+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 285 ГК РФ. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

Комментарий к Ст. 285 ГК РФ

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Она является неотъемлемой составной частью всей экологической системы нашей планеты, неразрывно связана с другими ее частями: водными объектами, лесами, животным и растительным миром. При этом бесхозяйственное отношение к ней наносит вред не только окружающей природной среде, но и эффективности использования земельных ресурсов, поскольку в результате этого не только происходит экологическое ухудшение всего природного комплекса, но и начинают проявляться такие негативные явления, как эрозия, засоление, заболачивание, что наносит серьезный вред возможности ведения сельскохозяйственного производства, осуществления жилищного и иного строительства. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, экологического законодательства. Объем норм законодательства и нормативных предписаний в этой сфере весьма велик.

При этом обеспечение рационального использования и охраны земель составляют конкретные обязанности собственников земельных участков.

2. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях усиления охраны сельскохозяйственных угодий ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственникам земельных участков предписано осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, и, кроме того, соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Собственники земельных участков обязаны наряду с установленными для них законом общими экологическими, строительными, санитарно-эпидемиологическими, проектно-планировочными правилами и регламентами выполнять специальные мероприятия по охране земель в пределах своих земельных участков.

Так, в соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозий, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

3. Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе РФ, является установленное в ст. 7 Кодекса положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Строгое следование собственниками земельных участков целевому использованию земель является также важнейшей составляющей рационального и эффективного использования земельных ресурсов, охраны земли. При этом правовой режим использования земельных участков в первую очередь выражается в отнесении их к конкретным категориям земель.

В частности, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Суть принципа использования земельных участков в соответствии с их основным целевым назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе по своему усмотрению определить иное целевое назначение земельного участка.

4. Разнообразные требования законодательства в части обеспечения рационального использования и охраны земли, обязанности по соблюдению таких требований, возложенные законодательством на собственников земельных участков, предопределили необходимость установления корреспондирующей с этим ответственности таких собственников.

Соответственно наряду с предусмотренной специальными отраслями законодательства уголовной и административной ответственностью комментируемая статья определяет гражданско-правовые последствия, причем достаточно жесткие, для таких собственников: если собственник осуществляет использование своих земельных участков с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, то его могут лишить права собственности на эти земельные участки путем их изъятия.

В частности, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки, данный участок может быть в принудительном порядке продан с торгов.

Таким образом, в отличие от изъятия земельного участка при бездействии собственника в части решения им вопросов по использованию принадлежащего ему земельного участка (см. комментарий к ст. 284 ГК) комментируемая статья допускает такое изъятие при наличии прямых грубых нарушений правил рационального использования земли, вводимых земельным законодательством.

Это важно знать:  Статья 13.11.1 КоАП РФ. Распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера

5. О порядке изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям см. ст. 286 ГК РФ и комментарий к ней.

Статья 285 ГК РФ. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации (действующая редакция)

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 285 ГК РФ

1. Одной из основных обязанностей собственника земельного участка является его целевое использование с соблюдением требований законодательства. В случае неисполнения данной обязанности земельный участок может быть изъят у собственника.

Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и т.п. (ст. 42 ЗК РФ).

Необходимо заметить, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

— сохранению почв и их плодородия;

— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

— защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

— ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

— сохранению достигнутого уровня мелиорации;

— рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

— сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Надо заметить, что в случае использования земельного участка с нарушением закона возможно не только изъятие земельного участка, но и применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения причиненного таким использованием ущерба (ст. 76 ЗК РФ).

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости»;

— ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

— ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

3. Судебная практика:

Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

СТ 285 ГК РФ

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

Комментарий к Ст. 285 Гражданского кодекса РФ

1. Земельный участок может быть изъят в случае его использования с нарушением требований законодательства РФ:

1) если участок используется не по целевому назначению (о целевом назначении см. ст. 7 ЗК РФ, комментарий к ст. ст. 260, 284 ГК РФ);

2) если использование участка приводит:

— либо к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

— либо к причинению вреда окружающей среде.

а) критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»);

б) определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В ст. 77 данного Закона установлено, что:

— юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством;

— вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Порядок такой компенсации предусмотрен ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ в качестве основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрено использование земельного участка с нарушением требований законодательства РФ, а именно:

— использование земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

— невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

— невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Как можно заметить, указанный перечень нарушений объединяет основания, предусмотренные ст. ст. 284 и 285 ГК РФ.

Что касается непосредственно самого порядка изъятия земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ, то он определен нормами ст. 286 ГК РФ (см. комментарий к данной статье).

2. Судебная практика:

— Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 27.04.2016 по делу N 33-24/2016 (о признании незаконным действия по изъятию земельного участка, возмещении стоимости земельного участка).

Это важно знать:  Статья 28 Федерального закона № 44-ФЗ: что регулирует и как применяется? Ответственность за ее нарушение

Статья 285 ГК РФ. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

Текущая редакция ст. 285 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Комментарий к статье 285 ГК РФ

1. Одной из основных обязанностей собственника земельного участка является его целевое использование с соблюдением требований законодательства. В случае не исполнения данной обязанности земельный участок может быть изъят у собственника.

Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий и т.п. (ст. 42 ЗК РФ).

Необходимо заметить, что собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
— сохранению почв и их плодородия;
— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
— защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
— ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
— сохранению достигнутого уровня мелиорации;
— рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
— сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Надо заметить, что в случае использования земельного участка с нарушение закона возможно не только изъятие земельного участка, но и применении гражданско-правовой ответственности виде возмещения причинного таким использованием ущерба (ст. 76 ЗК РФ).

2. Применимое законодательство:
— ЗК РФ;
— ЛК РФ;
— ВК РФ;
— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
— ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
— ФЗ от 30.11.94 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Консультации и комментарии юристов по ст 285 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 285 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Изъятие земельных участков за совершённое правонарушение

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 121 раз

Библиографическое описание:

Актуальность и значимость проблемы изъятия земельного участка как меры ответственности в земельном праве, заключается в том, что в качестве санкции фактически применяется принудительное лишение права собственности. Как известно, такие действия, особенно в отношении недвижимого имущества, это крайняя мера, наиболее «строгое» наказание в отраслях гражданско-правовой направленности. В связи с этим, первостепенное значение приобретает необходимость формирования эффективной, сбалансированной и, самое главное, справедливой системы правовых норм, предусматривающих основания и порядок применения такого наказания.

Так, в результате проведённого анализа научных работ за последние несколько лет [9], установлены следующие существующие проблемы в рассматриваемой сфере: 1) процедура применения земельно-правовой ответственности в недостаточной степени урегулирована в Гражданском кодексе РФ; 2) проблема разрозненности положений процедуры изъятия земельного участка по различным нормативным правовым актам, и в различиях процедуры применения земельно-правовой ответственности в зависимости от правового статуса субъекта ответственности.

Отметим, что в 2015 году законодателем в земельное законодательство были внесены существенные изменения, детализирующие процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд [3]. Изучением последних изменений законодательства в данном вопросе установлено, что они показывают стремление государства упорядочить и привести процедуру изъятия земельных участков в соответствие с общепринятыми нормами и стандартами. В связи с этим, по мнению О. А. Анилиной, большинство проблемных вопросов решалось правоприменительной практикой, что подтолкнуло законодателя на масштабную реформу порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд [6]. Далее отметим, что основной правовой нормой, предусматривающей возможность изъятия земельного участка за совершённое правонарушение, является ст. 285 ГК РФ [1]. В 2016 году, то есть сравнительно недавно в диспозицию статьи были внесены определённые изменения. Рассмотрим данные изменения подробней.

В предыдущей диспозиции указывалось, что земельный участок, «может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки». В соответствии с ФЗ № 354 от 03.07.2016 года, основаниями для изъятия земельного участка являются использование такого участка с нарушениями требований законодательства РФ, в том числе, использование объекта не по назначению, использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде [4].

Во-первых, законодатель стремится усовершенствовать норму об изъятии земельных участков путём терминологической оптимизации, поскольку существенного изменения оснований для изъятия, по сути, не случилось.

Так, до рассматриваемых изменений состав земельного правонарушения заключался в «грубом нарушении правил рационального использования земли» (по сути, объективная сторона земельного правонарушения). Законодатель посчитал более рациональным употребление формулировки «использование участка с нарушением требований законодательства РФ». Представляется, что устранение такой важной характеристики противоправного деяния, как «грубость», является неправильным. Поскольку, как уже указывалось выше, лишение права собственности на такой важный с экономической и социальной точки зрения объект как земельный участок может быть только по решению суда и только за наиболее значимые и опасные правонарушения, повлекшие или потенциально влекущие крайне негативные общественно-опасные и вредные последствия. Нынешняя же формулировка в определённой степени «развязывает» руки законодателю и позволяет лишить права собственности на земельный участок за совершение «мелких» земельных правонарушений (по сути, любых нарушений правил установленных земельным законодательством), указав на этом в другом специальном законодательстве пользуясь бланкетным характером рассматриваемой нормы. Таким образом, до рассматриваемых изменений, «грубость» нарушения установленных правил, служила необходимой законодательной гарантией соблюдения интересов собственников земельного участка. Кроме этого, в случае судебного разбирательства по вопросу изъятия земельного участка из собственности, собственник мог высказывать требование оценить действительно ли нарушение земельных правил настолько грубое, что за его свершение справедливо и целесообразно лишать право собственности.

Это важно знать:  Статья 60 КАС РФ. Относимость доказательств

В настоящее же время в виду отсутствия соответствующего указания, собственники земельных участков лишены соответствующей гарантии, что, по нашему мнению, обуславливает необходимость возврата вышеуказанного оценочного признака земельного правонарушения. В связи с чем, считаем необходимым дополнить ст. 285 ГК РФ формулировкой следующего содержания: «если использование участка осуществляется с грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации».

Так же, как мы можем видеть, законодатель расширил возможности применения санкции в виде изъятия земель, не ограничивая возможные нарушения только «правилами рационального использования», а расширив потенциально рамки земельных правонарушений до любых нарушений земельного законодательства. Кроме этого, отметим, что в отечественной законодательной практике, обычно, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектами федерации, то есть на региональном уровне, что обуславливает возможность их существенного различия по региональному признаку [5]. Ставить основания для лишения права собственности на земельный участок исходя из позиции законодателя в каждом регионе отдельно, по нашему мнению, будет неосмотрительным, поскольку «качество» регионального законодательства в своём большинстве существенно отстаёт от федерального уровня. В связи с этим, в данной части, изменения в ст. 285 ГК РФ следует признать необходимыми, хотя, сами по себе, они всё-таки не исключают применение регионального законодательства относительно правил рационального использования земель.

Кроме этого, «значительное ухудшение экологической обстановки» заменено на «вред окружающей среде». Как представляется, в данной ситуации имеет место совершенствование терминологической составляющей, поскольку «ухудшение экологической обстановки» не является конкретно-определённым термином, его применение на практике может вызывать затруднение и противоречия как в его толковании, так и в определении значительности, поскольку, соответствующие критерии попросту отсутствуют.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 77 ФЗ «Об окружающей среде», «юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством» [2]. При этом, размер вреда, подлежащего возмещению может быть определён по специально разработанным таксам и методикам, а в случае невозможности их применения или при их отсутствии — «исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды» (ч. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые изменения в целом должны позитивно сказаться на уровне определённости правовой нормы, за исключением проблемного вопроса, который будет рассмотрен далее.

Считаем необходимым и целесообразным внесение отдельных изменений и дополнений в ст. 285 ГК РФ, в результате чего, последняя будет изложена в следующей редакции:

«Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением земельного законодательства Российской Федерации.

Земельный участок может быть изъят у собственника только по решению суда или по его добровольному согласию в случаях и на основаниях, предусмотренных федеральным законодательством.

Основаниями для изъятия земельного участка является его использование с грубым нарушением требований законодательства Российской Федерации, в том числе, если участок используется не по целевому назначению или его использование имеет своим последствием к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде.

В остальных случаях, предусмотренных действующим законодательством, изъятие земельного участка возможно только при условии, что совершённые действия или бездействие повлекли или могут повлечь значительные общественно-опасные последствия и лишения права собственности является единственно возможной мерой и средством, позволяющим обеспечить достижения общественно значимой цели».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
  3. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ..2015,. N 1 (часть I). Ст. 52.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.
  5. О Правилах рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае: постановление Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 N 299-п // Ставропольская правда. 2010. № 198.
  6. Анилина О. А. Порядок и процедура прекращения права собственности при совершении земельного правонарушения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1–2. С.73–76
  7. Болтанова Е. С. Конструкция специальной ответственности в земельном праве // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2014. № 2 (39). С.161–168.
  8. Курилин Д. А. Проблемы изъятия земельных участков для государственных нужд // Отечественная юриспруденция. 2017. № 3. С. 39–42.
  9. Саргсян С. М. Проблемы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 25–29.

Статья написана по материалам сайтов: stgkrf.ru, www.zakonrf.info, grazhkod.ru, ogkrf.ru, moluch.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 26 закона о защите конкуренции № 135-ФЗ
Следующая
СтатьиСтатья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector