+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 30.9 КоАП РФ. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса.

4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

5. Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.

6. Решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление.

Комментарии к ст. 30.9 КОАП РФ

1. Существенной особенностью процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.

Постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется постановление, вынесенное судьей, рассмотревшим дело об административном правонарушении.

2. Необходимость двух судебных инстанций при рассмотрении дел об административных правонарушениях определена Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Этим Постановлением указанные нормы закона были признаны не соответствующими Конституции РФ как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки.

3. Новеллой Кодекса является установление права должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, в случае его несогласия с решением районного судьи по жалобе на указанное постановление обжаловать такое решение в вышестоящий суд. Таким образом, наряду с лицами, перечисленными в статье 30.1 Кодекса, имеющими право обжаловать решение судьи, рассмотревшего жалобу на постановление должностного лица, не вступившее в законную силу, во вторую судебную инстанцию; ныне таким правом пользуются лица, вынесшие постановления по делам об административных правонарушениях, которые стали предметом судебного обжалования.

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Существенной особенностью процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление, не вступившее в законную силу.

Постановление, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, а затем (или сразу) — дважды в судебные инстанции. Постановление, вынесенное коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, после обжалования в районный суд может быть повторно обжаловано в вышестоящий суд. В вышестоящий суд обжалуется и постановление, вынесенное судьей.

Необходимость существования ранее двух судебных инстанций при рассмотрении дел об административных правонарушениях определена Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 мая 1999 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 266 и п. 3 ч. 1 ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях66. Этим Постановлением указанные нормы закона были признаны не соответствующими Конституции РФ как исключающие возможность проверки по жалобам граждан законности и обоснованности судебного решения еще одной судебной инстанцией, уполномоченной на исправление судебной ошибки.

Процедура подачи и рассмотрения последующих жалоб тождественна процедуре рассмотрения первой жалобы. Также одинаковы сроки рассмотрения жалоб и вручения заинтересованным лицам копий решений.

Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими — в гарнизонный военный суд. Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, может быть обжаловано в арбитражный суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Если дело рассматривалось мировым судьей, судьей районного суда или гарнизонного военного суда, то их постановление может быть обжаловано только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной (флотский) военный суд.

Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Подача жалоб и их рассмотрение осуществляются согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 этого Кодекса.

По ходатайству лица, обратившегося с жалобой, пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен арбитражным судом апелляционной инстанции при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня принятия решения и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.

Вступившие в законную силу постановление по делу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором в соответствии со статьей 30.12 КоАП .

До недавнего времени порядок пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов регулировался ст. 30.11 КоАП РФ, положения которой явно не охватывали всю процедуру, необходимую для надзорного производства. С принятием Федерального закона от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ этот пробел в законе был компенсирован, тем не менее не все вопросы нашли свое разрешение с введением в действие названного Закона.

Во-первых, что представляется немаловажным, появился термин надзор», существующий в других процессуальных законах — УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ.

Во-вторых, уточнены участники процесса, имеющие право на подачу жалобы (протеста); прямо определена возможность пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов в порядке надзора окружными (флотскими) военными судами и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации; введены требования к содержанию жалобы, протеста, а также к содержанию самого постановления; определен круг обжалуемых актов; установлены основания отмены или изменения постановлений и решений.

Так, в ст. 30.12 КоАП РФ полно определен круг лиц, имеющих право на подачу жалобы и принесение протеста в порядке надзора.

Впервые в КоАП РФ (ч. 3 ст. 30.13) закреплено положение о пересмотре Верховным Судом Российской Федерации в порядке надзора только судебных постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Однако в ч, 2 ст. 30.13 КоАП РФ о таком ограничении при пересмотре в порядке надзора постановлений и решений по делам об административных правонарушениях по жалобам и протестам председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов или их заместителями не указывается.

Это важно знать:  Статья 12.2 КоАП РФ. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

В связи с этим представляется необходимым дополнить ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ текстом следующего содержания: «Акты несудебных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в порядке надзора, если они являлись предметом судебного рассмотрения».

Согласно ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ жалобы и протесты в порядке надзора на постановления и решения по делам об административных правонарушениях рассматриваются Верховным Судом Российской Федерации в случае, если они были рассмотрены в порядке надзора председателями соответствующих верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместителями. Данный порядок обжалования также не был ранее законодательно урегулирован, существовала лишь аналогичная практика Верховного Суда Российской Федерации.

Очень важным представляется закрепление в ч. ч. 2 и 3 ст. 30.14 КоАП РФ требований к содержанию жалобы, протеста, которые поданы (принесены) в порядке надзора. Таким образом, возврат жалобы, протеста должен сопровождаться ссылкой на закон, что не будет нарушать прав участников процесса на объективное судебное разбирательство, а также не будет оставлять сомнений в законности действий судьи при возвращении жалобы, протеста без рассмотрения (ч. 3 ст. 30.15 КоАП РФ).

Новеллой является ч. 1 ст. 30.15 КоАП РФ, предусматривающая вынесение определения о принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста.

Справедливо введена в закон обязанность судьи, принявшего к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего о подаче жалобы, принесении протеста и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с жалобой, протестом и подать возражения на них (ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ). Очевидно, что законодатель учел правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Сроки рассмотрения дел являются важной составляющей правил судопроизводства71, что не было учтено законодателем в ст. 30.11 КоАП РФ. Этот пробел восполнен в ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ, реализующей право участников производства по делам об административных правонарушениях на справедливое разбирательство дела в разумный срок.

О недопустимости подачи в порядке надзора повторных жалоб и протестов теперь прямо указано в ч. 4 ст. 30.16 КоАП РФ.

Сравнительный анализ статей 30.7 и 30.17 КоАП РФ показывает, что законодателем учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению. Поворот к худшему как общее правило недопустим. В отличие от положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ст. 30.17 КоАП РФ не предусматривает возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Отсутствие в ст. 30.17 КоАП РФ самостоятельного основания к отмене постановления и (или) решения ввиду их вынесения неправомочным судьей, органом, должностным лицом, как это предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, представляется закономерным, поскольку такое основание входит в понятие существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое содержится в п. 3 ст. 30.17 КоАП РФ.

До настоящего времени только в ст. 29.10 КоАП РФ были указаны требования к постановлению по делу об административном правонарушении. В ст. 30.7 КоАП РФ (ч. 2) имеется лишь ссылка, что решение по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. С внесением в главу 30 КоАП РФ ст. 30.18 КоАП РФ этот пробел также восполнен, определено содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста.

Следует отметить, что в ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ законодатель прямо указал на возможность изменения постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста ввиду допущенных нарушений не только норм КоАП РФ, но также и норм закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, что соответствует положениям ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ о структуре законодательства об административных правонарушениях, состоящего из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Очень важной новеллой, еще не получившей применение в практике, является введение ч.5 в статью 30.9 КоАП РФ, в соответствии с которой решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи ЗОЛ настоящего Кодекса, должностным лицом, вынесшим такое постановление.

Постановление, указанное в ч. 1 ст. 30.18 КоАП РФ, подписывается принявшим его судьей. В ч. 2 ст. 30.18 КоАП РФ, в ч. ч. 1 и 2 ст. 30.15, ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ в качестве судей, безусловно, имеются в виду председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов или их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители, что следует из системного толкования перечисленных статей КоАП РФ и ст. 30.13 КоАП РФ.

Вместе с тем в целях точного и единообразного толкования закона, исключающего предположения, что в стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке надзора участвуют сразу два субъекта административной юрисдикции, одни из которых вправе пересматривать акты, принятые по делам об административных правонарушениях, а другие вправе принимать собственно процессуальное решение (постановление) и соответственно подписывать его, полагаем целесообразным в ч. ч. 1 и 2 ст. 30.15, ч. 2 ст. 30.16, ч. 2 ст. 30.18 КоАП РФ слово «судья» заменить словами «судья, указанный в ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ».

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.

4. Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 настоящего Кодекса, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Похожие главы из других книг

Статья 29. 10. Постановление по делу об административном правонарушении

Статья 29. 10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Статья 30. 7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30. 7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:1) об оставлении постановления без изменения,

Статья 30. 8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30. 8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30. 10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30. 10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения

Это важно знать:  Статья 60 КАС РФ. Относимость доказательств

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:1) об оставлении постановления без изменения,

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении 1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:1) об оставлении постановления без изменения,

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.2. Копия решения по жалобе на

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения 1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов

Статья 30.13. Суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов 1. Жалобы подаются, протесты приносятся в порядке надзора в верховные суды республик,

Обжалование решения по жалобе на постановление по КоАП РФ

Вопрос-ответ по теме

Суд принял решение в иске отказать. Все мои вопросы были к апелляционной жалобе.

1. Жалоба на решение районного суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, государственной пошлиной не облагается.

2. Жалоба на решение районного суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судом, правомочным рассматривать жалобу.

3.Жалоба на решение районного суда, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, подается непосредственно в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд. Также, с учетом положения ч.1 ст.30.2 КоАП РФ, можно предположить, что жалоба на решение районного суда может быть также подана через суд, вынесший решение.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

2. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

3. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 — 30.8 настоящего Кодекса*.

Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.*

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.*

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.*

2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.»

2.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

«33. Порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими — в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд.»

«1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ.*

Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).»

Это важно знать:  Статья 39.41 ЗК РФ. Ходатайство об установлении публичного сервитута

4.Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013

«Вопрос 6. Возможно ли направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судье районного суда, вынесшему решение об отмене постановления должностного лица о назначении административного наказания и прекращении производства по делу, если на время рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения к административной ответственности?

Ответ. Частью 5 статьи 30.9 КоАП РФ должностным лицам, вынесшим постановление о привлечении к административной ответственности, предоставлено право обжаловать в вышестоящий суд решение судьи районного суда, принятое по результатам рассмотрения жалобы на это постановление.

Подача в указанных случаях должностными лицами жалоб и их рассмотрение судьями регламентировано ст. 30.2 — 30.8 КоАП РФ, т.е. осуществляется в порядке, предусмотренном для разрешения жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).»*

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении;

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения», 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

ВС РФ в постановлении от 28 августа 2003 г. по делу N 11-Ад03-1, исходя из предусмотренных в ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ видов решений, выносимых по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что КоАП РФ не предусматривает права суда, органа, рассматривающих жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, которым производство по делу прекращено, при отмене данного постановления вынести решение о привлечении к административной ответственности и назначении соответствующего наказания.

Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, если при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении будет установлена малозначительность административного правонарушения, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно разъяснению, данному в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. N 5, несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Пленум ВС РФ также указал, что в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

В части 2 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

В статье 30.8 КоАП РФ установлено следующее в отношении оглашения решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении:

решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 30.8);

копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе (ч. 2 ст. 30.8);

решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч. 3 ст. 30.8).

Порядок пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, установлен в ст. 30.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Согласно ч. 2 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Как предусмотрено в ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

В части 4 ст. 30.9 КоАП РФ установлено, что копии решений направляются лицам, указанным в ст. 30.8 КоАП РФ, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, vuzlit.ru, law.wikireading.ru, www.law.ru, studopedia.su.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Следующая
СтатьиСтатья 32.10 КоАП РФ. Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector