+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Статья 190 КАС РФ. Обязанность суда приостановить производство по административному делу

1. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:

1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);

2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);

3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);

4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);

5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);

6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к статье 190 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлена обязанность суда приостановить производство по административному делу.

Случаи, в которых суд обязан приостановить производство по административному делу, установлены в ч. 1 комментируемой статьи.

В отличие от ст. 215 ГПК РФ, в которой перечень оснований приостановления производства по делу является исчерпывающим, в ч. 2 комментируемой статьи закреплено, что суд вправе приостанавливать производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Так, согласно ст. 237 Кодекса рассмотрение принятых к производству Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ жалоб (обращений) может быть приостановлено на срок до шести месяцев в случае необходимости проведения проверки материалов и сведений по ним, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению административного дела в течение длительного времени.

Отметим, что положения комментируемой статьи изложены с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 01.03.2012 N 5-П, согласно которой абз. 2 ст. 215 и абз. 2 ст. 217 ГПК РФ — в той мере, в какой они, закрепляя обязательность приостановления судом производства по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, не предполагают установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела, — не соответствуют Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1).

Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые положения абз. 2 ст. 215 и абз. 2 ст. 217 ГПК РФ, обязывающие суд общей юрисдикции приостановить производство по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, до определения его правопреемника, в том числе когда сам по себе факт осуществляемой реорганизации не создает препятствий для дальнейшего рассмотрения и разрешения дела, снижают уровень процессуальных гарантий защиты прав граждан в судах общей юрисдикции, не обеспечивают реализацию конституционного принципа гарантированности судебной защиты, закрепленного ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, и препятствуют тем самым осуществлению ими других прав и свобод, в том числе права на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок .

Вестник Конституционного Суда РФ. 2012. N 2.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 27.06.2013 N 22 О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» разъяснил, что, если при рассмотрении дела об административном надзоре будет установлено, что в уголовный закон, примененный к лицу, в отношении которого решается вопрос о применении данной меры, внесены изменения, улучшающие его положение (в том числе влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости и т.п.), однако приговор не приводился в соответствие с действующим законодательством в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 397, п. 2 ч. 1 ст. 399 и ч. 1 ст. 400 УПК РФ, суд не вправе самостоятельно делать выводы о наличии в действиях лица состава преступления, его категории и т.п.

В данном случае суду надлежит разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством.

При наличии такого обращения суду следует приостановить производство по делу об административном надзоре на основании ст. 215 ГПК РФ в связи с невозможностью рассмотреть данное дело до разрешения другого дела, рассматриваемого в уголовном производстве.

При отсутствии заявления лица о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством либо при отказе лица обратиться с таким заявлением суд рассматривает дело об административном надзоре исходя из имеющихся доказательств .

Статья 190. Обязанность суда приостановить производство по административному делу

1. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:
1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);
2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);
3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);
4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);
6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к статье 190 КАС РФ

1. Приостановление производства по административному делу — это урегулированный законом и оформленный определением суда временный, вызванный наличием одного из предусмотренных в законе обстоятельств, которые мешают продолжению рассмотрения административного дела, перерыв в производстве по административному делу.

2. В этот промежуток времени судья (суд) по мере его возможности принимает меры к выявлению факта устранения (устранению) оснований приостановления производства по административному делу. Одним из средств решения данной задачи является направление запросов и т.п.

3. Суд приостанавливает производство по делу в связи с направлением в Конституционный Суд РФ запроса о проверке на соответствие Конституции РФ закона, подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном административном деле, то есть закона, который суд должен применить при разрешении спора. Вместе с тем ни Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни КАС РФ полномочия судов по направлению в Конституционный Суд РФ запросов о проверке на соответствие Конституции РФ обжалуемых в порядке абстрактного нормоконтроля законов (которые являются предметом спора) не предусмотрены. Суды общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, сами вправе и обязаны признавать противоречащими федеральным законам, кроме Конституции РФ, законы субъектов Российской Федерации .

4. Ссылка суда на статьи Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» как на основание для приостановления производства по делу является неправомерной, т.к. нормы этого Закона не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение административных дел в судах общей юрисдикции. Суд должен принимать решение на основе собственной правовой оценки соответствия статьи Закона субъекта РФ «О местном самоуправлении в субъекте РФ» федеральному законодательству о местном самоуправлении .

5. В случае приостановления производства по административному делу по обстоятельствам, предусмотренным к.с. или ст. 191 КАС РФ, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения административного дела в производстве суда .

6. Представителем недееспособного лица может быть опекун или попечитель, порядок назначения которых изложен в комментарий к ст. 5 КАС РФ.

7. Поскольку к.с. и ст. 191 КАС РФ увязывают сроки приостановления производства с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по административному делу .

8. Наступление указанного обстоятельства должно быть подтверждено доказательствами.

9. См. комментарий к ст. ст. 1, 5, 44, 186, 191, 253 КАС РФ.

Это важно знать:  Статья 13.11.1 КоАП РФ. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

Консультации и комментарии юристов по ст 190 КАС РФ

Если у вас остались вопросы по статье 190 КАС РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 190 КАС РФ. Обязанность суда приостановить производство по административному делу (действующая редакция)

1. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:

1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);

2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);

3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);

4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);

5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);

6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 190 КАС РФ

1. Приостановление производства по административному делу сохраняется в КАС в качестве традиционного процессуального института, содержание которого аналогично содержанию подобных институтов в гражданском (гл. 17 ГПК) и арбитражном (гл. 17 АПК) процессах. Приостановление производства по делу наряду с перерывом и отложением дела является одной из форм временной остановки административного процесса. В силу этого данный институт отличается от перерыва и отложения дела присущими только ему основаниями для приостановления производства по делу; сроком приостановления производства по делу, который обусловлен объективным характером; порядком возобновления производства по делу и последствиями для доказательственной деятельности. Следует отметить, что КАС института перерыва судебного заседания формально не предусматривает.

Под приостановлением производства по административному делу традиционно понимается остановка (прекращение) всех процессуальных действий в административном процессе в связи с возникшими препятствиями, которые установлены в законе и признаны судом в качестве оснований для такой остановки. Следует отметить, что приостановление производства по административному делу не влечет невозможности совершения действий, связанных с применением мер предварительной защиты по административному иску (гл. 7 КАС). Приостановление производства по административному делу влечет приостановление течения всех процессуальных сроков по делу.

Возникшие в ходе рассмотрения административного дела препятствия (основания для приостановления производства по делу) делятся на обязательные, когда при их возникновении суд обязан приостановить производство по делу (комментируемая статья), и факультативные, когда их установление влечет право суда рассмотреть вопрос о возможности приостановления производства по делу (ст. 191 КАС). В обоих случаях перечень оснований для приостановления производства по административному делу является исчерпывающим.

Представляется, что суд не может по собственной инициативе приостановить производство по делу в силу специфики самого института, так как на суде не лежит обязанности по розыску стороны, не явившейся в судебное заседание. Суд обязан только надлежащим образом известить участников административного процесса, в том числе стороны (см. комментарий к гл. 9 КАС). Поэтому любое из оснований должно быть отражено в ходатайстве заинтересованной в приостановлении производства по делу стороны либо ее представителя. Однако в некоторых случаях эти сведения, подтвержденные доказательствами, могут быть представлены лицами, вообще не являющимися участниками административного дела (родственниками, супругами, знакомыми, сослуживцами стороны по делу и т.п.). Это связано со случаями смерти, нахождения лица — стороны по административному делу в зоне вооруженного конфликта для выполнения служебных обязанностей и т.д.

Приостановление производства по административному делу возможно на любой стадии административного процесса после возбуждения административного дела. Приостановление производства по делу в любом случае должно быть оформлено определением, которое может быть обжаловано (см. комментарий к ч. 3 ст. 193 КАС). Приостановление производства по административному делу необходимо отличать от приостановления исполнения судебного решения в рамках апелляции (ч. 2 ст. 315 КАС), кассации (ч. 2 ст. 323 КАС) и надзора (ч. 2 ст. 337 КАС). Кроме того, приостановление производства в рамках возбужденного исполнительного производства также имеет свою специфику и регулируется гл. 38 КАС, в частности ст. 359.

Срок приостановления производства по делу, как было отмечено ранее, носит объективный характер, т.е. не зависит ни от усмотрения суда, ни от воли и желания участвующих в деле сторон. Особенностью и достоинством комментируемой статьи, несомненно, является то, что срок приостановления производства по делу (точнее, момент его окончания) указан в каждом конкретном случае, применительно к каждому конкретному основанию для приостановления производства по административному делу. Контроль по вопросам истечения срока, т.е. отпадения препятствий для рассмотрения дела и необходимости возобновления производства по делу, осуществляется судом. В силу принципа состязательности (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС) обязанность по установлению фактов, свидетельствующих о необходимости возобновления производства по делу, лежит также и на противоположной стороне как наиболее заинтересованной в возобновлении дела. Поэтому эта сторона может представлять доказательства отпадения обстоятельств — оснований для приостановления производства по административному делу, а при невозможности устанавливать такие обстоятельства через судебный запрос (см. комментарий к ст. 63 КАС).

Последствия возобновления производства по делу в КАС не указаны, поэтому они определяются прежде всего принципом непосредственности административного процесса (см. комментарий к ст. 192 КАС).

А. Одним из оснований для обязательного приостановления производства по административному делу является смерть гражданина, бывшего стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство. Отсутствие возможности перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства от умершей стороны по административному делу к другому лицу влечет наступление иных последствий, нежели приостановление производства по делу, а именно прекращение производства по делу в порядке п. 5 ч. 1 ст. 194 КАС.

Понятие сторон по административному делу дается в ст. 38 КАС, в соответствии с которой к ним относятся административный истец и административный ответчик. В случае смерти иных участников административного процесса обязанность по приостановлению процесса на суд не возлагается, однако этот факт может являться основанием для отложения производства по делу (п. 1 ч. 2 ст. 152 КАС).

При вынесении определения о приостановлении административного производства по делу по данному основанию суду необходимо установить два обстоятельства: факт смерти физического лица, являвшегося стороной по делу, и наличие возможности действия института правопреемства в отношении этого лица.

Основанием для приостановления производства по административному делу могут служить не любые случаи процессуального правопреемства, указанные в ст. 44 КАС, а только названный в ч. 3 ст. 44 КАС, где речь идет о правопреемстве в его материально-правовом значении. Во всех остальных случаях суду необходимо применять институт отложения судебного разбирательства, что будет соответствовать задачам административного судопроизводства, а именно более правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (п. 3 ст. 3 КАС).

Окончание срока приостановления производства по административному делу по рассматриваемому основанию и возобновление производства по административному делу связаны с моментом определения правопреемника умершей стороны, но не фактически, а юридически. Обычно в качестве правопреемников выступают наследники умершей стороны по делу, поэтому срок приостановления производства по делу может составлять не менее шести месяцев (ст. ст. 1154, 1155 ГК).

Б. Вторым обязательным основанием приостановления производства по административному делу является совокупность двух фактов: признание гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствие законного представителя у этого гражданина. Это основание является аналогичным обязательному основанию для приостановления дела в ГПК и АПК.

Признание гражданина недееспособным осуществляется в порядке гл. 31 ГПК. Недееспособным гражданин считается с момента вступления в законную силу судебного решения о признании его таковым (ст. 285 ГПК). Представляется целесообразным суду при рассмотрении административного дела в случае возбуждения гражданского дела о признании одной из сторон недееспособной разрешить вопрос об отложении административного дела до вынесения решения по гражданскому делу либо о приостановлении производства по делу по п. 4 ч. 1 ст. 190 КАС при отсутствии у этой стороны в процессе представителя.

Окончанием срока приостановления производства по административному делу в рассматриваемом случае является назначение опекуна органом опеки и попечительства в соответствии с ч. 2 ст. 285 ГПК, который будет являться законным представителем стороны, признанной недееспособной.

В. В качестве третьего основания для обязательного приостановления производства по делу выступает участие стороны в проведении контртеррористической операции или выполнение ею задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта. В отношении административного ответчика суду достаточно установить такой факт, в отношении административного истца КАС требует также обязательного наличия просьбы о приостановлении производства по административному делу с его стороны. Просьба должна быть отражена в заявлении или ходатайстве административного истца, так как он является активной стороной по делу и именно по его инициативе был возбужден административный процесс.

Это важно знать:  Статья 185.7 закона о банкротстве

Под контртеррористической операцией понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Таким образом, содержание вышеуказанных нормативных актов требует от суда установить не только факт нахождения стороны в зоне проведения контртеррористической операции, вооруженного конфликта, чрезвычайного или военного положения, но также наличие у этого лица специального статуса, позволяющего ему участвовать и выполнять определенные законом и специфические по своему характеру задачи на этих территориях.

Приостановление производства по делу заканчивается, и административное дело возобновляется в момент окончания участия соответствующей стороны в вышеуказанных мероприятиях. Представляется, что возобновление производства по делу возможно и в случае отпадения у лица (стороны по административному делу) специального статуса, позволявшего ему выполнять специальные задачи на данных территориях (увольнение из рядов Вооруженных Сил РФ, МВД, МЧС и т.п.).

Г. Следующим обязательным основанием для приостановления производства по административному делу является невозможность рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта РФ.

Подобное основание содержится в ГПК (абзац пятый ст. 215) и АПК (п. 1 ч. 1 ст. 143), что связано с преюдициальностью судебных актов и их взаимным влиянием друг на друга в определенных случаях.

Из ходатайства стороны и представленных ею доказательств суд должен установить факт невозможности рассмотрения административного дела до рассмотрения другого дела, рассматриваемого указанными в комментируемой статье органами судебной власти, а также факт возбуждения дела в соответствующем процессе. Факта подачи искового заявления (заявления) заинтересованным лицом в соответствующий суд будет недостаточно, поэтому стороне по административному делу необходимо представить в суд, рассматривающий административное дело, соответствующий судебный акт о возбуждении самого производства по делу.

Несмотря на то что рассматриваемое основание является обязательным для приостановления производства по административному делу, в существующей арбитражной судебной практике встречаются случаи отхода от этого правила, связанные со злоупотреблением стороной своими процессуальными правами и искусственным затягиванием процесса.

Основанием для возобновления производства по делу будет являться вступление в законную силу соответствующего судебного акта, особенности которого определяются соответственно КАС (см. комментарий к ст. ст. 186, 203, 317 КАС), ГПК, АПК и ч. 4 ст. 27 Закона о судебной системе.

Д. В качестве пятого обязательного основания для приостановления производства по административному делу КАС устанавливает обращение суда в КС РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции РФ (до вступления в законную силу судебного акта).

На настоящий момент такое обращение является обязанностью суда, рассматривающего административное дело (см. комментарий к ч. 3 ст. 15 КАС).

В силу того что практика КС РФ является обязательной для применения всеми судебными органами Российской Федерации и выступает в качестве источника административного процессуального права, суд не может ее не учитывать при подобном обращении. Таким образом, суд, рассматривающий административное дело, не может обратиться с запросом в КС РФ по тому вопросу, который уже был предметом рассмотрения КС РФ. Не допускается также обращение с запросом по вопросам фактов, а не по вопросам права (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Срок приостановления производства по делу в настоящем случае заканчивается моментом вступления в законную силу соответствующего судебного акта КС РФ — определения (ст. 71 Закона о Конституционном Суде РФ) или решения (ст. 79 того же Закона).

Е. Одним из новых оснований для обязательного приостановления производства по административному делу по сравнению с действующим ГПК выступает процедура примирения сторон административного процесса. Выяснение возможности проведения процедуры примирения сторон является обязанностью суда, так как входит в задачи, стоящие перед судом в стадии подготовки административного дела (см. комментарий к ст. 132 и п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС).

Проведение процедуры примирения определяется самим судом с учетом мнения сторон и характера рассматриваемых спорных правоотношений (см. комментарий к ст. 137 КАС). В этом случае разрешение вопроса как о примирении, так и соответственно о приостановлении производства по делу может осуществиться судом уже в стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству.

Пункт 6 ч. 1 комментируемой статьи — это единственное основание, когда срок приостановления производства по административному делу не носит объективного характера, а устанавливается самим судом. Установленный судом срок для примирения и приостановления производства по административному делу должен являться разумным, кроме того, суд должен учитывать общие сроки рассмотрения дела по существу, а также сроки, установленные в ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», где общий срок составляет 60 дней. Приостановление административного дела на более длительный, чем 60 дней, срок является нецелесообразным и неоправданным, что связано с самим характером дел (публичность, администрирование), который не допускает долгой неопределенности в этих правоотношениях. Более того, превышение этого срока в случае отсутствия результата — соглашения о примирении сторон должно расцениваться как злоупотребление стороной своими процессуальными правами.

2. Часть 2 комментируемой статьи допускает иные основания для обязательного приостановления производства по административному делу, но только если эти случаи будут прямо предусмотрены в КАС. На настоящий момент таких случаев (иных оснований) КАС не содержит, поэтому рассматриваемая норма представляется излишней в силу того, что перечень оснований для обязательного приостановления производства по административному делу носит исчерпывающий характер. Более того, появление новых оснований для обязательного приостановления производства по административному делу в иных частях и институтах КАС нарушит целостность, логику, возможность единого толкования данного кодифицированного нормативного акта.

Статья 190 КАС РФ. Обязанность суда приостановить производство по административному делу

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ.

Обязанность суда приостановить производство по административному делу.

Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:

Смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);

признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);

участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);

невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);

обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);

установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных КАС РФ случаях.

Право суда приостановить производство по административному делу.

Суд по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может приостановить производство по административному делу в случае:

Преобразования или упразднения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (до определения органа, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо органа, к компетенции которого относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца);

реорганизации юридического лица, которое является стороной по административному делу (до определения правопреемника);

нахождения гражданина, который является лицом, участвующим в деле, в лечебном учреждении или в длительной служебной командировке (до возвращения такого гражданина);

исполнения гражданином государственных обязанностей, предусмотренных федеральным законом, при условии, что он привлечен к исполнению этих обязанностей (до прекращения таким гражданином исполнения указанных обязанностей);

назначения судом экспертизы (до поступления в суд заключения экспертов, либо до истечения срока, установленного судом для проведения экспертизы, либо до поступления в суд информации о невозможности ее проведения);

направления судом судебного поручения в соответствии со статьями 66 и 67 КАС РФ (до поступления в суд материалов о выполненном судебном поручении, либо до истечения срока, установленного судом для осуществления соответствующих действий, либо до поступления в суд информации о невозможности их осуществления);

принятия Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод гражданина законом, который был применен в другом деле, но постановление по которому имеет значение для рассмотрения данного административного дела (до вступления в законную силу судебного акта).

Это важно знать:  Статья 116 АПК РФ. Приостановление процессуальных сроков

Если лица, участвующие в деле, ведут это административное дело с участием представителей, суд не приостанавливает производство по административному делу в случаях, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 .

Возобновление производства по административному делу.

Производство по административному делу возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, на основании заявлений лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Порядок приостановления и возобновления производства по административному делу.

О приостановлении производства по административному делу или об отказе в приостановлении производства по административному делу, о возобновлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу суд выносит определение.

Копии определения суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

На определение суда о приостановлении производства по административному делу или об отказе в возобновлении производства по административному делу может быть подана частная жалоба.

Статья 190. Обязанность суда приостановить производство по административному делу

1. Суд обязан приостановить производство по административному делу в случае:
1) смерти гражданина, являвшегося стороной по административному делу, если спорное административное правоотношение или иное публичное правоотношение допускает правопреемство (до определения правопреемника);
2) признания гражданина, являющегося стороной по административному делу, недееспособным и отсутствия законного представителя у этого гражданина (до определения законного представителя);
3) участия административного ответчика в проведении контртеррористической операции или выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо в случае просьбы административного истца, участвующего в проведении контртеррористической операции или выполняющего задачи в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта (до прекращения участия в этих мероприятиях);
4) невозможности рассмотрения данного административного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого судом общей юрисдикции, арбитражным судом, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации (до вступления в законную силу соответствующего судебного акта);
5) обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации (до вступления в законную силу судебного акта);
6) установления судом срока для примирения сторон (до истечения этого срока).

2. Суд приостанавливает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Комментарий к статье 190 КАС РФ

Комментируемой статьей установлена обязанность суда приостановить производство по административному делу.

Случаи, в которых суд обязан приостановить производство по административному делу, установлены в ч. 1 комментируемой статьи.

В отличие от ст. 215 ГПК РФ, в которой перечень оснований приостановления производства по делу является исчерпывающим, в ч. 2 комментируемой статьи закреплено, что суд вправе приостанавливать производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.

Так, согласно ст. 237 Кодекса рассмотрение принятых к производству Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ жалоб (обращений) может быть приостановлено на срок до шести месяцев в случае необходимости проведения проверки материалов и сведений по ним, а также наличия иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению административного дела в течение длительного времени.

Отметим, что положения комментируемой статьи изложены с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 01.03.2012 N 5-П, согласно которой абз. 2 ст. 215 и абз. 2 ст. 217 ГПК РФ — в той мере, в какой они, закрепляя обязательность приостановления судом производства по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, не предполагают установления судом необходимости в таком приостановлении и возможности продолжить производство с учетом оценки всех обстоятельств конкретного дела, — не соответствуют Конституции РФ, ее ст. ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1).

Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые положения абз. 2 ст. 215 и абз. 2 ст. 217 ГПК РФ, обязывающие суд общей юрисдикции приостановить производство по делу во всех случаях реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле, до определения его правопреемника, в том числе когда сам по себе факт осуществляемой реорганизации не создает препятствий для дальнейшего рассмотрения и разрешения дела, снижают уровень процессуальных гарантий защиты прав граждан в судах общей юрисдикции, не обеспечивают реализацию конституционного принципа гарантированности судебной защиты, закрепленного ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, и препятствуют тем самым осуществлению ими других прав и свобод, в том числе права на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок .

Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» разъяснил, что, если при рассмотрении дела об административном надзоре будет установлено, что в уголовный закон, примененный к лицу, в отношении которого решается вопрос о применении данной меры, внесены изменения, улучшающие его положение (в том числе влияющие на определение вида рецидива, погашение судимости и т.п.), однако приговор не приводился в соответствие с действующим законодательством в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 397, п. 2 ч. 1 ст. 399 и ч. 1 ст. 400 УПК РФ, суд не вправе самостоятельно делать выводы о наличии в действиях лица состава преступления, его категории и т.п.

В данном случае суду надлежит разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством.

При наличии такого обращения суду следует приостановить производство по делу об административном надзоре на основании ст. 215 ГПК РФ в связи с невозможностью рассмотреть данное дело до разрешения другого дела, рассматриваемого в уголовном производстве.

При отсутствии заявления лица о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством либо при отказе лица обратиться с таким заявлением суд рассматривает дело об административном надзоре исходя из имеющихся доказательств .

Другой комментарий к статье 190 КАС РФ

1. Приостановление производства по административному делу — это урегулированный законом и оформленный определением суда временный, вызванный наличием одного из предусмотренных в законе обстоятельств, которые мешают продолжению рассмотрения административного дела, перерыв в производстве по административному делу.

2. В этот промежуток времени судья (суд) по мере его возможности принимает меры к выявлению факта устранения (устранению) оснований приостановления производства по административному делу. Одним из средств решения данной задачи является направление запросов и т.п.

3. Суд приостанавливает производство по делу в связи с направлением в Конституционный Суд РФ запроса о проверке на соответствие Конституции РФ закона, подлежащего применению в рассматриваемом им конкретном административном деле, то есть закона, который суд должен применить при разрешении спора. Вместе с тем ни Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни КАС РФ полномочия судов по направлению в Конституционный Суд РФ запросов о проверке на соответствие Конституции РФ обжалуемых в порядке абстрактного нормоконтроля законов (которые являются предметом спора) не предусмотрены. Суды общей юрисдикции в порядке, установленном главой 21 КАС РФ, сами вправе и обязаны признавать противоречащими федеральным законам, кроме Конституции РФ, законы субъектов Российской Федерации .

4. Ссылка суда на статьи Закона субъекта РФ «О Конституционном Суде субъекта РФ» как на основание для приостановления производства по делу является неправомерной, т.к. нормы этого Закона не относятся к процессуальному законодательству, регулирующему рассмотрение административных дел в судах общей юрисдикции. Суд должен принимать решение на основе собственной правовой оценки соответствия статьи Закона субъекта РФ «О местном самоуправлении в субъекте РФ» федеральному законодательству о местном самоуправлении .

5. В случае приостановления производства по административному делу по обстоятельствам, предусмотренным к.с. или ст. 191 КАС РФ, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения административного дела в производстве суда .

6. Представителем недееспособного лица может быть опекун или попечитель, порядок назначения которых изложен в комментарий к ст. 5 КАС РФ.

7. Поскольку к.с. и ст. 191 КАС РФ увязывают сроки приостановления производства с обстоятельствами, наступление которых обязывает суд возобновить производство, судья должен периодически проверять, не наступили ли эти обстоятельства. Суду следует также разъяснять лицам, участвующим в деле, их обязанность информировать суд об устранении обстоятельств, вызвавших приостановление производства по административному делу .

8. Наступление указанного обстоятельства должно быть подтверждено доказательствами.

9. См. комментарий к ст. ст. 1, 5, 44, 186, 191, 253 КАС РФ.

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, okasrf.ru, www.zakonrf.info, sokov-av.ru, newkasrf.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 189.14 закона о банкротстве
Следующая
СтатьиСтатья 19.27 КоАП РФ. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector