+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Новая редакция Ст. 5.38 КоАП РФ

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.38 КоАП РФ

Право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий выступает гарантией свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, формирования гражданского общества, становления народовластия и др. Посредством реализации данного права граждане РФ воздействуют на органы публичной власти в целях решения определенных проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Конституция Российской Федерации в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. На обеспечение этого права направлен принятый 19 июня 2004 г. Федеральный закон О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Кроме названных нормативных актов законодательство Российской Федерации о публичных мероприятиях составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) — воспрепятствование, принуждение.

Субъект правонарушения — гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

Другой комментарий к Ст. 5.38 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав и свобод граждан по проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

Закон, регулирующий порядок организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, пока не принят и в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» впредь до его принятия следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Согласно этой Декларации осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц; запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

2. В Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального разрешения властей.

Уведомление в виде письменного заявления подается местной администрации специально уполномоченным лицом не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления. Не позднее, чем за пять дней до мероприятия администрация сообщает уполномоченному о принятом решении.

При проведении мероприятия его организаторы и участники обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие, специально подготовленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей и для причинения материального ущерба.

Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если цель его проведения противоречит Конституции РФ, конституциям или уставам субъектов РФ, а мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть прекращено в случаях, если: не было подано заявление о его проведении; состоялось решение о его запрещении; нарушен порядок его проведения; возникла опасность для жизни и здоровья людей; нарушен общественный порядок.

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном или уголовном порядке.

3. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в противоправном действии, так и в бездействии (бездействием, например, следует считать не сообщение о принятом решении администрацией субъекта за пять дней до мероприятия).

4. Субъектами правонарушения, как указано в санкции статьи, могут быть граждане и должностные лица.

5. Правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 5.38 КОАП РФ

Хотя Конституция РФ и является законом прямого действия, однако порядок реализации гражданами данного права достаточно подробно урегулирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Важные правовые позиции в отношении ряда норм указанного Федерального закона применительно к комментируемой статье содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко».

Из смысла конституционной нормы вытекает не разрешительный, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий в рамках реализации данного права. Для организации и проведения публичного мероприятия достаточно подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления уведомления об этом.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в один из указанных органов в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в четырех видах (вариантах) составов:

— воспрепятствование организации публичного мероприятия;

— воспрепятствование его проведению;

— воспрепятствование участию в нем;

— принуждение к участию в публичном мероприятии — конкретно в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Как показывает административно-политическая практика, формы, способы и приемы воспрепятствования указанному конституционному праву граждан довольно разнообразны и проявляются как в действиях, так и в бездействии.

Воспрепятствование организации публичного мероприятия (ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) может, в частности, выражаться в том, что потенциальный виновник:

— не принимает уведомление или отказывается документально подтвердить его получение с указанием даты и времени (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ);

— нарушает установленный законом срок (три дня — см. п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) доведения до сведения организатора мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

— отказывается согласовать проведение публичного мероприятия, выдвигая необоснованные требования об изменении места, времени, формата мероприятия или иные неприемлемые и неправовые условия проведения заявленного мероприятия;

— требует предоставления не предусмотренных законодательством сведений, материалов и документов (например, плакаты и иные агитационные материалы, символику, тексты лозунгов и выступлений и т.п.);

— мешает оповещению возможных участников публичного мероприятия или проведению предварительной агитации (например, путем незаконных указаний средствам массовой информации), препятствует изготовлению и распространению средств наглядной агитации (например, путем незаконных указаний полиграфическим и другим организациям) и т.п.

Оценивая действия должностных лиц, отказывающих по разным мотивам и причинам согласовывать публичное мероприятие, разумно обратиться к правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П. В нем сказано, что понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Способов воспрепятствования проведению публичного мероприятия тоже немало. Например, это может быть незаконное указание должностного лица о проведении дорожных или ремонтных работ именно на том месте (улица, площадь, бульвар и т.п.), где должно пройти мероприятие, либо незаконное указание о приостановлении или прекращении (пресечении, разгоне с помощью сотрудников полиции или иных лиц) начинающегося (или уже начавшегося) публичного мероприятия. Воспрепятствовать проведению публичного мероприятия можно также путем незаконного согласования другого публичного мероприятия на этом же месте и в это же время.

Принуждение к участию в публичном мероприятии может проявляться в отношении конкретных граждан. Под принуждением понимаются действия, оказывающие психологическое давление на человека (физическое лицо) с целью того, чтобы он совершил определенные действия (участвовал в мероприятии) или воздержался от их совершения (отказался от участия в мероприятии). Принуждением могут быть различного рода угрозы в отношении организатора (или организаторов) или участников публичного мероприятия: например, незаконное задержание, угрозы наступления неблагоприятных последствий (либо создания условий для их наступления), например, угрозы понижения в должности, перевода на нижеоплачиваемую должность или увольнения, отчисления из вуза и угрозы возникновения иных проблем и трудностей по работе, службе, учебе, в быту и т.п.

Это важно знать:  Статья 146 ТК РФ. Оплата труда в особых условиях

Применительно к комментируемой статье принуждение к участию в публичном мероприятии может исходить от руководителя или другого должностного лица, члена руководящего органа организации, предприятия, учреждения в отношении рабочих, служащих, других членов трудового коллектива, учащихся, студентов и т.п.

В этой связи очень важно подобные противоправные действия (бездействие) со стороны должностных лиц строго отграничивать от аналогичных уголовно наказуемых деяний, подпадающих под действие ст. 149 УК РФ. Если правонарушение совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения, то разграничение необходимо проводить по критерию степени общественной опасности деяния (ст. 14 УК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), а также его последствиям. Если же деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, то налицо признаки состава указанного преступления.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения указанных противоправных действий (бездействия).

3. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица и иные служащие государственных органов, органов местного самоуправления, в которые организатором публичного мероприятия направляется уведомление о его проведении, а также государственных и иных организаций, предприятий, учреждений (заводов, фабрик, вузов, школ, поликлиник и др.) (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Административную ответственность по данной статье могут нести и граждане (достигшие 16-летнего возраста), если они препятствуют проведению публичного мероприятия (в том числе граждане, выступающие в роли общественных или партийных активистов либо так называемых «провокаторов» и т.п.).

Субъективная сторона данного правонарушения обычно характеризуется умыслом, реже — неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Своеобразной «зеркальной» противоположностью комментируемой статье является ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность для организаторов и участников публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В отличие от комментируемой статьи она применяется достаточно часто.

Статья 5.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Текущая редакция ст. 5.38 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года — см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца первого части 1 статьи 3.5 (в редакции пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), абзаца второго настоящей статьи (в редакции пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2 (в редакции пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.2.2 (в редакции пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ), статьи 20.18 (в редакции пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) и статьи 20.25 (в редакции пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в части, устанавливающей за совершение указанных административных правонарушений минимальные размеры штрафов для граждан — от десяти тысяч рублей и для должностных лиц — от пятидесяти тысяч рублей, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они — в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, — не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания — см. пункт 7 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П.

— Примечание изготовителя базы данных.

Комментарий к статье 5.38 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

2. На обеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

3. Исходя из конституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

Порядок предварительного уведомления властей о проведении публичных мероприятий установлен указанным выше Законом.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Если указанные дни совпадают с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, уведомление о пикетировании подается не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

5. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

Это важно знать:  Статья 39.6 ЗК РФ. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

7. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст. 5.38, являются права и свободы граждан.

8. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а) воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование ее проведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названных составов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечет административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей Кодекса.

9. Воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершено действием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции или представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения для проведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т.п.

10. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов. Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяние совершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые служат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того или иного публичного мероприятия.

11. Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

12. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.38 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.38 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.38 КоАП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за действия, посягающие на гарантируемое Конституцией РФ (ст. 31) право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (в трактовке Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 — право на свободу мирных собраний). Однако, как свидетельствуют официальные данные, дела о подобных административных правонарушениях практически не возбуждаются. Указанное конституционное право является непосредственным объектом административного правонарушения; диспозиция данной статьи описывает варианты нарушения этого права.

Хотя Конституция РФ и является законом прямого действия, однако порядок реализации гражданами данного права достаточно подробно урегулирован Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Важные правовые позиции в отношении ряда норм указанного Федерального закона применительно к комментируемой статье содержатся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко».

Из смысла конституционной нормы вытекает не разрешительный, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий в рамках реализации данного права. Для организации и проведения публичного мероприятия достаточно подачи в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления уведомления об этом.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в один из указанных органов в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, проявляется в четырех видах (вариантах) составов:

— воспрепятствование организации публичного мероприятия;

— воспрепятствование его проведению;

— воспрепятствование участию в нем;

— принуждение к участию в публичном мероприятии — конкретно в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Как показывает административно-политическая практика, формы, способы и приемы воспрепятствования указанному конституционному праву граждан довольно разнообразны и проявляются как в действиях, так и в бездействии.

Воспрепятствование организации публичного мероприятия (ст. 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) может, в частности, выражаться в том, что потенциальный виновник:

— не принимает уведомление или отказывается документально подтвердить его получение с указанием даты и времени (п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ);

— нарушает установленный законом срок (три дня — см. п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ) доведения до сведения организатора мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

— отказывается согласовать проведение публичного мероприятия, выдвигая необоснованные требования об изменении места, времени, формата мероприятия или иные неприемлемые и неправовые условия проведения заявленного мероприятия;

— требует предоставления не предусмотренных законодательством сведений, материалов и документов (например, плакаты и иные агитационные материалы, символику, тексты лозунгов и выступлений и т.п.);

— мешает оповещению возможных участников публичного мероприятия или проведению предварительной агитации (например, путем незаконных указаний средствам массовой информации), препятствует изготовлению и распространению средств наглядной агитации (например, путем незаконных указаний полиграфическим и другим организациям) и т.п.

Оценивая действия должностных лиц, отказывающих по разным мотивам и причинам согласовывать публичное мероприятие, разумно обратиться к правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П. В нем сказано, что понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Способов воспрепятствования проведению публичного мероприятия тоже немало. Например, это может быть незаконное указание должностного лица о проведении дорожных или ремонтных работ именно на том месте (улица, площадь, бульвар и т.п.), где должно пройти мероприятие, либо незаконное указание о приостановлении или прекращении (пресечении, разгоне с помощью сотрудников полиции или иных лиц) начинающегося (или уже начавшегося) публичного мероприятия. Воспрепятствовать проведению публичного мероприятия можно также путем незаконного согласования другого публичного мероприятия на этом же месте и в это же время.

Принуждение к участию в публичном мероприятии может проявляться в отношении конкретных граждан. Под принуждением понимаются действия, оказывающие психологическое давление на человека (физическое лицо) с целью того, чтобы он совершил определенные действия (участвовал в мероприятии) или воздержался от их совершения (отказался от участия в мероприятии). Принуждением могут быть различного рода угрозы в отношении организатора (или организаторов) или участников публичного мероприятия: например, незаконное задержание, угрозы наступления неблагоприятных последствий (либо создания условий для их наступления), например, угрозы понижения в должности, перевода на нижеоплачиваемую должность или увольнения, отчисления из вуза и угрозы возникновения иных проблем и трудностей по работе, службе, учебе, в быту и т.п.

Применительно к комментируемой статье принуждение к участию в публичном мероприятии может исходить от руководителя или другого должностного лица, члена руководящего органа организации, предприятия, учреждения в отношении рабочих, служащих, других членов трудового коллектива, учащихся, студентов и т.п.

В этой связи очень важно подобные противоправные действия (бездействие) со стороны должностных лиц строго отграничивать от аналогичных уголовно наказуемых деяний, подпадающих под действие ст. 149 УК РФ. Если правонарушение совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения, то разграничение необходимо проводить по критерию степени общественной опасности деяния (ст. 14 УК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), а также его последствиям. Если же деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, то налицо признаки состава указанного преступления.

Оконченным правонарушение считается с момента совершения указанных противоправных действий (бездействия).

3. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица и иные служащие государственных органов, органов местного самоуправления, в которые организатором публичного мероприятия направляется уведомление о его проведении, а также государственных и иных организаций, предприятий, учреждений (заводов, фабрик, вузов, школ, поликлиник и др.) (см. ст. 2.4 КоАП РФ). Административную ответственность по данной статье могут нести и граждане (достигшие 16-летнего возраста), если они препятствуют проведению публичного мероприятия (в том числе граждане, выступающие в роли общественных или партийных активистов либо так называемых «провокаторов» и т.п.).

Это важно знать:  Статья 71 КАС РФ. Возвращение подлинников документов

Субъективная сторона данного правонарушения обычно характеризуется умыслом, реже — неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Своеобразной «зеркальной» противоположностью комментируемой статье является ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность для организаторов и участников публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В отличие от комментируемой статьи она применяется достаточно часто.

Комментарии к СТ 5.38 КоАП РФ

Статья 5.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

Комментарий к статье 5.38 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан, которые в соответствии со ст. 31 Конституции РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

2. На обеспечение реализации ст. 31 Конституции РФ направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изм. и доп.). В этом Законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

3. Исходя из конституционного положения и положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., устанавливается не разрешительный, существовавший ранее, а уведомительный порядок проведения названных публичных мероприятий (ст. 19).

Порядок предварительного уведомления властей о проведении публичных мероприятий установлен указанным выше Законом.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Если указанные дни совпадают с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, уведомление о пикетировании подается не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

5. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 г.;

3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями указанного Федерального закона. Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно направляется организатору публичного мероприятия;

4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;

7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

7. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных ст. 5.38, являются права и свободы граждан.

8. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а) воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование ее проведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названных составов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечет административную ответственность, предусмотренную комментируемой статьей Кодекса.

9. Воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершено действием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников милиции или представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения для проведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т.п.

10. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, необходимо отграничивать от преступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов. Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяние совершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые служат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того или иного публичного мероприятия.

11. Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

12. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья написана по материалам сайтов: koapkodeksrf.ru, www.gk-rf.ru, okoaprf.ru, stkoaprf.ru, www.kodap.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 5.34 КоАП РФ. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки
Следующая
СтатьиСтатья 5.43 КоАП РФ. Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector