+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Злоупотребление должностными полномочиями. Квалификация статьи и сроки наказания за преступление — Статьи и очерки по уголовному праву

Содержание

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем. Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака : Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания: К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями.

Квалификация статьи и сроки наказания за преступление

Наказание за злоупотребление должностными полномочиями:

Лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо являющееся главой органов местного самоуправления за злоупотребление своими должностными полномочиями понесет наказание в виде:

Лица, занимающие государственную должность РФ – президент РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, Председатель Правительства РФ, министры, депутаты и иные высшие должностные лица РФ.

Лица, занимающие государственную должность субъекта РФ – руководители органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, судьи, министры, депутаты и т.д.

К тяжким последствиям данного преступления относится материальный ущерб, исчисляемый в денежном выражении и имеющий большие объемы, и другой вред расцененный судом, как значительный.

Должностное лицо, допустившее должностное злоупотребление, но при этом действовавшее в условиях исполнения обязательного распоряжения или приказа, а так же правомерно обоснованного риска – уголовной ответственности не подлежит.

Закон многогранен, одна неверная трактовка и превышение служебных полномочий, которое по составу следует отнести к статье 286 УК РФ, переходит в разряд злоупотреблений должностными полномочиями (статья 285 УК РФ).

Как же разобраться с доказательной базой, наличием или отсутствием корыстного мотива, понятиями превышение и злоупотребление?

Accusare nemo se debet, nisi coram Deo — никто не обязан обвинять самого себя, разве что перед Богом – гласит выражение на латыни. А вот защищать себя перед людьми, законом и Богом обязан каждый!

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

Москва, Сиреневый бульвар, д. 16, корп. 1

Превышение должностных полномочий и отличие от злоупотребления должностными полномочиями

За подобные действия суд может назначить до 10 лет лишения свободы с запретом занимать определенные должности. Заявление в прокуратуру Можно воспользоваться примерным образцом такой жалобы, пояснения выделены синим цветом: Прокурору Заводского района г.

Архангельска Рябова Р.О., проживающего в кв.

7, д. 8 по ул. Зимняя, г. Архангельск, (если жалоба пишется от потерпевшего, свидетеля или обвиняемого по уголовному делу, нужно написать данные этого дела – когда возбуждено, по какой статье, в отношении кого и т.д.) Прошу поручить провести проверку действий сотрудников полиции отдела № 3 г.

Комментарии к СТ 285 УК РФ

Комментарии к СТ 285 УК РФ

Комментарий к статье 285 УК РФ:

Объектом рассматриваемого преступления являются нормальное функционирование органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления.

При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.

Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности.

Эти признаки субъективной стороны преступления указывают и на форму вины.

Служба в системе органов местного самоуправления предполагает выполнение должностных или служебных функций в качестве главы муниципального образования или местной организации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекционного состава.

Статьи 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями и служебным положением

В некоторых отягощенных случаях, при нанесении вреда гражданину или организации в результате своих действий, возможна даже уголовная ответственность.

О наказании по статьям 201, 285, 286 УК РФ: злоупотребление должностными полномочиями, можно почитать немного ниже.

Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.

В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.

Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.

Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.

Объективная сторона нарушения

Учитывая то, что злоупотребление должностными полномочиями обычно приводит к нарушению прав и законных интересов организаций, граждан, то вместе с основным объектом также говориться и о дополнительных объектах преступления, которые участвовали в нем.

Объективная сторона такого нарушения закона включает в себя три признака:

  1. Последствия от действий в виде нарушения прав или интересов граждан, охраняемых законом.
  2. Использование должностным лицом служебного положения вопреки интересам службы.
  3. Причинную связь между последствием и деянием.

Отличия между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями

Однако такие преступления могут совершать гражданские служащие, а также другие представители власти.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения полномочий можно легко объяснить по действующему уголовному кодексу РФ.

По статье 285 злоупотребление описывается использованием своих служебных полномочий должностным лицом, когда это деяние было совершено из корыстной либо личной заинтересованности, а также повлекло серьезное нарушение прав и законных интересов общества.

В случае превышения должностных полномочий, в отличие от злоупотребления, совершаемые действия не находятся в компетенции нарушителя.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 19, превышение своих должностных полномочий выражается, например, в совершении действий, которые:

  • могут быть совершены при наличии определенных обстоятельств, которые указаны в законе (например использование служебного оружия по отношению к несовершеннолетнему, когда его действия не предоставляли опасности для окружающих);
  • относятся к возможностям другого должностного лица;
  • никто не имеет право совершать;
  • совершаются одним должностным лицом, а должны быть совершены исключительно коллегиально.

Уголовная ответственность

  1. Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
  2. Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
  3. Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.

Соблазн улучшить свои жизненные условия с помощью наделенной властью есть практически у каждого, пока существует государственный аппарат.

Однако мириться с этим совершенно невозможно, поэтому для борьбы с такой неблагоприятной практикой есть соответствующая статья в уголовном законе. Применение наказания на практике показало, что оно серьезно помогает сдерживать коррупцию.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями в 2018 году рассматривается крайне редко.

При нарушении своих служебных полномочий, в результате которых был нанесен существенный вред, должностное лицо может наказываться лишением свободы до десяти лет с абсолютным лишением права занимать разные должности либо заниматься определенной деятельностью на время до трех лет.

Помощь при нарушении

Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом.

Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам.

Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

Уголовное право злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями. Квалификация статьи и сроки наказания за преступление

Статья 285 УК РФ, постановление Пленума Верховного суда от 30.03.1990 г. и другие нормативные постановления и акты, призваны бороться с создавшимся положением.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий с корыстной или другой личной заинтересованностью, которое повлекло за собой существенное нарушение интересов и прав организаций или граждан, а так же нарушение охраняемых законом интересов государства или общества трактуется согласно статье 285 УК РФ, как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектом данного преступления является должностное лицо, которое занимает соответствующую должность в органах местного самоуправления, государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, любых воинских формированиях РФ и Вооруженных силах.

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий

Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности.

Это важно знать:  Статья 65 жк рф с комментариями

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.

Злоупотребление должностными полномочиями

Еще десять лет назад было зарегистрировано почти четыре тысячи таких преступлений против государства и прав человека.

всегда нацелено на нарушение нормальной деятельности определенной составляющей аппарата управления государственных организаций и учреждений, органов управления или управления в военных организациях РФ. В зависимости от нюансов и обстоятельств совершения преступления такие деяния проявляются в виде нарушения законных прав и свобод людей, имущественных и других экономических интересов организаций, граждан или государства и пр.

2) проявление последствий в виде агрессивного нарушения законных интересов и прав организаций и граждан, либо интересов государства или общества, охраняемых законом;

Преступление может совершаться как путем явного действия — активного использования лицом, занимающим определенную должность, собственных полномочий; а также бездейственным путем — должностное лицо в данном случае намеренно не выполняет свои рабочие обязанности (например, не предотвращает экономическое преступление).

Как установить злоупотребление должностными полномочиями? При решении этого сложного вопроса необходимо установить характер и круг служебных прав должностного лица и обязанностей, закрепленных за ним в уставах, инструкциях и других нормативных документах.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Уголовное право злоупотребление должностными полномочиями

Дополнительные объекты — права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

б) наступление в результате этого общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства;

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не выполняет свои обязанности (например, попустительствует совершению преступления).

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать такие действия лица, которые непосредственно вытекали из его полномочий и являлись осуществлением прав и обязанностей, которыми наделялось это лицо в связи с занимаемой должностью, т.е.

Злоупотребление должностными полномочиями. Квалификация статьи и сроки наказания за преступление — Статьи и очерки по уголовному праву

Библиографическая ссылка на статью:
Юдин Д.П. Превышение и злоупотребление должностными полномочиями: оценка общественной опасности и общая уголовно-правовая характеристика // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13167 (дата обращения: 23.09.2018).

Оценка общественной опасности превышения и злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами своим служебным положением или своими служебными полномочиями или их превышение, а также установление адекватной правовой ответственности за них на сегодня в РФ приобрели чрезвычайно актуальный характер. Причиной тому является прежде всего принятые в последние годы изменения и дополнения законодательства, направленные на предотвращение и противодействие коррупции,

Так, например, с 19 апреля 2014 года начал действовать Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 [i] в соответствии с которым Правительству РФ, руководителю Администрации Президента РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, высшим должностным лицам субъектов РФ, Председателю Банка России, руководителям ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС РФ, государственных корпораций (компаний), иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов, поставлены соответствующие задачи по противодействию коррупции в пределах своей компетенции и сроки представления докладов о результатах исполнения этих задач. Утвержденный Национальный план направлен на решение следующих основных задач, в том числе: совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ; активизация антикоррупционного просвещения граждан; обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции.

Кроме того, в последнее время, в РФ прошел ряд судебных процессов в отношении нескольких, в недалеком прошлом, высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти.

Сегодня государственные служащие являются не только субъектами современных изменений в обществе, но и объектами пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны граждан. Они находятся на службе у государства и народа. А так называемый «дефицит доверия», вызванный раскрытием фактов злоупотребления служебным положением частью государственных служащих, обуславливает снижение уровня доверия граждан к власти, нуждается в пересмотре старых подходов и выработки новой системы ценностных ориентаций, согласование элементов, составляющих ее содержание [ [ii] ] .

Важное место в этом процессе должно принадлежать и науке уголовного права, задачей которой является и исследование социальных процессов, связанных со сферой служебной деятельности должностных лиц, изучения фактов злоупотребления служебными полномочиями или их превышение, а также их негативных последствий и степени общественной опасности, причин и условий, которые им способствовали, разработка научно обоснованных рекомендаций относительно уголовно-правового предотвращения и противодействия их проявлениям.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [iii] органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотрены Конституцией и законами РФ. А согласно ст. 53, государство несет ответственность за незаконные действия должностных лиц. Следовательно, деяния, которые совершаются вопреки Конституции и законам РФ, являются нарушением их предписаний и должны приводить к наступлению юридической ответственности.

Злоупотребления должностными лицами своим служебным положением или совершения ими действий, выходящих за пределы их полномочий, посягают на установленный порядок функционирования этих должностных лиц, а также на нормальное функционирование юридических лиц, представителями которых они являются, их авторитет. Они могут наносить не только материальный, но и нематериальный ущерб не только юридическим лицам, но и посягать на права и законные интересы других лиц. Общественная опасность злоупотребления должностными лицами своими полномочиями и их превышение может быть чрезвычайно высокой, а потому установление различных видов юридической ответственности за такие деяния является обязательным условием существования правового общества [iv] .

Целью установления юридической ответственности должностных лиц является побуждение должностных лиц придерживаться служебной дисциплины, предотвращения небрежного отношения к выполнению служебных обязанностей, а также злоупотребления служебными полномочиями и их превышению. Юридическая ответственность за них является одним из наиболее действенных инструментов государственного управления, а также обеспечения реализации функций общественного контроля выполнения своих обязанностей должностными лицами, противодействия фактам ненадлежащего их выполнения и использования во вред обществу.

Юридическая ответственность должностных лиц может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной. Ее вид зависит от проявления правонарушения и его последствий [v] .

Общее определение понятия «должностное лицо» для целей главы 30 Уголовного кодекса РФ [vi] дается в примечании 1 ст. 285 УК РФ (в редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ [vii] , от 13.07.2015 № 265-ФЗ [viii] ). Ими признаются лица, которые постоянно или временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителей власти или местного самоуправления, а также постоянно или временно занимают в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях или организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, или выполняют такие функции по специальному полномочию.

При этом, мы считаем возможным согласится с мнением И.Ю. Оськиной и А.А. Лупу о том, что для целей УК РФ, служебными лицами также необходимо признавать должностных лиц иностранных государств (лица, занимающие должности в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства, присяжные заседатели, другие лица, которые осуществляют функции государства для иностранного государства), должностные лица международных организаций, члены международных парламентских ассамблей, участником которых является РФ, и судьи и должностные лица международных судов и другие [ix] .

Использовав в примечании 1 ст. 285 УК РФ понятие «должностные лица» для раскрытия содержания понятия «должностные лица иностранных государств», законодатель может попытаться найти выход из противоречивой ситуации, которая существует длительное время по поводу определения как самого понятия «должностные преступления» и так и их субъекта через понятие «должностные лица».

Анализ используемого на сегодняшний день определения, дает основания полагать, что законодатель склоняется к мысли, что ответственность в данном случае устанавливается не для каких-либо должностных лиц, а только для тех, кто постоянно, временно, по специальному поручению или по специальному полномочию занимают должности, связанные с выполнением указанных функций. Следовательно должностными лицами в указанных статьях являются лица, занимающие указанные должности на государственных или коммунальных предприятиях, а к государственным и коммунальным предприятиям приравниваются юридические лица, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям,а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Сущность преступлений в сфере служебной деятельности заключается в совершении должностными лицами с использованием своего служебного положения или возможностей, которые выходят за пределы их служебных полномочий, но обусловленные занимаемой должностью, противоправных деяний (действий или бездействия), предусмотренных соответствующими нормами Особенной части УК РФ. Противоправные деяния, совершаемые должностными лицами без использования своего служебного положения или предоставленных им возможностей, при наличии надлежащих оснований, должны квалифицироваться по иным, чем предусмотренные ст. ст. 285 и 286 УК РФ нормами. Например, подделка протокола допроса следователем и подделка им справки о его доходах с целью предъявления в банковское учреждение подлежат разной квалификации. При злоупотреблении должностным лицом своим служебным положением оно действует в пределах своих должностных полномочий, но вопреки интересам службы.

Для квалификации деяния как злоупотребление властью или служебным положением необходимо устанавливать наличие в деянии должностного лица или корыстного мотива, или иного личного интереса. То есть деяния, состоящие в злоупотреблении властью или служебным положением, могут совершатся лишь с прямым умыслом. Отношение к наступлению общественно опасных последствий, предусмотренных в диспозиции нормы (одного или нескольких), может характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом, а также неосторожностью. В случае же если в деянии должностного лица не установлено корыстного мотива, либо иной личной заинтересованности, или намерения действовать в интересах третьих лиц, оно не может квалифицироваться как злоупотребление властью или служебным положением и при наличии соответствующих общественно опасных последствий, может квалифицироваться по другим статьям УК РФ, например, как служебная халатность. В случаях использования своего служебного положения должностными лицами для совершения преступлений, предусмотренных статьями других разделов, состав которых предусматривает такое злоупотребление как способ совершения преступления, квалификация преступлений осуществляется по указанным нормам и дополнительной квалификации по статьям 285 – 286 УК РФ не требует. Например, воспрепятствование осуществлению избирательного права или права участвовать в референдуме, работе избирательной комиссии или комиссии по референдуму или деятельности официального наблюдателя, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, присвоение, растрата или завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным лицом своим служебным положением и другие.

Это важно знать:  Статья 1280 ГК РФ. Право пользователя программы для ЭВМ и базы данных

Общественная опасность злоупотребления должностными лицами своим служебным положением обусловлена прежде всего высокой ценностью объектов правовой охраны, на которые они посягают (основных и дополнительных), а также тяжестью негативных последствий, вызванных ими или которые угрожают указанным объектам. Так, злоупотребление властью или служебным положением одновременно посягает на установленный законами и подзаконными нормативными актами порядок функционирования органа государственной власти или местного самоуправления, государственного или коммунального предприятия, учреждения или организации и интересы службы лица, которое действует противоправно (основной объект), а также на охраняемые законом права, свободы и интересы отдельных граждан или государственные или общественные интересы, или на интересы юридических лиц (дополнительные объекты, наличие хотя бы одного из которых является обязательным). Безусловно, что установленный порядок функционирования органов государственной власти или местного самоуправления, государственных или коммунальных предприятий, учреждений или организаций обеспечивает выполнение поставленных перед ними задач в экономической, социальной, политической и других важных сферах жизнедеятельности общества, а потому его нарушение может препятствовать не только выполнению указанных функций, но и правам и законным интересам значительного, иногда неопределенного, круга как физических, так и юридических лиц, а также авторитета, деловой репутации указанных органов власти и субъектов хозяйственной деятельности. Наступление негативных последствий последнего вида, в большей или меньшей степени, является обязательным.

Состав преступления материальный и предполагает наступление хотя бы одного из общественно опасных последствий, предусмотренных нормой: вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц. Для наличия состава преступления причиненный вред должен быть существенным, или иметь тяжелые последствия.

Если же общественно опасные последствия злоупотребление властью или служебными полномочиями заключаются в причинении вреда нематериального характера, вопрос об установлении, являются ли они существенными или тяжкими, имеет оценочный характер. Критериев оценки общественно опасных последствий преступлений, которые имеют нематериальный характер, УК РФ не определяет, что затрудняет обеспечение объективности и единообразия при толковании и применении закона об уголовной ответственности за них, и может способствовать принятию незаконных решений. А поэтому важное значение в решении указанного вопроса приобретают следственная и судебная практика, а также действенный надзор прокуратуры.

Так, в частности в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 [x] Пленум Верховного Суда указал, что если вред заключается в причинении общественно опасных последствий нематериального характера, вопрос о их существенности решается с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, существенным вредом могут признаваться нарушения охраняемых Конституцией РФ или другими законами прав и свобод человека и гражданина (право на свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, избирательные, трудовые, жилищные права и тому подобное), подрыв авторитета и престижа органов государственной власти или органов местного самоуправления, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание обстановки и условий, затрудняющих выполнение предприятием, учреждением, организацией своих функций, сокрытие преступлений.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать количество пострадавших граждан, размер морального ущерба или упущенной выгоды и тому подобное [xi] .

Однако этого недостаточно для недопущения фактов неправильного применения закона, а поэтому уголовное законодательство нуждается в усовершенствовании в части конкретизации критериев определения признаков существенного вреда, а также тяжких общественно опасных последствий, имеющих нематериальный характер. Одним из путей решения этого и других проблемных вопросов уголовного судопроизводства может стать наделение разъяснений ПВС РФ значения обязательных к применению для других судов.

[i] Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы» // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1729.

[ii] Оськина И. В защиту защитников // Домашний адвокат № 2, 2011.-С.6.

[iii] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

[v] Оськина И. Лупу А. От имени народа, но против народа // ЭЖ-юрист №40, 2012. – С.14.

[vi] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

[vii] Федеральный закон от 01.12.2007 № 318-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»// Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6079.

[viii] Федеральный закон от 13.07.2015 № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, № 29 (часть I), ст. 4391.

[ix] См., например: Оськина И.Ю., Лупу А.А. Транснациональное криминальное право: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 352 с.; Оськина И.Ю., Лупу А.А. Международное уголовное право: Учебное пособие для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2012. – 312 с.

[x] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, декабрь, 2009.

[xi] Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)// Бюллетень трудового и социального законодательства РФ, № 9, 2014.

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, а также положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции. Перспективными направлениями уголовно-правовой борьбы с ней являются совершенствование содержащихся в уголовном законе норм об ответственности за коррупционную деятельность и правоприменительной практики по составам коррупционных преступлений1.

Одним из самых распространенных и опасных коррупционных преступлений является злоупотребление должностными полномочиями, поскольку оно существенно подрывает авторитет государственной власти, негативно влияет на эффективность ее отправления, способствует совершению других преступле­ний, обладающих повышенной общественной опасностью, является фактором развития организованной преступности. Определенную настороженность вызывает высокий уровень латентности злоупотреблений по службе, что приводит к безответственности виновных лиц и порождает в обществе неблагоприятную для борьбы с преступностью морально-психоло­гическую атмосферу.

Сегодня назрела необходимость рассмотреть законодательную модель состава преступления, предусматривающего ответственность за злоупотребление должностными полномочиями с позиций современных реалий, механизм реализации которой, как показывает практика, не совершенен.

Применение ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» на практике сталкивается с целым рядом трудно­стей, обусловленных как несовершенством ее редакции, так и ошибками правоприменителя, привлекающего к уголовной ответствен­ности за должностные злоупотребления.

Уголовный закон определяет злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или, иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

В настоящее время лица, применяющие уголовный закон, сталкиваются с целым рядом проблем при квалификации злоупотребления должностными полномочиями. Их лишь отчасти решает постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», дающее официальное разъяснение особенностей применения уголовно-правовой нормы об ответственности за данный состав.

Особенностью законодательного оформления ст. 285 УК РФ является наличие в ней целого ряда оценочных признаков, уяснение содержания которых затрудняет квалификацию деяния как злоупотребления должностными полномочиями.

Так, используемый в тексте рассматриваемой статьи термин «использование полномо­чий» в юридической литературе толкуется неоднозначно. Общепризнанно, что использование можно совершить путем активных действий виновного. Однако вопрос о возможности злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия является дискуссионным.

Официальная позиция Пленума Верховного суда РФ предлагает понимать под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями2.

Между тем совершение преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, возможно посредством, как действия, так и бездействия. Для вменения бездействия как разновидности злоупотребления полномочиями необходимо определить, какие обязательные предписания необходимо было выполнить должностному лицу, входило ли совершение невыполненных действий в его компетенцию и возлагалась ли на него обязанность их совершения, а также выяснить, имелась ли у соответствующего лица фактическая возможность совершения ожидаемых от него действий. При совокупности всех этих условий может быть поставлен вопрос о должностном бездействии лица.

В силу того, что термин «использовать» означает активные действия, а не пассивные, в ч. 1 ст. 285 УК РФ, на наш взгляд, следует воспользоваться словосочетанием «использование и (или) неиспользование…». Это позво­лит охватить разнообразные формы злоупотреблений должностными полномочиями.

Другой законодательной особенностью ст. 285 УК РФ является указание в наименовании статьи на «должностные полномочия», а непосредственно в диспозиции ст. 285 УК РФ – на «служебные полномочия». Законодатель в диспозиции ч.1 ст. 285 УК РФ конкретизирует, что служебные полномочия принадлежат должностному лицу, определяя тем самым специфику последних.

По мнению Авдеева СВ., понятия «должностные полномочия» и «служебные полномочия должностного лица», представляются равнозначными3. Однако как показывает практика применения ст. 285 УК РФ указанное различие в названии и тексте статьи приводит к расширительному толкованию должностных полномочий, которые превращаются в служебные. Как следствие этого использование служебного положения, которое занимает должностное лицо в соответствующем органе или организации для совершения пре­ступления необоснованно квалифицируется по ст. 285 УК РФ.

Это важно знать:  Статья 178 КАС РФ. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда

По справедливому утверждению Н.П. Кузнецова «уголовная ответственность исключается за использование должностным лицом авторитета занимаемой должности, служебных связей, доверительных отношений с другими должностными лицами и т.п.4 В связи с этим представляется необходимым привести в соответствие наименование и диспозицию ст. 285 УК РФ в части единообразного использования термина «должностные полномочия».

Для правильной квалификации по ст. 285 УК РФ необходимо выяснять, были ли преступные действия связаны с использованием должностных полномочий, устанавливать, что должностное лицо действовало в пределах своих полномочий. В каждом случае необходимо установить, какие именно права и обязанности и в каком объеме предоставлены данному должностному лицу. Для этого следует выяснить, какими законами и другими нормативными актами (инструкциями, уставами) определен круг полномочий должностного лица.

В процессуальных документах должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, конкретные обязанно­сти и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину.

Деяние, предусмотренное ст. 285 УК РФ должно быть совершено вопреки интересам службы, что означает, прежде всего, его незаконность. Любое должностное преступление нарушает определенные правовые предписания, при этом деяние формально может осуществляться в пределах должностных полномочий, однако с нарушением закона либо при противоречии выполненных действий общим задачам, требованиям, предъявляемым к соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, их назначению, принципам и методам функциониро­вания, порядку принятия решения.

Другой проблемой в квалификации злоупотребления должностными полномочиями является установление ущерба, причиняемого преступлением. Обязательным элементом объективной стороны данного состава является причинение существенного вреда охраняемым законом правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Понятие «существенности» охраняемых ст. 285 УК РФ общественных отношений явля­ется оценочным и является более широким, чем материальный ущерб, не имея официально установленных количественных критериев для его исчисления.

Ориентиром для оценки существенности нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства служит постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Пленум подчеркивает, что под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате зло…потребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате зло­употребления должностными полномочиями следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и обществен­ной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества)5.

Поскольку существенный вред является оценочным понятием, в соответствующих обвинительных документах органов предварительного следствия и суда такая оценка причиненного ущерба должна быть мотивирована.

Не менее сложным в квалификации зло­употребления должностными полномочиями является установление субъективных признаков данного состава. По смыслу ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями является умышленным преступлением, совершаемым из корыстной или личной заинтересованности.

Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется как преступление, со­вершаемое с прямым или косвенным умыслом. Так, А.В. Галахова отмечает, что виновное лицо сознает общественную опасность деяния, сознает, что совершает его благодаря ис­пользованию своего служебного положения и вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого могут наступить указанные вредные последствия, и желает их наступления либо относится к ним безразлично или сознательно их допускает6.

Подтверждении того, что должностное злоупотребление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, служит тот факт, что должностное лицо, умышленно используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы не всегда желает причинения существенного вреда, очень часто относится к последствиям безразлично.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

По мнению Б. В. Волженкина: «Злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц».7

Понятие корыстной и или иной личной заинтересованности как мотив данного преступления разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», согласно которому корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.)8.

Согласно указанному постановлению иная личная заинтересованность -это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, даже при наличии суще­ственного вреда, причиненного в результате злоупотребления должностными полномочиями, превращает последнее в дисциплинарный проступок.

Другой проблемой в квалификации злоупотребления должностными полномочия­ми является определение круга субъектов данного преступления. Согласно уголовному законодательству субъектом является должностное лицо, понятие которого раскрывается в примечании к ст. 285 УК РФ. Однако в правоприменительной практике имеют место случаи злоупотребления полномочиями государственными служащими, которые к должностным лицам не относятся. В связи с этим представляется необходимым расширить перечень субъектов злоупотребления должностными полномочиями за счет дополнения ч. 1 ст. 285 УК РФ «использование должностным лицом» словами «а также государственным служащим или служащим органов местного самоуправления, не являющимся должностным лицом». Такое дополнение позволит эффективнее противодействовать должностным злоупотреблениям на различных должностях государственной службы.

Указанные проблемы не являются исчерпывающими в квалификации злоупотребления должностными полномочиями. Трудности вызывают определение специфики субъекта данного преступления, уяснение особо квалифицирующего признака данного состава – причинение тяжких послед­ствий, установление умысла и мотивов виновного в злоупотреблении лица, а также квалификация ст. 285 УК РФ по совокупности с другими должностными преступлениями и хищениями и др. Привлечение к ответственности виновных осложняется процессуальными особенностями расследования уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями, а также высокой степенью латентности данных преступлений.

Анализ положений уголовного законодательства, разъяснений Пленума Верховного суда РФ позволяет сделать вывод, что вопрос о правильном толковании и квалификации ст. 285 УК РФ остается весьма дискуссионным, а правоприменительная практика далеко не всегда складывается однозначно. Рассмотренные объективные и субъективные признаки должностного злоупотребления, главным образом «существенность нарушения» и «корыстная или иная личная заинтересованность», позволяют судить о степени общественной опасности содеянного и тем самым отграничить его от административного или дисциплинарного правонарушения.

Определенные корректировки уголовного законодательства давно назрели. Решение же проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией видится в обеспечении неотвратимости наказания, особенно для высокопоставленных чиновников, ибо примеры их безнаказанности как ничто другое деморализуют представителей иных, более многочисленных общественных слоев и групп, способствуют повсеместному распространению «низовой» коррупции9.

В определенной степени достижению этих целей будет способствовать знание правоприменителем особенностей толкования и квалификации злоупотребления должностными полномочиями, умение законно и своевременно применить нормы, направленные на борьбу с коррупцией.

2. П. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета .№ 5031. 30 октября 2009.

3. Авдеев СВ. Злоупотребление должностными полномочиями: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Автореф. дисс. .. к.ю.н. – М., 2006. – С. 5.

4. Кузнецов А.П. Злоупотребление должностными полномочиями: проблемы

квалификации // Следователь. 2009. № 10. – С. 10.

5. Постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Российская газета. № 5031.

6. Галахова А. В. Должностные преступления. М., 1998. – С. 17.

7. Уголовное право России: Учебник для вузов: в 2 т. Т. 2: Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. – М., 2008 – С. 732.

8. Постановление Пленума Верховного Суда от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»// Российская газета. № 5031.

9. Скобликов П. А. Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России. – М.: Норма, 2007. С. 57-58.

Статья написана по материалам сайтов: yuridicheskayakonsulitatsiya.ru, ugolovnyi-expert.com, burkurs.ru, human.snauka.ru, zakoniros.ru.

Предыдущая
СтатьиЗакон об образовании статья 33
Следующая
СтатьиИзвещение и документация о закупке по статье 42 ФЗ-44: порядок формирования и размещения в ЕИС, сроки хранения сведений
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector