+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования..

Новая редакция Ст. 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. Утратил силу с 1 января 2015 г.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

7. В случае наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган регистрации прав в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

Содержание

Комментарий к Статье 54 ЗК РФ

Правила комментируемой статьи самым тесным образом связаны с положениями ст. ст. 284, 285 и 286 ГК, подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК, которые так или иначе регулируют основания и порядок изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании.

Пункт 1 комментируемой статьи во взаимосвязи с подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК предусматривает принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при:

использовании земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи судебному разбирательству предшествует назначение административного наказания и выдача предписания об устранения ненадлежащего использования земельного участка. Такими правами наделены должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов (Управления Росреестра по субъектам РФ), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов (Управления Россельхознадзора по субъекту или субъектам РФ). Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители имеют право:

а) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;

б) выносить по форме согласно приложению [к Постановлению N 689] предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

г) вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

В РФ органы местного самоуправления, сохранив право муниципального контроля над исполнением требований земельного законодательства, а также прокуратура выявляют случаи ненадлежащего использования, направляют материалы в Управление Росреестра (прокурор направляет представление об устранении нарушений законодательства и требует принять меры к устранению выявленных нарушений), которое осуществляет, в частности, контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства. Инспектор Росреестра, проведя выездную проверку и обнаружив нарушения законодательства, возбуждает дело об административном правонарушении, привлекает землепользователя или землевладельца к административной ответственности в виде наложения административного взыскания за нарушение земельного законодательства (нецелевое использование земельного участка) и выдает предписание устранить ненадлежащее использование земельного участка в течение определенного срока.

Правило пункта 2 комментируемой статьи устанавливает исключение из правила, установленного п. 1 ст. 54 ЗК. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений) осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местной власти об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка) без дальнейшего обращения в суд. Такая урезанная процедура объясняется статусом учреждений.

Согласно п. 1 ст. 120 ГК учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 120 ГК). Собственнику государственного или муниципального учреждения, таким образом, нет нужды обращаться в суд с заявлением об изъятии земельного участка, так как он является либо собственником земельного участка, либо ему принадлежит право распоряжения таким земельным участком.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования п. 2 ст. 54 ЗК предусмотрено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; 2007. N 1. Ст. 37; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 30. Ст. 4587.

Особенности статуса государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений не позволяют, таким образом, в отношении их применять упрощенную (одноэтапную) процедуру изъятия земельного участка без обращения в суд.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с п. 2 настоящей статьи устанавливается Правительством РФ.

а) в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования;

б) на основании поступивших из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного земельного надзора, копий следующих документов, заверенных должностным лицом этого федерального органа исполнительной власти:

предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;

акт проверки выполнения землепользователем предписания об устранении выявленного нарушения;

иные документы, связанные с результатами проверки выполнения указанного предписания;

в) в 2-месячный срок со дня поступления копий документов, указанных в подп. б» настоящего пункта, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка.

Решение об изъятии земельного участка содержит:

а) основание для изъятия земельного участка;

б) наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению;

в) кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии земельного участка, в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об изъятии направляет посредством почтового отправления копию такого решения государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, в отношении которых принято решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также органу государственной власти или органу местного самоуправления, в ведении которых такая организация находится.

Пункты 4, 5 и 6 ст. 54 ЗК устанавливают последовательность действий в случае выявления нарушений требований земельного законодательства. Если правообладателями не являются государственные академии наук, созданные такими академиями наук и (или) подведомственные им учреждения, то п. 6 предусматривает направление в суд требования об изъятии земельного участка. «Направление требования в суд» следует понимать как обращение в суд с исковым заявлением об изъятии земельного участка по основаниям и в порядке, которые установлены подп. 1 п. 2 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 54 ЗК.

Правила п. п. 7 и 6 ст. 54 ЗК обращены к исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления и их обязанности обеспечить государственную прекращения права или сообщения о принятом ими решении о прекращении соответствующего права в налоговый и кадастровый органы.

Другой комментарий к Ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья устанавливает процедуру принудительного лишения права на земельный участок лиц, которые используют его на титулах пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования. Основаниями лишения прав на землю этих лиц являются совершение земельных правонарушений, которые перечислены в п. 2 ст. 45 ЗК РФ. К ним относятся случаи: использования земельного участка не по целевому назначению; использования земли способами, приводящими к существенному снижению плодородия почв, существенному ухудшению экологической обстановки; неустранения совершенных умышленно ряда иных земельных правонарушений.

Это важно знать:  Статья 244 ГК РФ. Понятие и основания возникновения общей собственности

Выявив земельное правонарушение, должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которые осуществляют земельный контроль, налагают на виновное лицо штраф, выносят предупреждение о допущенных нарушениях и уведомляют об этом орган, который предоставил земельный участок.

В предупреждении, в частности, указываются характер допущенного правонарушения, срок, в течение которого оно должно быть устранено, а также то, что в случае неустранения земельного правонарушения лицо может быть лишено права на землю. Форма предупреждения утверждена постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле».

В случае неустранения земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, который вынес предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Эти органы направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляют заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особо следует отметить, что прекращение права на земельный участок не является основанием освобождения виновного лица от возмещения причиненного земельным правонарушением ущерба в порядке, предусмотренном ст. 76 ЗК РФ.

Статья 54 Земельного кодекса. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

4 — 5. Утратили силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

7. В случае наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган регистрации прав в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

Комментарии к ст. 54 ЗК РФ

1. В комментируемой статье закреплены порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях ненадлежащего использования земельного участка. Хотя в п. 1 комментируемая статья ссылается на п. 2 ст. 45 ЗК РФ, не все перечисленные в ней основания лишения права на земельный участок относятся к ненадлежащим. Так, прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции происходит при невиновном поведении землевладельца, землепользователя и регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 55, 51).

Как явствует из самого названия комментируемой статьи, в ней речь не идет о порядке лишения права собственности на земельные участки, оно регламентировано гражданским законодательством.

Также в порядке, установленном ГК РФ, происходит прекращение права аренды по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования арендатором земельного участка.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что прекращение права на служебный земельный надел производится в порядке, определенном ст. 47 ЗК РФ.

2. Лишение права на земельный участок в случаях его ненадлежащего использования применяется только при безуспешности использования иных мер воздействия на нарушителя.

В первую очередь при обнаружении факта ненадлежащего использования земельного участка уполномоченными государственными органами производится наложение административного взыскания в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает несколько видов возможных взысканий в зависимости от тяжести административного проступка, однако в рассматриваемой статье ЗК РФ совершенно однозначно указывается только на один возможный вид взыскания за ненадлежащее использование земельных участков — штраф.

Согласно ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф считается денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Штраф может также выражаться в величине, кратной либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара, работы, услуги, на рынке которого совершено административное правонарушение (то и другое к земельным правонарушениям практически неприменимо), либо сумме неуплаченных налогов, сборов и т.п. (применяется, в частности, в случаях систематической неуплаты земельного налога). В любом случае размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Предупреждение о допущенных земельных правонарушениях, направляемое виновному лицу в соответствии с комментируемой статьей, следует отличать от предупреждения как формы административного наказания. В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Исполняется оно путем вручения или направления копии постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ и предупреждение, и штраф относятся к так называемым основным наказаниям и, следовательно, не могут накладываться одновременно за одно правонарушение. В случае земельного правонарушения предупреждение играет иную роль, поскольку имеет целью не наказание, а устранение допущенного нарушения. Такое предупреждение обязательно должно содержать указание на конкретный срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено, и возможные последствия неустранения — лишение права на земельный участок. Изъятие земельного участка представляет собой в данном случае уже не административное взыскание, а форму земельно-правовой ответственности и регулируется нормами земельного законодательства.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле право выносить по установленной форме предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом РФ имеют главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (ред. от 22 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

Приложением к указанному Положению является форма предупреждения о земельном правонарушении. В соответствии с ней в данном документе кроме сведений, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, указываются:

фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку соблюдения земельного законодательства;

описание правонарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, где допущено земельное правонарушение, наименования законодательных и иных нормативных правовых актов (со ссылкой на статьи и пункты), требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность;

число, месяц, год, номер акта, составленного о правонарушении;

наименование органа, Ф.И.О. должностного лица, принявшего решение о привлечении организации, индивидуального предпринимателя, гражданина к административной ответственности; номер и дата принятия постановления;

адрес, по которому надлежит представить в письменной форме информацию о ходе выполнения предписания об устранении земельного правонарушения;

наименование государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в который будут направлены материалы о принудительном прекращении права на земельный участок или часть в случае невыполнения предписания;

указание на то, что в соответствии со ст. ст. 54 и 76 ЗК РФ прекращение права на земельный участок не освобождает от возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением;

разъяснение о том, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства нарушителю до истечения установленного срока необходимо представить должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении срока устранения нарушения; документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения правонарушения.

Такое предупреждение составляется в трех экземплярах; один из них вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (либо подлежит направлению ему по почте с уведомлением), второй направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, третий экземпляр хранится в органе исполнительной власти, вынесшем это предупреждение.

4 — 6. Если нарушение не устранено в установленный срок, начинается процедура принудительного лишения права на земельный участок.

Как указано в Положении о государственном земельном контроле, для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства должностными лицами, осуществляющими государственный земельный контроль, проводятся внеплановые проверки. Следовательно, по результатам такой проверки составляется акт, и, если нарушение оказалось неустраненным, он в числе других материалов направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который предоставлял данный земельный участок и который наделен правом обращения в суд с иском о его изъятии. Является ли такое обращение правом или обязанностью названного органа? Исходя из формулировки комментируемой статьи, в которой в императивной форме сказано «направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок», можно сделать вывод, что дополнительно принятия указанным органом решения о предъявлении иска об изъятии участка не требуется.

Следует подчеркнуть, что окончательное решение об изъятии земельного участка принимает только суд с учетом всех объективных обстоятельств. Он может принять решение и о продлении срока для устранения допущенных нарушений.

Это важно знать:  Статья 23.21 КоАП РФ. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор

Обе стороны процесса вправе обжаловать неудовлетворяющее их решение суда в сроки и в порядке, которые установлены гражданско-процессуальным законодательством. И только при вступлении решения суда об изъятии земельного участка в законную силу уполномоченный государственный орган на основании этого решения вправе требовать государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

7. В соответствии со ст. 76 ЗК РФ юридические лица и граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства. Это правило действует и в случаях, когда за данное правонарушение было наложено административное взыскание и когда участок при неустранении нарушения был изъят.

Если произошла порча земли, виновный обязан или своими силами привести ее в пригодное для использования состояние (исполнение обязанности в натуре), или оплатить стоимость проведения необходимых работ. То же самое относится к случаям причинения вреда другим природным объектам.

Если лицо добровольно не возместило причиненный вред, оно может быть принуждено к этому в судебном порядке. Соответствующий иск может быть предъявлен как собственником земельного участка, так и органом государственного земельного контроля (в том числе и одновременно с иском о лишении права на земельный участок).

Согласно ст. 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки. В понятие же убытков по гражданскому законодательству включается кроме реального ущерба также и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые лицо (в данном случае — собственник земли) получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Статьей 62 ЗК РФ также предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Таким образом, даже если лицо не причинило своим действием или бездействием реального ущерба, например не использовало по назначению предоставленный ему для ведения сельскохозяйственного производства земельный участок и он был по истечении предусмотренного срока изъят, оно может быть принуждено судом к выплате государству как собственнику предоставлявшегося участка суммы, равной доходам, которые оно могло бы получить, если бы в течение этого срока на участке велось сельскохозяйственное производство.

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

4 — 5. Утратили силу.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

Комментарий к статье 54 Земельного Кодекса РФ

1. Нормы комментируемой статьи обеспечивают выполнение лицами, не являющимися собственниками земельных участков, своей обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК).

В отличие от иных прав на землю (права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования) прекращение права собственности производится путем изъятия земельных участков в трех случаях: 1) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства, в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом; 2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земель, установленных земельным законодательством; 3) ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Орган государственного земельного контроля (см. комментарий к ст. 71) при обнаружении факта правонарушения обращается в суд с целью изъятия земельных участков. В отношении земель сельскохозяйственного назначения заявление о принудительном изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется в суд органом государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 6 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель). Статья 286 ГК предусматривает два условия, выполнение которых требуется для предъявления уполномоченными субъектами требования в суд об изъятии земельного участка ввиду его ненадлежащего использования:

а) наличие заблаговременного предупреждения собственника земельного участка о допущенных нарушениях. Поскольку законодательство специально не определяет требования, которым должно отвечать данное предупреждение, возможно использование по аналогии нормы п. 3 ст. 53 ЗК;

б) отсутствие согласия в письменной форме собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка. При наличии такого согласия участок подлежит продаже с публичных торгов. Собственник может в любое время отказаться от исполнения решения об изъятии, что должно рассматриваться как его несогласие с принятым решением и служить основанием для предъявления в суд компетентным органом требования о продаже участка.

Исходя из действующего в настоящее время земельного и гражданского законодательства об изъятии земельных участков можно сделать вывод, что для изъятия земельного участка у собственника ввиду ненадлежащего использования не требуется его привлечение к административной ответственности за соответствующее правонарушение и наложение административного взыскания в виде штрафа. Между тем наличие дополнительного этапа в процедуре изъятия земельного участка у его собственника отвечает прежде всего его интересам (позволяет полно и всесторонне оценить деяние собственника, предоставляет дополнительное время для устранения допущенного земельного правонарушения) и обеспечивает реализацию такого конституционного положения, как равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции).

Принудительное прекращение прав возможно только при надлежащем их оформлении.

Во-первых, на землепользователя, землевладельца должно быть наложено административное взыскание в виде штрафа за земельное правонарушение (см. комментарий к ст. 74). Состав данного правонарушения должен совпадать с одним из видов составов правонарушений, указанных в п. 2 ст. 45 ЗК. КоАП устанавливается ответственность за следующие правонарушения, совершение которых может повлечь принудительное прекращение прав на земельные участки: порча земель (ст. 8.6); использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ч. 2 ст. 8.12). Административная ответственность за иные правонарушения, указанные в п. 2 ст. 45 ЗК, может быть установлена законами субъектов РФ (см. комментарий к п. 2 ст. 45). Порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний устанавливается КоАП.

Во-вторых, землепользователю, землевладельцу исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях. Требования, предъявляемые к содержанию такого документа, содержатся в п. 3 комментируемой статьи. Форма предупреждения установлена Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 «О государственном земельном контроле» (СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919).

В-третьих, землепользователь, землевладелец не устраняют в сроки, установленные в предупреждении о допущенных земельных правонарушениях, факты ненадлежащего использования земельного участка, указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности и вынесенном предупреждении.

3. На основании поступивших от исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля материалов орган, уполномоченный предоставлять земельные участки, обязан направить в суд заявление о прекращении прав на земельный участок. Пункт 5 комментируемой статьи не содержит каких-либо правил относительно вступления такого решения в законную силу, поэтому решение суда о прекращении права на земельный участок вступает в законную силу по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.

Комментируемая норма содержит специальное указание на обязанность виновных в нарушении земельного законодательства лиц возместить вред, причиненный таким нарушением.

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. Утратил силу с 1 января 2015 г.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

Это важно знать:  Статья 501 ГК РФ. Договор найма-продажи

7. В случае наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган регистрации прав в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации может быть обжаловано в судебном порядке.

10. Установленный настоящей статьей порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 54 ЗК РФ

1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 — 286).

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.

Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:

— уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

— самовольная переуступка права пользования землей;

— самовольный обмен земельного участка;

— проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;

— сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

— самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

— уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

— невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

— использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.

Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.

3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.

Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:

о допущенном земельном правонарушении

4 — 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.

На основании протокола общего собрания АООТ «С» от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ «С» перерегистрировано в ОАО «С», что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.

Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.

Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.

В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В п. 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 2, принимается судом в соответствии со ст. 54 ЗК.

Обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в п. 2 ст. 54 ЗК обозначено неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Из п. п. 3, 4 ст. 54 ЗК следует, что одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 Кодекса и предоставившего земельный участок.

Данное предупреждение должно содержать: 1) указание на допущенное земельное правонарушение; 2) срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; 3) указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; 4) разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; 5) иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК.

На основе исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств судами установлено, что истцом в материалы дела не представлены документы, подтверждающие факт наложения административного взыскания в виде штрафа на ответчика, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Учитывая изложенное, выводы судов о том, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования, основаны на правильном применении указанных норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.

При таких обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований администрации города Абакана.

Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судами положений ст. 54 ЗК не были приняты судом кассационной инстанции, поскольку они не основаны на правильном толковании указанных норм материального права.

6. Возмещение причиненного виновным лицом вреда осуществляется в соответствии со ст. 76 ЗК и гражданским законодательством. Так, п. 1 ст. 76 ЗК устанавливает, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. В то же время следует иметь в виду, что ГК обращается к категории «возмещение вреда» преимущественно при осуществлении возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. В случае наступления негативных последствий в связи с неправомерным использованием имущества или осуществлением сделки ГК обращается к категории «возмещение ущерба» (или убытков). При этом возмещение убытков рассматривается как один из способов защиты нарушенного права. Согласно п. 2 ст. 15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

7. Решения уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

Статья написана по материалам сайтов: zkodeksrf.ru, rulaws.ru, www.gk-rf.ru, stzkrf.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 53 УК РФ. Ограничение свободы
Следующая
СтатьиСтатья 55.4 ГрК РФ. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector