+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 152 КАС РФ. Отложение судебного разбирательства административного дела

1. Отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:

1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;

3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;

4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

3. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

4. Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.

5. В случае отложения судебного разбирательства административного дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании. Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

6. В случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.

7. Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

Содержание

Комментарий к статье 152 Кодекса административного судопроизводства РФ

В комментируемой статье установлены основания отложения судебного разбирательства административного дела.

Исходя из положений комментируемой статьи судебное разбирательство может быть отложено судом лишь в случаях, предусмотренных Кодексом, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, о чем выносится определение.

Судебное разбирательство административного дела может быть отложено в случае, если:

— суд признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

— возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;

— суд удовлетворил ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;

— возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

Если принято решение об отложении судебного разбирательства административного дела, суд:

— назначает дату и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств;

— объявляет об этом явившимся в судебное заседание лицам под расписку в протоколе судебного заседания;

— направляет неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам соответствующие извещения и вызовы;

— вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Показания таких свидетелей оглашаются в новом судебном заседании, при этом вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

Правовым последствием отложения судебного разбирательства административного дела является необходимость его проведения сначала.

Суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы, если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился.

Ряд аналогичных положений содержится в ст. 169 ГПК РФ.

Пленумом Верховного Суда РФ в п. п. 9, 10 Постановления от 26.06.2008 N 13 О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что после доклада дела судья выясняет, поддерживает ли истец заявленные требования, признает ли их ответчик и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением. Необходимо уточнить, в каком размере и по каким основаниям поддерживается или признается иск, а если стороны намерены окончить дело мировым соглашением, то на каких конкретных условиях (ст. 172 ГПК РФ).

Если стороны выразили желание закончить дело мировым соглашением, то в случае необходимости им может быть предоставлена возможность сформулировать условия мирового соглашения, для чего судом объявляется перерыв в судебном заседании или, в зависимости от обстоятельств дела, судебное разбирательство откладывается (п. 9).

Исходя из того, что встречный иск может быть принят судом лишь с соблюдением общих правил предъявления иска, кроме правил о подсудности (ст. 137, ч. 2 ст. 31 ГПК РФ), в случае когда он заявлен в процессе рассмотрения дела, следует обсудить вопрос об отложении судебного разбирательства и предоставлении лицам, участвующим в деле, времени для соответствующей подготовки.

Откладывая разбирательство дела (ст. 169 ГПК), суд должен указать в определении мотивы отложения и назначить дату нового судебного заседания с учетом действий, которые должны быть произведены в период отложения. При этом на основании ч. 4 ст. 1 (аналогия закона) и ч. 3 ст. 39 ГПК РФ, регулирующей сходные отношения, установленный ст. 154 ГПК РФ срок рассмотрения и разрешения гражданского дела следует исчислять со дня принятия судом встречного иска.

Определение об отказе в принятии встречного иска по мотивам отсутствия условий, предусмотренных ст. 138 ГПК РФ, обжалованию в суд апелляционной или кассационной инстанции не подлежит, поскольку не препятствует реализации права на обращение за судебной защитой путем предъявления самостоятельного иска и возбуждения по нему другого производства (ст. 371 ГПК РФ) (п. 10) .

БВС РФ. 2008. N 10.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 19 Постановления от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» следует, что все апелляционные жалобы, представления, поданные на одно судебное постановление суда первой инстанции, должны назначаться к рассмотрению и рассматриваться в одном судебном заседании суда апелляционной инстанции.

В том случае, когда после истечения срока апелляционного обжалования и направления в суд апелляционной инстанции дела с апелляционными жалобой, представлением в суд первой инстанции поступят апелляционные жалобы, представления от других лиц, участвующих в деле, или лиц, не привлеченных к участию в деле, вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом, суду первой инстанции следует незамедлительно уведомить об этом суд апелляционной инстанции.

Судья суда апелляционной инстанции при наличии информации о поступлении других апелляционных жалоб, представлений, если ранее поступившие апелляционные жалоба, представление еще не приняты к производству суда апелляционной инстанции, возвращает дело сопроводительным письмом в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. ст. 323, 324, 325 ГПК РФ.

Если ранее поступившие апелляционные жалоба, представление уже приняты к производству суда апелляционной инстанции, то суд апелляционной инстанции при наличии информации о поступлении других апелляционных жалоб, представлений применительно к ст. 169 ГПК РФ откладывает разбирательство дела и при необходимости совершения процессуальных действий, предусмотренных ст. ст. 323, 324 и 325 ГПК РФ, возвращает дело в суд первой инстанции, о чем выносит соответствующее определение. В этом случае сроки рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, установленные ст. 327.2 ГПК РФ, исчисляются со дня поступления в суд апелляционной инстанции дела с последними апелляционными жалобой, представлением.

В целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ) суд апелляционной инстанции при отложении разбирательства дела вправе не направлять его в суд первой инстанции, если установит, что вновь поступившие апелляционные жалоба, представление поданы в установленный ст. 321 ГПК РФ срок (например, апелляционная жалоба была направлена по почте в установленный ст. 321 ГПК РФ срок, а в суд поступила по истечении срока апелляционного обжалования) и соответствуют всем требованиям ст. 322 ГПК РФ. В этом случае действия, предусмотренные ч. 1 ст. 325 ГПК РФ, выполняются судом апелляционной инстанции .

БВС РФ. 2012. N 9.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 15.07.2008 N 468-О-О, из содержания ст. ст. 167 и 169 ГПК РФ не следует право суда обязать сторону по делу лично участвовать в судебном заседании. Часть 5 ст. 167 данного Кодекса прямо закрепляет право сторон просить суд рассмотреть дело в их отсутствие и направить им копии решения суда, суд же в таком случае либо рассматривает дело в отсутствие стороны, либо принимает определение об отложении разбирательства. Что касается возможности обжалования указанного определения суда, то данные нормы этот вопрос не регулируют и, следовательно, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявительницы.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Ходатайство об отложении рассмотрения дела (образец) В список оснований, дающих право перенести рассмотрение дела, относятся:

  • Невозможность проведения судебного заседания ввиду неявки одного из участников процесса, а также при подаче ответчиком встречного заявления;
  • Зафиксированные неполадки в работе технических средств ведения процесса;
  • Удовлетворение ходатайства стороны процесса об отложении судебных действий для представления дополнительных доказательств по делу;
  • Необходимость совершения других процессуальных судебных действий.

Из указанного перечня отдельным пунктом выделяется возможность переноса дела по заявленному ходатайству участника процесса, в котором содержится просьба о предоставлении времени на сбор дополнительных доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела. Данное основание подробно регламентировано в ч. 3 ст.

Статья 152. отложение судебного разбирательства административного дела

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, ПРОШУ: 1. Приобщить к материалам дела мое письменное объяснение на листах. 2. Ходатайство приобщить к материалам дела. ( ) « » 201 года.

Это важно знать:  Статья 201.15 закона о банкротстве

Судье ХОДАТАЙСТВОо приобщении доказательств к материалам дела В Вашем производстве находится административное дело в отношении меня, , в части привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.

An error occurred.

Статья 152. отложение судебного разбирательства административного дела

Суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела. 4. Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение. 5. В случае отложения судебного разбирательства административного дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны.
Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании. Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса. 6.

Как составить ходатайство об отложении рассмотрения административного дела

Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.

  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца.

Статья 152 кас рф. отложение судебного разбирательства административного дела

  • Ходатайство об отложении административного дела
  • Образец Ходатайства об отложении адм. дела
  • Все страницы

Административное законодательство предоставляет право заявлять ходатайства всем участникам процесса. При этом, какого-либо разделения по видам или характеру ходатайств нет. Это значит, что заявить можно любое ходатайство и его будут обязаны рассмотреть.

Судебное разбирательство по административному делу

Ходатайство о направлении дела об административном правонарушении по месту жительства: судье судебного участка № от: адрес: Ходатайствоо направлении дела об административномправонарушении по месту жительства В Вашем производстве находится административное дело в отношении меня, , в части привлечения к административной ответственности по ст. КоАП РФ. Прошу суд: 1. Административное дело в соответствии с ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ направить для рассмотрения по месту жительства по адресу: , поскольку не имею возможности приезжать в гор. , знакомиться с материалами дела и привлечь к делу защитника. 2.Данное ходатайство прошу приобщить к материалам дела. Ходатайство направляется на основании и в порядке ст.
24.4 КоАП РФ. Статья 24.4. Ходатайства. 1.

Ходатайство о переносе судебного заседания по административному делу

Ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. На основании ст.ст. 24.4, 25.1, 26.2 КоАП РФ, Прошу: 1. Приобщить к материалам дела: – Акт независимого медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

– Объяснение свидетеля . 2. Рассмотреть ходатайство немедленно, а в случае отказа в его удовлетворении вынести определение в письменном виде, согласно ч.2 ст.24.4 КоАП РФ. ( ) « » 201 года. 7. Ходатайство об исключении письменного доказательства.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Ходатайство об истребовании материалов. Судье Х О Д А Т А Й С Т В О 1. На основании ст. 24.1,26.2 КоАП РФ, с целью объективного и всестороннего рассмотрения судом дела об административном правонарушении согласно ст. 29.1 КоАП РФ в отношении меня, , ходатайствую о запросе следующих данных (указанных в Акте медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения № от: « » 201_ г..) аппарата , заводской номер , без которых показания данного прибора нельзя считать и достоверными, а именно: — технический паспорт прибора; — сертификат соответствия технического прибора; — данных по калибровки данного аппарата; — данных о дате и времени поверки данного прибора. 2. Прошу приобщить ходатайство к материалам дела и рассмотреть его в сроки, определенные ч.2 ст.
24.4. КоАП РФ. ( ) « » 201 года. 5. Ходатайство об отложении рассмотрения дела.

advant24.ru

Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению.Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. ( ) подпись фамилия « » 201 года. 2. Ходатайство на ознакомление с материалами дела. судье Ходатайствоо предоставлении материалов дела для ознакомленияи снятия копий с документов В Вашем производстве находится административное дело в отношении меня, , в части привлечения к административной ответственности по ст. КоАП РФ. Прошу суд: 1.

Статья 152. отложение судебного разбирательства административного дела

Судье ХОДАТАЙСТВОоб исключении доказательств В материалах дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. КоАП РФ, возбужденном 10 мая 2010 года в отношении меня, , имеются объяснения понятых (свидетелей), где отсутствует подтверждение того, что указанным понятым (свидетелям) разъяснялись положения статей 17.9 «Заведомо ложные показания» и 25.6 «Свидетели» КоАП РФ, а также ст.
51 Конституции РФ. Единственно имеющаяся подпись понятых (свидетелей) в данных объяснениях удостоверяет правильность внесения их показаний. В месте, где понятым (свидетелям) разъясняются положения вышеуказанных статей, подписи понятых отсутствуют.
Данный факт является существенным и влечет исключение объяснений как доказательств из материалов дела на основании п.18.

An error occurred.

Статья 152. отложение судебного разбирательства административного дела

Судье Х О Д А Т А Й С Т В О На основании ч.1 ст.25.1, ч.1 ст.25.5 КоАП РФ прошу предоставить мне возможность заключить соглашение с защитником. В соответствии с п.3 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ прошу отложить рассмотрение дела в целях обеспечения реализации моего конституционного права на защиту.

Как составить ходатайство об отложении рассмотрения административного дела

Предоставить материалы дела для ознакомления и снятия копий с документов с помощью фотоаппарата. 2. Приобщить ходатайство к материалам дела и рассмотреть его в сроки, определенные ч.2 ст.
24.4. КоАП РФ. Часть 1 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации не препятствует лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, снимать копии с материалов дела (Определение Конституционного суда РФ от 25 января 2007 г. N 71-О-О). ( ) « » 201 года. 3. Ходатайство о вызове в суд Судье Х О Д А Т А Й С Т В О 1.

Статья 152 кас рф. отложение судебного разбирательства административного дела

Суд по собственному усмотрению оценивает примерный перечень обстоятельств, которые могут быть получены из вновь представленных доказательств. Срок, на который откладывается процесс, также определяется судом по собственному усмотрению и зависит от обстоятельств сбора и представления новых доказательств. Если заявитель указывает примерный срок, необходимый ему для сбора и направления в суд данных сведений, суд вправе согласиться с ним, либо установить в определении иной промежуток времени на реализацию заявленного действия. Как написать и образец Законодательство не регламентирует форму и содержание ходатайства сторон о переносе судебного заседания.

Исходя из смысла предъявляемой просьбы, участник процесса должен представить ходатайство в письменной форме, так как только таким образом можно аргументировано доказать необходимость представления новых сведений для рассмотрения дела.

Судебное разбирательство по административному делу

Данные доводы подтверждаются также в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ «…существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Отсутствие указанных данных является существенным недостатком Протокола. 2. При составлении Протокола об административном правонарушении права, предусмотренные ст.

Ходатайство о переносе судебного заседания по административному делу

Как правило, ходатайства подаются для вызова понятых и свидетелей, отложения рассмотрения дела, о приобщении или исключении доказательств и т.д. Подача ходатайств дает возможность приобщить к делу более широкий круг доказательств и тем самым более полно рассмотреть дела и принять судье объективное решение.

Вы должны быть готовы к тому, что судья отклонит все ваши ходатайства по надуманным мотивам. Видя такое беззаконие, вам следует заявить отвод такому судье. Попробуйте написать ходатайство об отводе прямо во время судебного процесса и посмотрите на реакцию судьи. Сомнительно, чтобы судья это ходатайство удовлетворит. Обычно отклоняют, заявив, что с вами в родственных отношениях не состоят с нарушителем или что-то вроде этого.

Ходатайство об отложении судебного разбирательства административного дела

В установленный законом срок я не смог подать апелляционную жалобу, так как постановление мне под расписку не вручалось и по почте по месту жительства не высылалось. Я лично приезжал в мировой суд, обращался по телефону, пытался узнать какое принято постановление по делу, однако, в виду выезда мирового судьи за пределы горорда , секретарь суда объясняла, что она без разрешения судьи выдать постановление не имеет права. И лишь спустя дней, дождавшись приезда мирового судьи, мной под расписку было получено вышеуказанное постановление. В соответствии с ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, Прошу: 1. Восстановить мне срок на обжалование постановления мирового судьи судебного участка № от « » 201_ года. 2. Приобщить ходатайство к материалам дела и рассмотреть его в сроки, определенные ч.2 ст. 24.4. КоАП РФ. ( ) « » 201 года.

Отложение судебного разбирательства административного дела

Если производство по административному делу было приостановлено, то после его возобновления судебное разбирательство всегда и во всех случаях начинается с самого начала в обычном порядке

Как составить ходатайство об отложении рассмотрения административного дела

Страница обновлена: 21.02.2017

Рассмотрение дел о защите нарушенных прав или интересов граждан и предприятий осуществляется в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ. Помимо общих прав и обязанностей сторон процесса, регламент рассмотрения таких жалоб предусматривает возможность подать ходатайство об отложении рассмотрения административного дела.

Статья 152 КАС РФ

При рассмотрении судебных дел в любой отрасли права, участникам процесса предоставляется комплекс прав и обязанностей, которые они могут реализовать в зависимости от стадии процесса или возникших обстоятельств. Так как, по общему правилу, разбирательство осуществляется на принципах непрерывности, отложение рассмотрения дела допускается только при наличии юридически значимых обстоятельств.

Законодательство, в том числе КАС РФ, предусматривают два варианта поведения суда и сторон по делу, в зависимости от возникновения таких обстоятельств:

  • Обязанность суда отложить рассмотрение дела, даже в отсутствие ходатайства сторон;
  • Право суда на отложение процесса при наличии поступившего ходатайства одной из сторон.

Случаи, когда суд вправе отложить рассмотрение дела, регламентированы в ст. 152 КАС РФ. Формально, их перечень является исчерпывающим, однако неопределенность формулировок позволяет суду, при необходимости, найти основания для отложения судебного заседания.

Это важно знать:  План закупок по статье 17 закона № 44-ФЗ: образец документа, процедура разработки, утверждения, публикации и внесения изменений

В список оснований, дающих право перенести рассмотрение дела, относятся:

  • Невозможность проведения судебного заседания ввиду неявки одного из участников процесса, а также при подаче ответчиком встречного заявления;
  • Зафиксированные неполадки в работе технических средств ведения процесса;
  • Удовлетворение ходатайства стороны процесса об отложении судебных действий для представления дополнительных доказательств по делу;
  • Необходимость совершения других процессуальных судебных действий.

Из указанного перечня отдельным пунктом выделяется возможность переноса дела по заявленному ходатайству участника процесса, в котором содержится просьба о предоставлении времени на сбор дополнительных доказательств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Данное основание подробно регламентировано в ч. 3 ст. 152 КАС РФ. Возможность переноса дела может быть реализована судом для получения дополнительных доказательств, либо иных сведений, непосредственно влияющих на всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела.

Рассмотрение поступившего ходатайства осуществляется судом непосредственно в судебном заседании и подлежит оглашению явившимся в суд участникам дела. По итогам рассмотрения ходатайства суд выносит процессуальный документ – определение. Данным определением ходатайство может быть удовлетворено, либо отклонено.

Так как рассмотрение любого ходатайства сторон является процессуальным действием, оно подлежит фиксации в материалах дела и протоколе судебного заседания. Оглашение определения осуществляется гласно, в присутствии явившихся на заседание участников процесса.

В определении об отложении судебного заседания суд обязан указать дату и время нового заседания, с учетом периода времени, необходимого для надлежащего извещения участников процесса и представления доказательств. Если оглашение определения осуществляется в присутствии одного или нескольких участников дела, информация о времени и месте следующего заседания вручается им в судебном заседании под расписку.

Срок, на который откладывается процесс, также определяется судом по собственному усмотрению и зависит от обстоятельств сбора и представления новых доказательств. Если заявитель указывает примерный срок, необходимый ему для сбора и направления в суд данных сведений, суд вправе согласиться с ним, либо установить в определении иной промежуток времени на реализацию заявленного действия.

Как написать и образец

Законодательство не регламентирует форму и содержание ходатайства сторон о переносе судебного заседания. Исходя из смысла предъявляемой просьбы, участник процесса должен представить ходатайство в письменной форме, так как только таким образом можно аргументировано доказать необходимость представления новых сведений для рассмотрения дела.

Исходя из смысла ст. 152 КАС РФ, в тексте ходатайства должно быть указано следующее содержание:

  • Наименование суда и номер рассматриваемого административного дела;
  • Наименование и реквизиты сторон процесса;
  • Описание доказательств, которые участник дела планирует представить в случае удовлетворения ходатайства;
  • Описание сути доказательств, их возможное влияние на объективности и полноту рассмотрения дела;
  • Указание на срок, необходимый для сбора и представления доказательств;
  • Просьба к суду об отложении судебного заседании.

Только при наличии указанных сведений у суда будут основания для оценки необходимости представления новых доказательств.

Ходатайство вручается суду в ходе судебного заседания, а в случае неявки в заседание – путем почтового отправления или личного вручения специалисту суда. В этих случаях подача ходатайства должна быть заблаговременной, чтобы суд успел учесть наличие данного документа для исследования в судебном заседании.

Примерный образец ходатайства можно найти на нашем сайте в соответствующей рубрике, а уточнить порядок описания возможных оснований для переноса дела можно у профессиональных юристов, обладающих опытом ведения административных дел.

Статья 152 КАС РФ. Отложение судебного разбирательства административного дела (действующая редакция)

1. Отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если:

1) признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства, а также если подано встречное административное исковое заявление;

2) возникли неполадки при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи;

3) удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств;

4) возникла необходимость совершения иных процессуальных действий.

3. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела.

4. Об отложении судебного разбирательства административного дела суд выносит определение.

5. В случае отложения судебного разбирательства административного дела суд вправе допросить явившихся свидетелей, если в судебном заседании присутствуют стороны. Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании. Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание производится только в случае необходимости их повторного допроса.

6. В случае отложения судебного разбирательства административного дела назначаются дата и время нового судебного заседания с учетом срока, необходимого для вызова участников судебного разбирательства или истребования доказательств. Явившимся в судебное заседание лицам объявляется об этом под расписку в протоколе судебного заседания, а неявившимся и вновь привлекаемым к участию в деле лицам направляются соответствующие извещения и вызовы.

7. Судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Если стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства, знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее, и состав суда не изменился, суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 152 КАС РФ

1. Отложение разбирательства дела — перенесение рассмотрения дела по существу на другое судебное заседание. В гражданском судопроизводстве отложение разбирательства является одной из трех форм временной остановки судебного разбирательства наряду с перерывом судебного заседания и приостановлением производства по делу, что дает суду возможность выбора одной из указанных форм в тех случаях, когда применение конкретной формы не диктуется императивной нормой ГПК. Фактически на основе судейского усмотрения в гражданском процессе могут применяться перерыв или отложение в зависимости от предполагаемой продолжительности временной остановки разбирательства дела, отложение или факультативное приостановление — в зависимости от характера причины, препятствующей продолжению разбирательства. КАС предусматривает только две из указанных форм — отложение разбирательства административного дела и приостановление производства по административному делу. В связи с этим можно констатировать наличие как юридических условий, так и практических предпосылок для применения нормы ч. 3 ст. 157 ГПК, предусматривающей право объявления судом перерыва в судебном заседании по гражданскому делу для отдыха, а также запрет на рассмотрение судом других дел в период перерыва по данному делу, в порядке аналогии закона (ч. 4 ст. 2 КАС) с учетом положений комментируемой статьи. В противном случае пришлось бы согласиться с тем, что при наличии оснований, по которым в гражданском процессе может быть объявлен перерыв в судебном заседании, в административном судопроизводстве суду не остается другого варианта действий, кроме отложения разбирательства административного дела. Такая интерпретация факта отсутствия какого-либо регулирования института перерыва судебного заседания в КАС, на наш взгляд, противоречит не только принципу процессуальной экономии, но и в какой-то степени здравому смыслу.

2. В зависимости от оснований отложение судебного разбирательства может носить обязательный или факультативный характер. Обязательным будет отложение в тех случаях, когда суд обязан отложить разбирательство дела в силу прямого указания закона (см. комментарий к ст. 150 КАС). Факультативным следует считать отложение разбирательства в тех случаях, когда суд вправе (а не обязан) переносить рассмотрение дела на другой день, исходя из собственной оценки обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании, как достаточных для отложения слушания дела. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает только основания факультативного отложения. При этом в отличие от ГПК, в котором содержится лишь примерный перечень, включающий наиболее типичные случаи, влекущие отложение разбирательства дела на другое время, КАС допускает отложение судебного разбирательства административного дела только в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

3. Комментируемая статья прямо закрепляет лишь три основания факультативного отложения судебного разбирательства административного дела — признание невозможным рассмотрения административного дела в данном судебном заседании судом, возникновение неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания и удовлетворение ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств. При этом первые два основания явно не носят исчерпывающего характера с точки зрения указания круга возможных препятствий к продолжению разбирательства дела, которые могут быть квалифицированы судом как достаточные для отложения разбирательства. Так, в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи законодатель прямо указывает на два обстоятельства, при наличии любого из которых суд может признать невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании: неявку кого-либо из участников судебного разбирательства и подачу встречного административного искового заявления. Поскольку данное указание закона сопровождается словами «в том числе», можно с уверенностью утверждать, что законодатель допускает возможность признания судом невозможности рассмотрения административного дела в этом судебном заседании и по другим причинам. Говоря о неявке кого-либо из участников процесса в судебное заседание как об основании отложения, необходимо отметить, что комментируемой статьей охватывается, во-первых, лишь неявка лиц, участвующих в деле, перечень которых содержится в ст. 37 КАС, кроме надлежащим образом извещенного административного ответчика, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, и представителя лица, участвующего в деле, если КАС предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя (при неявке последних суд обязан отложить разбирательство административного дела в соответствии с п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 150 КАС), а также прокурора и иных участников судебного процесса — эксперта, специалиста, переводчика, последствия неявки которых урегулированы ст. 151 КАС (см. комментарий к названной статье); во-вторых, неявка только тех из участников судебного процесса, которые были надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства, поскольку при неявке в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания, суд не вправе, а обязан отложить разбирательство административного дела (п. 1 ч. 1 ст. 150 КАС). Основаниями признания судом невозможности рассмотрения административного дела в этом судебном заседании при подаче ответчиком встречного административного искового заявления, как представляется, должны быть в совокупности два факта: 1) предъявление встречного иска в стадии судебного разбирательства; 2) наличие ходатайства истца о предоставлении ему времени для собирания и представления в суд доказательств, подтверждающих необоснованность встречных требований. К отложению может привести также и неявка в судебное заседание истца, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, но не располагающего информацией о том, что в ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчиком был предъявлен встречный иск. Что касается неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, то, учитывая отсутствие в КАС института перерыва в судебном заседании, едва ли при их возникновении у суда имеется какая-либо альтернатива отложению судебного разбирательства, по крайней мере при возникновении неполадок в системе аудиопротоколирования, применение которого в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание) по административным делам, а также при совершении вне судебного заседания отдельных процессуальных действий является обязательным (ст. 204 КАС); если неполадки возникают в системе видеоконференц-связи, то избежать отложения возможно только при пересмотре ранее вынесенного определения об участии лица в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, что представляется маловероятным.

Это важно знать:  Статья 132. ЖК РФ Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива - Жилищный кодекс РФ

Судья (если дело рассматривается единолично) или суд вправе во всех перечисленных случаях отложить разбирательство дела на другой день.

Перечень оснований факультативного отложения судебного разбирательства, установленный комментируемой статьей, не является исчерпывающим. В процессе рассмотрения дела могут возникнуть и другие обстоятельства, препятствующие разрешению заявленного требования в данном судебном заседании, в частности: 1) наличие ходатайства ответчика со ссылкой на невозможность должным образом подготовиться к участию в деле ввиду неполучения им копии искового заявления и приложенных к заявлению документов, которые у него отсутствуют; 2) наличие ходатайства истца о предоставлении ему времени для собирания и представления в суд доказательств, подтверждающих необоснованность встречных требований (если встречный иск предъявлен ответчиком в судебном заседании); 3) вступление в процесс или привлечение к участию в деле других лиц (например, привлечение обязательного соответчика по правилам ч. 5 ст. 41 КАС; вступление или привлечение в процесс заинтересованного лица по правилам ст. 47 КАС; вступление в процесс правопреемника стороны по правилам ст. 44 КАС; замена ненадлежащего административного ответчика по правилам ст. 43 КАС); 4) замена судьи или одного из судей (при коллегиальном рассмотрении дела); 5) непредставление лицом, участвующим в деле, подлинного документа в тех случаях, когда его представление является обязательным (ч. 3 ст. 70 КАС). Что касается отложения судебного разбирательства в связи с намерением сторон завершить производство по административному делу путем примирения, КАС, в отличие от ГПК, практически исключает такую возможность. Данный вывод вытекает из системного толкования ч. 1 ст. 137 и п. 6 ч. 1 ст. 190 и п. 4 ч. 1 ст. 194 КАС. По смыслу указанных норм при возникновении намерения окончить административное дело путем заключения соглашения о примирении стороны заявляют ходатайство о предоставлении им срока для примирения (выработки соглашения о примирении). При удовлетворении такого ходатайства суд обязан приостановить производство по делу до истечения установленного им срока для примирения сторон. В случае достижения сторонами соглашения о примирении в установленный в определении о приостановлении производства срок суд рассматривает вопрос об утверждении этого соглашения и при положительном решении прекращает производство.

4. В определении об отложении разбирательства дела, которое выносится в виде отдельного документа либо излагается в протоколе судебного заседания, указываются причины отложения и меры, которые должны быть приняты к обеспечению разрешения дела по существу в следующем судебном заседании. Суд, откладывая разбирательство дела, назначает день судебного заседания с учетом времени, необходимого для вызова участвующих в деле лиц, истребования доказательств и совершения других процессуальных действий, о чем объявляет явившимся лицам под расписку. Неявившиеся и вновь привлекаемые к участию в процессе лица о времени и месте судебного заседания извещаются повестками. Новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала.

Возможности обжалования определения об отложении судебного разбирательства закон не предусматривает.

5. Допрос явившихся в судебное заседание свидетелей при отложении разбирательства административного дела является проявлением принципа процессуальной экономии. Помимо этого целью такого допроса является экономия времени самих явившихся свидетелей, поскольку это позволяет не вызывать их в новое судебное заседание.

Допрос свидетелей при отложении разбирательства дела — право, а не обязанность суда. Он возможен по просьбе явившихся свидетелей об этом (например, со ссылкой на занятость по работе, выезд в командировку, болезнь, отдаленность места жительства и т.д.), ходатайству участвующих в деле лиц, инициативе суда. При этом, как указано в комментируемой статье, в судебном заседании должны присутствовать стороны, из чего следует однозначный вывод о том, что допрос свидетелей в случае отсутствия какой-либо стороны невозможен. Думается, что данное ограничение возможности допроса явившегося свидетеля при отложении разбирательства административного дела обусловлено действием принципов состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС), при том что состязательность и равноправие сторон в данном случае имеют безусловный приоритет перед процессуальной экономией: было бы в корне неверно в угоду процессуальной экономии жертвовать правом сторон (одной из сторон) на участие в допросе свидетеля, которое гарантировано им законом (ч. 5 ст. 161 КАС), тем более что это может негативно отразиться на правосудности будущего судебного решения.

Вторичный вызов в судебное заседание свидетелей, допрошенных при отложении разбирательства дела, необязателен, в том числе и при изменении состава суда в ходе производства по делу. Исходя из принципа состязательности (ст. 14 КАС) более правильным представляется решение вопроса о необходимости вторичного вызова свидетелей судьей или судом в коллегиальном составе с учетом мнения участвующих в деле лиц.

Вызов допрошенных свидетелей в новое судебное заседание по делу возможен по мотивированному определению суда лишь в случае необходимости их повторного допроса, например в связи с обнаружением противоречий их показаний другим доказательствам относительно фактов, имеющих существенное значение для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

При повторном рассмотрении дела после отмены ранее вынесенного решения могут быть оглашены в совокупности с другими доказательствами имеющие значение для дела показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, в котором было вынесено отмененное решение, если участие свидетеля в новом судебном заседании невозможно (вследствие болезни, длительной командировки и т.п.).

6. Следуя сложившейся в гражданском судопроизводстве традиции, КАС не устанавливает предельного срока, на который может быть отложено рассмотрение административного дела. Однако существует как минимум три фактора, определяющих продолжительность отложения, которые не могут не учитываться судом при назначении даты рассмотрения отложенного дела: срок отложения должен обеспечивать совершение в период между заседаниями необходимых процессуальных действий (например, действий по истребованию доказательств); длительность отложения не должна противоречить задаче своевременного рассмотрения административного дела, т.е. не должна превышать установленных законом сроков рассмотрения административных дел (см. комментарий к ст. 141 КАС); срок отложения должен обеспечивать выполнение судом обязанности по вызову участников судебного разбирательства.

Первый из трех факторов представляется очевидным доводом против нормативного закрепления предельного срока отложения, поскольку различные препятствия к продолжению судебного разбирательства, которые являются основаниями для его отложения, требуют разного количества времени для их устранения. Отсюда вытекает необходимость установления сроков отложения на основе судебной дискреции по каждому административному делу с учетом его конкретных обстоятельств. Более императивный характер имеет фактор необходимости соблюдения нормативных сроков рассмотрения дела при определении продолжительности отложения судебного разбирательства. Время, затраченное на устранение препятствий к рассмотрению дела при отложении судебного разбирательства (срок отложения), не исключается из общего срока рассмотрения дела, который предусмотрен ст. 141 КАС. Поэтому следует избегать необоснованного отложения разбирательства дела, что, как справедливо отмечалось Пленумом ВС РФ, влечет за собой нарушение сроков, препятствует своевременному разрешению споров, порождает волокиту, необоснованное отвлечение граждан от участия в общественном производстве, лишает стороны возможности осуществления их процессуальных прав.

Важность третьего фактора (необходимость вызова участников судебного разбирательства) по КАС значительно возрастает по сравнению с ГПК. КАС, в отличие от ГПК, гарантирует размещение информации о принятых по административному делу судебных актах в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия (ч. 7 ст. 96). Представляется, что значение данного правила выходит далеко за рамки института судебных извещений, нормами которого оно установлено. К числу судебных актов, подпадающих под действие ч. 7 ст. 96 КАС, относятся определение о назначении дела к судебному разбирательству (см. комментарий к ст. 139 КАС) и определение об отложении судебного разбирательства, поскольку в обоих упомянутых определениях судом указывается дата соответственно первого и очередного (после отложения) судебного заседания, что является минимально необходимым условием для вызова участников процесса в судебное заседание. Данный факт позволяет сделать следующие выводы: 1) по общему правилу отложение судебного заседания на срок менее чем 15 дней не допускается; 2) судебные заседания по административным делам не могут назначаться с разрывом менее чем 15 дней. Исключением должно быть лишь отложение разбирательства по тем административным делам, для которых установленный законом срок рассмотрения составляет менее 15 дней, а также отложение в ситуации, когда отсутствует необходимость информирования кого-либо из участвующих в деле лиц о дате нового заседания и (или) вызова вновь привлекаемых субъектов, поскольку в судебное заседание явились все вызванные лица и дата нового заседания объявлена им под расписку. По делам со сроками рассмотрения менее 15 дней приоритетное значение приобретает второй фактор определения продолжительности отложения — необходимость соблюдения срока рассмотрения, следовательно, норма о 15-дневном сроке размещения судебного акта на официальном сайте суда в сети Интернет на них распространяться не должна; по этим делам размещение информации на сайте, очевидно, должно осуществляться в ускоренном режиме. С целью соблюдения сокращенных сроков рассмотрения (менее 15 дней) судом могут использоваться различные способы оперативного извещения участников судебного разбирательства, включая извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте (ч. 1 ст. 96 КАС).

7. Часть 7 комментируемой статьи отражает традиционный подход, существующий в процессуальной доктрине, по вопросу о последствиях отложения судебного разбирательства, основанный прежде всего на принципе непосредственности (ст. 13 КАС). Поскольку в период отложения разбирательства по данному делу судьей (судьями), в производстве которого оно находится, могут рассматриваться другие административные дела, для обеспечения непосредственности восприятия судьей и всеми участниками процесса доказательств по делу устанавливается императивное правило о том, что судебное разбирательство административного дела после его отложения начинается сначала. Следуя принципу процессуальной экономии, законодатель допускает исключение из приведенного правила только в отношении одного из видов доказательств — объяснений лиц, участвующих в деле, — и только при соблюдении в совокупности следующих условий: 1) стороны не настаивают на повторении объяснений всех участников судебного разбирательства; 2) стороны знакомы с материалами административного дела, в том числе с объяснениями участников судебного разбирательства, данными ранее; 3) состав суда не изменился. В такой ситуации суд вправе предоставить возможность участникам судебного разбирательства подтвердить данные ранее объяснения без их повторения, дополнить их, задать дополнительные вопросы. При объявлении перерыва (на обед, для отдыха) в силу его кратковременности, а также ввиду запрета на рассмотрение судьей (судьями) других дел в период перерыва разбирательство дела продолжается с того момента, когда оно было прервано.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, pbcns.ru, advant24.ru, mirblankov.ru, www.zakonrf.info.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
Следующая
СтатьиСтатья 153 КАС РФ. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав..
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector