+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 32 закона об ОСАГО. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также за исполнением обязанности, установленной пунктом 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.

2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ.

3. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Регистрация указанных транспортных средств не проводится.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 32 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья посвящена вопросам государственного контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию их гражданской ответственности.

Контроль в данном случае понимается как один из способов обеспечения законности и государственной дисциплины, предусматривающий наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Законность является всеобщим обязательным требованием соответствия решений и действий всех субъектов любых правоотношений закону и иному действующему законодательству. В настоящей статье речь идет о необходимости соблюдения владельцами транспортных средств установленной комментируемой Законом обязанности страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (см. подробнее комментарий к ст. 4). Всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств является одним из принципов данного вида обязательного страхования (см. подробнее комментарий к ст. 3).

Субъектами, осуществляющими государственный контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной комментируемой Законом обязанности по страхованию, являются:

1) сотрудники полиции — при регистрации транспортных средств (см. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») и осуществлении иных полномочий в области контроля за соблюдением Правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (см. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, и др.).

Указанные обязанности исполняют сотрудники ГИБДД МВД РФ (Госавтоинспекции). Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ утверждено Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711.

В целях обеспечения исполнения сотрудниками ГИБДД соответствующих контрольных функций на водителей транспортных средств возлагается обязанность иметь при себе страховой полис ОСАГО и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичную обязанность водителей предусматривает абз. 6 п. 2.1.1 Правил дорожного движения. Корреспондирующие полномочия сотрудников полиции предусматривает п. 20 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», наделяющий их правом останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, и проверять в числе прочего наличие полиса ОСАГО.

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной комментируемой Законом обязанности по страхованию, выявленное сотрудником ГИБДД при исполнении соответствующих полномочий, влечет наступление административной ответственности. Если водитель не имеет при себе страховой полис ОСАГО, но обязанность по страхованию гражданской ответственности им соблюдена, ответственность наступает по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, которая предполагает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере пятисот рублей. При этом отсутствие полиса ОСАГО по той причине, что владелец транспортного средства не застраховал свою гражданскую ответственность, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ). Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом ОСАГО, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). Уполномоченные сотрудники ГИБДД составляют протоколы при выявлении указанных административных правонарушений и принимают решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

2) сотрудники таможенных органов — при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию. Контроль осуществляется также при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования, на предмет соблюдения владельцами транспортных средств обязанности застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней (см. подробнее комментарий к п. 1 ст. 31).

Контроль за соблюдением в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации порядка осуществления международных автомобильных перевозок согласно п. 5.3.5 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. N 809 «О Федеральной таможенной службе» осуществляют подразделения Федеральной таможенной службы РФ. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности является самостоятельным видом контроля, осуществляемого при пропуске транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.

В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен запрет на въезд на территорию Российской Федерации и выезд с территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, в связи с этим таможенные органы не наделены полномочиями запрещать въезд или выезд транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В связи с этим, согласно разъяснениям Федеральной таможенной службы, в случае непредставления соответствующих документов (страхового сертификата «Зеленая карта» или полиса ОСАГО) такие транспортные средства пропускаются на территорию Российской Федерации, а их владельцам рекомендуется приобрести необходимые документы в страховых организациях, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2. Статья 3 комментируемого Закона закрепляет принцип недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, вытекающий из принципа всеобщности и обязательности такого страхования. Согласно данному принципу п. 3 рассматриваемой статьи устанавливается запрет на использование на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых застраховали в установленном комментируемом порядке свою гражданскую ответственность. Неисполнение запрета на эксплуатацию транспортного средства, ответственность владельца которого не застрахована, влечет наступление административной ответственности по ст. 12.37 КоАП РФ.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства в соответствии с ч. 2 ст. 4 комментируемого Закона подлежит исполнению в десятидневный срок с момента возникновения у него права владения данным транспортным средством. Соответственно, использование транспортного средства до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора ОСАГО, допустимо и законом не запрещено (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 15 октября 2014 г. N 41-АД14-15).

В качестве обеспечения содержащегося в п. 3 комментируемой статьи императивного требования предусмотрен запрет на регистрацию транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 также устанавливает, что регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами полиса ОСАГО в случаях, когда такая обязанность по страхованию установлена Федеральным законом.

Положения п. 3 комментируемой статьи ранее обжаловались в Конституционном Суде РФ на том основании, что запретом использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, как и запретом проведения в отношении указанных транспортных средств государственной регистрации, нарушается гарантированное ч. 1 ст. 27 Конституции РФ право каждого на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. Конституционный Суд РФ с данным аргументом не согласился и указал, что введение комментируемым Законом обязанности страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, не противоречит Конституции РФ.

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ , от 01.07.2011 N 170-ФЗ )

Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также за исполнением обязанности, установленной пунктом 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П положения пункта 3 статьи 32, закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

3. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Регистрация указанных транспортных средств не проводится.

Это важно знать:  Статья 52 ГПК РФ. Законные представители

(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)

Страница 38 из 39

надежная правовая поддержка

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ

(ред. от 28.11.2015)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

«Об обязательном страховании гражданской ответственности

Дата сохранения: 12.03.2016

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии с настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу.

2. Положения настоящего Федерального закона, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 года.

4. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 года.

5. В период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года включительно в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за отчетный период превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование стабилизационного резерва по обязательному страхованию до достижения данным резервом предельной величины, рассчитываемой как сумма 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию на конец отчетного периода и положительной разницы между размером стабилизационного резерва по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года и 10 процентами размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года, умноженной на количество оставшихся до 31 декабря 2012 года кварталов и деленной на 12.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.02.2009 N 30-ФЗ)

6. В случае превышения размера стабилизационного резерва по обязательному страхованию, сформированного на 31 марта 2010 года и на последующие отчетные периоды до 31 декабря 2012 года, над указанной в пункте 5 настоящей статьи предельной величиной страховщик приводит размер стабилизационного резерва по обязательному страхованию в соответствие с указанной предельной величиной.

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.02.2009 N 30-ФЗ)

7. Если указанный в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона стабилизационный резерв по обязательному страхованию на 31 декабря 2012 года превысит 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию, страховщик приводит его размер в соответствие с указанной величиной.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.02.2009 N 30-ФЗ)

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Защита прав потребителей

Пресс-релизы

Размещен: 18.04.2014 г.

О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров обязательного страхования ОСАГО

© « Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека» 2018

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ

Юрист Умеренков Олег Николаевич

ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ

Закон Об ОСАГО Глава VI. Заключительные положения (статьи 30-34)

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Информационное взаимодействие

1. Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России, организации и граждане обязаны бесплатно предоставлять по запросам страховщиков и их профессионального объединения информацию, которая имеется у них, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая связана со страховыми случаями по обязательному страхованию, страхованию в рамках международных систем страхования или с событиями, послужившими основанием для предъявления требований о компенсационных выплатах.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о регистрации транспортных средств и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.
Страховщики и их профессиональное объединение обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации режимы защиты, режим обработки информации, которую они получают и в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, и порядок ее использования, а в случае их нарушения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
2. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.
3. В целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа, осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договоры страхования средств наземного транспорта с потерпевшими, контроля за осуществлением обязательного страхования, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.
К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.
Состав органов государственной власти и организаций, подключаемых к информационной системе, перечни информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для включения в информационную систему, порядок предоставления пользователям содержащейся в ней информации, а также органы и организации, ответственные за сбор и обработку указанной информации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.
Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:
организует и (или) осуществляет обработку персональных данных, формируемых в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;
принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;
осуществляет иные полномочия, связанные с достижением цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.
3.1. Лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к:
а) сведениям о применяемых страховщиками страховых тарифах, позволяющим указанным в настоящем пункте лицам сравнить размер страховой премии по договору обязательного страхования в случае его заключения у любого из страховщиков;
б) сведениям об утраченных, об украденных, о похищенных и об иных бланках страховых полисов обязательного страхования, не предназначенных для санкционированного использования;
в) сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
3.2. Потерпевшим и иным участникам дорожно-транспортного происшествия представляются данные о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении определенного лица и (или) транспортного средства, о номере такого договора, а также о страховщике, с которым он заключен.
По запросам в письменной форме граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления профессиональным объединением страховщиков в течение 30 календарных дней с момента поступления такого запроса предоставляются сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, не содержащие персональных данных.
4. Порядок взаимодействия автоматизированной информационной системы обязательного страхования и единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах, о водителях транспортных средств, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).
Сбор и обработку сведений, формируемых в автоматизированной информационной системе прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, иные необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона действия осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.
6. Страхователь для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей.
Потерпевший или выгодоприобретатель для получения страховой выплаты или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан предоставить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего выгодоприобретатель обязан предоставить известные ему персональные данные иных выгодоприобретателей.
7. Состав персональных данных, обязанность предоставления которых предусмотрена пунктом 6 настоящей статьи, определяется настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования и принятыми в соответствии с ними формами:
а) заявления о заключении договора обязательного страхования;
б) страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
в) документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования;
г) извещения о дорожно-транспортном происшествии;
д) справки о дорожно-транспортном происшествии.
8. Страховщик не вправе требовать предоставления персональных данных, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.
Согласие субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.

Статья 31. Международные системы страхования

1. В случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней, посредством заключения со страховщиком, включенным в перечень, указанный в пункте 5 настоящей статьи, договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.
2. Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств и временно используемых на территории Российской Федерации, должны соответствовать законодательству Российской Федерации о страховании, нормативным актам Банка России, а также правилам профессиональной деятельности, принятым профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи.
3. Условия, на которых в рамках международных систем страхования осуществляется страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации и временно используемых на территориях иностранных государств, устанавливаются профессиональным объединением страховщиков в правилах страхования в рамках международных систем страхования в соответствии с требованиями и правилами таких международных систем.
4. Координация действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования осуществляется Банком России.
5. Страховщик имеет право осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования в случае, если этот страховщик включен в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования. Ведение указанного перечня осуществляется профессиональным объединением страховщиков.
6. Для включения в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, страховщик должен:
а) являться членом профессионального объединения страховщиков;
б) соответствовать требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков в правилах профессиональной деятельности в соответствии с правилами международных систем страхования;
в) внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, взнос в размере, эквивалентном 500 тысячам евро по курсу Банка России, установленному на день платежа.
7. Сведения о страховщиках, включенных в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, направляются в Банк России в течение 30 календарных дней со дня включения страховщика в указанный перечень.
8. Профессиональное объединение страховщиков обязано размещать перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
9. Деятельность профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, правилами международных систем страхования и устанавливаемыми в соответствии с ними профессиональным объединением страховщиков правилами профессиональной деятельности, содержащими требования в отношении:
а) порядка включения страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, и исключения страховщика из указанного перечня;
б) размера взносов и порядка их уплаты страховщиками в профессиональное объединение страховщиков, формирования и использования фонда текущих обязательств;
в) предельных (минимальных и максимальных) размеров страховых тарифов и порядка их применения при определении страховой премии, структуры страховых тарифов, включая долю страховой премии, предназначенную для вознаграждения за заключение договора страхования в рамках международных систем страхования, а также порядка уплаты страховой премии;
г) страховщиков для включения их в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования;
д) организаций, осуществляющих урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, на территории Российской Федерации;
е) организации заключения страховщиками договоров страхования в рамках международных систем страхования, а также размещения рекламы услуг конкретных страховщиков и (или) лиц, действующих от их имени, в рамках международных систем страхования;
ж) правил урегулирования требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования.
10. В целях исполнения финансовых обязательств перед участниками международных систем страхования профессиональное объединение страховщиков формирует фонд текущих обязательств.

Это важно знать:  Статья 60.1 Основ. Установление содержания завещания

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

1. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию осуществляется полицией при регистрации и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде транспортных средств в Российскую Федерацию, а также за исполнением обязанности, установленной пунктом 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.
2. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ.
3. На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Регистрация указанных транспортных средств не проводится.

Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых в соответствии с настоящей статьей предусмотрены иные сроки вступления в силу.
2. Положения настоящего Федерального закона, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
3. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 года.
4. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 года.
5. В период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года включительно в случае, если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за отчетный период превышает 5 процентов от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование стабилизационного резерва по обязательному страхованию до достижения данным резервом предельной величины, рассчитываемой как сумма 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию на конец отчетного периода и положительной разницы между размером стабилизационного резерва по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года и 10 процентами размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию по состоянию на 31 декабря 2009 года, умноженной на количество оставшихся до 31 декабря 2012 года кварталов и деленной на 12.
6. В случае превышения размера стабилизационного резерва по обязательному страхованию, сформированного на 31 марта 2010 года и на последующие отчетные периоды до 31 декабря 2012 года, над указанной в пункте 5 настоящей статьи предельной величиной страховщик приводит размер стабилизационного резерва по обязательному страхованию в соответствие с указанной предельной величиной.
7. Если указанный в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона стабилизационный резерв по обязательному страхованию на 31 декабря 2012 года превысит 10 процентов размера резерва произошедших, но незаявленных убытков по обязательному страхованию, страховщик приводит его размер в соответствие с указанной величиной.

Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Вернуться к оглавлению: Закон Об ОСАГО

Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию

1. Милиция осуществляет контроль при реализации соответствующих полномочий, прежде всего, при регистрации транспортных средств и организации государственного технического осмотра (п. 1).

В отношении последнего указания Закон, возможно, скоро окажется устаревшим — в ближайшее время предполагается передать функции милиции по организации и проведению технического осмотра негосударственным предприятиям. В настоящее время сохраняет действие Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 7 мая 2003 г.), п. 2 которого предусмотрено, что при государственном техническом осмотре решается в том числе задача контроля за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности.

В числе документов, необходимых для проведения государственного технического осмотра, представляемых в Государственную инспекцию, назван «страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом».

Комментируемый Закон возлагает на милицию функцию контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, осуществляемую сотрудниками милиции при реализации полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения. В связи с этим был дополнен п. 9 ст. 10 Закона «О милиции», содержащий перечень обязанностей милиции. Так, к числу обязанностей милиции теперь отнесен контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности.

Милиции также предоставлено право запрещать эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию гражданской ответственности (Закон «О милиции», ст. 11, п. 23). Сотрудники милиции теперь вправе останавливать транспортные средства для проверки не только документов на право пользования и управления ими, но и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.

2. На территории Российской Федерации запрещено использование транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою ответственность. Аналогичная норма содержится также в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 10 января 2003 г.). Указанный акт содержит и норму, запрещающую проведение государственного технического осмотра и регистрации в отношении транспортных средств, чьи владельцы не исполнили обязанности по страхованию гражданской ответственности (п. 3 ст. 16).

Невозможность проведения государственного технического осмотра и осуществления регистрации является не единственным негативным последствием, которое должны претерпевать незастраховавшиеся. Меры ответственности предусмотрены и КоАП РФ и применяются с 1 января 2004 г.

КоАП РФ предусмотрено несколько составов административных правонарушений, связанных с неисполнением обязанности по страхованию гражданской ответственности.

Ответственность, во-первых, предусмотрена ч. 1 ст. 12.3 Кодекса, которая запрещает управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе ряда документов, в том числе и страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.

Исключение составляет случай, предусмотренный ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, содержащей еще два состава. В соответствии с указанной статьей, наказуемым является, во-первых, управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями. Наказание — наложение административного штрафа в размере 3 МРОТ.

Другой состав состоит непосредственно в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также управлении транспортным средством в случаях, когда такое страхование заведомо отсутствует. Такое деяние будет наказываться наложением административного штрафа в размере от 5 до 8 МРОТ.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 12 августа 2004 г.) предусмотрено, что регистрация данных транспортных средств не производится без представления полиса.

Возможность владельцев ввозимых на территорию РФ транспортных средств осуществить страхование своей гражданской ответственности у российского страховщика обеспечивается организацией представительств страховых организаций, в том числе и в приграничной зоне.

Правительство РФ увеличило количество органов, осуществляющих контроль за исполнением обязанности по страхованию транспортных средства их владельцами. Так, пунктом 5 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации») на органы Гостехнадзора возложена обязанность осуществлять «контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования».

Это важно знать:  Злоупотребление должностными полномочиями. Квалификация статьи и сроки наказания за преступление — Статьи и очерки по уголовному праву

А пунктом 7 указанного Положения государственные инженеры-техники наделяются правом «запрашивать и получать в установленном порядке от организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими правил и норм эксплуатации поднадзорных органам Гостехнадзора машин и оборудования, а по поднадзорным транспортным средствам, подлежащим обязательному страхованию, также сведения о договорах обязательного страхования, статистические и иные сведения по обязательному страхованию».

3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит единственное исключение из общего правила осуществления контроля, установленного п. 1. Речь идет о ситуации, когда транспортное средство въезжает на территорию Российской Федерации. В этом случае полномочия по контролю за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию осуществляет не милиция, а таможенные органы Российской Федерации. Данное обстоятельство обусловлено тем, что именно таможенные органы осуществляют оперативное государственное управление (контроль) таможенной сферой.

Согласно ст. 402 Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. от 11 ноября 2004 г.) (далее — ТК РФ) таможенными органами являются:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (в настоящее время это Федеральная таможенная служба, находящаяся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ);

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 405 ТК РФ таможенные органы находятся в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела (Федеральной таможенной службой — ФТС России), по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (Минэкономразвития России).

Поскольку комментируемый Закон наделяет таможенные органы контрольными полномочиями по ОСАГО только при въезде транспортных средств на территорию России, можно сделать вывод, что контролирующими субъектами в данном случае могут быть только таможенные органы, непосредственно курирующие пункты пропуска через государственную границу РФ. После пересечения государственной границы РФ и последующего передвижения по территории России государственный контроль по ОСАГО в отношении автовладельца осуществляется согласно п. 1 комментируемой статьи милицией. Данный вывод подтверждается приказом Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России) от 27 мая 2004 г. N 615 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», изданным в целях исполнения комментируемого Закона. Этим документом председатель ГТК России приказал начальникам региональных таможенных управлений и таможен, «в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации», обеспечить:

а) въезд на таможенную территорию Российской Федерации всех транспортных средств (устройств, предназначенных для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них), за исключением упомянутых в п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», при представлении лицами, их перемещающими, страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установленного образца, оформленных страховыми организациями, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

б) указание на свободном месте в правом верхнем углу транзитной декларации или удостоверения ввоза транспортного средства, или обложки книжки МДП номера и даты выдачи страхового полиса с проставлением оттиска личной номерной печати и подписи должностного лица таможенного органа.

Порядок контроля таможенными органами исполнения владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности утвержден распоряжением ГТК России от 31 марта 2004 г. N 147-р (далее — «Порядок контроля:»).

Согласно п. 2 «Порядка контроля. » его действие распространяется на транспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, классифицируемые по ТН ВЭД в следующих товарных позициях:

В соответствии с п. 3 «Порядка контроля. » обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев, указанных в п. 3 ст. 4 Закона. К ним относятся владельцы:

транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.

Поскольку в отношении вышеуказанных транспортных средств ОСАГО не применяется, контрольные полномочия таможенных органов в этой части на их владельцев не распространяются.

Осуществляя контроль за исполнением владельцами транспортных средств своей обязанности по страхованию гражданской ответственности, таможенные органы располагают перечнем страховщиков, допущенных заключать договоры ОСАГО, а также формой страхового полиса (доведена до таможенных органов письмом ГТК России от 21 июня 2003 г. N 01-06/25058).

Пунктом 10 «Порядка контроля. » установлено, что при проведении таможенными органами регистрации транспортного средства, указанного в его п. 2, согласно приказу ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137 «Об утверждении Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев», в том числе и при продлении временного ввоза транспортных средств на срок, не превышающий шести месяцев с момента его ввоза, сроки доставки товаров и транспортных средств, а также сроки, указываемые в уведомлении ввоза транспортного средства (далее сокр. — УВТС), не должны превышать срока действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца этого транспортного средства, указанного в страховом полисе.

Если при продлении (в течение 6 месяцев с момента ввоза транспортного средства) срока временного ввоза транспортного средства не представлен страховой полис либо срок действия представленного полиса истек, регистрация (выдача УВТС) и продление сроков временного ввоза таможенными органами не производятся, а лицо, ввозившее транспортное средство, в письменной форме предупреждается о необходимости представления страхового полиса либо вывоза транспортного средства с таможенной территории в соответствии с п. 3 комментируемой статьи. При этом необходимо учитывать, что самостоятельное перемещение по территории Российской Федерации таких транспортных средств запрещено.

При прибытии транспортного средства на территорию Российской Федерации контроль за наличием у лица, его перемещающего, страхового полиса осуществляется должностным лицом таможенного органа, расположенного в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — инспектор), в следующем порядке.

1) В случае отсутствия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования:

инспектор проверяет соответствие сведений о собственнике транспортного средства, идентификационном номере транспортного средства, содержащихся в страховом полисе, сведениям, содержащимся в документах на транспортное средство. Проверяется наличие страховщика в перечне, доведенном федеральным таможенным органом. Если сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами;

в случае, если временно ввозится транспортное средство, зарегистрированное на территории иностранного государства, дополнительно проверяется соответствие заявляемых лицом сроков временного ввоза сроку действия страхового полиса;

при возникновении у инспектора сомнений в подлинности страхового полиса или достоверности указанных в нем сведений экспертиза представленных ему документов осуществляется в порядке, установленном ТК РФ.

2) В случае наличия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования, инспектором проверяется соответствие сведений о собственнике транспортного средства и другой указанной выше информации, сведениям, содержащимся в базе данных, а также проверяется соответствие номера страхового полиса и суммы страховой премии, указанных в предъявленном страховом полисе, сведениям, содержащимся в базе данных. После завершения проверки сведений инспектор осуществляет следующие действия:

если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, совпадают, инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами;

если сведения, содержащиеся в базе данных программного продукта, и сведения, указанные в страховом полисе и документах на транспортное средство, не совпадают, лицу, ввозящему транспортное средство, в письменной форме предлагается:

поместить транспортное средство в зону таможенного контроля для проведения экспертизы представленных документов в порядке, установленном ТК РФ;

вывезти транспортное средство с таможенной территории в соответствии с п. 3 ст. 32 комментируемого Закона;

застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном комментируемым Законом;

если в базе данных программного продукта отсутствуют сведения о предъявленном страховом полисе, проводится проверка как в случае отсутствия в таможенном органе программного средства, используемого для контроля автострахования (процедура этой проверки описана выше). После этого инспектором проставляются соответствующие отметки; далее таможенное оформление производится в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами.

3) По завершении таможенного оформления в базу данных программного средства, используемого для контроля автострахования, заносятся сведения:

о страховщике (наименование, ИНН);

о сроке страхования;

об идентификационном номере транспортного средства (не заполняется для транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров);

о номере и дате документа, подтверждающего ввоз транспортного средства (УВТС, транзитная декларация, книжка МДП);

о государственном регистрационном знаке (если имеется);

о размере страховой премии.

Копия страхового полиса, заверенная личной номерной печатью и подписанная инспектором, хранится вместе с остальными документами по таможенному оформлению в порядке, определенном иными нормативными правовыми актами. А файл с собранными сведениями при помощи программного средства, используемого для контроля автострахования, по каналам Автоматизированной системы по контролю за доставкой товаров передается в центральную базу данных «Страхование» ГНИВЦа.

При отсутствии у лица, ввозящего транспортное средство, страхового полиса установленного образца ему предлагается два варианта: либо застраховать свою гражданскую ответственность в порядке, установленном комментируемым Законом, либо вывезти транспортное средство в установленном порядке с территории Российской Федерации. Решение должно принять лицо, ввозящее транспортное средство.

Статья написана по материалам сайтов: www.zakonrf.info, studfiles.net, rospotrebnadzor.ru, olegumerenkov.ru, textbook.news.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 328 ук рф с комментариями
Следующая
СтатьиСтатья 32 ФЗ № 229-ФЗ. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector