+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 39.41 ЗК РФ. Ходатайство об установлении публичного сервитута

СТ 39.26 ЗК РФ

1. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

5. Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Комментарий к Статье 39.26 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья определяет последовательность действий заинтересованных лиц при заключении соглашения об установлении сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, п. 1 данной статьи предусматривается, что к заявлению о заключении соглашения об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

Стоит обратить внимание, что какие-либо требования к такой схеме в комментируемой статье не предусматриваются и данная схема не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме того, законодатель не наделил какой-либо орган государственной власти или орган местного самоуправления полномочиями по утверждению единой формы такой схемы. В этой связи представляется, что содержание и форма этой схемы определяются на усмотрение лица, которое направляет заявление о заключении соглашения об установлении сервитута. Кроме того, подготовка схемы границ сервитута на кадастровом плане территории может осуществляться органом государственной власти или органом местного самоуправления, в случае если по мнению данного органа требуется определить иное местоположение границ сервитута (подп. 2 п. 3 комментируемой статьи).

Существующая неопределенность с формой и содержанием схемы на практике не должно приводить к трудностям при заключении соглашения об установлении сервитута, поскольку, как предусмотрено п. 5 комментируемой статьи, для целей определения границ устанавливаемого сервитута, заинтересованное лицо должно прибегнуть к помощи кадастрового инженера для определения координат характерных точек границ сервитута, что свидетельствует о том, что стороны при заключении соглашения четко понимают сферу действия сервитута. Однако нельзя отрицать, что лицо, заинтересованное в заключении сервитута, вправе определить координаты характерных точек границ сервитута заранее, в том числе использовать эти сведения при подготовке схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ.
2. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ.
3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Комментарий к статье 39.24 ЗК РФ

В соответствии с п.3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно п.4 ст. 274 ГК РФ сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментируемая статья является реализацией закрепленного в ГК РФ правила о возможности урегулирования федеральными законами случаев установления сервитута лицами, не являющимися собственниками земельных участков, в отношении которых предполагается установить сервитут. К числу таких субъектов законодатель отнес лиц, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, а также которым земельные участки переданы в аренду или в безвозмездное пользование сроком более чем на 1 год. При этом согласие самого органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельным участком, не требуется, если иное стороны не предусмотрели при заключении соответствующего договора.

Не следует воспринимать отсутствие необходимости получить согласие уполномоченного органа как механизм, ослабляющий возможность контролировать владельцев, пользователей и арендаторов государственных и муниципальных земель в части надлежащего использования предоставленного им имущества. Так, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен быть уведомлен о заключении соглашения об установлении сервитута, а само соглашение об установлении сервитута может быть заключено только на срок, не превышающий срока действия договора аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком. В случае же выявления каких-либо нарушений земельного законодательства или имеющихся договорных отношений со стороны лиц, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти или органы местного самоуправления по основаниям, предусмотренным ст. 46, 47 ЗК РФ, вправе инициировать расторжение соответствующего договора, следствием чего является и прекращение установленного в отношении земельного участка сервитута (п.5 комментируемой статьи).

Это важно знать:  Статья 1003 ГК РФ. Отмена комиссионного поручения комитентом

Вместе с тем необходимость получения согласия для заключения соглашения об установлении сервитута предусматривается в случае, если такое соглашение заключается государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением. Данное правило исходит из особенностей правового положения таких юридических лиц, которые создаются органами государственной власти или органами местного самоуправления для выполнения государственных задач и функций, а также для решения вопросов местного значения, в связи с чем их деятельность в части распоряжения переданным им имуществом в целом подконтрольна органам публичной власти.

Так, например, в отношении государственных и муниципальных предприятий действуют предусмотренные п.5 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ограничения в части распоряжения предоставленными им земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, согласно п.3 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и данным Федеральным законом.

В соответствии с п.8 ст. 123.22 ГК РФ особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом. Согласно п.9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждениям могут быть предоставлены только земельные участки, необходимые для выполнения таким учреждением своих уставных задач. Аналогичное правило действует в отношении автономных учреждений (ч.7 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

________________
СЗ РФ. 2006. N 45. Ст.4626.

Следует обратить внимание, что даже до установления в ЗК РФ полномочий по заключению соглашения об установлении сервитута лицом, которому земельный участок принадлежит на правах, перечисленных в комментируемой статье, такую возможность не отрицали отдельные специалисты.

________________
См.: Аграрная реформа в Российской Федерации / под ред. З.С.Беляевой, О.А.Самончик. М., 1998. С.154.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.24 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.24 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Сервитут земельного участка — руководство по грамотному установлению и пользованию

Хотя понятие сервитута практически незнакомо простому обывателю, плодами его применения пользуются все – получают в дом свет и энергию посредством линий электропередач, тепло и воду благодаря современной системе водоснабжения, имеют качественную мобильную связь, гарантированную наличием большого количества станций-вышек.

Широко распространенные и разветвленные коммуникационные сети проходят повсеместно, сквозь обширные территории на основании вышеупомянутого права ограниченного использования земельных объектов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Участок, в отношении которого возникает сервитут, называется обремененным.

Сервитут разделяется на публичный и частный.

Частный сервитут устанавливается в пользу отдельного гражданина или коммерческого предприятия и подразумевает оформление соглашения между физическими и/или юридическими лицами об ограниченном пользовании земельным участком (к примеру, когда проведение газовых коммуникаций к частному дому возможно только с использованием соседней территории).

Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.

Условия и порядок установления публичного сервитута относятся к сфере применения земельного законодательства и регулируются одноименным кодексом.

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  • Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  • Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  • Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  • Установка межевых и геодезических знаков.
  • Проведение дренажных работ.
  • Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  • Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  • Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.
  • Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

    1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
    2. Прокладки коммуникаций.
    3. Установки оборудования связи.
    4. Строительных работ.
    5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

    Основания возникновения

    Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

    Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

    Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

    Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

    Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

    Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

    Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

    Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

    Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

    Порядок установления

    Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

    Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

    Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

    Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

    Это важно знать:  Статья 39 ГрК РФ. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

    Как заключить соглашение сервитут с арендатором земельного участка? Первое, о чем должен позаботиться гражданин при оформлении сервитута, это грамотное составление двустороннего соглашения. Соглашение, или договор, заключается между хозяином обременяемого участка и сервитуарием – субъектом, в интересах которого совершается эта сделка.

    В соглашении (договоре) уточняются все условия и детали сервитута:

    • сведения о сторонах договора (соглашения);
    • информация об участке;
    • план землепользования, на котором выделен обременяемый участок (или его часть);
    • цели и условия возникновения сервитута (прокладка трубопровода, подъезд к дому, размещение мелиоративных сооружений и др.). Детализация информации об использовании позволяет исключить вероятность злоупотреблений со стороны сервитуария;
    • сроки действия сервитута (постоянный или временный);
    • размер платы, порядок и сроки ее внесения.

    Формулировка «соразмерная плата», примененяемая законом (ЗК РФ), является предметом частых споров при подписании соглашений. Судебная практика регулярно пополняется случаями, в которых собственники земли требуют непомерно высокой оплаты права ограниченного пользования их участком.

    Кроме того, гражданину, в первый раз столкнувшемуся с этой проблемой, бывает весьма сложно установить верную сумму денежной компенсации. С целью разрешения подобных споров и сомнений проводится независимая экспертиза, по результатам которой определяется точная стоимость платы за сервитут.

    Прием документов на регистрацию в Едином государственном реестре прав осуществляет Росреестр и его официальные представители – городские и районные МФЦ. Продолжительность регистрации, согласно правилам, актуальным на 2015 год, не превышает 10 дней.

    Скачать образец (шаблон) соглашения об установлении сервитута.

    Необходимые документы

    Обязательный пакет документов для регистрации обременения земельного участка:

  • заявление об установлении сервитута;
  • соглашение или договор об условиях, подписанное обеими сторонами. Если заявление на регистрацию сервитута подает владелец участка, то соглашение можно не предъявлять;
  • паспорта участников соглашения – собственника и сервитуария;
  • документ о регистрации права собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт или кадастровая выписка, но только в том случае, если обременяется часть землевладения. Если же сервитут устанавливается в отношении целого участка, кадастровый паспорт или выписка не требуется;
  • квитанция об уплате госпошлины.
  • Пошлина за наложение сервитута составляет в 2015 году:

    • возникающего в интересах физического лица – 1500 рублей;
    • возникающего в интересах организации (юр.лица) – 6000 рублей.

    Вышеуказанную сумму можно уплатить в любом отделении Сбербанка РФ, получив на руки платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

    Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

    Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

    В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

    Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

    Независимая оценочная экспертиза

    Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

    Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

    Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

    При проведении экспертизы оценивается:

    • стоимость земельного участка;
    • факторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
    • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
    • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

    Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

    • правоустанавливающие документы;
    • свидетельство о регистрации прав собственности;
    • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
    • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

    В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

    Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

    Образец договора об установлении земельного сервитута вы можете скачать по ссылке «шаблон договора»

    Статья 39.41 ЗК РФ. Ходатайство об установлении публичного сервитута

    Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

    Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

    Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

    Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

    Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

    Акция! Первая консультация 30 минут БЕСПЛАТНО!

    Подробнее ЗДЕСЬ

    Услуги и цены

    Юридическая помощь в судах

    Юридические услуги по недвижимости и земле

    Юридические услуги бизнесу

    Консультации

    Услуги кадастровых инженеров

    Дистанционные услуги

    К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
    Телефон для записи:

    Советы юриста

    Во-первых, не впадать в панику. 30-40% дел проигрывается истцами. Во-вторы.

    Люди, которым приходится впервые столкнуться с судебным процессом, часто боятся идти в суд. И не удив.

    Разберем на примере искового заявления о взыскании задолженности

    Прежде, чем делать перепланировку в своей квартире нужно задать себе вопрос: «А возможно .

    Признание права — это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

    Текст жалобы слишком растянут . Еще со школьных времен многим кажется, что письменная работа должна им.

    Подготовка иска — это работа для юриста. От качества этого документа на 50% зависит успех дела. Однако, есл.

    Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Главная задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами. Для этого пользователям государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

    В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

    Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

    Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

    • Права постоянного бессрочного пользования;
    • Права пожизненного наследуемого владения;
    • Аренды сроком более, чем на 1 год;
    • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

    При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Последствия неуведомления в законе не содержатся.

    1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
    2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
    3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
    4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
    5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
    • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
    • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:
    Это важно знать:  Статья 53 УК РФ. Ограничение свободы

    — Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

    — Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

    — Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

    — Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

    • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
    • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

    Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка. Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами. Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо. Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

    Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?

    Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

    Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. Различают сервитут и публичный сервитут (ст. 274 ГК РФ; ст. 23 ЗК РФ).

    Земельный сервитут, порядок его установления

    Земельный сервитут устанавливается, например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, сервитут может потребоваться для других нужд собственника недвижимого имущества (абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ; п. 1 ст. 23 ЗК РФ). Важно учитывать, что установление сервитута — это крайняя мера, которая применяется, только если нужды собственника земельного участка или другой недвижимости нельзя обеспечить другим способом.

    Обычно сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка или других участков. Соглашение оформляется письменно и подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3 ст. 274 ГК РФ; п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Без регистрации сервитут нельзя считать установленным.

    Если достичь соглашения об установлении или условиях сервитута не удалось, установить его можно только в судебном порядке (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

    Сервитут, установленный на основании судебного решения, также должен быть зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости.

    Публичный земельный сервитут, порядок его установления

    Публичные сервитуты устанавливаются законом или другим нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, когда это необходимо для обеспечения интересов государства, органа местного самоуправления или местного населения. Основная причина их установления — это возможность решать задачи, связанные с обеспечением государственных или общественных нужд, без постоянного или временного занятия земельных участков. Публичные сервитуты устанавливаются только с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, размещения на нем межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним, а также для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, водопоя, для проведения на участке дренажных работ, для прогона через участок сельскохозяйственных животных. Также земельный участок может быть обременен сервитутом для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, для временного проведения изыскательских, исследовательских и других работ, для охоты и рыболовства, свободного доступа к прибрежной полосе. Кроме того, сервитут может устанавливаться для сенокошения и выпаса на земельных участках сельскохозяйственных животных в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям (п. 3 ст. 23 ЗК РФ).

    Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

    Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут защищать свои права в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

    Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, может подать исковое заявление в суд общей юрисдикции об установлении соразмерной платы за сервитут и определении порядка выплат в связи с тем, что установление сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

    Различия между сервитутом и публичным сервитутом

    Основное отличие между сервитутом и публичным сервитутом — способы их установления и интересы, для которых они устанавливаются.

    Например, собственник земельного участка для прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключить соглашение с собственником соседнего земельного участка, через который коммуникации будут подведены. В этом случае речь идет о сервитуте. Если же через район индивидуальной жилой застройки необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, устанавливается публичный сервитут.

    Срочный и постоянный сервитуты

    Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный — без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

    Плата за сервитут

    Плата за сервитут и публичный сервитут различна.

    Так, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут (п. 5 ст. 274 ГК РФ; п. 6 ст. 23 ЗК РФ). Ее размер, а также порядок внесения следует указать в соглашении с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. Также плата за земельный сервитут может быть определена в судебном решении, на основании которого он установлен.

    При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут. Но только если установление сервитута существенно затрудняет использование земельного участка. Размер платы за публичный сервитут может указываться в нормативном правовом акте, которым он установлен (абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ).

    Что делать, если соглашение об установлении земельного сервитута не достигнуто? >>>

    Статья написана по материалам сайтов: zemkod.ru, ozkrf.ru, lawyer-consult.ru, www.cab74.ru, zakonius.ru.

    »

    Предыдущая
    СтатьиСтатья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров
    Следующая
    СтатьиСтатья 39.6 ЗК РФ. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector