+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Статья 66 ФЗ № 229-ФЗ. Государственная регистрация имущества и имущественных прав

Ст. 66 ФЗ Об ИП» от 02.10.2007 № 229-ФЗ

  1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.
  2. Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:
    1. требование государственной регистрации содержится в судебном акте;
    2. судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;
    3. взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.
  3. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.
    (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)
  4. Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.
    (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
  5. Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы.
  6. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.
  7. Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.
  8. Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остается в материалах исполнительного производства.

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ ст 66 (ред. от 03.08.2018)

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

2.1. В размер убытков, причиненных в связи с внесением по вине органа регистрации прав, установленной судом, в Единый государственный реестр недвижимости незаконных или недостоверных сведений о здании, сооружении или другом строении, правах на них и подлежащих возмещению лицу, которое приобрело такие здание, сооружение или другое строение, право собственности на которые ранее было зарегистрировано, в случае принятия в отношении таких здания, сооружения или другого строения решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее — установленные требования), включаются:

1) рыночная стоимость здания, сооружения или другого строения в случае их сноса;

2) разница между рыночной стоимостью созданных здания, сооружения или другого строения и рыночной стоимостью таких здания, сооружения или другого строения, определенной исходя из их параметров, соответствующих установленным требованиям, в случае их приведения в соответствие с установленными требованиями;

3) убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения собственниками здания, сооружения или другого строения обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода;

4) расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями в случае, если такие снос или приведение в соответствие с установленными требованиями осуществлены указанным лицом.

2.2. Если в случае, предусмотренном частью 2.1 настоящей статьи, снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями обеспечены в соответствии с федеральным законом органом местного самоуправления, такой орган имеет право на возмещение за счет казны Российской Федерации расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

Это важно знать:  Статья 5.34 КоАП РФ. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Государственная регистрация имущества и имущественных прав

1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

2. Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:

1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;

2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;

3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 225-ФЗ)

4. Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N° 66-ФЗ)

5. Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы.

6. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

7. Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.

8. Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остается в материалах исполнительного производства.

В ст. 66 речь идет о появлении института принудительной государственной регистрации имущества или имущественных прав. Появление данного института вызвано стремлением устранить возможности для недобросовестных должников избежать обращения взыскания на незарегистрированное имущество или имущественные права. Так, в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом по общему правилу проводится по заявлению правообладателей или уполномоченных ими лиц. При этом правообладатель не связан никаким сроком и может обратиться с заявлением о государственной регистрации своего права на объект недвижимого имущества независимо от времени, истекшего с момента заключения договора, принятия акта государственным органом или органом местного самоуправления, явившегося в силу закона основанием возникновения права; судебного решения, установившего соответствующее право, а также времени, истекшего с момента создания объекта недвижимого имущества.

Согласно ч. 1 судебный пристав получил право обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации. Здесь идет речь о регистрации на имя должника. Его цель состоит в том, чтобы в последующем обратить взыскание на имущество или имущественное право. Рассматриваемое право пристав реализует при соблюдении нескольких условий. Первое — отсутствие или недостаточность у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание. Второе — имущество или имущественное право должны принадлежать должнику и не носить спорного характера. Третье — право на имущество должника или его имущественное право подлежат государственной регистрации, т.е. без нее не возникает право собственности, следовательно, невозможно обращение взыскания. Прежде всего, это недвижимое имущество, к которому согласно ст. 130 ГК относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, к недвижимому имуществу относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Все остальные вещи, включая деньги и ценные бумаги, относятся к движимому имуществу. В соответствии с нормами ч. 1, 3-8 государственная регистрация имущества и имущественных прав по инициативе судебного пристава допускается не только в отношении недвижимого имущества и применяется для движимого имущества, государственная регистрация прав на которое предусмотрена законодательством.

Иные имущественные права не во всех случаях подлежат регистрации. Онатребуется, например, для права аренды здания или сооружения на срок более года (ст. 651 ГК), права на результат интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, права на товарный знак (ст. 1232 ГК) др.

Регистрирующими органами является большой круг государственных органов, причем следует иметь в виду, что он постоянно корректируется. Регистрация недвижимого имущества, а также ряда прав отнесена в настоящее время к компетенции Росреестра и ее территориальных органов, действующих в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, а также Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (приказ Минюста от 14.09.2006 № 293) и другими актами.

Морские и речные суда регистрируют государственные речные судоходные инспекции бассейнов, а также капитаны речных портов, расположенных в устьях рек (приказ Минтранса от 26.09.2001 № 144); суда рыбопромыслового флота —капитан морского рыбного порта соответствующей государственной администрации морского рыбного порта, осуществляющий регистрацию судов и прав на них (приказ Минтранса от 09.12.2010 № 277); гражданские воздушные суда РФ — Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (постановление Правительства от 30.07.2001 № 396; постановление Правительства от 30.07.2004 № 308).

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет регистрацию прав на объекты интеллектуальной собственности (приказ Минобрнауки от 12.12.2007 № 346). Транспортные средства регистрируются в подразделениях ГИБДД МВД, органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, таможенных органах и др.

В ч. 2 предусмотрено право судебного пристава обращаться в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника. Здесь идет речь о перерегистрации прав должника на взыскателя. Причем закон четко оговорил случаи, когда это допускается.

Это важно знать:  Статья 314 АПК РФ. Принятие заявления к производству арбитражного суда

По смыслу правового регулирования последующий порядок предполагает различать подготовительные действия судебного пристава-исполнителя для успешной государственной регистрации имущества и имущественных прав и саму процедуру регистрации. Первый шаг — вынесение судебным приставом постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество (имущественные права). Это постановление утверждается старшим судебным приставом (его заместителем), что обеспечивает дополнительный контроль за законностью действий пристава (ч. 3).

Следующий шаг пристава — представление документов в орган государственной регистрации. ФЗ № 229 различает перечень документов, которые следует подать для регистрации прав должника на недвижимое имущество (ч. 4) и на движимое имущество (ч. 5). Это означает, что судебный пристав, обращаясь за государственной регистрацией, должен собрать и представить необходимый комплект надлежаще оформленных документов.

ФЗ № 229 не предусмотрел для судебного пристава-исполнителя особого порядка обращения с требованием о государственной регистрации прав должника или взыскателя. Следовательно, действует общий порядок, установленный специальным законодательством. Например, согласно ФЗ № 122 заявление на государственную регистрацию подается судебным приставом, как правило, лично по предъявлении им паспорта, а также приказа или выписки из приказа о назначении судебного пристава-исполнителя на должность. Пристав может воспользоваться правом на направление документов для государственной регистрации посредством почтового отправления. Такое почтовое отправление должно быть с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и с уведомлением о вручении. Правда, в этом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Дальнейшие действия по государственной регистрации осуществляет регистрирующий орган в установленном порядке. Никаких особенностей процедур в связи с обращением судебного пристава не предусматривается. Некоторые особенности связаны с итогами процедуры регистрации. Согласно ч. 7 ст. 66 ФЗ № 229 либо правообладателю, либо судебному приставу выдается документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа приставу. Копия документа о государственной регистрации остается в материалах исполнительного производства.

Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника взыскиваются с должника как расходы по совершению исполнительных действий.

Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав

Комментарий к статье 66

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебному приставу-исполнителю предоставлено право принудительной государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему.

С другой стороны, практика арбитражных судов предполагала иной порядок обращения взыскания на имущество должника, которое было не зарегистрировано в установленном законом порядке. Так, в соответствии с п. 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» объект незавершенного строительства не может быть продан с публичных торгов в порядке исполнительного производства до тех пор, пока право собственности должника на данный объект не будет зарегистрировано самим должником или судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В данном случае предполагалось, что судебный пристав-исполнитель обязан самостоятельно решать вопрос о регистрации соответствующих прав.

Вестник ВАС РФ. 2001. N 4.

Сейчас такое право судебного пристава-исполнителя, по сути, ограничено лишь одним условием — государственная регистрация права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право осуществляется лишь при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание. Таким образом, практика арбитражных судов все же ближе применительно к текущей ситуации.

2. В ч. 2 комментируемой статьи урегулирован вопрос о перерегистрации прав на имущество или иное имущественное право в тех случаях, когда должник в установленном законом порядке зарегистрировал свое право на данные объекты и в рамках исполнительного производства на них обращается взыскание.

Такая возможность существует в случаях, когда:

— требование государственной регистрации содержится в судебном акте, например при оспаривании отказа в государственной регистрации прав;

— судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю, например при предъявлении иска о признании права собственности;

— взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника в тех случаях, когда реализуются положения ч. 12 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

В частности, можно отметить следующие особенности:

1) о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом;

2) в регистрирующий орган судебный пристав-исполнитель представляет:

— два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника;

— два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество;

— кадастровый паспорт объекта недвижимости;

— другие необходимые документы;

3) если осуществляется государственная регистрация прав должника на движимое имущество, судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган:

— два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника;

— другие необходимые документы;

4) учитывая, что расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий, они возмещаются федеральному бюджету за счет должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (ст.

5) документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю;

6) в тех случаях, когда документ о государственной регистрации выдается правообладателю, последний обязан направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю, поскольку к опия указанного документа остается в материалах исполнительного производства.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 66

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОТ 30 НОЯБРЯ 1994 Г. N 51-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ закон ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 122-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (Извлечение)

Статьи 4, 25 — не приводятся.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2006 г. N 293

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ (Извлечение)

Пункты 30, 31 — не приводятся.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 16 февраля 2001 г. N 59

ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (Извлечение)

Пункт 17 — не приводится.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г.)

Вопросы, связанные с исполнением судебных постановлений

Вопрос 7: В каком порядке в целях исполнения судебного решения обращается взыскание на недвижимое имущество должника, если его право (переход права) на данное имущество не зарегистрировано (в частности, когда должник уклоняется от регистрации с целью неисполнения судебного решения)?

Это важно знать:  Статья 573 ГК РФ. Отказ одаряемого принять дар

Может ли судебный пристав обязать регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права (перехода права) на имущество должника?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание.

В соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции от 18 июля 2006 г.) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Поскольку имущество не зарегистрировано, определить его принадлежность должнику судебный пристав-исполнитель не может, следовательно, обратить взыскание на это имущество не представляется возможным.

Вместе с тем согласно абзацу 1 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты (абзац второй части первой той же статьи).

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны (абзац третий части первой той же статьи).

Таким образом, по аналогии с указанной нормой, закрепленной в отношении сторон договора, взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об обращении взыскания на недвижимое имущество, в отношении которого должник уклоняется от регистрации права (перехода права) с целью неисполнения судебного решения.

Судебному приставу-исполнителю, исполняющему решение суда и осуществляющему мероприятия по подготовке и проведению торгов по реализации имущества должника в порядке обращения на него взыскания, право обращения в регистрирующий орган с требованием о принудительной регистрации права (перехода права) на имущество не предоставлено.

Регистрация права собственности после передачи нереализованного имущества должника взыскателю

Вопрос-ответ по теме

Какие документы нужны для регистрации права собственности после передачи нереализованного имущества должника взыскателю? Жилой и земельный участок. Регистрационная палата требует документы по торгам (имущество приставы пытались продать посредством публичных торгов, а мы отслеживали информацию на сайте torgi.gov.ru). Пристав нам передал постановление о передаче нереализованного имущества, акт о передаче имущества и постановление о снятии ареста.

Единого универсального перечня документов, которых будет достаточно для регистрации права нет. В каждом отдельном случае набор документов определяется индивидуально – см. «Как собрать пакет документов для регистрации сделки с недвижимостью».

По общему правилу, судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

Такие правила содержит ст.66 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ — см. также Письмо ФССП России от 08.12.2015 № 0014/14 «Методические рекомендации по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество».

Для государственной регистрации прав взыскателя на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в т.ч.:

постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество;

документ, устанавливающий право взыскателя на недвижимое имущество (постановление судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю);

постановление судебного пристава-исполнителя, отменяющее арест имущества должника (в случае осуществления государственной регистрации на основании постановления судебного пристава-исполнителя о передаче нереализованного имущества должника взыскателю).

Иные документы, могут быть запрошены Росреестром в рамках правовой экспертизы.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ

«Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав

1. Судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в регистрирующий орган для проведения в установленном порядке государственной регистрации права собственности должника на имущество, иного имущественного права, принадлежащего ему и подлежащего государственной регистрации, в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право при отсутствии или недостаточности у должника иного имущества или имущественного права, на которое может быть обращено взыскание.

2. Судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда:

1) требование государственной регистрации содержится в судебном акте;

2) судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю;

3) взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.*

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

4. Для государственной регистрации прав должника на недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права должника, два экземпляра документа, устанавливающего право должника на недвижимое имущество, кадастровый паспорт объекта недвижимости и другие необходимые документы.

5. Для государственной регистрации прав должника на движимое имущество судебный пристав-исполнитель представляет в регистрирующий орган два экземпляра постановления о проведении государственной регистрации имущественного права должника и другие необходимые документы.

6. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

7. Документ о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права выдается правообладателю или судебному приставу-исполнителю. Если документ о государственной регистрации выдается правообладателю, то он должен направить копию указанного документа судебному приставу-исполнителю.

8. Копия документа о государственной регистрации права собственности на имущество, иного имущественного права остается в материалах исполнительного производства».

Статья написана по материалам сайтов: pristav-russia.ru, fzrf.su, studref.com, lawbook.online, www.law.ru.

»

Предыдущая
СтатьиСтатья 647 ГК РФ. Договоры с третьими лицами об использовании транспортного средства
Следующая
СтатьиСтатья 64 ук рф с комментариями
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector