории для размещения турбаз, пансионатов, домов отдыха;
  • для постройки физкультурно-оздоровительных объектов;
  • территории для устройства детских лагерей, парков, домов рыболова или охотника.

Единственным ограничением, которое законодательство устанавливает относительно этой группы территорий – земли должны располагаться за границами поселений.

Ранее в указанную группу включались массивы пригородных зеленых зон, однако, позже они были исключены из данной категории.

Использование земель рекреационного назначения

Эксплуатация наделов рекреационной принадлежности происходит в рамках договора, заключенного с распорядителями (собственниками или пользователями по договору аренды или срочной эксплуатации) земель. Пользование происходит на основании заключенного договора о сервитуте, т.е. земли не изымаются. Сервитут носит публичный характер.

Земли рекреационного назначения предназначены и используются для устройства зон отдыха, туристических маршрутов и ведения физкультурно-оздоровительной работы.

В отношении таких земель введен специальный правовой режим пользования, согласно которому наделы не изымаются у собственников и временных распорядителей, однако, в отношении них устанавливается порядок свободного доступа всех желающих.

Земли могут участвовать в любых юридических сделках, не запрещенных действующим законодательством – купле-продаже, дарении, мене. Ответственность за сохранность и начальное состояние земель несут распорядители территорий. Согласно ст. 8.8 КоАП, штраф может составить от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости территорий, но не менее 10 тыс. рублей для граждан и от 1 до 1,5% от кадастрового показателя для должностных лиц, но не меньше 20 тыс. рублей. Что касается организаций, то штраф составит от 1,5 до 2% кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.

Особенности правового режима данной категории земель заключаются в том, что любой гражданин может посетить указанные участки, при условии соблюдения режима пользования территориями.

Законом запрещается выполнение на участках рекреационного значения работ, не отвечающих их целевому назначению. Перевод земель из одной группы участков в другую также запрещен.

Заключение

В завершение можно сделать ряд выводов:

  1. Площади рекреационного типа используются для организации туристического и спортивно-оздоровительного отдыха.
  2. Земли должны располагаться за границами поселений и иметь определенный природный потенциал для эксплуатации.
  3. В состав таких территорий входят места организации кемпингов, туристических троп, турбазы и спортивные объекты.
  4. Использование площадей разрешается только согласно целевому назначению земель. Перевод в другую категорию наделов запрещен.
  5. Относительно участков устанавливается специальный режим пользования и заключается соглашение о сервитуте с владельцами или временными пользователями.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям рекреационного назначения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Петр Васильевич. Я являюсь собственником участка на берегу озера в рекреационной зоне. Территорию признали таковой всего лишь год назад, а землю я приобрел в собственность около десяти лет ранее.

Сейчас сложилась ситуация, когда я вынужден предоставлять доступ к озеру через мой участок для всех желающих. Соответствующее предписание выдала местная администрация, и теперь я вынужден предоставлять свой участок для доступа к озеру.

К сожалению, это наносит земле существенный ущерб, хотя мною были установлены все необходимые информационные знаки, определяющие порядок пользования участком.

Подскажите, имею ли я право запретить гражданам пользоваться моим участком или нет? Куда мне обратиться для этого?

Ответ: Уважаемый, Петр Васильевич. Согласно действующему законодательству, поскольку ваш участок расположен в пределах рекреационной зоны, в отношении надела устанавливается определенный режим землепользования. Однако по поводу предоставления прохода через свой массив к озеру с вами, как с владельцем земли, региональное ведомство должно заключить соглашение о сервитуте (ст. 98 ЗК РФ).

Также по закону собственники обязаны обеспечить соответствующую охрану данным землям во время эксплуатации. В том случае, если такое использование территории приводит к ухудшению ее состояния, вы имеете право обратиться к уполномоченному органу (в администрацию) и потребовать расторжения соглашения о сервитуте.

Если в удовлетворении вашего заявления будет отказано, то вам потребуется провести экспертный анализ состояния участка, и если обнаружится, что оно значительно ухудшилось, можете обратиться в суд с исковым заявлением. В суде вам придется подтвердить свою позицию данными проведенной экспертизы. В случае удовлетворения ваших требований, сервитут будет снят по решению суда.

Независимо от этого, вы сами вправе эксплуатировать надел только в рамках разрешенного использования, что запрещает разбивку садов, огородов и других видов деятельности. Не забывайте об этом.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, isfic.info, advokat-malov.ru, 29fishing.ru, zk-expert.ru.

»

Предыдущая
ДругоеЗемли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, особого и иного назначения
Следующая
ДругоеЗк рф земельный участок
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector