+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 28 Федерального закона № 44-ФЗ: что регулирует и как применяется? Ответственность за ее нарушение

Дата размещения статьи: 23.07.2015

С 1 января 2014 г. государственные (муниципальные) учреждения при осуществлении закупок обязаны руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ . За несоблюдение или нарушение норм данного Закона при осуществлении закупочной деятельности для сторон, в ней участвующих, предусмотрена административная ответственность. В статье расскажем о лицах, которые могут привлекаться к ответственности, мерах и порядке применения в отношении них норм КоАП РФ.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом N 44-ФЗ регулируются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах (работах, услугах) за счет средств соответствующих бюджетов. С целью сохранения административной ответственности и предупреждения совершения административных правонарушений при осуществлении закупок Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в нормы КоАП РФ.

Кто несет административную ответственность?

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, как должностные лица могут быть привлечены:

— лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— работники контрактной службы.

В силу ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ за все административные правонарушения по названным статьям КоАП РФ несут ответственность и юридические лица.

Контрольный орган в сфере закупок

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 — 2.1 ст. 7.29, ч. 1 — 4, 6 — 8, 10, 11, 13, 14 ст. 7.30, ч. 2 ст. 7.31, ст. ст. 7.31.1, 7.32, ч. 11 ст. 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), от имени контрольного органа имеют право:

— руководители федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

— руководители структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

— руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок и их заместители;

— руководители органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители;

— руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере закупок и их заместители.

Нарушения и меры ответственности

Рассмотрим, какие меры административной ответственности за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе предусмотрены КоАП РФ.

Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований законодательства о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ

Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае если определение поставщика в соответствии с законодательством о контрактной системе должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, или нарушение порядка и сроков направления в органы, осуществляющие контроль в сфере закупок, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Часть 2.1 ст. 7.29

Нарушения порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ:

— не более чем на два рабочих дня;

— более чем на два рабочих дня

Часть 1.1 ст. 7.30

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

— не более чем на один рабочий день;

Часть 1.2 ст. 7.30

— более чем на один рабочий день

Часть 1.3 ст. 7.30

Размещение в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 — 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ

Часть 1.4 ст. 7.30

Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара (работы, услуги) не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе,

отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, признание заявки на участие в конкурсе, аукционе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной (аукционной) документации, в случае если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией

Нарушение предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Часть 2.1 ст. 7.30

Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством о контрактной системе

Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством о контрактной системе, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством о контрактной системе информации и документов

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 ст. 7.30

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ

Часть 4.2 ст. 7.30

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе, признание заявки на участие в запросе котировок,

запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений

Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе

Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством о контрактной системе допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения электронного аукциона, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством о контрактной системе

Часть 10 ст. 7.30

Осуществление закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере меньше предусмотренного законодательством о контрактной системе

Часть 11 ст. 7.30

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений:

— не более чем на два рабочих дня;

Часть 13 ст. 7.30

— более чем на два рабочих дня

Часть 14 ст. 7.30

До ввода в эксплуатацию ЕИС административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Временем совершения административного правонарушения, предусмотренного данным пунктом, является дата окончания календарного года.

Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов,

содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Ненаправление, несвоевременное направление в орган, осуществляющий контроль в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством о контрактной системе, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию

Это важно знать:  Статья 146 ТК РФ. Оплата труда в особых условиях

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок,

порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка проведения электронного аукциона

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

— не более чем на три рабочих дня;

Часть 1 ст. 7.31.1

— более чем на три рабочих дня

Часть 2 ст. 7.31.1

Нарушение оператором электронной площадки:

— порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах;

Часть 3 ст. 7.31.1

— порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

Часть 4 ст. 7.31.1

— правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством о контрактной системе

Часть 5 ст. 7.31.1

Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона.

Часть 6 ст. 7.31.1

Нарушение порядка заключения, изменения контракта

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт

Заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностных и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств бюджета или цен товаров (работ, услуг), количество, объем которых уменьшены

Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством о контрактной системе и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств бюджета или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

На должностных и юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств бюджета или цен товаров (работ, услуг), количество, объем которых уменьшены

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта

Иные нарушения законодательства о контрактной системе

Часть, статья КоАП РФ

Мера ответственности (штраф), руб.

Осуществление закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности

Часть 11 ст. 9.16

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством о контрактной системе, либо представление заведомо недостоверной информации и документов

Применение норм КоАП РФ при нарушениях в сфере закупок

До вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок государственные (муниципальные) учреждения руководствовались Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 94-ФЗ). За нарушения данного Закона тоже была предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. В связи с тем что с 01.01.2014 нормы КоАП РФ изменились, возникают вопросы по его применению в отношении нарушений Федерального закона N 94-ФЗ, выявленных после 1 января 2014 г. В данном случае необходимо руководствоваться разъяснениями ФАС, которые приведены в Письме от 23.01.2014 N ИА/2111/14. В нем указано, что так как объектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 7.29 — 7.32, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ в редакции, действующей как до, так и после 01.01.2014, являются отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов, то вне зависимости от времени выявления таких нарушений применяются положения этих статей КоАП РФ.

Антимонопольное ведомство также поясняет, что согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения такого правонарушения вне зависимости от времени его выявления.

Таким образом, если нарушение законодательства о размещении заказов совершено до 01.01.2014, должностному лицу при выявлении подобного нарушения необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2014, если же нарушение совершено после 01.01.2014, необходимо применять нормы КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2014.

Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках ФЗ № 44

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее — КоАП) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основным субъектом административной ответственности в сфере государственных закупок является должностное лицо заказчика, от решения которого во многом зависит соблюдение законодательства о государственных закупках. Однако кроме должностного лица заказчика административному наказанию могут быть подвержены:

  • должностное лицо уполномоченного органа;
  • должностное лицо органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения закупок;
  • члены комиссии по осуществлению закупок;
  • специализированная организация;
  • оператор электронной площадки;
  • участники закупок;
  • контрактная служба;
  • контрактный управляющий.

В связи с введением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) был расширен перечень видов ответственности должностных лиц в области государственных и муниципальных закупок.

В статьях 7.29-7.32.1 КоАП содержатся основные составы административных правонарушений в сфере закупок.

По данным видам правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП).

Виды нарушений закона о контрактной системе и ответственность за них

Санкция применяется к:

Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика,исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Должностному лицу заказчика.

Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Должностному лицу заказчика.

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка и сроков направления в контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Должностному лицу заказчика.

Принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

Должностному лицу заказчика.

От 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа.

Нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов.

Должностному лицу заказчика.

От 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Нарушение должностным лицом государственного заказчика порядка определения цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Должностному лицу заказчика.

От 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Статья 7.29.2. Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу.

Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации и актами Президента, актами Правительства Российской Федерации, или иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц.

Должностному лицу поставщика (исполнителя, подрядчика).

От 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

от 300 тыс. руб. до 1 млн руб.

Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это важно знать:  Статья 213.4 закона о банкротстве

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст.7.30, не более чем на 2 рабочих дня.

Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.

Ответственность за нарушения 44-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Заказчик разместил сведения об исполнении контракта только за два первых месяца на сумму 437 тыс.руб, а на оставшуюся сумму, которую оплатил по данному контракту (451 руб) сведения и отчет не размещал. Контракт оплачен полностью, есть акт и платежное поручение об оплате. По какой статье КоАП РФ ему грозит ответственность?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

За допущенное нарушение заказчик может быть привлечен к ответственности. Решение о квалификации допущенных нарушений принимается контрольным органом в зависимости от обстоятельств дела, и спрогнозировать возможную квалификацию допущенного нарушения не представляешься возможным. Позиция ФАС России, изложенная в письме от 28.12.2015 № АЦ/75921/15, может быть как учтена органом, рассматривающим дело об административной ответственности, так и нет.

Увеличение стоимости контракта на 5% не противоречит Закону о контрактной системе. Вместе с тем, контрольные органы могут сделать замечание об отсутствии доп. соглашения на изменение условий контракта. В соответствии с ч. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор.

Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Кто попадает под административную ответственность по 44-ФЗ

Под административную ответственность за нарушение 44-ФЗ попадают:

  • заказчик;
  • специализированная организация;
  • должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
  • оператор электронной площадки.

Должностное лицо – это работник, который нарушил Закон № 44-ФЗ: член комиссии по закупкам, член приемочной комиссии, работник контрактной службы, контрактный управляющий (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

За что дисквалифицируют контрактного управляющего

Контрактному управляющему или сотруднику контрактной службы грозит дисквалификация на один год, если он повторно не выполнит законное предписание или требование ФАС России. Такое наказание предусмотрено частью 7.3 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кто рассматривает дела о нарушениях 44-ФЗ

Административные дела о нарушениях Закона № 44-ФЗ рассматривают Федеральное казначейство, органы исполнительной власти субъектов РФ по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, ФАС России, мировой и районный суды.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 7

Сергей Габестро,
генеральный директор ООО «Фабрикант.ру», омбудсмен по закупкам

Из этого материала вы узнаете о порядке заключения контракта в случае реорганизации юридического лица, как проводить закупку у единственного поставщика, может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии и о многом другом.

На вопросы наших пользователей по поводу применения на практике Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), генеральный директор ООО «Фабрикант.ру», омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.

Наша организация является победителем электронного аукциона на поставку компьютерной техники, что зафиксировано в итоговом протоколе от 31 декабря 2013 года. В качестве обеспечения контракта мы предоставляем банковскую гарантию, выданную банком, который не входит в список банков Минфина России. Вправе ли мы так поступить?

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ данный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте в Интернете, либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного федерального закона (1 января 2014 года). К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, Закон № 44-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Я работаю в муниципальном образовательном учреждении. Сейчас мы составляем план закупок и план-график. Подскажите, пожалуйста, надо ли вносить в них закупки товаров на сумму меньше 400 тыс. руб.?

В соответствии с п. 4 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемом в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, все закупки должны быть внесены в план-график учреждения с учетом особенностей, установленных вышеуказанным приказом.

Муниципальное образовательное учреждение подпадает под действие п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что дает ему право осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., у единственного поставщика. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Какой нормой Закона № 44-ФЗ (п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93) руководствоваться муниципальному бюджетному образовательному учреждению (школе) при заключении договора с единственным поставщиком?

Муниципальное образовательное учреждение подпадает под действие п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что дает ему право осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанной выше нормы, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика.

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии?

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий является лицом, которое заказчик может включить в состав комиссии по профессиональным характеристикам как прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицом, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Запрета на включение контрактного управляющего в состав единой комиссии Закон № 44-ФЗ не предусматривает.


Данное письмо является действующим, однако содержит в себе разъяснения по применению Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и к нормам Закона № 44-ФЗ применяться не может.

В связи с реорганизацией из состава бюджетного учреждения выделяются три юридических лица. Для бесперебойной работы учреждений необходимо срочно заключить контракты на оказание услуг водо-, тепло-, газоснабжения, поставку продуктов питания и другие. Как правильно это сделать, не нарушив требования Закона № 44-ФЗ? В какой срок необходимо опубликовать план-график учреждения?

С целью организации деятельности выделяемых подразделений заказчик вправе заключить договоры с единственным поставщиком по закупке услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Мы – бюджетная организация, регулярно закупаем уголь. Как нам обосновать цену при заключении контракта с единственным поставщиком, если в нашем населенном пункте есть только один поставщик угля?


Для обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчику необходимо использовать общедоступную информацию о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ к такой информации относится информация о:

  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировках на электронных площадках;
  • ценах товаров, работ, услуг согласно государственной статистической отчетности;
  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в России, или законодательством иностранных государств;
  • общедоступных результатах изучения рынка информационно-ценовыми агентствами, а также о результатах изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, об иных источниках информации.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»
Это важно знать:  Статья 300 ТК РФ. Учет рабочего времени при работе вахтовым методом

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок.

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ

  • On 13.02.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Нарушения в закупках, НМЦК, РНП, СМП, Статьи

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

Иные правонарушения

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, ecgz.ru, www.pro-goszakaz.ru, www.garant.ru, zakupki-kontur.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 288 гражданский кодекс
Следующая
СтатьиСтатья 299 КАС РФ. Содержание апелляционных жалобы, представления
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector