+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 383 Трудового Кодекса РФ

4. Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются КТС, судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных в законодательстве о труде и об охране труда и в ГПК. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров предусмотрен, например, в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в споре о причинении вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников — субъектов трудовых правоотношений (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

5. Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

Определение подведомственности конкретного трудового спора имеет практическое значение потому, что решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не обладает юридической силой и не может быть исполнено в принудительном порядке специальными органами (КТС и судом).

Определить подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган, который управомочен разрешить конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон трудового правоотношения.

6. Статья 383 ТК закрепляет правило, согласно которому на первом этапе трудовой спор должен разрешиться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены путем таких переговоров сторон спора или с участием представителей выборного профоргана, субъекты трудового правоотношения могут обратиться в КТС или суд за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права. С момента обращения за разрешением спора возникает индивидуальный трудовой спор, который является юридическим фактом для возникновения гражданско-процессуального правоотношения по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, например при увольнении работника, иногда существует наряду с ним, например при компенсации морального вреда.

Особенности в определении подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих, на них распространяется действие законодательства о труде и об охране труда, за исключениями, установленными положениями о федеральной государственной службе, но их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены на основании Конституции РФ непосредственно в суде.

7. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) при меняют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства (ГПК), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

8. Помимо нормативных актов, перечисленных в ст. 383 ТК, органы по рассмотрению трудовых споров руководствуются и другими нормативными правовыми актами, в которых есть нормы, посвященные восстановлению нарушенного трудового права. Так, трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на работе, рассматриваются с учетом Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Некоторые нормы о порядке разрешения трудовых споров работодателей с органами надзора и контроля за законодательством о труде и об охране труда содержатся в положениях о соответствующих государственных органах, осуществляющих этот надзор, например о Ростехнадзоре.

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 383 ТК РФ

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ, прежде всего ГПК.

2. На правильное и единообразное применение на всей территории РФ всеми судами законодательства РФ при рассмотрении индивидуальных трудовых споров направлено принятие Верховным Судом РФ руководящих разъяснений, среди которых особое место занимает ППВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2.

См. также ППВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (БВС РФ. 1996. N 1).

3. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде необходимо иметь в виду и соответствующие решения Конституционного Суда РФ (см., например, комментарий к ст. 374 ТК РФ).

4. В отношении отдельных категорий работников федеральными законами установлены некоторые особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров (см. комментарий к ст. 382 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 383 Трудового кодекса

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК РФ) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

Это важно знать:  Статья 81 ГПК РФ. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК РФ (ст. 383 — 390).

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК РФ и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.

3. Часть 2 ст. 383 ТК РФ предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути — трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Исходной базой для него послужила глава 60 ТК РФ. В этом Законе сформулировано понятие индивидуального служебного спора (в основу которого положено понятие индивидуального трудового спора, данное в ст. 381 ТК РФ), определены органы, которым предоставлено право такие споры рассматривать, порядок обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам и исполнения решений, принятых специально для этого создаваемыми комиссиями.

Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16). Тем самым рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных гражданских служащих вышестоящими органами отменено.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792) установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ. Для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

4. В соответствии со ст. 6 ТК РФ порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (как и коллективных) относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 383 ТК РФ уточняет, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется этим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными законами.

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Новая редакция Ст. 383 ТК РФ

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Статье 383 ТК РФ

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах установлен помимо Трудового кодекса и иных федеральных законов также Гражданским процессуальным кодексом РФ.

При обращении в суд необходимо соблюдать сроки, установленные статьей 392 Кодекса, в соответствии с которой работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником вреда, причиненного организации, в течение одного года со дня обнаружения причиненного вреда. Пропущенные по уважительным причинам сроки обращения в суд могут быть восстановлены судом. При этом работники, обращающиеся в суд, освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 393 ТК).

Другой комментарий к Ст. 383 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Основными нормативными актами, регулирующими порядок рассмотрения трудовых споров, являются федеральные законы.

2. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда и среди них право граждан на защиту своих прав (в том числе право на судебную защиту).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было отмечено, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится ТК, в который включен специальный раздел, посвященный защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах регулируется также процессуальным законодательством — Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК).

5. Для отдельных категорий работников федеральными законами устанавливаются особенности рассмотрения их индивидуальных трудовых споров. Например, споры государственных служащих, судей, работников прокуратуры рассматриваются соответствующими органами государственной власти и управления. Однако статус этих работников не является препятствием для судебного разрешения любого спора, связанного с применением труда.

6. Особый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ).

7. Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В первую очередь, это Постановление Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.), а также соответствующие постановления, касающиеся вопросов применения законодательства о материальной ответственности, о компенсации морального вреда.

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарии к ст. 383 ТК РФ

4. Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются КТС, судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных в законодательстве о труде и об охране труда и в ГПК. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров предусмотрен, например, в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в споре о причинении вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью работников — субъектов трудовых правоотношений (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

Это важно знать:  Статья 424 ГПК РФ. Форма и содержание заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

5. Подведомственность трудовых споров — это институт гражданско-процессуального и трудового права, поэтому порядок рассмотрения трудового спора зависит от содержания трудового спора и его субъектов, а также от вида правоотношения, при реализации которого возник трудовой спор.

Определение подведомственности конкретного трудового спора имеет практическое значение потому, что решение, вынесенное по спору неправомочным органом, не обладает юридической силой и не может быть исполнено в принудительном порядке специальными органами (КТС и судом).

Определить подведомственность трудового спора — значит установить юрисдикционный орган, который управомочен разрешить конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон трудового правоотношения.

6. Статья 383 ТК закрепляет правило, согласно которому на первом этапе трудовой спор должен разрешиться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены путем таких переговоров сторон спора или с участием представителей выборного профоргана, субъекты трудового правоотношения могут обратиться в КТС или суд за защитой нарушенного, по их мнению, субъективного трудового права. С момента обращения за разрешением спора возникает индивидуальный трудовой спор, который является юридическим фактом для возникновения гражданско-процессуального правоотношения по рассмотрению трудового спора. Иногда оно приходит на смену трудовому правоотношению, например при увольнении работника, иногда существует наряду с ним, например при компенсации морального вреда.

Особенности в определении подведомственности трудовых споров установлены для некоторых категорий работников, а именно для государственных служащих, на них распространяется действие законодательства о труде и об охране труда, за исключениями, установленными положениями о федеральной государственной службе, но их споры по вопросам увольнения, перевода на другую работу, наложения дисциплинарных взысканий могут быть рассмотрены на основании Конституции РФ непосредственно в суде.

7. При рассмотрении трудовых споров юрисдикционные органы (КТС, суд) при меняют не только нормы трудового законодательства, но и нормы гражданского процессуального законодательства (ГПК), а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Установленный ст. 383 ТК порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работников возможности обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

8. Помимо нормативных актов, перечисленных в ст. 383 ТК, органы по рассмотрению трудовых споров руководствуются и другими нормативными правовыми актами, в которых есть нормы, посвященные восстановлению нарушенного трудового права. Так, трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья на работе, рассматриваются с учетом Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Некоторые нормы о порядке разрешения трудовых споров работодателей с органами надзора и контроля за законодательством о труде и об охране труда содержатся в положениях о соответствующих государственных органах, осуществляющих этот надзор, например о Ростехнадзоре.

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров (действующая редакция)

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 383 ТК РФ

2. О разрешении индивидуальных трудовых споров работников, работающих у работодателей — физических лиц, см. коммент. к ст. 308 ТК; о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций — коммент. к ст. 348 ТК.

3. Согласно п. п. 8, 9 ст. 5 Закона о статусе судей решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный названным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

В случае несогласия председателя соответствующего суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи он в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей 2/3 голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

4. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется гражданским процессуальным законодательством РФ. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья; образования. Часть 2 ст. 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Ряд норм ГПК РФ ориентирован исключительно на рассмотрение трудовых споров. Так, ч. 3 ст. 45 ГПК РФ закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Приказом Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» установлено: считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами.

Это важно знать:  Статья 60.1 Основ. Установление содержания завещания

Статья 122 ГПК РФ устанавливает требования, по которым выдается судебный приказ; к ним отнесены: требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику; требование о взыскании начисленной, но не выплаченной денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются судом до истечения одного месяца со дня поступления заявления.

На основании ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе.

5. Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие Постановления Пленума ВС РФ:

— от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»;

— от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ»;

— от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»;

— от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

Положения, содержащиеся в постановлениях Пленума ВС РФ, раскрывают оценочные понятия, используемые законодателем, конкретизируют правовые нормы, определяющие порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде.

В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 раскрывается, что относится к уважительным причинам пропуска срока обращения в суд со стороны работника (болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи).

Положение ст. 56 ГПК РФ, устанавливающее, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, разъясняется п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, согласно которому, рассматривая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (ст. 74 ТК), необходимо учитывать, что исходя из ст. 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным.

В п. 23 того же Постановления при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Согласно п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует: по делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом (ст. 52 ГПК РФ); если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из трудовых правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК).

6. При рассмотрении трудовых дел суд учитывает, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК). При этом если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащие нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

При разрешении трудовых споров суд учитывает разъяснения Пленума ВС РФ, данные в Постановлениях от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Статья написана по материалам сайтов: www.gk-rf.ru, sttkrf.ru, tkodeksrf.ru, rulaws.ru, www.zakonrf.info.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 382 гк рф с комментариями
Следующая
СтатьиСтатья 384 ТК РФ. Образование комиссий по трудовым спорам
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector