+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 14.47 КоАП РФ. Нарушение правил выполнения работ по сертификации

1. Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 14.47 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров.

Формами подтверждения соответствия продукции являются добровольная и обязательная сертификации.

Порядок, сроки и обязательные требования к проведению сертификации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

С объективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется нарушением виновным лицом при выполнении работ по сертификации или выдаче сертификата соответствия требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

В случае если противоправное деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, повлекло наступление негативных последствий в виде выпуска не соответствующей требованиям технических регламентов или обязательным требованиям продукции в обращение, действия виновного лица должны быть квалифицированы по ч. 2 комментируемой статьи.

Выдача, отказ в выдаче или приостановление и прекращение действия сертификатов соответствия по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

В качестве субъекта административной ответственности выступают должностные лица органов, уполномоченных на проведение работ по сертификации продукции.

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

Содержание

Правовые основы обязательной сертификации

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ответственность за несоблюдение правил и требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а также за недостоверную (необоснованную) сертификацию устанавливается национальным нормативно-правовыми актами стран-членов Союза.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности, а также некоторые обязанности сторон закреплены в технических регламентах Таможенного союза/Евразийского экономического союза (на середину 2017 года принято уже 42 регламента). Более детально права и обязанности заявителей и органов по сертификации содержатся, как и было сказано выше, в нормативно-правовых актах стран-членов ЕАЭС.

В Российской Федерации права и обязанности сторон в области сертификации установлены прежде всего Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом также установлены виды разрешительных документов, подтверждающих соответствие качества и безопасности продукции (Сертификат, Декларация).

Наличие Сертификата соответствия или Декларации о соответствии либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей, продавцов, поставщиков, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие таких документов при выпуске товаров в обращение грозит нарушителям административной или уголовной ответственностью в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом (УК) РФ.

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия регламентированы в статье 28 Федерального закона О техническом регулировании».
Так, заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено [1] ;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая не соответствует требованиям технических регламентов.

Важно также помнить, что при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на территорию России в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявитель (уполномоченное заявителем лицом) обязан предоставить декларацию о соответствии или сертификат соответствия, а в сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата/декларации.

В Технических регламентах Таможенного союза/ЕАЭС также устанавливаются некоторые обязанности заявителя (изготовителя) такие, как хранение протоколов испытания, технических условий на товар (при наличии), эксплуатационных документов, контракта (договора на поставку) или иную товаросопроводительную документацию. Так, например, при сертификации партии средств индивидуальной защиты согласно ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» [2] документы должны храниться у импортера (поставщика) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии, а при сертификации продукции легкой промышленности согласно ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» [3] — в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии. Данные документы могут быть затребованы органам государственного контроля (таможня, налоговая).

Права и обязанности аккредитованных органов (лабораторий) по сертификации

Прежде всего в задачи аккредитованных органов по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции,проведение испытаний продукции и т.д.

Специалисты таких органов проверяют:

  • правильности всех документов, предоставляемых заявителем (в том числе регистрационные и учредительные документы);
  • соблюдения требований, установленных в технических регламентах;
  • правильности подобранных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров;
  • достоверности результатов испытаний образцов продукции;
  • и т.д.

Аккредитованные органы по сертификации и должностные лица (эксперты) таких органов, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской.

Ответственность сторон

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также органы по сертификации и испытательные лаборатории несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» [4] посвящена степени ответственности и видам наказания в области предпринимательской деятельности, в том числе связанной с процессом сертификации продукции:

  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов
Это важно знать:  Статья 1481 ГК РФ. Свидетельство на товарный знак

Ниже представлена общая таблица правонарушениями сторон в области сертификации и видами наказаний (максимальные) за них.

  • на граждан – штраф до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения
  • на юридических лиц — штраф до 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение с конфискацией предметов административного правонарушения/ административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
  • на должностных лиц – штраф до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рубле
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей
  • на должностных лиц штраф – до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – до одного миллиона рублей
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – штраф до пятисот тысяч рублей.

При повторном совершение административного правонарушения:

  • на индивидуальных предпринимателей — штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц — штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Административная ответственность аккредитованного сертификационного органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 14.47 КоАП РФ. Так, за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании или с нарушением установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия в большинстве случаев взимается штраф как с должностных лиц сертификационного органа, так и с самого юридического лица.

Ответственность испытательных лабораторий за представление недостоверных результатов исследований (испытаний) установлена в статье 14.48 КоАП РФ (должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, юридическому лицу – штраф).

Кроме того, в Уголовном кодексе РФ (ст. 238) [5] установлена уголовная ответственность за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности. По субъектами ответственности являются работники органов по сертификации, а также сотрудники юридических лиц-заявителей.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа (до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет), либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 10 лет.

При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, без представления в таможенные органы информации об этих документах равно как представление недействительных документов в соответствии со статьей 16.2 п.3 КоАП РФ [6] влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

КоАП РФ — Декларирование и сертификация соответствия

Наверное кто то не знает:

Статья 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ О техническом регулировании.

Статья 14.44 КоАП РФ. Недостоверное декларирование соответствия продукции

1. Недостоверное декларирование соответствия продукции — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Это важно знать:  Статья 1254 ГК РФ. Особенности защиты прав лицензиата

Статья 14.45 КоАП РФ. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статья 14.46 КоАП РФ. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Примечание. Под знаком обращения продукции на рынке в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса следует понимать знак обращения на рынке Российской Федерации, единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза и единый знак обращения продукции на рынке государств — членов ЕврАзЭС.

Статья 14.47 КоАП РФ. Нарушение правил выполнения работ по сертификации

1. Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
3. Необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия, не повлекшее за собой необоснованной выдачи органом по сертификации сертификата соответствия, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 14.48 КоАП РФ. Представление недостоверных результатов исследований (испытаний)

Представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность в сфере технического регулирования: актуальные вопросы правоприменительной практики и пути ее совершенствования (Котляров Ю.В.)

Дата размещения статьи: 26.04.2016

В настоящее время государственный контроль — это один из важнейших атрибутов современного государственного управления, а надзор в сфере технического регулирования является одним из основных видов надзорной деятельности государства.

В процессе правового регулирования по результатам надзорных мероприятий государство нередко применяет к хозяйствующим субъектам меры государственного принуждения. Все они носят правовой характер, осуществляются компетентными органами в определенном законом порядке и формах.

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование термина «техническое регулирование», является Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон N 184-ФЗ) [1]. Данное определение дано в статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ, если говорить кратко, то техническое регулирование — это некий перечень обязательных правил, за рамки которых не должны выходить производители для обеспечения безопасности продукции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ в случае выявления нарушений требований технических регламентов органы государственного надзора вправе привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. За нарушения законодательства в сфере технического регулирования предусмотрена административная ответственность.

В силу идеологии, заложенной в законодательстве, административный штраф является мерой ответственности, установленной государством за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений, в частности об этом говорится в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) [2], соответственно, его размеры должны обладать разумным сдерживающим эффектом.

Все нормы об ответственности за нарушения законодательства в сфере технического регулирования сгруппированы в 8 статьях КоАП РФ, а именно:

— статье 14.43 КоАП РФ за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов;

— статье 14.44 КоАП РФ за недостоверное декларирование соответствия продукции;

— статье 14.45 КоАП РФ за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

— статье 14.46 КоАП РФ за нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

— статье 14.46.1 КоАП РФ за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы;

— статье 14.47 КоАП РФ за нарушение правил выполнения работ по сертификации;

— статье 14.48 КоАП РФ за представление недостоверных результатов исследований (испытаний);

— статье 14.49 КоАП РФ за нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

В качестве меры административной ответственности за нарушения в сфере технического регулирования практически на безальтернативной основе в большинстве случаев выступает административный штраф. За повторные правонарушения, совершенные в течение года, предусматривается повышенный административный штраф. В зависимости от тяжести совершенного правонарушения возможно применение конфискации предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности хозяйствующего субъекта на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения (часть 2 и часть 3 статьи 14.43 КоАП РФ).

За нарушение правил выполнения работ по сертификации, как-то представление недостоверных результатов исследований или испытаний, КоАП РФ предусматривает дисквалификацию на срок до трех лет (статья 14.47 и статья 14.48 КоАП РФ).

Анализ практики законодательного регулирования административных штрафов, применяемых к юридическим лицам, сложившейся после принятия КоАП РФ, показывает, что в настоящее время сложилась тенденция усиления административной ответственности путем значительного повышения минимальных размеров административных штрафов с целью снижения рецидивности правонарушений.

Так, в настоящее время по вышеуказанным статьям КоАП РФ за нарушения законодательства в сфере технического регулирования для юридических лиц предусмотрен минимальный размер штрафа в размере:

— ста тысяч рублей (часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ, часть 1 статьи 14.44 КоАП РФ, статья 14.45 КоАП РФ, часть 1 статьи 14.46 КоАП РФ, статья 14.46.1 КоАП РФ);

— трехсот тысяч рублей (часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ, часть 2 статьи 14.44 КоАП РФ);

— четырехсот тысяч рублей (статья 14.48 КоАП РФ);

— семисот тысяч рублей (часть 3 статьи 14.43 КоАП РФ, часть 3 статьи 14.44 КоАП РФ, часть 2 статьи 14.46 КоАП РФ, статья 14.49 КоАП РФ).

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания «административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные административные правонарушения, в соответствии с нормами КоАП РФ» (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с принципами равенства перед законом юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств (часть 1 статьи 1.4 КоАП РФ).

Это важно знать:  Статья 238 КАС РФ. Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

В условиях, когда за нарушения в сфере технического регулирования в качестве меры ответственности выступает административный штраф, с размером нижней границы от ста тысяч рублей, крайне затруднительно соблюсти критерии пропорциональности, а также обеспечить индивидуализацию наказания.

В то же время статистика осуществления надзорной деятельности в сфере технического регулирования показывает, что большая часть проведенных проверок не выявляет нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда (таких только 16% от общего количества проверенных подконтрольных субъектов, у которых выявлены нарушения) [3].

Как результат для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (например, субъектов малого предпринимательства) такие штрафные санкции при незначительности выявленных нарушений, не влекущих риск реального причинения вреда, могут представлять существенные обременения, а также привести к тяжелым последствиям, как-то вынужденной ликвидации организации.

Таким образом, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении юридических лиц приходится осуществлять толкование норм без полного учета принципов справедливости, индивидуализации юридической ответственности и соразмерности наказания тяжести правонарушения.

При этом единственный известный действующему административно-деликтному законодательству вариант, позволяющий избежать чрезмерного (избыточного) ограничения имущественных прав юридических лиц при применении административных штрафов, — освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ). Однако до настоящего времени четкие критерии определения «малозначительность» не сформированы, законодатель не дает легального определения такой правовой категории [5], что затрудняет применение данного инструмента.

Данный правовой пробел не был восполнен и судебной практикой, в частности в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 [6] говорится, что «малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям», при этом конкретные критерии малозначительности опять же не приводятся.

В то же время следует иметь в виду, что возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях несоразмерности предусмотренного административного штрафа характеру совершенного правонарушения способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона (часть 2 статьи 4, часть 2 статьи 15, часть 1 и часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации). Данная правовая позиция подтверждается единообразной судебной практикой, в частности, на это указывается в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, а именно — «квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях».

В настоящее время в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П [7] до внесения изменений в КоАП РФ в качестве промежуточной меры реализована возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела.

Так, Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [8] статья 4.1 КоАП РФ была дополнена частями 2.2 и 2.3, в соответствии с которыми «при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей».

При этом оговаривается, что размер штрафа не может быть менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

Данная мера применяется лишь в исключительных случаях и, как выше упоминалось, реализована как промежуточная.

В то же время в настоящий момент при определении размера санкции по делам об административных правонарушениях в сфере технического регулирования не учитывается такой фактор, как масштаб экономической деятельности субъектов предпринимательства, что, по мнению автора, противоречит общеправовому принципу справедливости.

Таким образом, данная судебная практика подтверждает тот факт, что действующим законодательством об административных правонарушениях не предусматривается дифференцируемый подход к классификации нарушений с точки зрения степени опасности последствий их нарушения [12].

Из вышеизложенного, по мнению автора, целесообразно ввести практику применения дифференцированного подхода для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности, в частности применения штрафа, исчисляемого долей от оборота компании (суммы выручки от реализации несоответствующего товара, услуги, работы) за определенный период, с учетом всех смягчающих и отягощающих обстоятельств.

Исходя из части 4 статьи 3.5 КоАП РФ размер такого штрафа не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Размер базового штрафа (РБШ) следует установить как 10% процентов суммы выручки от реализации несоответствующего товара (работы, услуги).

В расчете размера итогового штрафа учитываются как отягчающие обстоятельства, так и смягчающие по следующей формуле:

Итоговый штраф = (РБШ x Коэффициент тяжести) — (РБШ x Смягчающий коэффициент).

При расчете используются следующие весы коэффициентов:

а) Коэффициент тяжести:

— нарушены требования законодательства о техническом регулировании — 1;

— существует угроза причинения реального вреда имуществу — 1,2;

— существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан — 1,5;

— повторное правонарушение, совершенное в течение года, — 1,8;

б) Смягчающий коэффициент:

— смягчающие обстоятельства отсутствуют — 0;

— правонарушитель не допускал подобных нарушений за последние 3 года — 0,3;

— правонарушитель выполнил все предусмотренные законом мероприятия по устранению выявленных нарушений — 0,5;

— отсутствует угроза причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан — 0,8.

В силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ лицом, уполномоченным рассматривать дело об административных правонарушениях, смягчающими обстоятельствами могут быть признаны как обстоятельства, прямо указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, так и иные обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности действий нарушителя и (или) отсутствии прямого умысла на совершение нарушения, в связи с чем иные смягчающие коэффициенты следует учитывать с весом 0,3.

При расчете учитывается один повышающий и один смягчающий коэффициент, при этом в каждом случае применяется один наибольший коэффициент.

Также необходимо установить размер нижней планки административного наказания. Целесообразно в данном случае установить минимальный размер штрафа не ниже чем 1 процент суммы выручки от реализации товара, не соответствующего обязательным требованиям, для стимулирования добросовестного поведения.

Таким образом, подробный дифференцированный подход будет соответствовать принципам справедливости, индивидуализации юридической ответственности и соразмерности наказания тяжести правонарушения, одновременно стимулировать ответственное поведение хозяйствующих субъектов на рынке, а также учитывать масштабы экономической деятельности правонарушителя.

Судебная практика по ст. 14.47 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 14.47 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил выполнения работ по сертификации

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2017 г. N 4а-85/2017

Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Д. в защиту руководителя органа по сертификации ООО «*****» С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 206 района Дорогомилово города Москвы от 20 апреля 2016 года и решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 19 августа 2016 года по делу об административном правонарушении,

постановление мирового судьи судебного участка N 206 района Дорогомилово города Москвы от 20 апреля 2016 года и решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 19 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.47 КоАП РФ, в отношении руководителя органа по сертификации ООО «*****» С. оставить без изменения, жалобу Д. в защиту руководителя органа по сертификации ООО «*****» С. без удовлетворения.

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, cyclopedia.ifcg.ru, www.nadzor-info.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, sudpractic.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 14.33 КоАП РФ. Недобросовестная конкуренция
Следующая
СтатьиСтатья 1458 ГК РФ. Договор об отчуждении исключительного права на топологию
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector