+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 АПК РФ

1. Вопрос о том, что именно следует считать публичным интересом, достаточным для предъявления государственным органом, органом местного самоуправления и иным органом иска в соответствии с положениями ч.1 к.с., решается самим органом. Одно лишь обстоятельство, что интересы государства и общества совпадают с коммерческими интересами конкретных субъектов гражданского права не лишает государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы возможности предъявить иск в арбитражный суд.

2. Несогласие с мнением государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа о нарушении ответчиком публичных интересов, а равно несогласие с мнением организации (гражданина) о нарушении прав и законных интересов других лиц не является препятствием к возникновению арбитражного процесса и не освобождает суд от обязанности возбудить производство по делу и рассмотреть спор по существу заявленных требований.

3. В соответствии с к.с. государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а организации и граждане в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, но истцом не является.

4. Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

5. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований участвуют в судебном разбирательстве органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

6. К участию в деле по спорам о праве собственности на дом в необходимых случаях должны привлекаться органы жилищно-коммунального хозяйства.

________________
Аналогичное толкование дано гражданско-процессуальному институту. См.: О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом личной собственности на жилой дом: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 31 июля 1981 года N 4 // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П.Рыжаков. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2001. С.247.

7. См. также комментарий ст. ст. 4, 51, 128 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 53 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 53 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 53. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

Это важно знать:  Статья 299 КАС РФ. Содержание апелляционных жалобы, представления

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к статье 53 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья во многом сходна со ст. 52 АПК РФ, ибо оба процессуальных института представляют собой защиту интересов других лиц органами, специально на то уполномоченными.

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением (заявлением) при наличии двух обстоятельств. Во-первых, федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением или заявлением. Во-вторых, такое обращение указанных органов должно быть осуществлено в защиту публичных интересов.

2. Для того чтобы определить, что государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган обращаются в арбитражный суд в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, в заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд (ч. 2 комментируемой статьи). В заявлении указывается норма АПК РФ или иного федерального закона, на основании которого орган обращается в суд в защиту чужих интересов.

К государственным органам, указанным в комментируемой статье, относятся органы государственной власти (Федеральная налоговая служба РФ, иные органы федеральной исполнительной власти), представительные и исполнительные органы субъектов РФ (правительство субъекта РФ, министерства и пр.). К органам местного самоуправления относятся как законодательные, так и исполнительные органы (администрация города и пр.).

В соответствии с ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций. Согласно НК РФ Федеральная налоговая служба выступает в защиту публичных интересов государства как субъекта налоговых правоотношений, а также отношений, связанных со взиманием сборов и обязательных платежей. Соответственно инспекции ФНС России действуют в порядке, предусмотренном комментируемой статьей, в интересах государства, предъявляя заявления в арбитражный суд. В соответствии с Законом о банкротстве налоговые органы являются уполномоченными органами и в силу закона уполномочены подавать заявления в арбитражный суд о банкротстве отсутствующих должников и пр.

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах» уполномочивает инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ обращаться в арбитражный суд.

Федеральный исполнительный орган по рынку ценных бумаг в силу прямого указания в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных российским законодательством (п. 20 ст. 42 Закона).

Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией .

Постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11. П. 12.

3. Важным условием участия субъектов, перечисленных в комментируемой статье, в арбитражном процессе является защита публичного интереса. Закон не дает понятия публичного интереса. Однако анализ дел, возбуждаемых судом по инициативе названных органов, свидетельствует, что публичный интерес связан с интересами государства как публично-правового образования.

4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Указанные органы не являются участниками спорных материально-правовых правоотношений, поэтому не выступают истцами по делу, в науке их называют квазиистцами, процессуальными истцами. Такой подход подчеркивает, что по процессуальному положению указанные органы приравниваются к истцам, но в действительности ими не являются.

Поскольку субъекты, перечисленные в комментируемой статье, являются лицами, участвующими в деле, постольку они обладают всеми правами, перечисленными в ст. 41 АПК РФ. Исходя из того что закон приравнивает права субъектов, указанных в комментируемой статье, к процессуальным правам истца, на них распространяются и процессуальные права, которыми обладает исключительно истец: отказ от иска полностью или в части, изменение предмета и основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований. Однако в соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ субъекты, названные в комментируемой статье, не вправе заключать мировое соглашение. Это право принадлежит исключительно сторонам.

5. Отказ органа от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

Статья 53. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

СТ 53 АПК РФ

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

Это важно знать:  Статья 11 ФЗ № 229-ФЗ. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарий к Ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ

В соответствии с ч. 3 ст. 53 Кодекса из ранее использовавшегося в подобной норме АПК РФ 1995 г. указания на исключение из прав истца исчезло мировое соглашение. Об этом можно сказать то же самое, что написано в комментарии к ч. 3 ст. 52.

Исчезла прежняя норма ч. 4 ст. 42 о последствиях отказа истца от иска, который был предъявлен в его интересах, что вполне логично, так как сейчас дело возбуждается в публичных, а не в его интересах.

В арбитражной практике возникал вопрос о праве природоохранительного органа возбуждать дела о взыскании штрафа за экологические правонарушения, но на него был дан отрицательный ответ, так как прямо такое право в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» не предоставлено.

Необходимо официальное толкование понятия «публичный интерес» со стороны Пленума ВАС РФ, поскольку в настоящее время трудно подчас отграничить интерес органа управления как стороны, представляющей интерес государства, от интереса, о котором речь идет в ст. 53 АПК РФ.

3. Истцом по делу, начатому субъектами, охарактеризованными в ст. 53 АПК РФ, является организация или гражданин, конкретно заинтересованные в разрешении такого дела. Поэтому ч. 4 ст. 53 дает возможность продолжить процесс тогда, когда арбитражный суд принимает отказ органа, возбудившего дело, от предъявленного им иска.

Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

Комментарии к ст. 53 АПК РФ

1. По смыслу ч. 1 ст. 53 АПК, возбуждение дела по заявлению соответствующего органа возможно при совпадении следующих условий: а) наличие федерального закона, управомочивающего орган обращаться в арбитражный суд; б) существование публичного интереса, требующего защиты.

В АПК не дается определения публичных интересов. Эта неопределенность может привести, с одной стороны, к тому, что органами, которые имеются в виду в ст. 53 АПК, может не осознаваться факт действительного нарушения соответствующего публичного интереса, требующего защиты, а с другой — к случаям, когда под прикрытием публичного интереса могут «продвигаться» вполне частные, например корпоративные, интересы. Это требует со стороны арбитражного суда в каждом конкретном случае добиваться четкого формулирования того публичного интереса, на защиту которого указывается в обращении соответствующего органа.

Следует учитывать разъяснение п. 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 80, согласно которому при обращении соответствующих органов с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, если этот орган считает, что, в частности, нормативный правовой акт нарушает публичные интересы, то в заявлении о признании его недействующим должно быть указано, какие конкретно публичные интересы нарушены принятием этого акта. Отсутствие такого обоснования может служить мотивом для отказа в удовлетворении заявленного требования.

В ч. 3 ст. 53 АПК зафиксирована необходимость того, чтобы заявители указывали в своем обращении к суду, в чем конкретно заключается нарушение публичных интересов, а также прав и (или) законных интересов других лиц. В этой связи по-прежнему нельзя утверждать, что существует достаточная определенность с тем, что именно следует понимать под публичными интересами. Судебно-арбитражная практика вносит лишь посильный вклад в уяснение названной правовой категории.

Это усматривается, в частности, из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2006 г. N 12747/05 . Отменяя судебный акт кассационной инстанции о неподведомственности арбитражному суду споров, основанных на бюджетных отношениях, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что рассматриваемый в рамках соответствующего дела спор имеет экономическую основу, по своему характеру является публично-правовым спором, возникшим из налоговых правоотношений, поэтому подлежит разрешению в соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК, п. 2 ст. 138, ст. 142 Налогового кодекса РФ и с учетом положений ст. 53 АПК и ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный спор не касался вопросов распределения сумм налога на прибыль между бюджетами муниципального образования и субъекта Российской Федерации, а возник из публичных правоотношений, связанных с ущемлением права муниципального образования на самостоятельное формирование местного бюджета как финансовой основы местного самоуправления, поскольку в результате допущенных нарушений, налоговой инспекцией списаны со счетов бюджета муниципального образования денежные средства, чем нарушены имущественные интересы местного самоуправления. Следовательно, у кассационного суда не было оснований для прекращения производства по делу о признании незаконными действий налоговой инспекции.

2. Из нынешней редакции ч. 1 комментируемой статьи изъято упоминание о том, что соответствующие лица вправе обратиться в защиту публичных интересов «с исками или заявлениями». Это юридико-техническое изменение, но вряд ли входило в цели законодателя введение регулирования, ограничивающего возможности указанных в ч. 1 ст. 53 АПК органов.

Это важно знать:  Гпк рф статья 265

3. Имея в виду новеллы, введенные в АПК Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ, законодатель дополнил комментируемую статью новой нормой, включив ее в ч. 2 ст. 53 АПК. Она расширяет круг субъектов, подпадающих под правила рассматриваемой статьи за счет организаций и граждан, выступающих в защиту прав и законных интересов других лиц. Эта новелла корреспондирует гл. 28.1 и 28.2 АПК (и наоборот).

4. Поскольку орган, обратившийся в защиту публичных интересов, а также организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, всегда выступают инициаторами дела, в ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности именно истца, а не какого-либо иного лица, участвующего в деле.

5. Несмотря на то что возбуждение дела по ст. 53 АПК связано с предполагаемым нарушением публичных интересов, законодатель не исключает, что его носителем может выступить конкретная организация. Отказ заявителя от предъявленного им иска не лишает истца, преследующего свой материально-правовой интерес в деле (ибо понятно, что заявитель является истцом лишь в процессуальном смысле), права требовать рассмотрения дела по существу. Процессуальные последствия отказа от иска лица, обратившегося в защиту прав и законных интересов группы лиц, определены в ст. 225.15 АПК.

Статья 53 АПК РФ. Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц (действующая редакция)

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц.

3. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

4. Орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.

5. Отказ органов, организаций и граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 53 АПК РФ

1. Вопрос о том, что именно следует считать публичным интересом, достаточным для предъявления государственным органом, органом местного самоуправления и иным органом иска в соответствии с положениями ч. 1 коммент. статьи, решается самим органом. Одно лишь обстоятельство, что интересы государства и общества совпадают с коммерческими интересами конкретных субъектов гражданского права, не лишает государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы возможности предъявить иск в арбитражный суд.

2. Несогласие с мнением государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа о нарушении ответчиком публичных интересов, а равно несогласие с мнением организации (гражданина) о нарушении прав и законных интересов других лиц, не является препятствием к возникновению арбитражного процесса и не освобождает суд от обязанности возбудить производство по делу и рассмотреть спор по существу заявленных требований.

3. В соответствии с коммент. статьей государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а организации и граждане — в защиту прав и законных интересов других лиц, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, но истцом не является.

4. Необходимо иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации. Поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты. Полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.

5. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований участвуют в судебном разбирательстве органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

6. К участию в деле по спорам о праве собственности на дом в необходимых случаях должны привлекаться органы жилищно-коммунального хозяйства.

7. См. также комментарий к ст. ст. 4, 128 АПК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: oapkrf.ru, www.gk-rf.ru, apkodrf.ru, rulaws.ru, www.zakonrf.info.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 518 ГК РФ. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества
Следующая
СтатьиСтатья 53.2 ГК РФ. Аффилированность
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector