+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 18.1 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ

Законом № 250-ФЗ внесены изменения в статью 18.1 Закона о защите конкуренции.

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые в соответствии с Градостроительным кодексом Правительством Российской Федерации.

Например, исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 403, включает процедуру «Заключение договора о подключении (присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения» (№ 35).

Порядок прохождения данной процедуры регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (статья 19, часть 1) и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2013 № 642 (раздел II, подраздел 3).

Для случая подключения (присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения установлен перечень документов, которые заявитель обязан представить для проведения процедуры, определены сроки и исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора, а основания для отказа в принятии заявления не установлены. Документ, получаемый заявителем в результате проведения процедуры – договор о подключении (присоединении).

Заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений.

Так, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в ФАС России могут быть обжалованы действия (бездействие) организации, осуществляющей, например, горячее водоснабжение, выраженные в:

  • незаконном отказе в приеме документов, заявлений;
  • предъявлении к лицу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • нарушении установленных сроков осуществления процедуры;
  • предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Поскольку Пункт 52 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 403, предусматривающий предоставление согласования проектной документации на оборудование узла учета воды, сточных вод, утратил силу с 10.06.2015 на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2015 N 525 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями процедур в сферах строительства, в отношении физических и юридических лиц, являющихся субъектами градостроительных отношений, в целях подготовки такими физическими и юридическими лицами документации по планировке территории, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается.

На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 14.9.1 «Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства», в ч. 1 которой указано, что действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством РФ и которые выражены в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5.63 КоАП РФ, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

На основании пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия органа местного самоуправления, его должностных лиц в части предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Указанные изменения в законодательстве, внесенные Федеральным законом N 250-ФЗ, вступили в силу с 10.01.2016. Ранее административная ответственность за подобные действия не была предусмотрена.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе требовать от индивидуального предпринимателя осуществления действий, не включенных в перечни процедур в сферах строительства. С 10.01.2016 виновные в подобных действиях должностные лица органа местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При этом в указанных случаях виновные действия (бездействие) ресурсоснабжающих организаций должны быть квалифицированы как совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении антимонопольного законодательства, подготовленного в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит квалификации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При поступлении в антимонопольный орган заявления, подлежащего рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, данное обращение подлежит рассмотрению как жалоба в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Кроме того, отказ от заключения договора по иным основаниям в данном порядке не обжалуется и должен быть рассмотрен только на предмет наличия нарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП в порядке административного производства.

Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства

1. В соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы:

1) на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее — уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также — исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) (за исключением процедур, осуществляемых государственным органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав на имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации), в части:

а) нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

б) предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

в) незаконного отказа в приеме документов, заявлений;

г) предъявления к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

3) на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее — организация, осуществляющая эксплуатацию сетей), предусмотренные подпунктами «а» — «г» пункта 2 настоящей части, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

2. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье — заявитель).

3. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих актов и (или) действий (бездействия) в судебном порядке.

4. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

5.1. Обжалование актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта и (или) совершения действия (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Это важно знать:  Когда супруг не имеет права на получение алиментов? — Семейные правоотношения. Статьи и очерки

6. Жалоба на акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (далее — жалоба), подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, а также соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

7. Жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.

8. Жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

9. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых актов и (или) действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей;

5) акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа были обжалованы в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. Решение о возвращении жалобы может быть принято в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган, который в день принятия решения о возвращении жалобы обязан сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

11. В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье — уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

12. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

13. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в части 6 настоящей статьи. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

14. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 настоящей статьи.

14.1. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи.

15. Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов.

15.1. Уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу письменное обоснование законности принятого акта и (или) совершенного действия (бездействия) с указанием положений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия такого акта и (или) совершения такого действия (бездействия).

15.2. Антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.

16. Рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

17. При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

18. Со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

19. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

20. По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

22. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

23. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

24. Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы. Заявитель, отозвавший поданную им жалобу, не вправе подать повторно жалобу на те же акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в порядке, установленном настоящей статьей.

25. Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее в настоящей статье, а также в пункте 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона — организатор продажи), при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом следующих особенностей:

1) обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение пяти рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайте или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества;

Это важно знать:  Статья 164 АПК РФ. Судебные прения

2) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается антимонопольным органом в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы;

3) в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания;

4) жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи, связанные с признанием претендентов участниками торгов (участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены) или с отказом в таком признании, не может быть подана по истечении пяти рабочих дней со дня размещения на указанном в пункте 1 настоящей части официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или, если размещение на сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены).

Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ ст 18 (ред. от 29.07.2018)

Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ;

4) доверительное управление ценными бумагами;

5) негосударственное пенсионное обеспечение.

2. При проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требования, направленные на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, за исключением требований о наличии:

1) определенных размеров уставного капитала, собственных средств, активов, а также о наличии соответствия иным характеристикам финансовой организации и (или) ее деятельности в абсолютных показателях, если только требование о соответствии таким характеристикам не установлено законодательством Российской Федерации;

2) рейтинга рейтинговых агентств;

3) филиалов, представительств, иных структурных подразделений вне места оказания финансовой услуги.

2.1. При проведении открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить более высокие требования к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации, определяемые в соответствии с показателями, предусмотренными законодательством Российской Федерации и установленными на основании финансово-экономической и иной отчетности финансовой организации, представляемой в Центральный банк Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд вправе установить требование о наличии определенного рейтинга рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в случае несоответствия финансовой организации указанным более высоким требованиям к оценке ее финансовой устойчивости и платежеспособности.

3. Изменение и расторжение договоров об оказании финансовых услуг, заключенных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами в порядке, установленном настоящей статьей, допускаются в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Срок действия договоров об оказании финансовых услуг, заключаемых в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи (за исключением договоров негосударственного пенсионного обеспечения), не может быть более чем пять лет, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.

5. Нарушение положений настоящей статьи является основанием для признания судом соответствующих торгов или заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Правоприменительная практика статьи 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на примере Башкортостанского УФАС России

Правоприменительная практика статьи 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на примере Башкортостанского УФАС России

С 6 января 2012 года введена в силу статья 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». О нововведении в законодательстве еще не все знают, поэтому в 2012 году в Управление поступило только около 120 жалоб. Статистика Управления такова, что только около 70 процентов всех жалоб признаются обоснованными.

Много жалоб поступают на действия управляющих организаций, специализированных организаций при реализации арестованного имущества, на действия Министерства лесного хозяйства и лесничеств, конкурсных управляющих, на действия органов власти при проведении торгов, на действия ГУПов и МУПов.

Обжалуются действия организаторов торгов, которые устанавливают сжатые сроки подачи заявок на участие в конкурсе: 10 дней с момента публикации информации до подачи заявки. Данное положение противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, неоправданно ограничивает возможность потенциальных участников таких конкурсов сформировать необходимый пакет документов для подачи заявки и является барьером для участия в торгах.

Много жалоб подаются на нарушения процедуры торгов, проводимыми управляющими компаниями.

Так, в одном из городов Башкирии управляющая компания проводила конкурс по выбору подрядных организаций для выполнения работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета. Были установлены сжатые сроки подачи заявок (менее 10 календарных дней). В конкурсной документации было указано, что в конкурсе могут участвовать только юридические лица, имеющие производственную базу (техническую оснащенность), квалифицированный штатный состав, что также является ограничением количества участников.

Наблюдается всплеск жалоб на действия организаторов торгов по реализации арестованного и заложенного имущества.

Законодательство возлагает функции по реализации арестованного имущества на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое на конкурсной основе имеет право привлекать специализированные организации. Однако конкурсный отбор таких организаций в Республике Башкортостан не проводится (данный факт уже является предметом судебного разбирательства между антимонопольным органом, территориальным управлением Росимущества, специализированными организациями), в результате много жалоб по порядку публикаций извещений, приему заявок, недопуска к подаче заявок и к участию в торгах и т.д. На заседаниях Комиссий выяснялось, что действия специализированных организаций обжалуются также в судебном порядке, причем по некоторым делам уже были решения судов о признании незаконными действий некоторых специализированных организаций при организации и проведении торгов по реализации арестованного имущества. При этом заявители заявляли, что процедуры отбора специализированных организаций проходят непрозрачно.

Процесс реализации (продажи) арестованного имущества носит коммерческий характер и имеет целью получение наиболее возможной экономической выгоды. Для этого необходимы коммерческие структуры, подчиненные в своей деятельности условиям и требованиям рыночных отношений. Учитывая, что реализация имущества должника при публичной продаже его имущества, на которое обращено взыскание по решению суда, производится уполномоченным государственным органом от имени государства, а нарушения закона, допущенные в ходе реализации имущества в рамках исполнительного производства, могут повлечь различные последствия, в том числе эти последствия иногда могут повлечь применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, то коммерческие организации, которые привлекаются к реализации изъятого имущества, должны соответствовать определенным законодательством требованиям:

во-первых, обладать позитивным опытом работы в области реализации имущества,

во-вторых, обладать устойчивой положительной репутацией,

в-третьих, иметь финансовые средства, позволяющие обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ на товарных рынок для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов государства и граждан, имеющих намерение передать — получить товар, работу или услугу на наиболее выгодных условиях.

Обжалуются действия организаторов торгов по необоснованному недопуску к участию в торгах, по сокрытию информации о проводящихся торгах.

Специализированная организация проводила торги по реализации имущества. Однако торги были приостановлены, потом вновь возобновлены. При этом информация о проведении торгов не была доступна для ознакомления всех заинтересованных лиц. Не было соответствующего уведомления на сайте. Что касается информации в газете, то сообщения о проведении торгов и о возобновлении торгов были опубликованы в разных газетах, разница между опубликованием и проведением торгов составляет 2 дня, то затруднительно для лиц, желающих принять участие в торгах, отслеживать информацию во всех газетах, являющихся официальными изданиями для публикации подобных объявлений. При этом одна газета издается на русском языке, а другая – на башкирском, соответственно, является востребованной только для граждан, знающих башкирский язык.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сочло, что полученная информация о возобновлении публичных торгов ограничивает круг лиц на получение информации, т. к. данная газета публикуется на башкирском языке, а контингент Республики Башкортостан составляют не только башкиры, но и достаточное количество народов, которые в силу своей национальности не могут знать башкирский язык, вследствие чего трудно предполагать, что неопределенный круг лиц будет ознакомлен с соответствующей информацией, соответственно, существует сложность обеспечения законного интереса потенциального участника публичных торгов, в частности интереса, иметь равную с другими претендентами возможность принимать участие в публичных торгах.

Еще одно, к сожалению, распространённое нарушение: отсутствуют указатели и вывески организатора торгов в здании, где осуществляются прием заявок, что лишает потенциальных участников торгов заявителя полной и достоверной информации о месте приема заявок на участие в торгах, месте проведения самих торгов и т.п. При этом торги проходят в здании, которое является многоподъездным домом, первый этаж – нежилые помещения, много дверей, следовательно, затруднительно определить местонахождение организатора торгов.

Также нарушаются права потенциальных участников торгов в части доступа к информации. Согласно части 3 статьи 57 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта РФ, по месту нахождения недвижимого имущества. Постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан является Правительство РБ (статья 92 Конституции РБ; статья 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года№474-з «О Правительстве РБ»).

Это важно знать:  Статья 720 ГК РФ. Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком

Из статьи 3 Указа Президента Республики Башкортостан от 26 сентября 1996 года №УП-629 «О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента РБ и постановлений и распоряжений Правительства РБ» следует, что официальным опубликованием актов Президента РБ и актов Правительства РБ считается первая публикация их полного текста в газетах «Республика Башкортостан», «Башкортостан», «Кызыл Тан» или в «Ведомостях Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства РБ».

Таким образом, информация о предстоящих торгах по реализации заложенного имущества, должна размещаться исключительно в одном из указанных периодических изданиях. Однако организаторы торгов размещают информационные сообщения в газетах, которые не являются периодическим изданием, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти — Правительства РБ. Таким образом, информация о проведении торгов размещается с нарушением федерального закона, а именно части 3 статьи 57 Федерального закона 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Жалобы на действия Министерства лесного хозяйства РБ и лесничеств касаются недопуска к участию в торгах по продаже права аренды на лесные участки. В нарушение Лесного Кодекса РФ организаторы торгов требуют документы, не предусмотренные законодательством, и незаконно не допускают к участию в торгах. По данным решениям есть уже судебный прецедент, подтвердивший правоту антимонопольного органа.

Жалобы на действия ГУПов и МУПов касаются несоблюдения правил, установленных Положений о закупках, принятых во исполнение Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, например, ГУП Санаторий проводил закупку в форме запроса цен. Предмет закупки «Поставка хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в ассортименте», наименование товара — пряники с клюквенной начинкой «Клюквенные» или эквивалент.

Один из участников подал предложение пряники «Цитрусовые», представив документы, подтверждающие соответствие ГОСТу, а также письмо органа по сертификации, что состав ингредиентов пряников «Клюквенные» и «Цитрусовые» идентичен, различаются они только по наименованию эссенции и они относятся к группе однородной продукции, ГОСТ один и тот же. При этом ранее тот же санаторий проводил запрос котировок, предмет закупки аналогичен, и тот же хозяйствующий субъект подал заявку, где вместо пряников Клюквенные предложил пряники «Цитрусовые». Указанная заявка была допущена к участию, но победителем был признан другой хозсубъект, поскольку он предложил лучшее предложение о цене договора. Однако в этот раз ГУП санаторий отклонил заявку, что и было предметом рассмотрения в антимонопольном органе, жалоба была признана обоснованной.

Выявленные проблемы при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров:

  1. Позиция судов такова, что ущемление прав может быть только у лиц, подавших заявки. Однако ситуация складывается таким образом, что лица не могут подать заявки. Конкурсные управляющие или специализированные организации, реализующие арестованное имущество, скрываются от потенциальных участников торгов. Не отвечают на звонки, устанавливают предварительную запись для подачи заявки, юридические и почтовые адреса, как правило, это абонентские ящики в почтовых отделениях, почту из ящиков не забирают. По домашнему адресу корреспонденцию не берут.
  1. Были случаи, когда рассмотреть жалобу не представлялось возможным, т.к. конкурсный управляющий находился в командировке, известить его о месте и времени рассмотрения жалобы не представлялось возможным, соответственно, документы представлены не были. Законодательно отсутствует обязанность размещения документов на сайте при реализации арестованного имущества и имущества банкрота. Соответственно, в сжатые сроки без документов рассмотреть жалобу в порядке статьи 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» нельзя. Впоследствии жалобы рассматриваются в порядке статьи 17 Закона о защите конкуренции, однако за этот период контракты уже заключаются.
  1. Вызывает затруднение, что не определены меры административной ответственности за неисполнение предписания, выданного при выявлении нарушения процедуры торгов.

В июле текущего года несколько управляющих организаций города Уфа объявили открытые конкурсы, предмет которых идентичен – право заключение договора подряда на выполнение работ по Адресной программе замены и модернизации лифтов, отработавших нормативный срок службы, в многоквартирных домах городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2012 год. Источником финансирования заказа являются бюджет Республики Башкортостан, бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, средства ТСЖ либо средства собственников помещений в многоквартирных домах. На действия организаторов торгов были поданы жалобы участника торгов.

При рассмотрении жалоб были выявлены нарушения законодательства в технической документации, ограничивающие круг участников торгов. В связи с выявленными положениями в технической документации, несоответствующими действующему законодательству, выданы предписания организаторам торгов. В предписаниях предписывалось аннулировать торги, при последующем проведении торгов строго руководствоваться требованиями действующего законодательства, обеспечив доступ широкому кругу участников рынка в участии в торгах. Однако организаторы торгов возобновили процедуры торгов. Поэтому необходимо скорейшее внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. Отсутствует Административный регламент, определяющий последовательность действий антимонопольного органа при поступлении жалобы.
  1. Рассмотрение некоторых жалоб выявило пробелы в законодательстве. Конкретный случай: были объявлены торги по продаже арестованного, находящегося в залоге, недвижимого имущества — квартиры. Извещение о торгах опубликовано в срок, установленный Федеральным законом от 16июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (не позднее чем за 10 дней), в данном извещении о проведении торгов содержалась информация, обязательная для извещения: дата, время, и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества (указаны характеристики, адрес объекта), начальная продажная цена, размер задатка, сроки и порядок внесения задатка. На этапе подачи заявок была подана жалоба, соответственно, торги были приостановлены и приема заявок не было. Жалоба была рассмотрена, торги возобновились. Организатор торгов срок приема заявок не продлил, ввиду приостановления торгов заявки на участие в торгах принимались в течение четырех дней, а не десяти, как указано в информационном сообщении.

Законодателем установлен двухмесячный срок совершения исполнительных действий (статья 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), исполнительное производство приостанавливается только судом или судебным приставом-исполнителем (статьи 39 и 40 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Статьей 41 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении.

Нормативно-правовыми документами иных оснований продления срока приема заявок на участие в торгах по продаже имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, не установлено. В Гражданском кодексе РФ либо Федеральных законах «Об исполнительном производстве» и «Об ипотеке (залоге недвижимости)» отсутствуют требования относительно срока приема-подачи заявок на участие в торгах по продаже арестованного, находящегося в залоге, недвижимого имущества, нужно руководствоваться только теми сроками, которые указаны в извещении (которые указываются в конкретных датах и днях месяца), следовательно, в случае подачи жалобы, реальный срок подачи заявок уменьшается, и теоретически может составлять вообще один день. Учитывая неоднократность таких случаев, необходимо внести изменение в законодательство, в части обязательного указания в извещении срока приема заявок в календарных днях, а не в конкретных датах и днях месяца.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что некоторые заявители иногда злоупотребляют своими правами на обжалование торгов. Так, например, был обжалован аукцион по продаже арестованного имущества. Заявитель указал, что подать заявку не смог из-за отсутствия возможности найти здание, где принимаются заявки, т.к. на здании нет таблички. Однако на рассмотрении жалобы организатор торгов представил журнал приема заявок, в котором зафиксировано, что данный заявитель неоднократно принимал участие в других торгах, соответственно, местонахождение организатора торгов было ему хорошо известно, кроме того, были представлены видеозаписи с камер наблюдения, где видно, что заявитель неоднократно заходил в помещение приема заявок и препятствий для приема заявок не было.

Некоторые заявители обжалуют торги, заблуждаясь в наличии преимущественного права.

Орган местного самоуправления объявил конкурс на право заключения договора аренды коммунальной инфраструктуры. Прежний арендатор сначала оспаривал факт объявления конкурса, потом все же подал заявку, однако конкурс проиграл, т.к. предложил цены ниже цен победителя в 10 раз. При этом также было учтено, что прежний арендатор получил имущество с нарушением статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что ранее было предметом рассмотрения дела в антимонопольном органе.

Еще один случай, когда орган местного самоуправления объявил о проведении публичных торгов по продаже земельного участка в собственность. Податель жалобы на эти торги является собственником линейных сооружений электроснабжения, которые проходят по данному участку. Заявитель посчитал, что в извещении необоснованно не содержатся сведения о каких-либо обременениях земельного участка.

Однако заявитель не представил документы, подтверждающие установление в отношении участка, на котором установлены опоры и линии электропередач, сервитута; не были представлены документы, подтверждающие наличие права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) – земельных участков, на которых установлены опоры и линии электропередач, не представлены документы, подтверждающие законность пользования земельным участком, на которых установлены опоры и линии электропередач. Всё это послужило основанием для признания жалобы необоснованной.

Спустя год с начала введения в действие статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» можно констатировать, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан накопилась практика рассмотрения жалоб по процедуре, определенной вышеуказанной статьей. В ходе рассмотрения жалоб были выявлены пробелы в законодательстве. Некоторые вопросы разрешаются в соответствии с принципами права, аналогией права и закона. Появляется судебная практика. Всё это способствует формированию единообразной правоприменительной практики административного обжалования действий (бездействий) органов власти и хозяйствующих субъектов при организации и проведении торгов и заключении договоров по итогам таких торгов, объективному и всестороннему рассмотрению жалоб, и, в конечном итоге, устранению факторов, препятствующих развитию конкуренции.

Статья написана по материалам сайтов: www.regionfas.ru, www.zakonrf.info, fzrf.su, bash.fas.gov.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 178 КАС РФ. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда
Следующая
СтатьиСтатья 18.1 КоАП РФ. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector