Как повлиять на следователя, который не выполняет свои обязанности

Полномочие следователя при производстве предварительного следствия

Следователь, согласно п. 41 ст. 5 УПК России — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия. Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.

Следователь занимает специфичное положение в уголовном процессе. Его деятельность осуществляется в трёх стадиях: возбуждение уголовного дела, предварительное расследование, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. [7, c.17].

Неразрывная связь процессуальных прав и обязанностей — характерная особенность положения следователя. Интересы законности требуют, чтобы следователи точно и четко выполняли возложенные на них законом права и обязанности. Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями закона о содержании и направлении его деятельности. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обес?ечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден [7, с. 19].

Следователь независимо от его принадлежности к какому-либо государственному органу, осуществляет функции государственного принуждения, его долг заключается в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потер?евших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Он должен подходить к расследованию каждого уголовного дела с позиции государственных интересов, а не узкого профессионализма. [12, c.102].

Следователь обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК России) [4, c.32].

С этой целью следователь вправе по находящимся в его производстве делам вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта, производить осмотры, обыски и другие, предусмотренные законом следственные действия;

требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, могущих по делу установить фактические данные;

требовать производства ревизий и документальных проверок (ст. 86 УПК России);

на основании и в порядке, установленных законом, признавать лицо потерпевшим, гражданским истцом или ответчиком (ст. ст. 42, 44, 54 УПК России);

задерживать лиц по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК России);

привлекать лиц в качестве обвиняемых (ст. 171 УПК России);

применять к ним меры пресечения (ст. 97 УПК России);

приостановить производство по делу (ст. 208 УПК России);

направить дело через прокурора в суд (ч.6 ст. 220 УПК России).

Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания (ст. 73 УПК России), которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно. В основном дела направляются для производства дополнительного расследования из-за неполноты предварительного следствия, которая в большинстве случаев в необходимости производства различного рода экспертиз, установления и допроса дополнительных свидетелей, приобщения ряда документов.

Следователь обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, принимать меры к их устранению. Если свои обязанности следователь не выполнил, суд укажет об этом в частном определении (постановлении) и, при наличии к тому оснований, поставит ?еред вышестоящим органом вопрос об ответственности следователя.

Почти каждое постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о судебной практике рассмотрения той или иной категории уголовных дел включает в себя требование выявления причин и условий (обстоятельств) совершения преступлений, которые входят в предмет доказывания, и подлежат обязательному установлению в ходе предварительного расследования [7, c.22].

По мнению А.М. Ларина, деятельность следователя по предупреждению и пресечению преступлений имеет свои специфические предпосылки, задачи и методы. Информационной базой этой работы служат устанавливаемые в ходе расследования сведения о конкретном подготавливаемом или продолжаемом преступлении, его причинах и условиях. Это определяет границы предупредительной работы следователя.

Однако думается, что на практике следователь не занимается профилактической работой. Это не его функция, следователь не обязан предупреждать и воспитывать.

Согласно закону следователь обязан разъяснить участвующим в деле лицам их права и обязанности, и обеспечить возможность осуществления ими своих прав (ст. 11 УПК России).

Следователь обязан обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав (ст. 16 УПК России). На следователя уголовно-процессуальным законом возложена обязанность обеспечить защитника на предварительном следствии, в случаях, предусмотренных ч. З ст. 16 УПК России.

Следователь обязан принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. Так, существенным ущемлением прав потерпевшего является, по моему мнению, невнесение его в список лиц, подлежащих вызову в суд.

Следователь обязан рассматривать ходатайства, заявляемые участниками процесса (ст. 159, 219 УПК России) [10, c. 24].

Из анализа действующего уголовно-процессуального закона и УПК России можно сделать вывод о том, что следователь обладает широким спектром полномочий при производстве предварительного следствия. Однако они не систематизированы и находятся в различных разделах и главах УПК. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо было более конкретизировать полномочия следователя, закрепить более полную и систематизированную регламентацию его прав и обязанностей как субъекта уголовно-процессуальной деятельности. [10, c.25].

Предварительное следствие является одной из основных форм предварительного расследования на стадии досудебного производства по уголовным делам. Это объясняется рядом причин, среди которых: специфический характер преступлений, подследственных органам предварительного следствия, сложность их расследования и т.д. На предварительное следствие распространяются такие же общие условия предварительного расследования, что и на производство дознания. Кроме того, предварительное следствие решает те же задачи, что и дознание. Но в силу определенных обстоятельств, специфики уголовных дел, подследственных органам предварительного следствия, для предварительного следствия характерны свои, присущие только ему, процессуальные правила. Так, сроки предварительного следствия во многом отличаются от сроков дознания, существуют особенности формирования следственной группы в силу сложности и объема производства предварительного следствия, правового статуса следователя, ведущего предварительное следствие, окончания предварительного следствия и т.д. [10, c.26].

По своей сущности современное предварительное следствие фактически приобрело вид дознания, производимого в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. В силу того, что оно осуществляется следователями органов исполнительной власти, при производстве предварительного следствия отсутствует судебное присутствие. Кстати, в уголовном судопроизводстве Российской империи вся данная стадия имела название предварительное исследование.

Обязательное условие производства дознания — наличие возбужденного уголовного дела по признакам преступлений, перечень которых предусмотрен в ч. 3 ст. 150 УПК. Как правило, это преступления небольшой или средней тяжести (ст. 112 УК — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; ст. 115 УК — умышленное причинение легкого вреда здоровью и т.д.). Кроме того, предварительное расследование может производиться в форме дознания и по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Таким образом, по всем остальным возбужденным уголовным делам, перечень которых не охватывается признаками преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, должно производиться предварительное следствие. Это преступления, которые имеют большую общественную опасность по сравнению с преступлениями, по которым производится дознание[19, c.34].

Право осуществлять производство предварительного следствия имеют участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, имеющие процессуальный статус следователя. Кроме того, производство предварительного следствия в полном объеме могут производить и руководители следственных органов, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК).

Производство некоторых процессуальных (следственных) действий следователем, ведущим производство предварительного следствия по уголовному делу, ограничивается в силу вмешательства данными процессуальными (следственными) действиями в соответствующие права и свободы человека и гражданина (решение следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу — ч. 3 ст. 108 УПК и т.д.) [14, c.99]. Производство некоторых процессуальных (следственных) действий в ходе предварительного следствия следует производить под процессуальным контролем со стороны таких участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которые непосредственно не участвуют в производстве конкретных уголовных дел. Но осуществляют общее руководство производством предварительного следствия (дача следователю указаний о направлении расследования), о производстве отдельных следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения и др. Речь в данном случае идет о руководителях следственных органов [22, c.34].

Таким образом, предварительное следствие — одна из форм предварительного расследования, осуществляемая следователями в пределах их компетенции, регулируемая уголовно-процессуальным законодательством, которая связана с обнаружением, закреплением, проверкой и оценкой доказательств, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших и других участников процесса, а также достижению других задач досудебного производства по уголовному делу [22, c.35]. следователь прокурор руководитель следственный

Это важно знать:  В каких случаях необходима временная регистрация?

Производство предварительного следствия условно делится на несколько этапов, которое в теории уголовного процесса объединяют в определенную систему.

Система предварительного следствия включает в себя:

1. Принятие уголовного дела следователем к своему производству. Дело в том, что УПК устанавливает персональную ответственность следователя за производство предварительного следствия. Это положение связано с тем, что следователь, прежде чем приступить к производству следственных действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу, должен принять уголовное дело к своему производству (ст. 156 УПК). Как раз с этого момента следователь получает всю полноту процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 38 УПК), направленных на исследование обстоятельств уголовного дела, а также собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме того, с этого момента он несет полную ответственность за производство по уголовному делу. [4, c.73].

Принятие уголовного дела следователем осуществляется двумя способами в зависимости от обстоятельств. В случае если уголовное дело возбуждено самим следователем и оно подследственное ему, то следователь выносит единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК). В случае если следователю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК); [4, c.15].

2. Производство следственных действий в целях установления обстоятельств уголовного дела. Речь в данном случае идет не только о производстве процессуальных (следственных) действий, которые являются способами собирания доказательств, при производстве по уголовному делу, но и о выявлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также позволяющих принять иное процессуальное решение (о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) и т.д.);

3. Привлечение лица в качестве обвиняемого;

4. Проверка доводов стороны защиты и выполнение следственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

5. Окончание предварительного следствия.

Для производства предварительного следствия характерны определенные правила, которые присущи только для данной формы предварительного расследования. Такими правилами являются: срок предварительного следствия (ст. 162 УПК), производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), привлечение в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК) [4, c.32].

Большое значение при производстве предварительного следствия имеет взаимодействие с органами дознания, в первую очередь с теми органами дознания, которые обладают правом осуществлять производство ОРМ. Благодаря данному взаимодействию в ходе производства предварительного следствия возникают следственные версии, отработка которых осуществляется посредством производства процессуальных (следственных) действий, направленных на установление обстоятельств, при производстве по уголовному делу и выявление лиц, причастных к совершенному преступлению.

В зависимости от того, на какой стадии расследования уголовного дела осуществляется взаимодействие, можно выделить три основных его вида:

на стадии возбуждения уголовного дела;

в ходе предварительного следствия по уголовному делу;

в ходе работы по приостановленному уголовному делу.

Данные разновидности взаимодействия проявляются в каждом из вышеупомянутых организационно-правовых режимов.

В свою очередь, для каждого вида взаимодействия свойственны особые формы взаимодействия [6, c.12].

Каждая из этих форм характеризуется специфическими задачами данного взаимодействия и конкретными взаимными правами и обязанностями его участников. Основной вид взаимодействия следователей с органами, осуществляющими ОРД, в обычном организационно-правовом режиме чаще всего предусматривает: выполнение поручения о проведении розыскных мероприятий; самостоятельное осуществление розыскных и ОРМ в случае не обнаружения лица, совершившего преступление; совместное осуществление следственных действий в комплексе с ОРМ и оперативное обеспечение следственных действий.

Процессуальная (правовая) основа взаимодействия в ходе производства предварительного следствия следователя и органов дознания базируется. На ч. 4 ст. 157 УПК, в соответствии с которой орган дознания может производить по уголовному делу следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. Положениями п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК следователю предоставлено право при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу, давать органу дознания в установленном законом порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Норма уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 152 УПК) уточняет порядок направления органу, осуществляющему ОРД, поручений данного вида в случае необходимости проведения ОРМ не по месту производства предварительного следствия. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органы, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД, относятся к органам дознания. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах[4, c.52].

В зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данное взаимодействие, как правило, осуществляется в форме создания следственно-оперативной группы (СОГ). Независимо оттого, какие формы взаимодействия были использованы в ходе производства предварительного следствия по уголовному делу, необходимо учитывать следующие факторы: руководящую роль следователя при взаимодействии при производстве по уголовному делу; персональную ответственность каждого из участников, участвующих в производстве по уголовному делу, в процессе взаимодействия; самостоятельность в выборе средств и методов производства ОРМ, производимых соответствующими должностными лицами органов дознания в процессе взаимодействия по уголовному делу; наличие плановости взаимодействия и др.

Само поручение по своей процессуальной (правовой) природе представляет собой письменное указание следователя, ведущего производство по уголовному делу, другому органу предварительного расследования (органу дознания, следователю и т.д.) о производстве конкретных процессуальных (следственных) действий и ОРМ. Кроме того, следователь направляет поручение органам дознания, как действующим в районе юрисдикции следователя, так и в другом районе, находящемся вне его юрисдикции. Во всех случаях поручения следователя являются обязательными для органов дознания.

Для ускорения исполнения поручения его следует направить непосредственно в районный отдел внутренних дел, руководителю следственного органа, которые должны по необходимости произвести соответствующие процессуальные (следственные) действия или ОРМ. При неисполнении поручения в установленный законом срок лицо, исполняющее это поручение, обязано поставить в известность следователя, направившее данное поручение, о причинах задержки. Если такое сообщение своевременно не поступило, следователь ставит об этом в известность своего руководителя следственного органа, а также начальника отдела органов внутренних дел (если поручение исполняется полицией) или прокурора района (города). Данные должностные лица обязаны разобраться в причинах задержки и принять необходимые меры для устранения этих недостатков [2, c.83].

Если лицо, в отношении которого поступило поручение, выбыло с постоянного места жительства, следователь, орган дознания, исполняющий поручение, обязан лично или через органы дознания установить новый адрес, по которому проживает это лицо, и переслать поручение соответствующему органу предварительного расследования для его исполнения. Одновременно об этом он обязан уведомить следователя, давшего поручение. Если новое место жительства этого лица установить не представилось возможным, поручение возвращается с сообщением причин неисполнения и приложением соответствующих справок[16, c.96].

Недопустимо направлять поручения для производства таких следственных действий, которые должен выполнить лично следователь, в производстве которого находится уголовное дело. К таким следственным действиям относятся: предъявление обвинения и допрос обвиняемого, все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, допрос подозреваемого, ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела. Само поручение о производстве следственных или розыскных действий в другом месте имеет ограничение по времени. Оно должно быть выполнено в течение 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК). [4, c.37].

В случае если должностное лицо, в адрес которого поступило письменное поручение следователя. Умышленно не выполнило данное поручение и не направило мотивированное письмо о невозможности выполнения данных действий, оно может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

Указанные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц [1].

7 правил поведения на допросе у следователя, чтобы не создать проблем себе и коллегам

Ни один бизнес не застрахован от уголовного преследования. И ни одно уголовное дело не обходится без допросов. Оказаться перед следователем может любой — в качестве потерпевшего, свидетеля или же обвиняемого. В такой актуализации стресса актуализируются иррациональные защитные механизмы, и даже опытный руководитель может совершить глупые поступки: наговорить лишнего и подписать документ не глядя.

Мы расскажем вам семь правил, как правильно вести себя в этой экстремальной ситуации. От этого во многом будет зависеть исход дела.

  1. Разобраться, кто какую роль играет и «откуда ветер дует». Необходимо осознать, что задача следователя – получить максимум информации. Ради этого он и прибегает к профессиональным приемам. Задача допрашиваемого — не дать информацию, которая сработает против него и его коллег.
    Важно постараться понять «откуда ветер дует». Что это и откуда «прилетело»? Случайность? Чья-то жалоба? Излишняя инициатива правоохранителей? Чей-то заказ? И какова при этом роль следователя? Он формально выполняет свою работу или он мотивирован? Он компетентен в хозяйственных отношениях, он в теме или его знания поверхностны.
  2. Контролировать эмоции. Надо постоянно анализировать ход беседы внимательно следить за произнесенными словами. Если допрашиваемый понял что ошибся, он может вернуться к вопросу, сказав следователю, что тот неверно его понял. НЕ стоит занимать крайние позиции – со всем соглашаться или все оспаривать.
    Помните, чем неуравновешенней вы ведете себя на допросе, тем больше вы провоцируйте следователя на разного рода профессиональные «штучки». Поэтому, спокойствие и еще раз спокойствие, ведь вы ничего не совершали незаконного. Важно также сохранять уважительное отношение к следователю, понимая, что он выполняет служебные обязанности. Тогда слова «не помню», «не знаю» он не воспримет как издевку.
  3. Говорить мало и только правду. Правило, которого стоит придерживаться: чем меньше, тем лучше. На закрытые вопросы отвечать следует односложно, без предысторий и комментариев. Информацию, которая способна скомпрометировать сотрудников и руководство компании, лучше опускать. Прежде чем что-то сказать, допрашиваемому стоит подумать, готов ли он потом подписаться под словами и повторить их. Так же не нужно интерпретировать чужие слова и поступки. Если следователь настаивает, лучше сказать: «Я не знаю» или промолчать. Ради этого можно стать «двоечником», который ничего не знает или что-то забыл («ведь столько времени уже прошло»). Не стоит бояться выглядеть смешно.
  4. Быть готовым к провокациям. Следователь может прибегнуть ко всякого рода «профессиональным приемам» (смотри правило первое). Причем эти приемы могут выходить за рамки ваших моральных представлений, вам могут пояснить, что ваш коллега уже все про вас рассказал, что вы «главный злодей» во всей этой истории и «посоветовать» рассказать о нем или о том «как все было, ведь вы не виноваты». Вас могут пугать, «играть» на ваших «болевых точках» (дети, болезнь, семья). Много, что могут… Важно быть готовым к этому и сохранять спокойствие.
  5. Не усложнять. Как правило, лучше не произносить сложные, запутанные фразы и общие выражения типа «система сбалансированных показателей», «информационные потоки», «отношения с контрагентами». Услышав такие ответы, следователь задаст уточняющие вопросы. Отвечать нужно формально, но конкретно: «Как оформляли эти договора?» — «Стандартно». А некоторые слова, которые могут иметь неоднозначное значение, а то и сигналом-раздражителем для следователя, лучше вообще не произносить, такие как, «финансовая схема», «оптимизация» и т.д.
  6. Не торопиться. Кажется, чем быстрее ответишь на вопросы следователя, тем скорее они закончатся. Увы, на допросе действует обратная закономерность: чем эмоциональнее и торопливее человек отвечает, тем дольше длиться беседа. Выслушав вопрос, стоит взять паузу и обдумать ответ. А произнеся ответ, его можно еще немного поправить, повторив его еще раз, когда следователь начнет заносить его в протокол, печатая на клавиатуре.
  7. Доводить дело до конца. Даже если у следователя закончились вопросы, не стоит облегченно вздыхать. Предстоит внимательно прочитать протокол. Если необходимо внести коррективы, можно сказать: «Когда Вы задавали какой – то вопрос, я, видимо, неправильно его понял». Только после внесения уточнений следует подписывать протокол.
Это важно знать:  Земельный участок ижс что это такое

Обязанности и права следователя

Обязанности и права следователя

Согласно 38 статье УПК, следователем является лицо, осуществляющее предварительное расследование уголовного дела на основе действующих процессуальных норм. Следователь может работать в:

  • Прокуратуре;
  • Федеральной службе безопасности;
  • Государственном наркоконтроле (полиция);
  • ОВД.

Во всех подразделениях и ведомствах такое лицо обладает процессуальной независимостью, согласно действующему Процессуальному положению УПК.

Должности и звания

Следователи разных ведомств выполняют свои должностные обязанности по ведению предварительных расследований. Правила проведения подслесдвтенности уголовных дел предусмотрены в частях 2, 4, 5, 6 УПК, ст. 151.

Должности следователя имеют определенную иерархию:

  • следователь;
  • старший следователь;
  • следователь по особо важным делам;
  • старший следователь по особо важным делам.

Сотрудники следственных органов получают назначения с учетом их профессионального роста, рабочего стажа и успешности раскрытия дел. Должность следователя не отражается на его процессуальных полномочиях, закрепленных законом.

Права следователя

38 статья действующего Уголовно-процессуального кодекса определяет полномочия и права следователя на:

  • возбуждение уголовных дел при наличии согласия со стороны прокуратуры;
  • прием дел к производству;
  • передачу в прокуратуру для проведения подследсвтенности;
  • принятие решений о выполнении следственного производства или иных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом.

Есть ряд действий, для совершения которых следователь должен получить санкцию от суда или прокурора. К ним относится обыск и ряд иных аналогичных действий.

Следователь имеет право проводить любые следственные действия, способствующие обеспечению соблюдения прав всех участников следственного процесса: потерпевшей стороны и обвиняемого, так как это диктуют ему его профессиональные обязанности.

3 пункт второй части УПК в 38 статье предоставляет следователю:

  • право самостоятельно вести расследование дела;
  • самостоятельно оценивать доказательства;
  • начинать производство тех следственных действий, на которые не требуется санкция прокуратуры или суда;
  • не соглашаться с решениями прокуроров, если они нарушают права и свободы участников процесса.

В случае несогласия с решением прокурора следователь имеет право обратиться с письменным заявлением к вышестоящему прокурору. Эти права следователя были внесены в новый УПК. Кроме этого новое законодательство в статье 158 части 2 ограничивает права следователя, связанные с устранением определенных обстоятельств, которые помогли совершиться преступлению. Внести представление по этому вопросу следователь может только после завершения предварительного следствия.

Следователь имеет право в ходе следственного процесса:

  • вызывать на допрос подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов;
  • проводить осмотр, обыск, следственные эксперименты, освидетельствование и пр. действия, предусмотренные УПК;
  • проводить ревизии в государственных и коммерческих учреждениях, требовать предоставления для следствия тех или иных документов, предметов в раках установленной законом процедуры;
  • задерживать подозреваемых;
  • юридически оформлять признание потерпевшими и обвиняемыми в уголовных делах, истцами и ответчиками при ведении гражданских дел;
  • использовать меры пресечения и другие меры принуждения, предусмотренные процессуальным производством;
  • приостанавливать или прекращать ведение уголовного преследования или дела в свете вновь открывшихся обстоятельств;
  • отправлять дела в прокуратуру.

Обязанности следователя

Являясь, согласно 6 главе УПК, представителем следственного процесса со стороны обвинения, следователь обязан вести объективное расследование и выявлять все обстоятельства совершения преступления в ходе своих процессуальных действий. Обязанности следователя состоят в объективном подходе к расследованию уголовных обвинений, в ходе которого будет не только реализовываться уголовное преследование подозреваемого лица, но и гарантированы права, закрепленные Конституцией РФ, всем участникам следственного процесса:

  • обвиняемого;
  • потерпевшего;
  • гражданского истца и т.д.

Эти обязанности следователя закреплены в 6 статье УПК, в которой требуется предоставления равной защиты прав, как потерпевшим, так и подозреваемым в совершении преступления. Эта обязанность следователя обоснована 73 статьей УПК, в которой указывается на необходимость не только выявлять обстоятельства и мотивы преступления, но также составлять характеристику личности преступника, степень вреда им причиненного, обстоятельства дела, которые исключают возможность совершения обвиняемым данного преступления.

К основным обязанностям следователя относится доказывание вины подозреваемого в преступлении и расследование уголовного дела. При ведении процессуального следствия он обязан всесторонне рассматривать все обстоятельства дела, согласно пунктам 6 и 7 статьи 73 УПК РФ. В его обязанности входит сбор обвинений и оправдательных доказательств в результате обращения стороны обвинения, а также при отсутствии такого ходатайства.

Обязанностью следователя является опровержение защитников, направленных на оправдание подозреваемого и снятие с него ответственности за уголовное преступление. Хотя законом не определяется строго обязанность следователя вести объективное расследование, он не имеет права скрывать от следствия те обстоятельства, которые могут способствовать оправданию обвиняемого. Основной обязанностью каждого следователя в ходе расследования также является соблюдение прав и свобод всех участников процессуального следственного процесса. Если в ходе расследования обнаруживаются обстоятельства, указанные в статье 1 части 24 и статье 1 части 27 УПК, то следователь обязан прекратить следствие и закрыть уголовное дело.

Как повлиять на следственные органы, если продвижения по уголовному делу нет?

Добрый день, мне нужна консультация по бездействию СО в расследовании факта снятия денежных средств с кредитной карты сбербанка. В апреле 2016 года в СО было подано заявление о снятии денежных средств. После этого было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела и принятие его к производству. Я был опрошен по месту жительства и дальше дело не сдвинулось.

Несколько раз писал в прокуратуру. Дело после проверки возвращали на доследование. В последнем письме от прокуратуры было написано, что внесено представление о привлечении дисциплинарной ответственности следователя и руководства СО, и все Что делать дальше. Ответа от СО еще не разу не получал.

02 Февраля 2017, 11:46 Вадим, г. Москва

Ответы юристов (1)

Здравствуйте. Если обжалование в прокуратуру уже было и результата не принесло остается только судебное обжалование

УПК РФ, Статья 125. Судебный порядок рассмотрения жалоб

1. Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

Это важно знать:  Прекращено право бессрочного пользования земельным участком: прекращение постоянного права, а также отказ от него

2. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

3. Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 241 настоящего Кодекса.

4. В начале судебного заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся в судебное заседание лицам, разъясняет их права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в судебном заседании, обосновывает жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица. Заявителю предоставляется возможность выступить с репликой.
5. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
6. Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.

7. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Права и обязанности следователя в уголовном процессе

Следователь — важнейший фигурант при рассмотрении уголовного дела. Как сотрудник правоохранительных органов он обязан расследовать обстоятельства преступления и направлять ход следствия.

В этой статье мы поговорим о должностных обязанностях следователя, его правах во время следственного процесса и в суде.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

Кто такие следователи

Согласно ст.38 УПК РФ следователь – должностное лицо, которое обязано вести делопроизводство по уголовным делам и выполнять определенные следственные действия. Следователь работает в органах предварительного следствия, принимает решения касательно возбуждения дела и имеет широкий спектр процессуальных полномочий.

В отличие от дознавателя он имеет право проводить досудебное производство в любой форме, какая ему удобна, но в рамках законодательства РФ.

Следователь вправе выполнять свою работу:

Независимо ведомства следователь обладает процессуальной независимостью. Об этом термине мы поговорим чуть ниже.

У должности есть своя иерархия:

  • следователь;
  • старший следователь;
  • следователь по особо важным делам;
  • старший следователь по особо важным делам.

Чтобы работать следователем, понадобится законченное юридическое образование. Затем нужно проработать несколько лет помощником следователя. Только после этого у кандидата появляется шанс подняться по карьерной лестнице.

Обязанности при расследовании уголовных дел

Согласно гл.6 УПК РФ следователь обязан сохранять объективность при расследовании и выяснить все обстоятельства совершенного преступления в ходе процессуальных действий.

Более подробные задачи:

  • выявить и преследовать правонарушителя;
  • гарантировать права, закрепленные в Конституции РФ, всем участвующим в уголовном процессе (как подозреваемому, так и потерпевшему);
  • выявить обстоятельства и мотивы преступления;
  • составить характеристику личности злоумышленника;
  • определить степень причиненного им вреда;
  • доказать вину обвиняемого в преступлении, собрав все имеющиеся факты;
  • собрать обвинения и оправдательные доказательства в результате обращения обвинения и при его отсутствии;
  • опровергнуть защитников, направленных на оправдание обвиняемого;
  • снять с него ответственность за злодеяние, если нет доказательств его вины;
  • если в ходе расследования обнаруживаются доказательства, относящиеся к юрисдикции ст.1 ч.24 и ст.1 ч.27 УПК РФ, то закончить его и закрыть.

Конечно, это далеко неполный список, но основные функции следователя здесь перечислены.

Если говорить об обязанностях общественного помощника следователя следственного комитета, то главная из них — качественное исполнение всех требований и указаний со стороны его непосредственного руководителя.

Второстепенные задачи:

  • проверять материалы по делу;
  • проводить расследование “мелких” правонарушений;
  • выполнять комплекс мероприятий при проверке поступающих заявлений;
  • изучать личность преступника;
  • проводить опрос свидетелей и т.д.

Права следователя

По ст.38 УПК РФ в права следователя в уголовном процессе входят следующие:

  • инициация уголовного дела, если на это есть разрешение со стороны прокуратуры;
  • прием дела для расследования;
  • его отправка в прокуратуру для подследственности;
  • принятие решений о выполнении следственных действий или тех, что предусмотрены по УПК РФ.

Это ключевые права, но есть некоторые специфические для каждого из этапов проведения уголовной процедуры. Рассмотрим ниже права и обязанности следователя во время следствия и в суде.

Во время следствия

После инициации дела следователь имеет полное право опрашивать свидетелей преступления, а также проводить допрос подозреваемых в его совершении.

Если ему необходимо провести обыск, арест или другие действия в интересах следствия, для этого ему понадобится санкция суда или прокурора. Это входит в непосредственные обязанности следователя при расследовании уголовных дел.

Он самостоятельно проводит расследование и оценивает доказательства, которые он решил приобщить к делу.

Если расследование проводится в отношении гос.учреждений, он вправе проводить в них ревизию, требовать у них все необходимые документы или вещественные доказательства, но только в рамках УПК.

Важно! Следователь имеет право задерживать подозреваемого и оформлять его признание в законном порядке, а также использовать в его отношении меры пресечения и прочие меры принуждения по закону.

При выяснении невиновности обвиняемого он имеет право прекращать ведение уголовного дела или отправлять его в прокуратуру.

Когда дело переходит в суд, должностные обязанности следователя МВД не только не сужаются, но даже могут расшириться, как и его права.

Он вправе обжаловать действия прокурора и не соглашаться с ними, если они нарушают права и обязанности граждан. Для этого он обращается к вышестоящему начальству с письменным заявлением.

Также он имеет право проводить дополнительные мероприятия по подготовке доказательств и всех материалов при их передаче в суд. Затем все собранное и должным образом оформленное он обязан предоставить суду.

Во время судебного производства он проводит допросы, но в обязанности следователя следственного комитета не входит отчет о своей проделанной работе перед подсудимым или его адвокатом, а также ответы на какие-либо их вопросы.

Что такое процессуальная самостоятельность следователя

Согласно действующему законодательству, прокурор имеет полное право требовать от следователей устранения нарушений ФЗ, если они имели место во время дознания или предварительного следствия.

Однако следователи вправе не согласиться с требованиями прокурора, о чем обязаны уведомлять в письменном виде начальника следственного комитета.

Руководитель информирует прокурора о возражениях следователей и изучает ситуацию с позиций законности. После просмотра всех данных он либо подтверждает указанные прокурором нарушения следователям, либо отправляет первому мотивированные доказательства их отсутствия.

Важно! Хотя прокурор и наделен достаточно широкими полномочиями, следователь имеет право несколько критиковать его действия и отстаивать свое мнение.

Он также имеет право обжаловать указания руководителя, ходатайствовать о передаче дела другому следователю или его изъятии, обвинения подозреваемого и т.д. Так выражается его самостоятельность во всем процессе.

Заключение

Следователь – это должностное лицо в правоохранительных органах, отвечающее за проведение следственных действий в отношении уголовного дела. Его права и обязанности закреплены в УПК РФ и строго регулируются со стороны законодательства РФ.

У него есть и процессуальная самостоятельность, которая выражается в том, что он вправе обжаловать решения как прокурора, так и своего руководства.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, daka1.ru, jur24pro.ru, pravoved.ru, prava.expert.

»

Предыдущая
ДругоеКак платить НДФЛ при получении автостраховки?
Следующая
ДругоеКак погасить займ Домашние деньги банковской картой
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector