+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

Слово «конкурс» означает состязательность, соревнование, конкуренцию. Данная категория используется в праве, когда необходимо получить оптимальный (лучший) из числа возможных результат, основанный на правовой модели состязательности, и имеет как межотраслевой, так и внутриотраслевой характер.

Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Гл.57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание Государственных премий.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п.2 ст.154 ГК). Вместе с тем обязательство из публичного конкурса возникает, если за его объявлением последуют определенные юридические факты, в т.ч. действия лиц, желающих участвовать в конкурсе. Причем на момент объявления конкурса неизвестно, будет ли иметь место совокупность необходимых фактов. Условный характер присущ любому публичному конкурсу, выражает саму суть данной сделки, и не зависит от воли лица, объявляющего конкурс. Без указанного условия конкурс не может быть объявлен. Эта особенность публичного конкурса не позволяет отнести его к категории сделок, совершенных под отменительным условием, о которых говорится в п.1 ст.157 ГК.

В отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой в гл.56 ГК за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлены единственным участником.

Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно, полезных целей. Публичное же обещание награды может преследовать сугубо частные непротивоправные цели. Общественно полезная цель — существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию закона, сформулированному в п.2 ст.1057, что влечет недействительность сделки (ст.168 ГК).

Согласно п.1 коммент. статьи объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права, как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например, фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (ч.2 п.1 ст.49 ГК).

По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под средствами массовой информации в ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. О средствах массовой информации» (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст.300) понимаются периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кино хроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год, иная форма периодического распространения массовой информации. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что сделка не совершена.

Круг лиц, которому адресовано приглашение участвовать в открытом конкурсе, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, оперных певцов, театров и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.) ставят рамки участия в нем. Но при этом приглашение не персональное, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого конкурса может быть ограничен предварительной квалификацией лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатам предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Разъяснение Пленума ВАС РФ (п.13 постановления от 2 декабря 1993 г. N 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий» — Вестник ВАС РФ, 1994, N 2, с.54) о том, что незаконный отказ в участии в конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе, относится к торгам, но имеет значение и для публичного конкурса. Основанием отмены в судебном порядке результатов открытого публичного конкурса может служить также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу, лиц (персональные предложения) по усмотрению лица, объявляющего конкурс. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

В п.4 ст.1057 установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий — порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса — конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо — важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, победитель определяется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в комиссию участников конкурса, тем не менее он соблюдается, что диктуется этическими нормами.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст.317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или принятия решения о выплате награды, или на другой момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (не денежной) форме должна относиться к числу оборота способных объектов гражданских прав (ст.128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание («лауреат», «лучший специалист» и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы, то гражданско-правовое обязательство не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п.4 коммент. статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

Организатор торгов, действующий от своего имени или от имени собственника вещи (обладателя имущественного права), обязан подписать с лицом, выигравшим торги, имеющий силу договора протокол о результатах торгов или оформить с ним протокол о заключении основного договора в будущем — в предусмотренный срок после подписания протокола. Во втором случае в пп.2, 5 ст.448 ГК право лица, выигравшего торги, на заключение договора названо предметом торгов. Какой именно обязанностью связал себя организатор торгов и какой конкретно договор должен быть заключен с выигравшим торги, устанавливается в извещении о торгах.

Лицо, объявившее публичный конкурс, обязано выплатить победителю конкурса денежное вознаграждение или выдать ему иную награду.

Обязанность заключить с победителем публичного конкурса договор возникает только в том случае, если она предусмотрена в качестве условия в объявлении о конкурсе, тогда как торги, будучи одним из способов заключения договоров, без соответствующей обязанности утрачивают свой смысл, они беспредметны.

При сопоставлении публичного конкурса и торгов в форме конкурса усматривается также различие в их целевой направленности. Заключение гражданско-правового договора, как правило, отвечает общественным интересам или, по крайней мере, не должно им противоречить (ст.10 ГК). Вместе с тем при заключении договора на торгах конкурсная форма непосредственно служит выбору наиболее подходящего контрагента, т.е. направлена на удовлетворение интересов собственника вещи или обладателя имущественного права и совсем не обязательно — на достижение общественно полезных целей. Публичный же конкурс должен быть прямо направлен на достижение указанных целей, что подчеркивалось выше (п.2 коммент. статьи).

Правила, регулирующие торги в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги в форме конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия (ст.447 ГК). В ст.448 по-другому, чем в ст.1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов — независимо от срока отказа. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в пп.2, 3 ст.448 допускается действие и. иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст.448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл.57: в ст.448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание победителем и организатором торгов протокола о их результатах, а в ст.449 — недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

Представляется, однако, что правило п.4 ст.448 о зачете задатка, внесенного участником, выигравшим торги, в счет исполнения обязательства по заключенному договору применимо, если обязательство предусматривает совершение платежа, например, по договору купли-продажи (п.1 ст.454 ГК), аренды (ст.606 ГК), но неприменимо в иных случаях.

С другой стороны, положение п.5 ст.447 о признании несостоявшимися торгов в форме конкурса, в котором участвовало одно лицо, применимо к любому конкурсу независимо от его предмета.

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.

Это важно знать:  Статья 213.4 закона о банкротстве

2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.

Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.

3. Общественно полезная цель — существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).

4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).

Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).

В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.

5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.

Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий — порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса — конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо — важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание («лауреат», «лучший специалист» и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

Правила, регулирующие порядок проведения торгов в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия (ст. 447 ГК). В ст. 448 ГК по-другому, чем в ст. 1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора торгов возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов — независимо от срока отказа от торгов. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в п. п. 2, 3 ст. 448 ГК допускается действие и иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение публичных конкурсов, дан в комментарии к ст. 447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2002. С. 995, 996).

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Настоящая статья дает понятие публичного конкурса, его общие характеристики.

Как следует из названия, данный договор является публичным. Отличительной особенностью договора является указание в публичном обещании награды о ее выплате лицу, которое справится с определенным заданием лучше всех.

Цель объявления публичного конкурса — достижение общественно полезных результатов.

Награда за лучшее выполнение задания по конкурсу может быть не только в виде денежного вознаграждения, но и в виде иного вознаграждения.

2. Публичный конкурс может быть открытым или закрытым. В первом случае объявление о конкурсе размещается в СМИ и принять участие в нем может каждый желающий. Правда здесь может быть предусмотрен предварительный отбор участников для выявления лиц, наиболее подходящих по квалификации. Во втором случае предложение принять участие в конкурсе рассылается заранее определенному кругу лиц.

3. Пункты 4 и 5 настоящей статьи содержат более подробные требования к объявлению о публичном конкурсе. Так, объявление должно содержать условия конкурса, из которых просматривается существо задания. Также в объявлении должны быть указаны:

— критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений;

— место, срок и порядок представления результатов выполненного задания,

— размер и форма награды;

— порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Другой комментарий к статье 1057 ГК РФ

1. Публичные конкурсы получили достаточно широкое распространение на практике: конкурсы в творческой области, конкурсы исполнителей, научные, спортивные конкурсы, конкурсы на право заключения договора, а также конкурсы в других сферах человеческой деятельности, где существует возможность выбора организатором конкурса одной или нескольких работ, иных результатов, в наибольшей степени отвечающих условиям конкурса и являющихся лучшими. Термин «конкурс» (от латинского concursus) означает соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников (Словарь иностранных слов. М., 1980. С. 251). Публичный конкурс в гражданско-правовом смысле, за исключением закрытого конкурса, всегда рассчитан на неопределенное число лиц, как бы ни был ограничен круг его участников. Обещание выплатить награду тому, кто лучше других выполнит условия конкурса, достигнет лучшего результата, должно быть обращено к неограниченному кругу лиц. Конкурс, в отличие от публичного обещания награды, проводится тогда, когда возможно качественное сравнение результатов и определение победителя, который вправе претендовать на обещанную награду.

Объявление публичного конкурса является односторонней сделкой и само по себе не порождает обязательства выплатить вознаграждение. Обязательственное отношение, вытекающее из объявления публичного конкурса, возникает при наличии сложного юридического состава, включающего ряд односторонних сделок: во-первых, объявление публичного конкурса; во-вторых, предоставление работ участниками конкурса и, в-третьих, принятие решения о признании одного из участников победителем конкурса и выплате ему вознаграждения.

2. Субъектами конкурсного обязательства выступают прежде всего организаторы конкурса — лица, публично объявившие о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды. Это могут быть любые физические и (или) юридические лица, а также публично-правовые образования. При этом следует учитывать, что в ряде случаев юридические лица обладают специальной правоспособностью (некоммерческие организации, унитарные предприятия), и поэтому они могут объявлять публичный конкурс только в пределах своей правоспособности. Публичный конкурс может объявляться несколькими лицами совместно.

Откликаться на объявление о публичном конкурсе могут также физические и (или) юридические лица, отвечающие требованиям, установленным в объявлении о выплате вознаграждения за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов.

Возможна как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса; как правило, такое объявление осуществляется в средствах массовой информации.

3. Пункт 2 коммент. ст. устанавливает обязательное правило, в соответствии с которым публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Гражданское законодательство не содержит понятия общественно полезной цели. Традиционно к общественно полезным целям относят достижение гуманитарных, социальных или научно-технических задач, имеющих общественное значение: это может быть создание произведений науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Однако не могут быть отнесены к публичному конкурсу и поэтому не регулируются гражданско-правовыми нормами объявления о выплате вознаграждения за разработку универсальной отмычки; «лучших» правил боев между собаками или другими животными; «тараканьих бегов»; состязаний любителей пива и т.д.

Это важно знать:  Статья 11.14.3 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности

В случае несоответствия конкурса общественно полезным целям он может быть признан недействительным.

4. Публичный конкурс может быть открытым или закрытым. При открытом конкурсе предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем размещения объявления в печати или в иных средствах массовой информации. Поскольку к участию в конкурсе приглашаются, как правило, участники, отвечающие определенным требованиям, то их круг не является абсолютно неопределенным, но главное для открытого конкурса заключается в том, что приглашение к участию в нем должно быть всегда неперсонифицировано.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников. Требования, предъявляемые при предварительном отборе лиц, пожелавших принять участие в конкурсе, могут содержаться либо в самом объявлении о проведении конкурса, либо в специальной документации организаторов, с которой вправе ознакомиться любой пожелавший участвовать в конкурсе. Например, к участникам конкурса могут предъявляться дополнительные требования к профессии, возрасту, месту проживания и т.д. Возможно проведение публичного конкурса в несколько этапов или туров. К участию в последующем туре допускаются лица, прошедшие первоначальный тур (туры). Победитель (победители) определяются в окончательном туре.

При закрытом конкурсе предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса, т.е. такие предложения носят персональный характер, в их основе лежат пожелания организатора конкурса, который также определяет и способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса.

5. Объявление о проведении конкурса может быть сделано в любой форме, однако оно обязательно должно содержать условия, предусмотренные в коммент. ст. Условия, которые содержатся в объявлении, подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные условия перечислены в п. 4 коммент. ст. и должны присутствовать в любом объявлении о публичном конкурсе; при отсутствии хотя бы одного из них конкурс считается необъявленным. Факультативные условия носят производный характер и включаются организатором конкурса по своему усмотрению. К таким условиям можно отнести, например, условие о предварительном отборе участков публичного конкурса; условие, предусматривающее освобождение организатора конкурса от обязанности возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, и др.

К обязательным условиям конкурса закон относит сведения о существе задания; критериях и порядке оценки результатов работы или иных достижений; месте, сроках и порядке их представления; размере и формах награды, а также о порядке и сроках объявления результатов конкурса.

Под существом задания понимаются требования, предъявляемые к результату работ, иному достижению конкурса. Степень их детализации может быть различной и зависит от усмотрения организатора, а также от цели и характера самого конкурса.

Критерии и порядок оценки результатов работы, иных достижений также зависят от характера конкурса. Организатор либо самостоятельно оценивает работы, представленные на конкурс, либо может привлечь для этого третьих лиц — конкурсную комиссию, жюри.

В коммент. гл. не содержатся нормы, регулирующие порядок работы комиссии, поэтому ее деятельность должна достаточно подробно регламентироваться организатором конкурса в специальном документе.

Место, срок и порядок представления работ определяются организатором в объявлении о проведении конкурса. Он может устанавливать промежуточные и окончательные сроки выполнения работ, достижений, а также их форму представления на конкурс.

Форма представления работы зависит, как правило, от характера работы и может выражаться либо в передаче участником конкурса организатору определенного материального объекта (картины, проекта, рукописи), либо путем исполнения при непосредственном восприятии этого исполнения организатором (музыкальные конкурсы, конкурсы исполнителей песни, танцев и т.д.).

Работы могут представляться участниками под определенными девизами (зашифрованными обозначениями), либо автор полностью указывает свои данные.

Несоблюдение участниками конкурса условий о месте, сроках и порядке представления работ может повлечь за собой отказ организатора в их приеме.

Следующее обязательное условие, содержащееся в объявлении о публичном конкурсе, — это размер и форма награды. В объявлении организатор должен конкретно определить награду, ее размер, количество присуждаемых премий. Вознаграждение обязательно должно носить имущественный характер, оно может выражаться как в денежной, вещественной, так и в иной форме, но обязательно имущественной. Моральные поощрения (присуждение званий, награждение дипломами, грамотами) могут сопутствовать присуждению премий, однако они не могут носить самостоятельный характер. Если участники награждаются только грамотами без выплаты имущественной награды, то такие отношения не подпадают под регулирование нормами гл. 57 ГК и не являются гражданско-правовыми.

К обязательным условиям, которые также должны содержаться в конкурсном объявлении, относятся порядок и срок объявления результатов конкурса. Право на получение награды возникает у соискателя в случае признания его работы лучшей или достойной получения одной из наград, о чем он должен быть уведомлен организатором конкурса либо в той же форме, в какой было сделано объявление о конкурсе, либо иным образом.

Как правило, для рассмотрения и оценки представленных работ организатор создает конкурсную комиссию (жюри), однако он может это сделать и самостоятельно либо поручить какой-либо третьей организации. Гражданский кодекс не содержит норм, посвященных конкурсной комиссии, поэтому ее деятельность должна быть регламентирована организатором в специальном документе, при этом следует учитывать определенные этические требования, например о недопустимости участия в конкурсной комиссии заинтересованных лиц или самих участников конкурса.

Следует иметь в виду, что правовая регламентация проведения конкурсов на заключение отдельных видов договоров в отношении определенного имущества для достижения определенных целей осуществляется специальными законами и принятыми в их развитие нормативными актами. Так, в частности, порядок проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования государственного или муниципального имущества и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса должен быть установлен Правительством РФ. Однако поскольку в настоящее время Правительство РФ не приняло соответствующий нормативный акт, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях. Конкурсы по продаже государственного или муниципального имущества проводятся в соответствии с требованиями Закона о приватизации и Положения о проведении конкурса по продаже государственного и муниципального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 (СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3228). Порядок проведения конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регламентируется Законом о размещении заказов.

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

Статья 1057. Организация публичного конкурса

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.
3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.
4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 — 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057

1. Конкурсы получают все большее распространение в России. Они преследуют цель наилучшего разрешения определенных задач, стоящих в сферах духовной жизни и материального производства. Конкурс в той или иной области человеческой деятельности предполагает обращение к неопределенному количеству людей, его открытость. Поэтому он назван публичным. Конкурс означает соревнование, соперничество, состязание. В результате проведенного конкурса первенство отдается лучшему. В зависимости от характера конкурса речь может идти о выявлении лучшего участника или работы.
Конституция (ст. 43) вводит понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых в последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.
По своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.
Односторонние сделки, совершенные сторонами конкурса (объявившим конкурс и его участником), в некоторых случаях перерастают в конкурсное правоотношение. В своем развитии оно проходит несколько стадий, как то: а) объявление конкурса, б) представление работы, выполненной согласно условиям конкурса, в) сравнительная оценка работ, г) принятие оценочного решения, д) выплата награды. Каждая стадия конкурса порождает для его участников соответствующие права и обязанности.
Субъектами конкурсного правоотношения выступают лица, объявившие публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, а также участники конкурса, т.е. лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу.
Ранее действовавшее гражданское законодательство (ст. 439 ГК РСФСР) признавало, что публичное обещание вознаграждения (премии) могло исходить от государственной, кооперативной или общественной организации, т.е. от юридического лица. Но не всякое юридическое лицо могло объявить конкурс, а лишь то, для которого проведение конкурса являлось элементом его специальной правоспособности. Гражданину или организации, не являвшейся юридическим лицом, право проведения конкурса не предоставлялось.
Теперь в качестве устроителя конкурса выступает лицо, публично объявившее о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной премии. Понятие «лицо» дает основание говорить об устроителе конкурса в широком смысле. Под ним подразумеваются как физические, так и юридические лица. Из ст. 18 ГК, раскрывающей содержание правоспособности граждан, следует, что граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах. Это право можно отнести и к проведению конкурса.
Правоспособность юридического лица означает, что оно может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК). Право проведения конкурса может быть оговорено в учредительных документах, уставах, положениях творческих союзов, научно-технических обществ, редакций газет, журналов и др. В то же время той или иной организации право проведения конкурса может быть предоставлено специальным гражданским законодательством России, иными актами, содержащими нормы гражданского права.
Участвующими в конкурсе могут быть как граждане, так и юридические лица. Дееспособность граждан-участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).
Граждане участвуют в конкурсе единолично или коллективно. Участниками конкурса могут быть иностранные граждане, а также лица без гражданства, правоспособность которых определена гражданским законодательством. В качестве соискателей могут выступать юридические лица. Если конкурс объявляется на лучшее решение технической задачи, то в ее разработке вправе участвовать научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, технические общества и т.д.
Из содержания объявления о конкурсе должно быть видно, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (например, артисты-исполнители), либо только организации (самодеятельные коллективы). Возможна ситуация, когда приглашаются и те и другие. Так, из сообщения о конкурсе «Экология-96″ следует, что в конкурсе могут принять участие журналисты, коллективы газет, радио- и телекомпании (РГ. 1996. 19 апр.).
Обещание вознаграждения за выполнение определенной работы, как правило, должно быть публичным. Это предполагает обращение к неопределенному кругу лиц. Обещаемое вознаграждение — это специально установленная премия или иная награда, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат. Получение победителем награды не исключает его права на получение других видов вознаграждения за свой труд. Конкурсное вознаграждение может быть в денежном выражении или в виде конкретной вещи (автомашина, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя конкурса (грамоты, дипломы, медали и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. Выдача указанных поощрений без выплаты премии не является конкурсным вознаграждением.
Публичный конкурс является видом публичного обещания награды, который ранее не был урегулирован гражданским законодательством (подробно см. коммент. к гл. 56). Объединяет эти виды публичного обещания награды то, что в обоих случаях публично обещается награда за совершение правомерных действий в определенный срок. Но между публичным обещанием награды и публичным конкурсом есть различия. У них разные цели. Публичное обещание награды связано с совершением любого правомерного действия (например, обнаружение потерянной вещи, животного, сообщение лицу необходимых сведений и т.д.). Публичный конкурс предполагает достижение лучшего результата в выполнении творческой работы лицом, пожелавшим участвовать в конкурсе. Кроме того, публичному конкурсу присущ характер состязательности и соперничества, что отсутствует при публичном обещании награды.
Если в публичном конкурсе всегда должен быть определен победитель, то при публичном обещании награды он не устанавливается, хотя действие, указанное в объявлении, может быть совершено двумя или более лицами одновременно. В этом случае усилия лиц, принявших участие в совершении названного выше любого правомерного действия, вознаграждаются поровну.
2. Публичный конкурс преследует достижение каких-либо общественно полезных целей. Выражение «каких-либо» дает возможность широко определять общественно полезные цели. Они могут затрагивать области духовной жизни и материального производства.
Подготовка специалистов обеспечивается путем получения высшего образования. Как отмечалось, ст. 43 Конституции закрепляет положение о том, что каждый вправе на конкурсной основе получить высшее образование в государственном и муниципальном образовательном учреждении.
В сфере трудовых правоотношений публичный конкурс связан с подбором кадров и регулируется нормами трудового законодательства. Конкурс позволяет выявить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно участвовать в решении задач, стоящих перед организатором конкурса.
В природоохранных правоотношениях тоже используется конкурс, но с другой целью. Согласно Закону о недрах лицензии на пользование недрами предоставляются на основе проведения конкурсов и аукционов. В данном случае определяющим является рациональное использование недр.
При пользовании недрами отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции и т.д., регулируются соглашением о разделе продукции. Эти соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона (ст. 6 Закона о разделе продукции).
Переход к рыночным отношениям раздвинул границы применения конкурса. Если раньше конкурс как гражданско-правовой институт охватывал отношения, связанные с выполнением определенной творческой работы или выявлением лучшего участника, то теперь он находит применение при купле-продаже, подряде, в строительстве и т.д.
На конкурсе продаются предприятия как имущественные комплексы или акции созданного при приватизации ОАО, составляющие более чем 50% уставного капитала общества, если в отношении указанного имущества покупателю придется выполнить какие-либо условия (Закон о приватизации имущества).
Необходимость эффективного расходования средств федерального и других бюджетов требует производить закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд на основе конкурсного размещения заказов. Так, Указ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» определяет порядок проведения торгов и одновременно ставит перед законодателями задачу дополнить гражданское законодательство нормами о конкурсах, носящих коммерческий характер. Закон о размещении заказов на поставки товаров регулирует отношения, возникающие между организатором конкурса (государственным или муниципальным заказчиком) и участниками конкурса (поставщиками (исполнителями, подрядчиками)) в процессе проведения конкурса на размещение таких заказов. Некоторые вопросы, связанные с применением Закона, разъяснены в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.06.1999 N С5-7/УЗ-648 «О Федеральном законе «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.
ВВАС РФ. 1999. N 7.

Это важно знать:  Статья 21 ГК РФ. Дееспособность гражданина

Федеральный закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2004) предписывает осуществлять размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4464; 1999. N 28. Ст. 3492; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2003. N 40. Ст. 3822; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 9.

Для конкурсов, конечной целью которых является получение разрешения на пользование чем-либо, права приобретения, характерна состязательность с элементом конкуренции. Здесь определяется не лучший участник, не победитель, а тот, кто обеспечит наиболее рациональное использование чего-то, экономическую выгоду от приобретения чего-либо.
Конкурс сочетает в себе материальные и моральные стимулы к достижению общественно полезной цели. Он порождает деятельность его участников, которая должна носить творческий характер. Итогом этой деятельности становится произведение литературы и искусства или решение иных задач, содействующих культурному и техническому прогрессу.
3. Лицо, объявившее о публичном конкурсе, обращается к неопределенному кругу лиц. Число его участников может быть достаточно широким, а может ограничиваться работниками одной организации или одной профессии.
Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый конкурс предполагает обращение ко всем желающим участвовать в нем. Сообщение об объявлении публичного конкурса дается в средствах массовой информации (печати, передается по радио, телевидению). Соответствующие объявления могут быть развешены в общественных местах. При проведении открытого конкурса его устроители вправе заранее производить отбор участников, пожелавших принять в нем участие. Это связано с предварительной оценкой квалификации участников (например, артистов-исполнителей, музыкантов). Но как бы круг участников открытого конкурса ни был ограничен отбором, он должен оставаться неопределенным.
К участию в закрытом конкурсе привлекается ограниченный круг лиц, т.е. специально приглашенные. Выбор участников производится организатором конкурса, а предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц. Если конкурс проводится среди строго определенного круга специально приглашенных лиц, он характеризуется сочетанием элементов конкурса и авторских договоров. По сути, такой конкурс представляет собой заказ конкретным лицам на выполнение определенного задания. Выплата вознаграждения производится тому, чье произведение будет отвечать условиям задания.
Отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, регулируются нормами авторского права. Для конкурсного отбора лучших произведений создается жюри, авторам выплачиваются установленные премии, тем самым здесь применимы нормы о конкурсе.
4. Объявление о конкурсе должно содержать ряд условий. Одни из них являются обязательными, другие таким качеством не обладают. К обязательным условиям относятся: существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и процедура их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Существо задания — это, по сути, сведения о предмете конкурса или определенной работе. Характер этих сведений зависит от цели конкурса.
В объявлении о конкурсе на лучший материал, призванный освещать выборы Президента РФ в 1996 г. (РГ. 1996. 24 февр.), задание было определено следующим образом: материалы о выборах, представленные на конкурс, должны содействовать дальнейшему развитию демократии, повышению политической активности, сознательному участию граждан Российской Федерации в управлении делами государства, более полному использованию ими своих избирательных прав.
Конкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи, в которой даются идея, тема, а также указывается форма ее разрешения. Возможна детализация признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи.
Порядок и срок сравнительной оценки работ предопределены особенностями самой работы. Возможны проведение предварительного отбора и оценка проспектов работ и заявок.
Конкурс может проходить в несколько этапов (туров). На каждом из них дается оценка работ, что позволяет отобрать лучшие работы для последующего тура. Окончательной оценке работы может предшествовать открытое обсуждение либо помещение на выставку для публичного обозрения и выявления общественного мнения.
К числу обязательных условий конкурса относится место представления работы. Его указание имеет значение не только для участников конкурса, но и для общественности. Особенно это касается конкурсов на исполнительскую деятельность, на которых присутствует зрительская аудитория.
Срок реализации конкурсного задания должен быть такой продолжительности, чтобы участник имел реальную возможность выполнить его. Время, для этого отведенное, может определяться соответствующим периодом (например, с 15 февраля по 15 июля 2005 г. или в течение 6 месяцев со дня объявления конкурса) либо точно зафиксированной календарной датой.
Могут устанавливаться окончательные и промежуточные сроки, например промежуточный срок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей; срок представления проспектов выполнения конкурсного задания.
Форма представления работы на конкурс определяется ее характером. Возможна передача участником конкурса результата своего труда в виде материализованного объекта (рисунка, картины, медали, рукописи, проекта и т.д.) при создании произведения науки, литературы, искусства или выявления технического решения.
Особой формой представления работы может быть вокал, исполнение танца, стихотворения при непосредственном восприятии этого исполнения самим устроителем конкурса.
Отказ в приеме работы на конкурс может иметь место только по мотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков ее представления.
Размер и форма награды являются обязательным условием конкурсного объявления. Они устанавливаются в виде денежной суммы или другой имущественной ценности. Может быть учреждено несколько премий в соответствии с занятым призовым местом (например, первая премия — 15 тыс. руб., меньшие суммы для двух вторых премий, двух третьих). На каждое место может быть установлена не одна, а несколько премий: одна первая премия, две вторых, две третьих и т.п. Одновременно с премиями для победителей конкурса могут быть предусмотрены поощрительные премии. Они предназначаются для награды тех, кто не занял призового места, но создал произведение, достойное быть отмеченным.
Число премий и их размеры устанавливаются устроителями конкурса в пределах средств, отведенных на эти цели.
Порядок и сроки объявления результатов конкурса отнесены к обязательным условиям. Определение результатов конкурса вытекает из оценки представленных работ. Срок объявления результата дается в сообщении о конкурсе. Премированные и принятые к использованию устроителем конкурса произведения литературы, науки или искусства могут становиться предметом договорных отношений между устроителем конкурса и авторами этих произведений.
Необязательные условия конкурса определяются свободным усмотрением самого устроителя. Количество и характер подобных условий зависят от особенностей конкурса. Необязательные условия могут касаться порядка представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количества экземпляров предоставляемых на конкурс работ; необходимости и срока предварительного представления проспекта работ и т.д.
5. Устроитель конкурса может использовать произведение, удостоенное награды, на основе договора с соответствующим участником. Если устроитель конкурса уклоняется от заключения договора, предусмотренного условиями конкурса, то участник, получивший награду (премию), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Одновременно ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. Правила, предусмотренные комментируемой главой, применяются в данном случае, поскольку они не противоречат ст. ст. 447 — 449 ГК.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, www.gk-rf.ru, gkrf24.ru, grazhdanskiy-kodeks-rf.com.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 1003 ГК РФ. Отмена комиссионного поручения комитентом
Следующая
СтатьиСтатья 100 КАС РФ. Последствия отказа от принятия судебной повестки или иного судебного извещения
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector