+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 5.57 КоАП РФ

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере образования. Непосредственный объект данного административного правонарушения — гарантируемое Конституцией РФ (ст. 43) право на образование и предусмотренные законодательством права и свободы обучающихся образовательных организаций.

Соответствующие образовательные отношения (в том числе касающиеся реализации прав и свобод обучающихся) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также некоторыми другими нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, как правило, в действиях. Потенциальный виновник нарушает или незаконно ограничивает право на получение общедоступного и бесплатного образования (любым способом, например, не принимает документы, отказывает в выдаче документов, препятствует переводу учащегося в данную школу и т.п.). Объективная сторона данного правонарушения охватывает также случаи прямого отказа в приеме в образовательное учреждение либо отчисления (исключения) из него без законных к тому оснований.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что потенциальный виновник нарушает (ограничивает) права и свободы обучающихся (либо нарушает установленный порядок реализации этих прав) уже в ходе обучения в образовательном учреждении, регулируемого Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ и иными нормативными правовыми актами (например, обусловливает обучение в образовательном учреждением рядом необоснованных требований и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 3 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства об образовании, что имеются в виду в ч. 1 данной статьи, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ.

Следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства об образовании, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5.

Указанные правонарушения могут быть совершены как в форме действий (например, незаконное отчисление из школы), так и путем бездействия (например, необоснованный отказ принять подростка в образовательное учреждение).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (бездействия).

Данные административные правонарушения следует отличать (по признакам объективной стороны и др.) от правонарушения, предусмотренного ст. 19.30 (нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса) КоАП РФ.

3. Субъектами данных административных правонарушений могут быть должностные лица (прежде всего, руководители образовательных учреждений — школ, лицеев и т.п.), а также юридические лица (образовательные учреждения разных организационно-правовых форм и форм собственности — школы, лицеи, гимназии и т.п.).

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется наличием умысла (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы о данных административных правонарушениях могут составлять должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и ее структурные подразделения в субъектах РФ (см. ст. 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594).

Статья 5.58. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

СТ 5.57 КоАП РФ

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарий к Ст. 5.57 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами права на образование, а также с реализацией прав и свобод, предусмотренных законодательством об образовании, в период обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Указанное право гарантируется каждому ст. 43 Конституции РФ, при этом дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях должно быть общедоступным и бесплатным, высшее образование каждый вправе получить бесплатно на конкурсной основе.

2. Закон об образовании закрепляет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, к числу которых ст. 3 этого Закона относит признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, свободу выбора получения образования согласно склонностям и способностям человека, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. В ст. 5 Закона об образовании определены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, в том числе общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни. Лицам с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, содержатся в ст. 55 Закона об образовании.

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с указанным Законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено Законом об образовании. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Прием на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом РФ и Правительством РФ, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями, предусмотренными указанными программами и проектами.

Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения) или досрочно по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Это важно знать:  Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

В соответствии со ст. 62 Закона об образовании лицо, отчисленное из организации, осуществляющей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.

3. С объективной стороны правонарушение по ч. 1 комментируемой статьи характеризуется совершением деяния, которое нарушает либо ограничивает право гражданина на получение образования, в том числе общедоступного и бесплатного, нарушает порядок приема в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также порядок отчисления обучающегося из таких организаций.

4. В ст. 2 Закона об образовании содержится понятие обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны (ст. 33 Закона об образовании).

В ст. 34 Закона об образовании перечислены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, которые конкретизируются в локальных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае изменения образовательных отношений по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) или по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, изменяются права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, — с даты издания распорядительного акта или с иной указанной в нем даты.

5. С объективной стороны правонарушение по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется совершением деяний (действий или бездействия) юридических и должностных лиц, приведших к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций, либо к нарушению установленного порядка реализации таких прав и свобод.

6. Субъектами правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются должностные лица органов управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне, должностные лица организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, юридические лица — организации, осуществляющие образовательную деятельность. Субъектами правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи также являются работодатели в случае нарушения требований законодательства о предоставлении работникам гарантий и компенсаций при совмещении работы с получением образования (гл. 26 ТК РФ).

7. С субъективной стороны правонарушения по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи совершаются умышленно, но возможны ситуации, когда такие правонарушения могут быть совершены и по неосторожности.

8. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (ст. 28.3 КоАП РФ).

9. Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи, а о правонарушениях, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, за совершение которых предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до двух лет, — судьи районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.57 КоАП РФ. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются «обучающимися», а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях — «воспитанники».

Термин «обучающиеся» законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также «студенты» (см. ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом «Об образовании» обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Это важно знать:  Статья 1475 ГК РФ. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи — как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Бойко О. А., Олейникова Ю. О. О практике применения ст. 5. 57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Молодой ученый. — 2017. — №5.1. — С. 5-8. — URL https://moluch.ru/archive/139/39272/ (дата обращения: 28.10.2018).

В статье рассматривается право на образование и его обеспечение административно-правовыми средствами.

Ключевые слова: образование, административно-правовые нарушения, проступок, административная ответственность.

Право на образование закрепляется и гарантируется Конституцией РФ, и, одновременно, является предметом прокурорского надзора. Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности [10, с. 528].

В 2009 г. появились поправка в КоАП РФ, закрепляющая вступление в силу ст. 5.57 («Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»), устранившая пробел в законодательстве, касающийся дискриминации при приеме граждан РФ в образовательные учреждения, незаконное установление платы за обучение, нарушение требований к качеству [2, с. 70] образования и т. д.

Рассмотрим типичные нарушения или незаконные ограничения предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушения установленного порядка реализации указанных прав и свобод, подпадающие под юрисдикцию Кодека об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно статьей 5.57.

Директор среднего образовательного учреждения Е. во время учебных занятий привлекла восьмерых обучающихся для переноса макулатуры из подвального помещения школьного здания, в результате чего одна из учащихся получила травму подбородка. Суд привлек Е. к административной ответственности как должностное лицо [4].

Другим примером нарушения прав обучающихся образовательных организаций является игнорирование руководством одной из школ предписания психолого-медико-педагогической комиссии, касающегося организации занятий с логопедом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ввиду отсутствия в данном учебном заведении специалистов с необходимой квалификацией [5].

В качестве должностного лица была привлечена директор школы М. за отсутствие на официальном сайте образовательного учреждения, находящегося под ее руководством, необходимой информации в виде разделов и документов, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации [6].

Административное наказание в виде штрафа было назначено заведующей дошкольного образовательного учреждения в результате оставления без присмотра одного из воспитанников детского сада, в итоге покинувшего территорию учреждения без ведома сотрудников, без верхней одежды, головного убора и зимней обуви, что создало дополнительную опасность для его жизни и здоровья [7].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Таким образом, суд принял решение о назначении административного наказания директору ГБПОУ «Педагогический колледж» за отчисление двух обучающихся из данного образовательного учреждения. Прокурорская проверка по данному делу показала, что директор руководствовалась объективными основаниями для отчисления студентов, однако был нарушен порядок отчисления данной категории обучающихся, предусмотренный федеральным законодательством [8].

В качестве примера дискриминации при осуществлении прав граждан согласно законодательству об образовании, а также злоупотребления своим служебным положением является прецедент, в котором председатель комиссии по распределению путевок в дошкольные образовательные учреждения О. нарушила права граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, а именно: неправомерно выдавала путевки и устанавливала разные очереди для детей одной льготной категории при их поступлении в дошкольные образовательные учреждения [9].

В ходе одной из прокурорских проверок было вынесено постановление [10] о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора среднего общеобразовательного учреждения В., под чьим руководством осуществлялся сбор денежных средств с родителей обучающихся за услуги охраны (в размере 500 рублей) и на развитие школы (1350 рублей в год). Подобное внесение денежных средств на счет школьного фонда не содержало в себе признака добровольности, что исключает факт благотворительной деятельности. Наряду с этим, родителям учащихся не было предоставлено сведений относительно целей сбора денежных средств, а также отчета об их использовании.

Необходимо отметить, что количество прецедентов, связанных с нарушением антикоррупционного законодательства в сфере образования, не наблюдает за собой тенденции к сокращению, что, безусловно, является серьезным сигналом к необходимости его совершенствования, усиления мер правоохранительных органов, а также просветительской деятельности в отношении населения относительно крайней степени общественной опасности коррупции как антиправового явления.

Следует согласиться с В. К. Ботневым, который обособляет среди обстоятельств, обусловливающих общественную опасность коррупции в сфере образования, вовлечение в нее значительного количества граждан и их непрерывное участие в коррупционной деятельности, воспроизводимость коррупционных действий посредством изначального искажения правосознания обучающихся, несовершенство мер юридической ответственности за коррупционные правонарушения в соответствии с действующим законодательством [1, с. 79].

Анализ судебной практики по административным правонарушениям в части нарушения права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций показывает, что типичными правонарушениями в данной сфере являются дискриминация при приеме обучающихся в образовательные учреждения разного уровня, невыполнение требований законодательства относительно предоставления достоверной информации о деятельности образовательного учреждения, осуществление незаконного сбора денежных средств, использование своего служебного положения для получения материальной выгоды.

Обобщая административную практику, органы прокуратуры могут эффективно осуществлять участие в правотворческой деятельности, с целью совершенствования действующего законодательства Российской Федерации [13, с. 79].

1. Ботнев, В. К. Виды юридической ответственности за коррупционные правонарушения в системе образования Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки / В. К. Ботнев. 2013. — № 3. – с. 73-79.

2. Давыдов, К. В. Законодательство об административной ответственности за правонарушения в сфере образования и защита прав субъектов образовательных отношений // Вестник Омской юридической академии / К. В. Давыдов. 2016. — № 2 (31). – с. 68 – 73.

3. Кирилловых, А. А. О регламентации образовательных правоотношений и деятельности высшей школы // Журнал российского права / А. А. Кирилловых. 2010. — № 10 (166). – с. 106 – 113.

10. Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2015. – 611с.

13. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск, 2014. – 239 с.

14. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Иркутск, 2012. – 199 с.

Ответственность за нарушения в сфере образования

«Аудит и налогообложение», 2011, N 11

Действующим законодательством закреплены права обучающихся в образовательных учреждениях и обязанность таких учреждений исполнять определенные нормативные требования. Несмотря на это, проблем, связанных с выполнением установленных требований, остается достаточно много. В связи с этим вопросы ответственности за нарушения в сфере образования представляются весьма актуальными.

Это важно знать:  Статья 647 ГК РФ. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства

Законодатель в наши дни все более стремится к совершенствованию действующих правовых норм путем устранения пробелов и коллизий, в том числе в сфере образования.

Федеральным законом от 03.06.2009 N 104-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон N 104-ФЗ) в КоАП РФ введена ст. 5.57 «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций», которая структурно входит в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» КоАП РФ.

Безусловно, названные в ст. 5.57 КоАП РФ составы административных правонарушений относятся к категории правонарушений, посягающих на установленные Конституцией и законодательством РФ права граждан в сфере образования.

КоАП РФ дополнен также ст. 19.30 «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса». Закрепленные в этой статье составы правонарушений относятся к категории посягающих на установленный порядок управления в сфере образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ нарушение или незаконное ограничение права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 200 тыс. руб.

Таким образом, законодательно отражаются представленные гарантии общедоступности и бесплатности образования. Субъектом данного правонарушения, как можно заметить, является не только должностное лицо, но и организация в целом.

При этом ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ регламентирует ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Это нарушение влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Частью 3 ст. 5.57 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, дисквалифицируется на срок от одного года до двух лет. Таким образом, повторное совершение однородного административного правонарушения рассматривается как квалифицирующий признак этого административного правонарушения.

Не забывайте, что в соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена также к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, занимающимся частной практикой, а также членам совета директоров (наблюдательного совета).

Соответственно, дисквалификация как особый вид административного наказания может быть применена к должностному лицу, а именно руководителю образовательного учреждения (организации), выполняющему функции единоличного исполнительного органа юридического лица, только за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

На основании ч. 1 ст. 19.30 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством РФ в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, предусмотрен административный штраф как для должностных, так и для юридических лиц.

За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком ведения учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации наказание назначается согласно ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ.

За выдачу образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдачу образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по программам, не прошедшим государственной аккредитации, предусмотрены административный штраф или дисквалификация для должностных лиц и только один вид административного наказания в виде штрафа применительно к юридическим лицам (ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ).

Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством в области образования олимпиад школьников, а также нарушение установленного законодательством порядка проведения государственной (итоговой) аттестации квалифицируется в соответствии с ч. 4 ст. 19.30 КоАП РФ (рекомендую ознакомиться с Приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 N 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» и Приказом Минобразования России от 25.03.2003 N 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»).

Нарушение установленного законодательством РФ в области образования порядка приема в образовательную организацию квалифицируется в соответствии с ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрены и квалифицированные составы нарушений, наказание за которые при наличии соответствующих признаков естественно более высокое: так, при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 или ч. 4 указанной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, ч. 6 той же статьи предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

На основании изложенного следует, что:

  • субъектами административной ответственности за нарушение законодательства в области образования выступают юридические лица (образовательные организации — государственные (федеральные и региональные) и муниципальные образовательные учреждения (бюджетные и автономные), а также негосударственные образовательные организации, созданные во всех возможных организационно-правовых формах (автономные некоммерческие организации, частные учреждения)), должностные лица и граждане;
  • назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации), равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ);
  • должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомню, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях (ст. 2.4 КоАП РФ). Организационно-распорядительные функции включают: руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. Административно-хозяйственные функции — полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений; принятие решений о начислении заработной платы, премий; осуществление контроля над движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. (Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Уголовной ответственности за преступления в сфере образования посвящена ст. 156 Особенной части УК РФ, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним, наказывается штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до 220 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Следует отметить, что субъект, как видно из дефиниции указанной нормы, является специальным, то есть помимо общих признаков он наделен хотя бы одним специфическим. И конечно, применительно к характеристике уголовной ответственности, необходимо не забывать о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо, в том числе должностное лицо (в отличие от административной ответственности). Родовой объект преступления, квалифицируемого по ст. 156 УК РФ, — личность, видовой объект — непосредственно несовершеннолетний (лицо, не достигшее 18 лет).

Статья написана по материалам сайтов: stkoaprf.ru, www.kodap.ru, rulaws.ru, moluch.ru, wiseeconomist.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 48. Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований..
Следующая
СтатьиСтатья 5.38 КоАП РФ. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector